ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Оценка 4.9

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
физическая культура +1
Взрослым
04.04.2019
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Движения индивида, его двигательные навыки и умения — основное средство его взаимодействия со средой. С точки зрения психологии существенным представляется характеристика активности, во-первых, как состояния — как качества, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. Во-вторых, как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.
Двигательная октивность.docx
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Игорь Николаевич Паскольный Лесосибирский педагогический институт – филиал СФУ Движения  индивида,  его двигательные  навыки и умения — основное средство его взаимодействия со средой.  С   точки   зрения   психологии   существенным   представляется характеристика   активности,   во­первых,   как   состояния   —   как   качества, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. Во­вторых, как отношения — как более или   менее   энергичная   самодеятельность,   направленная   на   преобразование различных областей деятельности и самих субъектов. Ключевые слова:  психомоторика, глазодвигательная активность,  эмоциональная вялость, энергетический фонд ВВЕДЕНИЕ Научные   исследования   в   области   изучения   движения   и   двигательной активности   индивида   занимают   центральное   место   в   отечественной психологической науке. Ученые   всех   стран   давно   интересуются   как   различные   виды двигательной активности влияют на психическое развитие индивида, а также изучаются с целью целостного познания индивида в единстве физического и умственного развития. Теоретические и практические научные исследования в этой области отражены в трудах таких известных отечественных ученых, как Б.Г.Ананьев [1], Р.Ф. Лесгафт [18], И.М. Сеченов. Двигательная активность является одной из важнейших биологических потребностей   человека,   особенно   в   детском   и   юношеском   возрасте. Необходимость ᅟ движения ᅟ как ᅟ одной ᅟ из ᅟ общебиологических ᅟ потребностей ᅟ организма  ᅟ играет  ᅟ важную  ᅟ роль  ᅟ в  ᅟ жизни  ᅟ и  ᅟ развитии   ᅟ индивида  ᅟ на  ᅟ всех  ᅟ этапах  ᅟ его  ᅟ развития.  ᅟ Потому  ᅟ как  ᅟ развитие  ᅟ происходит  ᅟ в  ᅟ неразрывной  ᅟ связи ᅟ с ᅟ активной ᅟ мышечной ᅟ деятельностью ᅟ[15]. Таким  ᅟ образом,  ᅟ двигательная  ᅟ активность  ᅟ­  ᅟ это  ᅟ основной  ᅟ фактор,  ᅟ определяющий  ᅟ уровень ᅟ обменных  ᅟ процессов ᅟ организма  ᅟ и  ᅟ состояние  ᅟ его ᅟ костной, ᅟ мышечной ᅟ и  ᅟ сердечно­сосудистой ᅟ системы. ᅟ Она ᅟ связана ᅟ тесно ᅟ с ᅟ тремя ᅟ аспектами ᅟ здоровья: ᅟ физическим, ᅟ психическим ᅟ и ᅟ социальным ᅟ и ᅟ в ᅟ течение ᅟ жизни ᅟ индивида ᅟ играет ᅟ разную ᅟ роль ᅟ[16]. К   ᅟ привычной   ᅟ двигательной   ᅟ активности,   ᅟ согласно   ᅟ определению   ᅟ Всемирной   ᅟ организации   ᅟ здравоохранения,   ᅟ относят   ᅟ виды   ᅟ движений,   ᅟ направленные  ᅟ на  ᅟ удовлетворение  ᅟ естественных  ᅟ потребностей  ᅟ индивида.  ᅟ Сюда  ᅟ относят  ᅟ усилия,  ᅟ направленные  ᅟ на ᅟ личную  ᅟ гигиену, ᅟ приготовление ᅟ пищи, ᅟ действия ᅟ в ᅟ процессе ᅟ производственной ᅟ или ᅟ учебной ᅟ деятельности. Специально   ᅟ организованная   ᅟ двигательная   ᅟ активность   ᅟ включает   ᅟ различные   ᅟ формы   ᅟ занятий   ᅟ физическими   ᅟ упражнениями,   ᅟ активные   ᅟ передвижения ᅟ на ᅟ работу ᅟ или ᅟ учёбу, ᅟ игры, ᅟ прогулки. Двигательная   ᅟ активность   ᅟ оказывает   ᅟ существенное   ᅟ влияние   ᅟ на   ᅟ развитие   ᅟ индивида,   ᅟ и   ᅟ это   ᅟ бесспорный   ᅟ факт,   ᅟ который   ᅟ многократно   ᅟ приводится ᅟ различными ᅟ учёными ᅟ в ᅟ своих ᅟ научных ᅟ трудах.   ?  Особенности ?  двигательной ?  активности Двигательная   ᅟ активность   ᅟ является   ᅟ биологической   ᅟ потребностью   ᅟ организма,   ᅟ от   ᅟ удовлетворения   ᅟ данной   ᅟ потребности   ᅟ зависит   ᅟ здоровье   ᅟ человека.   ᅟ Данный   ᅟ вид   ᅟ активности   ᅟ имеет   ᅟ свои   ᅟ индивидуальные   ᅟ особенности ᅟ на ᅟ каждом ᅟ возрастном ᅟ периоде.  ᅟ В   ᅟ современных   ᅟ исследованиях   ᅟ отмечается,   ᅟ что   ᅟ разнообразные   ᅟ двигательные   ᅟ упражнения   ᅟ обеспечивают   ᅟ единство   ᅟ физического   ᅟ и   ᅟ умственного ᅟ развития ᅟ индивида.  ᅟ Так   ᅟ учеными   ᅟ Л.С.    ᅟ Выготским   ᅟ [5],    ᅟ М.М. Кольцовой   ᅟ [16]    ᅟ подтверждена ᅟ первостепенная ᅟ роль ᅟ движений ᅟ в ᅟ становлении ᅟ психических ᅟ функций ᅟ ребенка. ᅟ В ᅟ работах  ᅟ Дворкиной ᅟ[8],  ᅟ Г.А. Каданцевой  ᅟ[14],  ᅟ Н.И. ᅟ подтверждается  ᅟ наличие  ᅟ близкой  ᅟ связи  ᅟ между  ᅟ степенью  ᅟ физической  ᅟ подготовленности  ᅟ и  ᅟ уровнем  ᅟ развития  ᅟ познавательной  ᅟ деятельности  ᅟ у  ᅟ дошкольников. В ᅟ современной ᅟ детской ᅟ психологии ᅟ используется ᅟ такое ᅟ понятие, ᅟ как ᅟ психомоторика,   ᅟ поясняющее   ᅟ как   ᅟ «объективизация   ᅟ всех   ᅟ форм   ᅟ психического   ᅟ отражения   ᅟ определяемыми   ᅟ ими   ᅟ движениями»   ᅟ [12].   ᅟ Психомоторика   ᅟ ­   ᅟ это   ᅟ реализация   ᅟ психической   ᅟ деятельности   ᅟ через   ᅟ двигательную ᅟ активность, ᅟ что ᅟ выступает ᅟ особенностью ᅟ развития ᅟ ребенка ᅟ в ᅟ дошкольный ᅟ период ᅟ жизни. ᅟ ᅟ Согласно ᅟ данным ᅟ исследований ᅟ двигательная ᅟ активность ᅟ с ᅟ раннего ᅟ возраста  ᅟ идет  ᅟ в  ᅟ параллели  ᅟ с  ᅟ развитием  ᅟ высших  ᅟ психических  ᅟ функций  ᅟ индивида.  ᅟ Рассмотрим,  ᅟ как  ᅟ происходит  ᅟ данный  ᅟ процесс  ᅟ на  ᅟ некоторых  ᅟ важных ᅟ этапах ᅟ онтогенеза. Движение   ᅟ ­   ᅟ высокоэффективный   ᅟ возбудитель   ᅟ внимания,   ᅟ двигательными   ᅟ компонентами   ᅟ которого   ᅟ являются    ᅟ глазодвигательная   ᅟ активность.   ᅟ Уже   ᅟ на   ᅟ ранних   ᅟ этапах   ᅟ онтогенеза   ᅟ глазные   ᅟ движения   ᅟ позволяют   ᅟ обнаружить   ᅟ объект   ᅟ и  ᅟ удержать   ᅟ его   ᅟ в   ᅟ поле   ᅟ зрения,  ᅟ что   ᅟ способствует   ᅟ продлить   ᅟ контакта   ᅟ индивида   ᅟ с   ᅟ предметом.   ᅟ При   ᅟ осуществлении  ᅟ простейших  ᅟ действий  ᅟ с  ᅟ помощью  ᅟ зрения,  ᅟ осязания  ᅟ и  ᅟ других   ᅟ анализаторов   ᅟ индивид   ᅟ вынужден   ᅟ учитывать   ᅟ характеристики   ᅟ используемых ᅟ предметов ᅟ(размер, ᅟ форму, ᅟ местоположение), ᅟ ориентируя ᅟ на ᅟ них ᅟ свои ᅟ действия ᅟ и ᅟ регулируя ᅟ свои ᅟ мышечные ᅟ усилия. Осуществление   ᅟ двигательных   ᅟ функций   ᅟ выступает   ᅟ основой   ᅟ для   ᅟ развития  ᅟ представлений  ᅟ индивид  ᅟ о  ᅟ времени  ᅟ и  ᅟ пространстве.  ᅟ Например,  ᅟ М.М.   ᅟ Кольцова   ᅟ [16]   ᅟ отмечает,   ᅟ что   ᅟ представление   ᅟ порядка   ᅟ может   ᅟ возникнуть ᅟ только ᅟ на ᅟ основании ᅟ понимания ᅟ последовательности ᅟ действий, ᅟ совершаемых ᅟ индивидом. Так  ᅟ грудной  ᅟ возраст  ᅟ характеризуется  ᅟ как  ᅟ период  ᅟ очень  ᅟ бурного  ᅟ развития ᅟ всех ᅟ структурно­функциональных ᅟ систем. ᅟ Именно ᅟ двигательная ᅟ активность ᅟ играет ᅟ первостепенную ᅟ роль ᅟ в ᅟ становлении ᅟ функций ᅟ организма ᅟ ребенка. Такая  ᅟ двигательная  ᅟ активность  ᅟ как  ᅟ ползание  ᅟ в  ᅟ детском  ᅟ возрасте  ᅟ позволяет   ᅟ развивать   ᅟ и   ᅟ тактильную   ᅟ чувствительность.   ᅟ Благодаря   ᅟ информации  ᅟ от ᅟ проприорецепторов,  ᅟ которые ᅟ сообщают  ᅟ о ᅟ расположении  ᅟ частей  ᅟ тела   ᅟ индивида  ᅟ относительно  ᅟ друг  ᅟ друга,  ᅟ у  ᅟ ребенка  ᅟ создается  ᅟ пространственное   ᅟ представление   ᅟ о   ᅟ своем   ᅟ теле,   ᅟ получившее   ᅟ название   ᅟ схемы ᅟ тела. ᅟ Именно ᅟ на ᅟ этапе ᅟ ползания ᅟ закладывается ᅟ навык ᅟ ориентации ᅟ в ᅟ пространстве, ᅟ и ᅟ формируются ᅟ предпосылки ᅟ для ᅟ овладения ᅟ грамматикой ᅟ родного ᅟ языка. К   ᅟ характеристикам   ᅟ двигательной   ᅟ активности   ᅟ относятся   ᅟ такие   ᅟ параметры, ᅟ как ᅟ уровень  ᅟ двигательной ᅟ активности ᅟ и ᅟ двигательный ᅟ тип.    ᅟ Выделяются ᅟ 3 уровня  ᅟ двигательной ᅟ активности: высокий ᅟ(высокая ᅟ подвижность, ᅟ хороший ᅟ уровень ᅟ развития ᅟ основных ᅟ видов ᅟ движений, ᅟ богатый ᅟ двигательный ᅟ опыт); средний   ᅟ (хороший   ᅟ уровень   ᅟ физической   ᅟ подготовленности,   ᅟ им   ᅟ свойственно ᅟ уравновешенное ᅟ поведение, ᅟ умение ᅟ сосредоточиваться ᅟ и ᅟ быть  ᅟ внимательными  ᅟ при  ᅟ выполнении  ᅟ двигательных  ᅟ заданий,  ᅟ но  ᅟ иногда ᅟ отмечается ᅟ слабая ᅟ техника ᅟ движений);  низкий   ᅟ (малоподвижность,   ᅟ наблюдается   ᅟ отставание   ᅟ показателей   ᅟ развития   ᅟ основных   ᅟ видов   ᅟ движений   ᅟ и   ᅟ физических   ᅟ качеств   ᅟ от   ᅟ возрастных ᅟ нормативов, ᅟ общая ᅟ пассивность, ᅟ застенчивость). Клинический   ᅟ психолог   ᅟ Е.С.   ᅟ Лебедева   ᅟ отмечает,   ᅟ что   ᅟ при   ᅟ недостаточно   ᅟ развитой   ᅟ координации   ᅟ движений,   ᅟ работы   ᅟ каждого   ᅟ полушария   ᅟ и   ᅟ межполушарного   ᅟ взаимодействия,   ᅟ у   ᅟ ребенка   ᅟ в   ᅟ школе   ᅟ возможны   ᅟ проблемы   ᅟ при   ᅟ письме:   ᅟ он   ᅟ пишет   ᅟ буквы   ᅟ в   ᅟ зеркальном   ᅟ отражении, ᅟ имеет ᅟ плохой ᅟ подчерк ᅟ и ᅟ гряз ᅟ в ᅟ тетрадках. ᅟ Таким ᅟ образом, ᅟ если   ᅟ пропустить   ᅟ данный   ᅟ этап   ᅟ физического   ᅟ развития,   ᅟ также   ᅟ будет   ᅟ пропущен ᅟ важный ᅟ этап ᅟ развития ᅟ мозга ᅟ индивида ᅟ[17]. Проведенные ᅟ исследования ᅟ О.В.Фроловой  ᅟ[28] ᅟ на ᅟ тему ᅟ становления ᅟ движений   ᅟ у   ᅟ нормальных   ᅟ детей   ᅟ и   ᅟ детей   ᅟ с   ᅟ аномальным   ᅟ развитием   ᅟ доказывают   ᅟ важность   ᅟ условий,   ᅟ в   ᅟ которых   ᅟ растет   ᅟ и   ᅟ развивает   ᅟ двигательную ᅟ активность ᅟ ребенок. ᅟ Важными ᅟ факторами ᅟ для ᅟ становления ᅟ произвольных   ᅟ движений   ᅟ в   ᅟ дошкольном   ᅟ возрасте   ᅟ выступает   ᅟ игра   ᅟ и   ᅟ словесное  ᅟ сопровождение  ᅟ движения.  ᅟ Только  ᅟ в  ᅟ процессе  ᅟ игры  ᅟ движение  ᅟ может   ᅟ стать   ᅟ полноценным,   ᅟ а   ᅟ слово   ᅟ помогает   ᅟ упорядочить,   ᅟ сконструировать ᅟ и ᅟ организовать  ᅟ само ᅟ движение.  ᅟ Авторы ᅟ делают ᅟ вывод ᅟ о ᅟ том, ᅟ что ᅟ для ᅟ детей ᅟ с ᅟ аномальным ᅟ развитием ᅟ движение ᅟ ведет ᅟ за ᅟ собой ᅟ значительное  ᅟ расширение  ᅟ их  ᅟ возможностей,  ᅟ а  ᅟ также  ᅟ возникновение  ᅟ и  ᅟ развитие ᅟ игры. М.М.Кольцова  ᅟ и  ᅟ Е.А.  ᅟ Аркин   ᅟ[16]  ᅟ отмечают  ᅟ тесную  ᅟ взаимосвязь  ᅟ между   ᅟ двигательной   ᅟ и   ᅟ эмоциональной   ᅟ сферами,   ᅟ подчеркивая,   ᅟ что   ᅟ вызываемые  ᅟ движениями  ᅟ ощущения  ᅟ являются  ᅟ для  ᅟ индивида  ᅟ ценными.  ᅟ Каждое   ᅟ исполненное   ᅟ движение,   ᅟ связанное   ᅟ с   ᅟ вставанием,   ᅟ ползанием,   ᅟ ходьбой  ᅟ и  ᅟ другие,  ᅟ вызывает  ᅟ яркие  ᅟ эмоциональные  ᅟ реакции.  ᅟ В  ᅟ связи  ᅟ с  ᅟ этим ᅟ потребность ᅟ в ᅟ двигательной ᅟ активности ᅟ рассматривается ᅟ в ᅟ качестве ᅟ одной  ᅟ из  ᅟ основных  ᅟ и  ᅟ жизненно  ᅟ важных  ᅟ потребностей.  ᅟ При  ᅟ отсутствии  ᅟ необходимых   ᅟ условий   ᅟ для   ᅟ развития   ᅟ двигательной   ᅟ сферы   ᅟ возникает    ᅟ эмоциональная  ᅟ вялость.  ᅟ М.М.  ᅟ Кольцова  ᅟ[16]  ᅟ отмечает,  ᅟ что  ᅟ дефицит  ᅟ движения ᅟ провоцирует ᅟ формирование ᅟ стереотипных ᅟ движений ᅟ(например, ᅟ сосание  ᅟ пальцев,  ᅟ раскачивание  ᅟ тела  ᅟ вперед­назад),  ᅟ которые  ᅟ в  ᅟ короткий  ᅟ промежуток  ᅟ времени  ᅟ становятся  ᅟ автоматическими,  ᅟ и  ᅟ которые  ᅟ сложно  ᅟ поддаются ᅟ корректировке. Ограничение ᅟ двигательной ᅟ активности ᅟ противоречит ᅟ биологическим ᅟ потребностям ᅟ детского ᅟ организма ᅟ и ᅟ снижает ᅟ его  ᅟ энергетический ᅟ фонд, ᅟ отрицательно  ᅟ сказывается  ᅟ на  ᅟ физическом  ᅟ состоянии  ᅟ(замедляется  ᅟ рост,  ᅟ ослабевает   ᅟ иммунитет   ᅟ к   ᅟ простудным   ᅟ заболеваниям)   ᅟ и   ᅟ приводит   ᅟ к   ᅟ снижению   ᅟ темпа   ᅟ психического   ᅟ развития   ᅟ учащихся.   ᅟ Недостаточная   ᅟ физическая ᅟ активность ᅟ особенно ᅟ опасна ᅟ в ᅟ периоды ᅟ активного ᅟ роста ᅟ тела, ᅟ когда ᅟ ускоренное ᅟ развитие ᅟ скелета ᅟ и ᅟ мышечной ᅟ массы ᅟ не ᅟ подкрепляются ᅟ соответствующей   ᅟ тренировкой   ᅟ систем   ᅟ кровообращения   ᅟ и   ᅟ дыхания   ᅟ и   ᅟ ростом ᅟ силового ᅟ потенциала. Головин ᅟ О.В.  ᅟ[6]   ᅟ считает, ᅟ что  ᅟ двигательная  ᅟ активность  ᅟ человека  ᅟ является  ᅟ биологически  ᅟ обусловленной  ᅟ потребностью,  ᅟ выступая  ᅟ мощным  ᅟ фактором   ᅟ формирования   ᅟ морфофункционального   ᅟ фенотипа,   ᅟ который   ᅟ обеспечивает   ᅟ не   ᅟ только   ᅟ высокий   ᅟ потенциал   ᅟ его   ᅟ биологического   ᅟ и   ᅟ психического ᅟ здоровья, ᅟ но ᅟ и ᅟ высокую  ᅟ резистентность ᅟ(сопротивляемость) ᅟ защитных   ᅟ свойств   ᅟ организма   ᅟ к    ᅟ дезадаптации   ᅟ и   ᅟ патологии.  ᅟ Слабое    ᅟ физическое ᅟ развитие ᅟ организма ᅟ человека, ᅟ связанное ᅟ главным ᅟ образом, ᅟ с ᅟ дефектами ᅟ физического ᅟ воспитания, ᅟ как ᅟ правило, ᅟ в ᅟ детстве, ᅟ становится ᅟ фактором   ᅟ риска   ᅟ в   ᅟ возникновении   ᅟ и   ᅟ прогрессировании   ᅟ большинства   ᅟ болезней.   ᅟ При   ᅟ этом   ᅟ оптимальные   ᅟ физические   ᅟ нагрузки,   ᅟ напротив,   ᅟ положительно   ᅟ влияют   ᅟ на   ᅟ жизненную   ᅟ активность   ᅟ всех   ᅟ внутри­   ᅟ и   ᅟ внесистемных ᅟ функциональных ᅟ структур, ᅟ повышая ᅟ устойчивость ᅟ организма ᅟ к ᅟ различным ᅟ заболеваниям. Анализ  ᅟ литературы  ᅟ позволяет  ᅟ сделать  ᅟ вывод,  ᅟ что  ᅟ двигательная  ᅟ активность   ᅟ необходима.   ᅟ Однако   ᅟ существует   ᅟ предел   ᅟ нагрузок,   ᅟ при   ᅟ достижении ᅟ которого ᅟ дополнительная ᅟ работа ᅟ не ᅟ только ᅟ бесполезна, ᅟ но ᅟ и ᅟ вредна.   ᅟ При   ᅟ постоянном   ᅟ «переборе»   ᅟ нагрузки   ᅟ возникает   ᅟ состояние   ᅟ избыточной ᅟ тренированности, ᅟ которое ᅟ может ᅟ проявляться ᅟ в ᅟ следующем: ­ ᅟ нарушается ᅟ сон ­ ᅟ в ᅟ мышцах ᅟ появляются ᅟ болезненные ᅟ ощущения ­ ᅟ повышается ᅟ ЧСС ­ ᅟ усиливается ᅟ эмоциональная ᅟ неустойчивость ­ ᅟ ухудшается ᅟ аппетит ᅟ и ᅟ снижается ᅟ масса ᅟ тела ­ ᅟ периодически ᅟ появляются ᅟ приступы ᅟ тошноты ­ ᅟ увеличивается ᅟ вероятность ᅟ возникновения ᅟ простудных ᅟ заболеваний ­ ᅟ повышается ᅟ артериальное ᅟ давление Кроме   ᅟ этого,   ᅟ чрезмерные   ᅟ нагрузки   ᅟ приводят   ᅟ к   ᅟ изнашиванию   ᅟ функциональных   ᅟ систем,   ᅟ которые   ᅟ непосредственно   ᅟ задействованы   ᅟ в   ᅟ обеспечении  ᅟ работы.  ᅟ При  ᅟ этом  ᅟ возникает  ᅟ отрицательная  ᅟ перекрестная  ᅟ адаптация   ᅟ – ᅟ нарушение   ᅟ адаптационных   ᅟ возможностей,   ᅟ и   ᅟ систем,   ᅟ непосредственно   ᅟ не   ᅟ связанных   ᅟ с  ᅟ данным   ᅟ видом   ᅟ нагрузки   ᅟ (снижение   ᅟ иммунитета, ᅟ нарушение ᅟ перистальтики ᅟ кишечника). Высокоинтенсивные ᅟ нагрузки ᅟ могут ᅟ вызвать ᅟ повреждение ᅟ структур ᅟ сердца  ᅟ и  ᅟ мышц.  ᅟ Продолжительные  ᅟ изнуряющие  ᅟ статические  ᅟ нагрузки  ᅟ приводят ᅟ к ᅟ снижению ᅟ выносливости, ᅟ а ᅟ динамические ᅟ– ᅟ к ᅟ повышенному ᅟ утомлению.   ᅟ Значительная   ᅟ гипертрофия   ᅟ мышц   ᅟ может   ᅟ приводить   ᅟ к    ᅟ ухудшению ᅟ обеспечения ᅟ их ᅟ работы ᅟ со ᅟ стороны ᅟ системы ᅟ кровообращения, ᅟ а ᅟ также ᅟ увеличенному ᅟ производству  ᅟ лактата ᅟ(продукт  ᅟ бескислородного, ᅟ анаэробного ᅟ окисления ᅟ гликогена). Избыточная  ᅟ активность  ᅟ может  ᅟ привести  ᅟ к  ᅟ сдвигу  ᅟ вегетативного  ᅟ тонуса ᅟ в ᅟ сторону ᅟ симпатической ᅟ активности, ᅟ что ᅟ вызывает ᅟ гипертонию ᅟ и ᅟ повышает ᅟ риск  ᅟ сердечно­сосудистых ᅟ заболеваний. Поэтому ᅟ важно ᅟ найти ᅟ оптимальный ᅟ уровень ᅟ нагрузок, ᅟ который ᅟ при ᅟ данном  ᅟ состоянии  ᅟ организма  ᅟ будет  ᅟ давать  ᅟ максимальный  ᅟ тренирующий  ᅟ эффект. В  ᅟ различных  ᅟ учебниках ᅟ и ᅟ журналах  ᅟ о ᅟ здоровье ᅟ часто ᅟ приводятся ᅟ средние  ᅟ объемы  ᅟ нагрузок,  ᅟ а  ᅟ также  ᅟ тренировочные  ᅟ программы,  ᅟ которые  ᅟ надо  ᅟ выполнять,  ᅟ чтобы  ᅟ оставаться  ᅟ здоровым  ᅟ и  ᅟ сильным.  ᅟ Для  ᅟ примера  ᅟ ниже   ᅟ приведена   ᅟ таблица,   ᅟ где   ᅟ указывается   ᅟ необходимый   ᅟ объем   ᅟ двигательной ᅟ активности ᅟ в ᅟ зависимости ᅟ от ᅟ возраста. В  ᅟ таблице   ᅟ 1  ᅟ представлены   ᅟ оптимальные   ᅟ объемы    ᅟ двигательной   ᅟ активности. Таблица ᅟ 1 ᅟ­ ᅟ Оптимальные ᅟ объемы  ᅟ двигательной ᅟ активности Возраст Дошкольники Школьник Студенты Взрослые, ᅟ работники ᅟ физического ᅟ труда Взрослые, ᅟ работники ᅟ умственного ᅟ труда Люди ᅟ старшего ᅟ возраста Объем ᅟ двигательной ᅟ активности ᅟ(часов ᅟ в ᅟ неделю) 21­28 ᅟ ч 21­24 ᅟ ч 10­14 ᅟ ч 7­10 ᅟ ч 14­21 ᅟ ч 14­21 ᅟ ч   ᅟ Однако   ᅟ к   ᅟ использованию   ᅟ данных   ᅟ усредненных   ᅟ цифр   ᅟ надо   ᅟ относиться ᅟ с ᅟ осторожностью. ᅟ Очевидно, ᅟ что ᅟ оптимальный ᅟ объем ᅟ нагрузки ᅟ зависит   ᅟ не   ᅟ только   ᅟ от   ᅟ возраста,   ᅟ но   ᅟ и   ᅟ от   ᅟ индивидуального   ᅟ уровня   ᅟ тренированности, ᅟ здоровья ᅟ и ᅟ текущего  ᅟ психоэмоционального ᅟ состояния. Критериями   ᅟ оптимальности   ᅟ уровня   ᅟ нагрузки   ᅟ и   ᅟ тренировочного   ᅟ режима ᅟ можно ᅟ выбрать ᅟ следующие: ­ ᅟ появление ᅟ«мышечной ᅟ радости» ᅟ после  ᅟ двигательной ᅟ активности ᅟ и ᅟ его ᅟ сохранение ᅟ между ᅟ тренировками ᅟ(особое ᅟ приподнятое ᅟ эмоциональное ᅟ состояние, ᅟ состояние ᅟ бодрости) ­   ᅟ отсутствие   ᅟ мышечных,   ᅟ суставных,   ᅟ сухожильных   ᅟ болей   ᅟ после   ᅟ тренировок ᅟ и ᅟ между ᅟ ними ­ ᅟ улучшение ᅟ работоспособности ­ ᅟ увеличение ᅟ эмоциональной ᅟ устойчивости ­ ᅟ улучшение ᅟ памяти ᅟ и ᅟ внимания ­ ᅟ отсутствие ᅟ проблем ᅟ со ᅟ сном ­ ᅟ улучшение ᅟ аппетита ­ ᅟ улучшение ᅟ пищеварения ­ ᅟ улучшение ᅟ выносливости ­ ᅟ увеличение ᅟ силы ­   ᅟ отсутствие   ᅟ увеличения   ᅟ и   ᅟ значительного   ᅟ снижения   ᅟ ЧСС   ᅟ и   ᅟ артериального ᅟ давления ᅟ в ᅟ покое Таким   ᅟ образом,    ᅟ двигательная   ᅟ активность   ᅟ напрямую   ᅟ влияет   ᅟ на   ᅟ состояние ᅟ всех ᅟ систем ᅟ организма,  ᅟ для ᅟ поддержания ᅟ здоровья ᅟ необходим ᅟ оптимальный  ᅟ уровень  ᅟ двигательной  ᅟ активности,   ᅟ в  ᅟ процессе  ᅟ тренировок  ᅟ нужно   ᅟ ориентироваться   ᅟ на   ᅟ самочувствие   ᅟ и   ᅟ измерения   ᅟ некоторых   ᅟ объективных ᅟ показателей ᅟ состояния ᅟ организма. Многие  ᅟ исследования  ᅟ и  ᅟ мнения  ᅟ ученых  ᅟ подтверждают  ᅟ единство  ᅟ физического ᅟ и ᅟ умственного ᅟ развития ᅟ на ᅟ базе ᅟ формирования ᅟ двигательной ᅟ активности   ᅟ с   ᅟ раннего   ᅟ возраста.   ᅟ Важным   ᅟ моментом     ᅟ выступает   ᅟ своевременное   ᅟ освоение   ᅟ такого   ᅟ двигательного   ᅟ акта,   ᅟ как   ᅟ ползание,   ᅟ поскольку ᅟ оно ᅟ стимулирует ᅟ развитие ᅟ моторных ᅟ зон ᅟ коры ᅟ головного ᅟ мозга ᅟ и ᅟ способствует ᅟ улучшению ᅟ межполушарного ᅟ взаимодействия. ᅟ Это, ᅟ в ᅟ свою ᅟ очередь, ᅟ закладывает ᅟ навык ᅟ ориентации ᅟ в ᅟ пространстве, ᅟ и ᅟ формируются ᅟ предпосылки  ᅟ для  ᅟ овладения  ᅟ грамматикой  ᅟ родного  ᅟ языка.  ᅟ Было  ᅟ также  ᅟ отмечено,  ᅟ что  ᅟ чем  ᅟ разнообразнее  ᅟ выполняемое  ᅟ движение,  ᅟ тем  ᅟ больше  ᅟ информации   ᅟ поступает   ᅟ в   ᅟ мозг,   ᅟ и   ᅟ тем   ᅟ интенсивнее   ᅟ идет   ᅟ процесс   ᅟ психического ᅟ развития ᅟ индивида Заключение ?   Настоящая   ᅟ работа   ᅟ посвящена   ᅟ теме   ᅟ «Двигательная   ᅟ активность».   ᅟ Анализ   ᅟ литературы   ᅟ в   ᅟ рамках   ᅟ данной   ᅟ темы   ᅟ показал,   ᅟ что   ᅟ проблема   ᅟ двигательной ᅟ активности, ᅟ ее ᅟ роль ᅟ в ᅟ жизни ᅟ индивида ᅟ является ᅟ актуальной ᅟ в ᅟ настоящее ᅟ время. Изучение  ᅟ сущности  ᅟ понятия  ᅟ«двигательная  ᅟ активность»  ᅟ позволило  ᅟ сделать ᅟ вывод, ᅟ что ᅟ данный ᅟ термин ᅟ рассматривается ᅟ во ᅟ многих ᅟ науках. ᅟ В ᅟ настоящей ᅟ работе ᅟ используется ᅟ понятие  ᅟ двигательной ᅟ активности.  ᅟ Под   ᅟ понятием   ᅟ «двигательная   ᅟ активность»   ᅟ понимается   ᅟ такая   ᅟ деятельность, ᅟ которая ᅟ возникает ᅟ в ᅟ результате ᅟ сокращения ᅟ мышц ᅟ индивида ᅟ и   ᅟ перемещения   ᅟ его   ᅟ тела/частей   ᅟ тела/конечностей   ᅟ в   ᅟ пространстве   ᅟ в   ᅟ результате   ᅟ активации   ᅟ обменных   ᅟ процессов.   ᅟ Проще   ᅟ говоря,   ᅟ это   ᅟ совокупность   ᅟ движений,   ᅟ совершенных   ᅟ в   ᅟ определенный   ᅟ промежуток   ᅟ времени. Индивид ᅟ развивается ᅟ в ᅟ неразрывной ᅟ связи ᅟ с ᅟ активной ᅟ двигательной ᅟ деятельностью. ᅟ Однако ᅟ потребность ᅟ индивида ᅟ к ᅟ двигательной ᅟ активности ᅟ сугубо ᅟ индивидуальна ᅟ и ᅟ зависит ᅟ от ᅟ многих ᅟ факторов.  ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ Основными ᅟ видами ᅟ двигательной ᅟ активности ᅟ в ᅟ жизни ᅟ индивида ᅟ являются ᅟ следующие:  ᅟ ходьба, ᅟ бег, ᅟ танцы, ᅟ езда ᅟ на ᅟ велосипеде, ᅟ плавание, ᅟ вода ᅟ для ᅟ здоровья. Многочисленные   ᅟ исследования   ᅟ показывают,   ᅟ что   ᅟ двигательная   ᅟ активность ᅟ благоприятно ᅟ влияет ᅟ на ᅟ психическое ᅟ и ᅟ физическое ᅟ развитие ᅟ индивида. ᅟ Однако, ᅟ в ᅟ силу ᅟ развития ᅟ технического ᅟ процесса, ᅟ современный ᅟ житель   ᅟ предпочитает  ᅟ болеет  ᅟ пассивный  ᅟ образ  ᅟ жизни,  ᅟ нежели  ᅟ спорт  ᅟ и  ᅟ двигательные   ᅟ упражнения.    ᅟ Бешенный   ᅟ ритм   ᅟ жизни,   ᅟ сидячая   ᅟ работа,   ᅟ передвижение   ᅟ на   ᅟ автомобиле   ᅟ отрицательно   ᅟ сказываются   ᅟ на   ᅟ здоровье   ᅟ индивида. ᅟ В ᅟ связи ᅟ с ᅟ этим ᅟ важно ᅟ включать ᅟ в ᅟ свою ᅟ жизнь ᅟ различные ᅟ виды ᅟ двигательной   ᅟ активности,   ᅟ для   ᅟ поддержания   ᅟ оптимального   ᅟ уровня   ᅟ физического  ᅟ развития  ᅟ и  ᅟ состояния  ᅟ здоровья  ᅟ как  ᅟ физического,  ᅟ так  ᅟ и  ᅟ психического. Список ?  использованных ?  источников 1. Анохин, ᅟ П.К. ᅟ Очерки ᅟ по ᅟ физиологии ᅟ функциональных ᅟ систем ᅟ/ ᅟ П.К.Анохин. ᅟ ­ ᅟ М.: ᅟ Медицина, ᅟ 1975. ᅟ С. ᅟ 17­59  ᅟ 2. Бернштейн, ᅟ Н.А. ᅟ Биомеханика ᅟ и ᅟ физиология ᅟ движений ᅟ/ ᅟ Н.А. ᅟ Бернштейн  ᅟ/  ᅟ Под  ᅟ ред.  ᅟ В.П.  ᅟ Зинченко.  ᅟ– ᅟ М.:  ᅟ Издательство  ᅟ института  ᅟ практической ᅟ психологии; ᅟ Воронеж: ᅟ НПО ᅟ МОДЕК, ᅟ 1997. ᅟ– ᅟ 608  ᅟ с.  ᅟ 3. Бондаренко ᅟ Е.В. ᅟ Влияние ᅟ двигательной ᅟ активности ᅟ на ᅟ развитие ᅟ психомоторных ᅟ и ᅟ познавательных ᅟ способностей ᅟ школьников ᅟ/  ᅟ Дис.к.пс.н. ᅟ Ставрополь, ᅟ 2002. 4. Велитченко   ᅟ В.   ᅟ К.  ᅟ Физкультура   ᅟ для   ᅟ ослабленных   ᅟ детей   ᅟ :   ᅟ методическое ᅟ пособие ᅟ/ ᅟ В. ᅟ К.   ᅟ Велитченко. ᅟ– ᅟ м. ᅟ:  ᅟ тера­спорт, ᅟ 2003. ᅟ– ᅟ 336 ᅟ с. 5. Выготский Л.С. ᅟ Психология ᅟ развития ᅟ человека. ᅟ— ᅟ М.: ᅟ Изд­во ᅟ Смысл;  ᅟ Эксмо, ᅟ 2005. ᅟ— ᅟ 1136  ᅟ с. 6. Головин ᅟ О.В. ᅟ Двигательная ᅟ активность ᅟ дошкольников: ᅟ учебное ᅟ пособие.  ᅟ­Новосибирск: ᅟ ГЦРО, ᅟ 2009. ᅟ­304 ᅟ с. Горбунов,   ᅟ С.А.   ᅟ Роль   ᅟ 7. в   ᅟ совершенствовании   ᅟ и   ᅟ профессиональной  ᅟ деятельности  ᅟ/  ᅟ С.А.  ᅟ Горбунов,  ᅟ А.В.  ᅟ Дубровский  ᅟ//  ᅟ Теория ᅟ и ᅟ практика ᅟ физической ᅟ культуры. ᅟ­ ᅟ 2002. ᅟ­ ᅟ№ ᅟ 12. ᅟ­ ᅟ С. ᅟ 13­15. физической   ᅟ к   ᅟ культуры   ᅟ обучению   ᅟ умственной   ᅟ готовности   ᅟ 8. Дворкина, ᅟ Н.И. ᅟ Взаимосвязь ᅟ силовых ᅟ и ᅟ психических ᅟ качеств ᅟ дошкольников ᅟ 3—6 ᅟ лет ᅟ/ ᅟ Н.И. ᅟ Дворкина ᅟ// ᅟ Физическая ᅟ культура ᅟ и ᅟ спорт: ᅟ воспитание, ᅟ образование, ᅟ тренировка. ᅟ— ᅟ 2002. ᅟ­ ᅟ№3.­С. ᅟ 7­11. 9. Двигательная   ᅟ активность   ᅟ и   ᅟ реакция   ᅟ вегетативных   ᅟ систем   ᅟ организма   ᅟ младших   ᅟ школьников   ᅟ на   ᅟ физические   ᅟ нагрузки:   ᅟ учебное   ᅟ пособие/отв.  ᅟ Ред.  ᅟ Р.  ᅟ А.   ᅟ Шабунин;   ᅟ Свердловский   ᅟ гос.  ᅟ пед.   ᅟ ин­т.  ᅟ— ᅟ Свердловск: ᅟ[б. ᅟ и.], ᅟ 1981. ᅟ— ᅟ 80  ᅟ с. 10. Дубровинская ᅟ Н. ᅟ В., ᅟ Фарбер ᅟ Д. ᅟ А., ᅟ М. ᅟ М. ᅟ Безруких ᅟ М. ᅟ М. ᅟ Психофизиология   ᅟ ребенка.   ᅟ Психофизиологические   ᅟ основы   ᅟ детской    ᅟ валеологии: ᅟ учеб.  ᅟ пособие ᅟ для ᅟ вузов ᅟ– ᅟ М.: ᅟ ВЛАДОС, ᅟ 2000. ᅟ– ᅟ 144 ᅟ с. 11. Дудьев ᅟ В.П. ᅟ Психомоторика: ᅟ словарь­справочник, ᅟ 2008г. 12. Душков ᅟ Б.А., ᅟ Королев ᅟ А.В., ᅟ Смирнов ᅟ Б.А. ᅟ Энциклопедический ᅟ словарь:   ᅟ Психология   ᅟ труда,   ᅟ управления,   ᅟ инженерная   ᅟ психология   ᅟ и   ᅟ эргономика. ᅟ Екатеринбург, ᅟ 2005. 13. Ильин,  ᅟ Е.П.  ᅟ Психомоторная  ᅟ организация  ᅟ индивида  ᅟ ᅟ ᅟ/  ᅟ Е.П.  ᅟ Ильин. ᅟ– ᅟ СПб.: ᅟ Питер, ᅟ 2003. ᅟ– ᅟ 384  ᅟ с.  ᅟ 14. Каданцева  ᅟ Г.А.,   ᅟ Худенко  ᅟ Е.Д.,   ᅟ Шоркина  ᅟ Т.Д.  ᅟ Развивающие  ᅟ игры ᅟ и ᅟ упражнения ᅟ для ᅟ развития ᅟ эмоциональной ᅟ регуляции ᅟ поведения ᅟ у ᅟ особого ᅟ ребенка 15. Колидзей, ᅟ Э.А. ᅟ Становление ᅟ и ᅟ развитие ᅟ двигательных ᅟ действий ᅟ ребенка ᅟ ᅟ ᅟ/ ᅟ Е.А.  ᅟ Колидзей ᅟ//  ᅟ дисс… ᅟ на ᅟ соискание  ᅟ уч. ᅟ степени  ᅟ докт. ᅟ психол. ᅟ наук. ᅟ– ᅟ М., ᅟ 2002. ᅟ– ᅟ 328 ᅟ с.  ᅟ 16. Кольцова ᅟ М.М. ᅟ Двигательная ᅟ активность ᅟ и ᅟ развитие ᅟ функций ᅟ мозга ᅟ ребенка ᅟ(роль ᅟ двигательного ᅟ анализатора ᅟ в ᅟ формировании ᅟ высшей ᅟ нервной ᅟ деятельности). ᅟ– ᅟ М.: ᅟ Педагогика, ᅟ 1973. ᅟ­ ᅟ 144с. 17. Лебединский,   ᅟ В.В.   ᅟ Нарушения   ᅟ психического   ᅟ развития   ᅟ в   ᅟ детском   ᅟ возрасте   ᅟ ᅟ ᅟ /   ᅟ В.В.   ᅟ Лебединский.  ᅟ– ᅟ М.:   ᅟ Издательский   ᅟ центр ᅟ«Академия», ᅟ 2003. ᅟ– ᅟ 144  ᅟ с.  ᅟ 18. Лесгафт, ᅟ П.Ф. ᅟ Собрание ᅟ педагогических ᅟ сочинений ᅟ В ᅟ 2 ᅟ т. ᅟ ᅟ ᅟ/ ᅟ П.Ф. ᅟ Лесгафт. ᅟ– ᅟ М.: ᅟ Физкультура ᅟ и ᅟ спорт, ᅟ 1951. ᅟ– ᅟ Т. ᅟ 1. ᅟ– ᅟ 444 ᅟ с.  ᅟ 19. Лурия  ᅟ А.  ᅟ Р.  ᅟ Основы  ᅟ нейропсихологии.  ᅟ Учеб  ᅟ пособие  ᅟ для  ᅟ студ.  ᅟ высш. ᅟ учеб ᅟ заведений. ᅟ М.: ᅟ Издательский ᅟ центр ᅟ«Академия», ᅟ 2003. ᅟ– ᅟ 384  ᅟ с. 20. Нестеров   ᅟ В.А.   ᅟ Двигательная   ᅟ деятельность   ᅟ и   ᅟ физическое   ᅟ состояние ᅟ детей ᅟ и ᅟ подростков. ᅟ Хабаровск, ᅟ ДВГАФК, ᅟ 2001. 21. Озеров ᅟ В.П. ᅟ Психомоторные ᅟ способности ᅟ индивида ᅟ ᅟ ᅟ/ ᅟ Озеров. ᅟ– ᅟ Дубна:  ᅟ Феникс+, ᅟ 2002. ᅟ– ᅟ 320 ᅟ с. ᅟ Родин ᅟ Ю.И.  ᅟ 22. Оптимальная ᅟ двигательная ᅟ активность ᅟ ᅟ ᅟ/ ᅟ Сост. ᅟ И. ᅟ В. ᅟ Рубцова, ᅟ Т.   ᅟ В.    ᅟ Кубышкина,   ᅟ Е.   ᅟ В.    ᅟ Алаторцева,   ᅟ Я.   ᅟ В.    ᅟ Готовцева:   ᅟ Учебно­ методическое ᅟ пособие ᅟ для ᅟ вузов. ᅟ– ᅟ Воронеж, ᅟ 2007. ᅟ– ᅟ 23с. 23. Психология ᅟ одаренности ᅟ детей ᅟ и ᅟ подростков: ᅟ Учебное ᅟ пособие ᅟ для ᅟ студ.  ᅟ высш. ᅟ и ᅟ сред.  ᅟ пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина; Под ред. Н.С. Лейтеса. ­ М.: Академия, 2000. 24. Родин,   Ю.И.   Проблема   психомоторики   индивида   в   контексте научного   наследия   И.М.   Сеченова   /   Ю.И.   Родин   //   Антропологические перспективы   психологического   образования   педагога   сборник   научных трудов. – Тула, 2017. – С. 81­91.  25. Родин, Ю.И. Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе обучения движениям     / Ю.И. Родин // диссертация на соискание ученой   степени   доктора   психологических   наук   /   ГОУВПО   "Белгородский государственный университет". Белгород, 2009.  26. Родин, Ю.И. Развитие представлений о выразительности индивида и его  движений  / Ю.И. Родин // Инновационные технологии в физическом воспитании   и   спорте:   Материалы   всероссийской   научно­практической конференции   с   международным   участием.   Тульский   государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. – 2015. – С. 222­229. 402  27. Теория и методика физического воспитания. Том I/Под ред.Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 423 с. 28. Фролова   О.В.   Становление   движения   у   детей   в   норме   и   с аномалиями развития // Культурно­историческая психология. 2009. №3. – С. 66­71. 29. Чуприкова,   Н.И.   Теория   отражения,   психическая   реальность   и психологическая   наука   /   Н.И.   Чуприкова   //   Методология   и   история психологии, 2006. – № 1. – С. 174 – 193

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2019