ДОКЛАД
В основе всесторонней спортивной подготовки лежит взаимообусловленность всех двигательных способностей человека; когда развитие одной из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одной или нескольких способностей задерживает развитие остальных.
Принцип всесторонности приобретает особое значение в подростковом и юношеском возрасте, когда организм человека находится еще в стадии незавершенного формирования, и воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому одной из важных проблем теории и методики детского и юношеского спорта является изучение становления двигательной функции организма человека в возрастном аспекте.
Вопросам взаимосвязей двигательных способностей в процессе их возрастного развития посвящено небольшое количество работ (А.В. Коробков, 1958; М.А. Годик, 1966; В.П. Филин, А.А. Семкин, В.Н. Кисилев, 1974; В.И. Филиппович, И.М. Туревский, 1974, Е.П. Ильин, 1976; А.А. Гужаловский, 1974;. М.И. Семенов, 1979; Л.П. Матвеев, К.Г. Молчиниколов, 1979; и др.).
Анализ литературных данных показывает, что вопросы взаимодействия двигательных способностей в процессе возрастного развития двигательной функции юных спортсменов нуждается в глубокой теоретической и экспериментальной разработке. Важно выявить особенности взаимосвязей развития быстроты, мышечной силы, скоростно-силовых качеств у спортсменов разного возраста для того, чтобы в максимальной мере использовать эффект положительного влияния развития одной способности на другие в возрастные периоды, характеризующиеся повышенной чувствительностью к воздействию тре6нровочных средств определенной направленности. Это обуславливает социальную, практическую и научную актуальность избранной нами темы исследования.
Анализ научно-методической литературы говорит о существовании объективного противоречия между необходимостью совершенствования методики физической подготовки юных футболистов в период становления двигательной функции человека, с одной стороны, и недостаточностью знаний об особенностях взаимодействия различных качественных проявлений в процессе их возрастного развития, с другой.
С учетом этого проблема исследования определена следующим образом: В какой степени развитие двигательных способностей оказывают влияние друг на друга в процессе их возрастного развития?
Объектом исследования является развитие двигательных способностей юных спортсменов в процессе занятий футболом.
В качестве предмета исследования выделены возрастные особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Гипотеза исследования: исходя из понимания целостности организма и его двигательной функции, мы предположили, что физиологические и психологические механизмы развития и проявления двигательных способностей имеют наряду с частными и общие компоненты, что определяет возможности их взаимовлияния друг на друга в процессе возрастного развития.
Для достижения цели исследования решался ряд задач:
1. Изучить состояние проблемы на основе анализа научно-методической литературы.
2. Измерить и оценить уровень развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
3. Выявить особенности взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Решение задач исследования осуществлялось с помощью следующих методов: 1) анализ и обобщение научно-методической литературы; 2) педагогическое тестирование; 3) методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась СОШ № 59 г. Чебоксары.
В экспериментальном исследовании приняли участие 52 учащихся СОШ № 59, систематически занимающихся футболом. Из них в возрасте 9-10 лет – 12 человек, 11-12 лет – 24 человека, 13-14 лет – 16 человек.
Результаты исследования, представленные в таблицах 1-3, свидетельствуют о том, что в изучаемом нами возрасте наблюдаются существенные положительные взаимосвязи показателей скорости бега с результатами в прыжке в длину с места (r = 0,65 в 9-10 лет, r = 0,57 в 11-12 лет, r = 0,60 в 13-14 лет).
Таблица 1
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-10 лет,
Х ± õ, n = 12
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Х |
0,65 |
0,59 |
0,73 |
0,72 |
0,43 |
|
|
Х |
0,66 |
0,71 |
0,55 |
0,35 |
|
|
|
|
Х |
0,81 |
0,44 |
|
|
|
|
|
Х |
0,40 |
|
|
|
|
|
|
Х |
Примечание: P < 0,05 при r =0,576; P < 0,01 при r =0,708
Таблица 2
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 11-12 лет,
Х ± õ, n = 24
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Бег 15 м, с |
Х |
0,57 |
0,49 |
0,43 |
0,42 |
0,21 |
2. Прыжок в длину, см |
|
Х |
0,46 |
0,51 |
0,47 |
0,19 |
3. Челночный бег 3 х 5 м, с |
|
|
|
Х |
0,62 |
0,12 |
4. Беговая ловкость, усл. ед. |
|
|
|
|
Х |
0,09 |
5. Наклон вперед, см |
|
|
|
|
|
Х |
Примечание: P < 0,05 при r =0,404; P < 0,01 при r =0,515
Таблица 3
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 13-14 лет,
Х ± õ, n = 16
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Бег 15 м, с |
Х |
0,60 |
0,41 |
0,53 |
0,50 |
0,07 |
2. Прыжок в длину, см |
|
Х |
0,41 |
0,51 |
0,45 |
0,11 |
3. Челночный бег 3 х 5 м, с |
|
|
|
Х |
0,72 |
0,17 |
4. Беговая ловкость, усл. ед. |
|
|
|
|
Х |
0,34 |
5. Наклон вперед, см |
|
|
|
|
|
Х |
Примечание: P < 0,05 при r =0,497; P < 0,01 при r =0,623
Скоростные способности в 9-10 лет положительно связаны с проявлениями силы (r = 0,59), в последующем эти связи становятся менее выраженными: , r = 0,49 в 11-12 лет, r = 0,41 в 13-14 лет).
В изучаемом нами возрасте наблюдается тесная взаимосвязь показателей скоростных и координационных способностей. При этом следует отметить возрастную тенденцию к ослаблению этих связей: если в 9-10 лет эти связи проявляются на 1 % уровне значимости (r = 0,73 и r = 0,72), то в 11-12 лет – только на 5 % уровне: r = 0,43 и r = 0,42. Также на этом же уровне проявляются взаимосвязи этих двигательных способностей и в 13-14 лет: r = 0,53 и r = 0,50.
Обращает внимание отсутствие значимых корреляций между показателями гибкости и остальных двигательных способностей. Это говорит о том, что структура гибкости как двигательной способности имеет мало общего со структурами скоростных, скоростно-силовых, силовых и координационных способностей.
Скоростно-силовые и силовые способности связаны между собой в 9-10 лет (r = 0,66), 11-12 лет (r = 0,46), и в 13-14 лет и (r = 0,41). С возрастом наблюдается ослабление связей: если в 9-10 лет корреляция проявляется на 1 % уровне, в 11-12 лет – на 5 % уровне, то в 13-14 лет – только на уровне тенденции.
Координационные способности тесно связаны с уровнем развития скоростно-силовых способностей: корреляция показателей в челночном беге 3х5 м и показателей беговой ловкости с результатами в прыжке в длину с места составляет в 9-10 лет 0,71 и 0,55, в 11-12 лет – 0,51 и 0,47, в 13-14 лет – 0,51 и 0,45. С возрастом также наблюдается тенденция ослабления взаимосвязей показателей скоростно-силовых и координационных способностей.
Слабее проявляются взаимосвязи силовых и координационных способностей. Если в 9-10 лет эти связи наблюдаются на 5 % уровне значимости: r = 0,59 и r = 0,56, то в 11-12 лет – только на уровне близкой к значимой тенденции: r = 0,29 и r = 0,26. а в 13-14 лет становятся и вовсе незначимыми: r = 0,18 и r = 0,09.
Таким образом, результаты нашего исследования говорят о существенной взаимосвязи скоростных и скоростно-силовых способностей юных футболистов, которая проявляется во всех возрастных группах.
Тесно взаимосвязаны между собой показатели скоростно-силовых и силовых способностей, координационных способностей к уровнем развития скоростных и скоростно-силовых способностей. Однако эти связи с возрастом существенно ослабевают, что говорит о возрастной дифференциации этих способностей.
Показатели гибкости мало связаны с показателями остальных двигательных способностей.
Спасибо за внимание!
Слайд 1
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Выполнил: студент 3-го курса очного отделения ФФК |
Д. С. Егоров |
Научный руководитель: профессор Драндров Г. Л. |
Слайд 1
Противоречие между необходимостью совершенствования методики физической подготовки юных футболистов в период становления двигательной функции человека, с одной стороны, и недостаточностью знаний об особенностях взаимодействия различных качественных проявлений в процессе их возрастного развития, с другой.
Слайд 2
Проблема исследования: в какой степени развитие двигательных способностей оказывают влияние друг на друга в процессе их возрастного развития?
Слайд 3
Объект исследования: развитие двигательных способностей юных спортсменов в процессе занятий футболом.
Слайд 4
Предмет исследования: возрастные особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Слайд 5
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Слайд 6
Гипотеза исследования: физиологические и психологические механизмы развития и проявления двигательных способностей имеют наряду с частными и общие компоненты, что определяет возможности их взаимовлияния друг на друга в процессе возрастного развития.
Слайд 7
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы на основе анализа научно-методической литературы.
2. Измерить и оценить уровень развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
3. Выявить особенности взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-14 лет.
Слайд 8
Методы исследования: 1) анализ и обобщение научно-методической литературы; 2) педагогическое тестирование; 3) методы математической статистики.
Слайд 9
Таблица 1
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-10 лет,
Х ± õ, n = 12
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Х |
0,65 |
0,59 |
0,73 |
0,72 |
0,43 |
|
|
Х |
0,66 |
0,71 |
0,55 |
0,35 |
|
|
|
Х |
0,59 |
0,56 |
0,32 |
|
|
|
|
Х |
0,81 |
0,44 |
|
|
|
|
|
Х |
0,40 |
|
|
|
|
|
|
Х |
Слайд 10
Таблица 2
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 11-12 лет,
Х ± õ, n = 24
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
6. Бег 15 м, с |
Х |
0,57 |
0,49 |
0,43 |
0,42 |
0,21 |
7. Прыжок в длину, см |
|
Х |
0,46 |
0,51 |
0,47 |
0,19 |
8. Подтягивание, раз |
|
|
Х |
0,29 |
0,26 |
0,02 |
9. Челночный бег 3 х 5 м, с |
|
|
|
Х |
0,62 |
0,12 |
10. Беговая ловкость, усл. ед. |
|
|
|
|
Х |
0,09 |
11. Наклон вперед, см |
|
|
|
|
|
Х |
Слайд 11
Таблица 3
Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 13-14 лет,
Х ± õ, n = 16
Показатели двигательных способностей |
Показатели двигательных способностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
6. Бег 15 м, с |
Х |
0,60 |
0,41 |
0,53 |
0,50 |
0,07 |
7. Прыжок в длину, см |
|
Х |
0,41 |
0,51 |
0,45 |
0,11 |
8. Подтягивание, раз |
|
|
Х |
0,18 |
0,09 |
0,19 |
9. Челночный бег 3 х 5 м, с |
|
|
|
Х |
0,72 |
0,17 |
10. Беговая ловкость, усл. ед. |
|
|
|
|
Х |
0,34 |
11. Наклон вперед, см |
|
|
|
|
|
Х |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.