Двигательные способности юных спортсменов в процессе занятий футболом
Оценка 5

Двигательные способности юных спортсменов в процессе занятий футболом

Оценка 5
doc
18.01.2021
Двигательные способности юных спортсменов в процессе занятий футболом
Двигательные способности юных спортсменов в процессе занятий футболом.doc

ДОКЛАД

В основе всесторонней спортивной подготовки лежит взаимообусловленность всех двигательных способностей человека; когда развитие одной из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одной или нескольких способностей задерживает развитие  остальных.

Принцип всесторонности приобретает особое значение в подростковом и юношеском  возрасте, когда организм человека  находится еще в стадии незавершенного формирования, и воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому одной из важных проблем теории и методики детского и юношеского спорта является изучение становления двигательной функции организма  человека в возрастном аспекте.

Вопросам взаимосвязей двигательных способностей в процессе их возрастного развития посвящено небольшое количество работ (А.В. Коробков, 1958; М.А. Годик, 1966; В.П. Филин, А.А. Семкин, В.Н. Кисилев, 1974; В.И. Филиппович, И.М. Туревский, 1974, Е.П. Ильин, 1976; А.А. Гужаловский, 1974;. М.И. Семенов, 1979; Л.П. Матвеев, К.Г. Молчиниколов, 1979; и др.).

Анализ литературных данных показывает, что вопросы взаимодействия двигательных способностей в процессе возрастного развития двигательной функции юных спортсменов нуждается в глубокой теоретической и экспериментальной разработке. Важно выявить особенности взаимосвязей развития быстроты, мышечной силы, скоростно-силовых качеств у спортсменов разного возраста для того, чтобы в максимальной мере использовать эффект положительного влияния развития одной способности на другие в возрастные периоды, характеризующиеся повышенной чувствительностью к воздействию тре6нровочных средств определенной направленности. Это обуславливает социальную, практическую и научную актуальность избранной нами темы исследования.

Анализ научно-методической литературы говорит о существовании объективного противоречия между необходимостью совершенствования методики физической подготовки юных футболистов в период становления двигательной функции человека, с одной стороны, и недостаточностью знаний об особенностях взаимодействия различных качественных проявлений в процессе их возрастного развития, с другой.

С учетом этого проблема исследования определена следующим образом: В какой степени развитие двигательных способностей оказывают влияние друг на друга в процессе их возрастного развития?

Объектом исследования является развитие двигательных способностей юных спортсменов в процессе занятий футболом.

В качестве предмета исследования выделены возрастные особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.

Цель исследования: выявить особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.

Гипотеза исследования: исходя из понимания целостности организма и его двигательной функции, мы предположили, что физиологические и психологические механизмы развития и проявления двигательных способностей имеют наряду  с частными и общие компоненты, что определяет возможности их взаимовлияния друг на друга в процессе возрастного развития.

Для достижения цели исследования решался ряд задач:

1. Изучить состояние проблемы на основе анализа научно-методической литературы.

2. Измерить и оценить уровень развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.

3. Выявить особенности взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-14 лет.

Решение задач исследования осуществлялось с помощью следующих методов: 1) анализ и обобщение научно-методической литературы; 2) педагогическое тестирование; 3) методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась СОШ № 59 г. Чебоксары.

В экспериментальном исследовании приняли участие 52 учащихся СОШ № 59, систематически занимающихся футболом. Из них в возрасте 9-10 лет – 12 человек, 11-12 лет – 24 человека, 13-14 лет – 16 человек.

Результаты исследования, представленные в таблицах 1-3, свидетельствуют о том, что в изучаемом нами возрасте наблюдаются существенные положительные взаимосвязи показателей скорости бега с результатами в прыжке в длину с места (r = 0,65 в 9-10 лет, r = 0,57 в 11-12 лет, r = 0,60 в 13-14 лет).

Таблица 1

Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-10 лет,

Х ± õ, n = 12

 

Показатели двигательных

способностей

Показатели двигательных способностей

1

2

3

4

5

6

  1. Бег 15 м, с

Х

0,65

0,59

0,73

0,72

0,43

  1. Прыжок в длину, см

 

Х

0,66

0,71

0,55

0,35

  1. Челночный бег 3 х 5 м, с

 

 

 

Х

0,81

0,44

  1. Беговая ловкость, усл. ед.

 

 

 

 

Х

0,40

  1. Наклон вперед, см

 

 

 

 

 

Х

 

Примечание: P < 0,05 при r =0,576; P < 0,01 при r =0,708

 

Таблица 2

Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 11-12 лет,

Х ± õ, n = 24

 

Показатели двигательных

способностей

Показатели двигательных способностей

1

2

3

4

5

6

1.            Бег 15 м, с

Х

0,57

0,49

0,43

0,42

0,21

2.            Прыжок в длину, см

 

Х

0,46

0,51

0,47

0,19

3.            Челночный бег 3 х 5 м, с

 

 

 

Х

0,62

0,12

4.            Беговая ловкость, усл. ед.

 

 

 

 

Х

0,09

5.            Наклон вперед, см

 

 

 

 

 

Х

 

Примечание: P < 0,05 при r =0,404; P < 0,01 при r =0,515

 

Таблица 3

Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 13-14 лет,

Х ± õ, n = 16

 

Показатели двигательных

способностей

Показатели двигательных способностей

1

2

3

4

5

6

1.            Бег 15 м, с

Х

0,60

0,41

0,53

0,50

0,07

2.            Прыжок в длину, см

 

Х

0,41

0,51

0,45

0,11

3.            Челночный бег 3 х 5 м, с

 

 

 

Х

0,72

0,17

4.            Беговая ловкость, усл. ед.

 

 

 

 

Х

0,34

5.            Наклон вперед, см

 

 

 

 

 

Х

 

Примечание: P < 0,05 при r =0,497; P < 0,01 при r =0,623

 

Скоростные способности в 9-10 лет положительно связаны с проявлениями силы (r = 0,59), в последующем эти связи становятся менее выраженными: , r = 0,49 в 11-12 лет, r = 0,41 в 13-14 лет).

В изучаемом нами возрасте наблюдается тесная взаимосвязь показателей скоростных и координационных способностей. При этом следует отметить возрастную тенденцию к ослаблению этих связей: если в 9-10 лет эти связи проявляются на 1 % уровне значимости (r = 0,73  и r = 0,72), то в 11-12 лет – только на 5 % уровне: r = 0,43 и r = 0,42. Также на этом же уровне проявляются взаимосвязи этих двигательных способностей и в 13-14 лет: r = 0,53 и r = 0,50.  

Обращает внимание отсутствие значимых корреляций между показателями гибкости и остальных двигательных способностей. Это говорит о том, что структура гибкости как двигательной способности имеет мало общего со структурами скоростных, скоростно-силовых, силовых и координационных способностей.

Скоростно-силовые и силовые способности связаны между собой в 9-10 лет (r = 0,66), 11-12 лет (r = 0,46), и в 13-14 лет и (r = 0,41). С возрастом наблюдается ослабление связей: если в 9-10 лет корреляция проявляется на 1 % уровне, в 11-12 лет – на 5 % уровне, то в 13-14 лет – только на уровне тенденции.

Координационные способности тесно связаны с уровнем развития скоростно-силовых способностей: корреляция показателей в челночном беге 3х5 м  и показателей беговой ловкости с результатами в прыжке в длину с места составляет в 9-10 лет 0,71 и 0,55, в 11-12 лет – 0,51 и 0,47, в 13-14 лет – 0,51 и 0,45. С возрастом также наблюдается тенденция ослабления взаимосвязей показателей скоростно-силовых и координационных способностей.

Слабее проявляются взаимосвязи силовых и координационных способностей. Если в 9-10 лет эти связи наблюдаются на 5 % уровне значимости: r = 0,59 и r = 0,56, то в 11-12 лет – только на уровне близкой к значимой тенденции: r = 0,29 и r = 0,26. а в 13-14 лет становятся и вовсе незначимыми: r = 0,18 и r = 0,09. 

Таким образом, результаты нашего исследования говорят о существенной взаимосвязи скоростных и скоростно-силовых способностей юных футболистов, которая проявляется во всех возрастных группах.

Тесно взаимосвязаны между собой показатели скоростно-силовых и силовых способностей, координационных способностей к уровнем развития скоростных и скоростно-силовых способностей. Однако эти связи с возрастом существенно ослабевают, что говорит о возрастной дифференциации этих способностей.

Показатели гибкости мало связаны с показателями остальных двигательных способностей.

Спасибо за внимание!


Слайд 1

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Выполнил: студент 3-го курса

очного отделения ФФК

Д. С. Егоров

Научный руководитель:

профессор Драндров Г. Л.

Слайд 1

Противоречие между необходимостью совершенствования методики физической подготовки юных футболистов в период становления двигательной функции человека, с одной стороны, и недостаточностью знаний об особенностях взаимодействия различных качественных проявлений в процессе их возрастного развития, с другой.

Слайд 2

Проблема исследования: в какой степени развитие двигательных способностей оказывают влияние друг на друга в процессе их возрастного развития?

Слайд 3

Объект исследования: развитие двигательных способностей юных спортсменов в процессе занятий футболом.

Слайд 4

Предмет исследования: возрастные особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.

Слайд 5

Цель исследования: выявить особенности взаимосвязей развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.

Слайд 6

Гипотеза исследования: физиологические и психологические механизмы развития и проявления двигательных способностей имеют наряду  с частными и общие компоненты, что определяет возможности их взаимовлияния друг на друга в процессе возрастного развития.

Слайд 7

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы на основе анализа научно-методической литературы.

2. Измерить и оценить уровень развития двигательных способностей футболистов 9-14 лет.

3. Выявить особенности взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-14 лет.

Слайд 8

Методы исследования: 1) анализ и обобщение научно-методической литературы; 2) педагогическое тестирование; 3) методы математической статистики.

Слайд 9

Таблица 1

Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 9-10 лет,

Х ± õ, n = 12

 

Показатели двигательных

способностей

Показатели двигательных способностей

1

2

3

4

5

6

  1. Бег 15 м, с

Х

0,65

0,59

0,73

0,72

0,43

  1. Прыжок в длину, см

 

Х

0,66

0,71

0,55

0,35

  1. Подтягивание, раз

 

 

Х

0,59

0,56

0,32

  1. Челночный бег 3 х 5 м, с

 

 

 

Х

0,81

0,44

  1. Беговая ловкость, усл. ед.

 

 

 

 

Х

0,40

  1. Наклон вперед, см

 

 

 

 

 

Х

 

Слайд 10

Таблица 2

Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 11-12 лет,

Х ± õ, n = 24

 

Показатели двигательных

способностей

Показатели двигательных способностей

1

2

3

4

5

6

6.            Бег 15 м, с

Х

0,57

0,49

0,43

0,42

0,21

7.            Прыжок в длину, см

 

Х

0,46

0,51

0,47

0,19

8.            Подтягивание, раз

 

 

Х

0,29

0,26

0,02

9.            Челночный бег 3 х 5 м, с

 

 

 

Х

0,62

0,12

10.        Беговая ловкость, усл. ед.

 

 

 

 

Х

0,09

11.        Наклон вперед, см

 

 

 

 

 

Х

 

Слайд 11

Таблица 3

Взаимосвязи показателей двигательных способностей футболистов 13-14 лет,

Х ± õ, n = 16

 

Показатели двигательных

способностей

Показатели двигательных способностей

1

2

3

4

5

6

6.            Бег 15 м, с

Х

0,60

0,41

0,53

0,50

0,07

7.            Прыжок в длину, см

 

Х

0,41

0,51

0,45

0,11

8.            Подтягивание, раз

 

 

Х

0,18

0,09

0,19

9.            Челночный бег 3 х 5 м, с

 

 

 

Х

0,72

0,17

10.        Беговая ловкость, усл. ед.

 

 

 

 

Х

0,34

11.        Наклон вперед, см

 

 

 

 

 

Х

 

 


ДОКЛАД В основе всесторонней спортивной подготовки лежит взаимообусловленность всех двигательных способностей человека; когда развитие одной из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание…

ДОКЛАД В основе всесторонней спортивной подготовки лежит взаимообусловленность всех двигательных способностей человека; когда развитие одной из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание…

С учетом этого проблема исследования определена следующим образом:

С учетом этого проблема исследования определена следующим образом:

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась

Х ± õ, n = 1 6 Показатели двигательных способностей

Х ± õ, n = 1 6 Показатели двигательных способностей

С возрастом также наблюдается тенденция ослабления взаимосвязей показателей скоростно-силовых и координационных способностей

С возрастом также наблюдается тенденция ослабления взаимосвязей показателей скоростно-силовых и координационных способностей

Слайд 1 ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

Слайд 1 ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

Гипотеза исследования: физиологические и психологические механизмы развития и проявления двигательных способностей имеют наряду с частными и общие компоненты, что определяет возможности их взаимовлияния друг на…

Гипотеза исследования: физиологические и психологические механизмы развития и проявления двигательных способностей имеют наряду с частными и общие компоненты, что определяет возможности их взаимовлияния друг на…

Х ± õ, n = 2 4 Показатели двигательных способностей

Х ± õ, n = 2 4 Показатели двигательных способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2021