Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.
Оценка 4.9

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.
Конспект урока в 8 классе
Конспект Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения..docx

План - конспект открытого урока

Учитель Панченко Мария Николаевна 

Место работы МАОУ СОШ № 23 г.Липецка

Предмет   Биология         Класс   8                 

Тема урока Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.    

Тип урока:  Комбинированный (проблемно – диалоговое общение).

Учебно-методический комплект: Линия Н.И.Сонина,  издательство «Дрофа»

Оборудование:   компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, таблицы «Кровеносная система», «Схема кровообращения»,  «Строение сердца»

 

Ход урока.

I.                  Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера «Тайны анатомии» и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь (мыслительная разминка,  наводящая на тему урока).

Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли

«…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед…  Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…»

Как происходит движение крови и лимфы у человека, и какие бывают органы кровообращения мы узнаем  позже, а сейчас проверим всё ли готово у нас к уроку: учебники, тетради, ручки, карандаши.

Спасибо, вы, молодцы, давайте на такой позитивной ноте начнём нашу работу и вспомним прошедший материал.

II.              Проверка и закрепление знаний.

1.Фронтальный опрос.

- Какие клетки содержатся в плазме крови? Какие функции они выполняют?
- Какую форму имеют эритроциты и как связано с выполняе­мой ими функцией?

-Почему в анализе крови указывается количество не только эритроцитов, но и гемоглобина?

- Что такое малокровие? Каковы его причины и способы лечения?

- Что такое иммунитет? Какое он имеет значение?

- Какие клетки крови выполняют в нашем организме защитную функцию?
 - Почему иммунитет, выработанный против оспы, не действует против дифтерии?
2.Индивидуальная работа по карточкам (3 ученика)

Карточка 1. Выберите правильный ответ.

A. Какой процент от массы тела составляет кровь? (6 %; 10 %; 15%; 20%; 30%.)

Б. Что такое кровь? (Однородная жидкость, соединительная ткань, межклеточное вещество.)

B. Какую функцию выполняют красные кровяные клетки? (Защитную, питательную, дыхательную, обеспечивают свертывание крови.)

Г. Какова функция белых кровяных клеток? (Выделительная, дыхательная, питательная, защитная, гуморальная, терморегуляторная.) Карточка 2. Какова роль Б- и Т-клеток, фагоцитов в имму­нитете? Чем отличается механизм их действия?

Карточка 3. Чем отличается действие вакцины от действия лечебной сыворотки?

Проверка работы индивидуальная.

3.  Работа в парах.

Организуются 3 пары 

1 карточка. Что такое иммунитет? Какие клетки отвечают за иммунитет?

Предпологаемый ответ детей. Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. За иммунитет отвечают лейкоциты, лимфоциты. Лейкоциты, поглощающие микробов и чужеродные тела называются фагоцитами, а сам процесс – фагоцитоз. Лимфоциты выделяют антитела, которые обезвреживают болезнетворных бактерий и вирусов. В отличие от фагоцитов, действие антител специфично, т.е. они действуют только на те чужеродные вещества, которые послужили причиной их образования.

2 карточка. Какие бывают виды иммунитета? Чем они отличаются?

Предпологаемый ответ детей: 2 вида иммунитета: естественный и искусственный. Естественный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный). Искусственный иммунитет возникает в результате введения в организм готовых антител – сыворотку (пассивный) или при введении вакцин – культур ослабленных микробов (активный).

3 карточка. Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор? Что такое агглютинация?

Предпологаемый ответ детей: Если при переливании группы крови донора и больного (реципиента) подобраны неправильно, то попав в организм больного, эритроциты склеиваются, т.е. наблюдается агглютинация, что приводит к свертыванию крови, закупорке сосудов и гибели человека. После переливания резус-положительной крови резус-отрицательному человеку в крови у последнего на чужеродный белок вырабатывается специфические антитела. Поэтому повторное введение может вызвать агглютинацию эритроцитов и тяжелое шоковое состояние.

III.           Изучение нового учебного материала.

«Она не томится сосудистым пленом, бежит по упругим артериям, венам, большим или малым – не сыщешь числа…»

 - Как вы думаете, о чём на уроке у нас сегодня пойдёт речь?

(Дети формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

 «Движение и лимфы в организме. Органы кровообращения»

- Какими будут цели сегодняшнего урока? Что вы должны узнать?

 (Ученики выдвигают предположения).

Знакомство с органами кровообращения и движением крови и лимфы в организме.  

1.Беседа с  опорой на знания детей о кровеносной системы животных

Давайте вспомним  

-  у кого из животных впервые появилась кровеносная система?

- какие типы кровеносной системы вы знаете?

- чем отличаются эти системы?

- какого типа кровеносная система у млекопитающих?

 - как вы думаете,  из чего состоит кровеносная система человека?

Давайте подумаем, какую функцию выполняет кровеносная система?

  Ответ ученика: Транспортную

Какие вещества переносит кровь по сосудам?

- питательные вещества и продукты распада;

- кислород и углекислый газ;

- гормоны и биологически активные вещества (витамины);

- форменные элементы крови.

2.     Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками учебника на с.146

- Изучите текст учебника на с.146 и ответьте на вопросы 2 рубрики «Проверьте свои знания» с. 150

   - Чем артерии отличаются от вен?  Ученики отвечают и делают  вывод.

 Вывод:   Артерии - сосуды, по которым кровь течет от сердца, а вены несут кровь к сердцу. Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки, у вен стенки тонкие и мягкие. Это объясняется тем, что у артерий слой гладких мышц значительно толще, чем - у вен, и у артерий две эластические мембраны, а у вен - одна. Давление в артериях выше, чем в венах.

Проблемный вопрос: Почему кровь в организме движется только в одном направлении?

Органы кровообращения – сосуды.

Кровеносные сосуды образуют систему замкнутых трубок разного диаметра и представлены артериями, венами и капиллярами.

Артерии и вены состоят из трех слоев (работа со справочным материалом «Строение сосудов»).

Запись в тетради определений артерий, вен и капилляров.

В мелких и средних венах есть полулунные клапаны. Для чего?

Ответ ученика: препятствуют обратному току крови.

Лабораторная работа №1. Функция клапанов вены

Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните.

- Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет?

- В какой руке клапаны были закрыты?

Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты.

Гигиена сосудов.

При длительном стоянии и ношении тяжестей на ногах может развиться варикозного  расширение вен.

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы кровь не застаивалась и не страдали вены?

Ответ ученика: двигаться

Физкульт - минутка

Давайте сделаем небольшую зарядку-разминку.

Встали. Ноги поставили вместе, носки соединены. Теперь поочередно опираемся на носки, а затем на пятки (повторить 10 раз). А теперь потоптались на месте.

3.     Строение и функции сердца (Объяснение учителя)

Непрерывное кровообращение обеспечивается ритмическими сокращениями сердца, которое работает как насос, нагнетает кровь в сосуды, обеспечивает ее движение в строго определенном направлении.

Орган кровообращения – сердце.

Скажите, сколько камер в сердце человека? Назовите их.

В левой части сердца кровь артериальная, в правой – венозная.

4.                 Круги кровообращения

Движение крови в организме происходит по двум замкнутым системам сосудов:  большому и малому кругам кровообращения.

Ребята! Как вы думаете, почему круги кровообращения называют большой и малый? (Работа с использованием раздаточного материала)

5.                 Лимфатическая система

Проблемный вопрос: Как система кровообращения и лимфатическая система обеспечивают жизнедеятельность организма?

Система кровообращения и лимфатическая система создают непрерывный ток крови и лимфы в организме, чем обеспечивают постоянный транспорт и обмен веществ, поддержание гомеостаза и реализацию других функций крови и лимфы.

IV.            Закрепление изученного материала.

Работа с маршрутным листом «Биологический лабиринт»

V.               Рефлексия.

-   Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

- Что вам пригодится в дальнейшем для жизни?

-Что вам понравилось сегодня  на уроке?

- Что вызвало затруднения?

VI.           Задание на дом.

Изучить материал учебника на с. 146-149

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020