Это проект создан для мотивации детей к двигательной активности.Создать условия для реализации природной потребности детей в движении.
Стимулировать включение в процесс двигательной активности, побуждать к самопознанию.
Формировать разумное отношение детей к своему здоровью.Движение-физиологическая потребность детей.Как это сделать правильно и интересно?
Детский сад № 52 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Новороссийска Краснодарского края
Педагогический проект для детей средней группы
«ДВИЖЕНИЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»
Хачатурян Ж.Г.
подготовили:
воспитатель средней группы
г. Новороссийск
2018год«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Наверное, никто не будет спорить, что движение имеет огромное значение в
жизни ребенка. Действительно, когда он двигается ходит, бегает, прыгает, бросает
мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а
это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и
развития.
Вследствие дефицита мышечной активности, более присущего городским детям,
в организме происходят изменения, нарушается деятельность всех его систем, чаще
обмен веществ.
Итак, маленькие дети испытывают огромную потребность в движении, что
является для них средством приспособления к жизни, познания окружающего мира.
От степени удовлетворения естественной потребности ребенка в движении во
многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции,
мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка,
Оптимизация двигательного режима один из элементов неспецифической защиты
организма детей [12].
Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда
можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. Поэтому такважно создать условия в групповой комнате и на участке для двигательной
активности детей, а так же сформировать интерес детей к освоению новых
движений, проявлению самостоятельности.
ПРОБЛЕМА: Практика показывает, что существует большое количество различных
форм двигательной активности у дошкольников, но с другой стороны, недостаточно
условий в группе для развития самостоятельной двигательной деятельности детей.
ЦЕЛЬ: накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными
движениями); формирование у воспитанников потребности в физическом
совершенствовании.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Создать условия для реализации природной потребности детей в движении.
2. Стимулировать включение в процесс двигательной активности, побуждать к
самопознанию.
3. Формировать разумное отношение детей к своему здоровью.
ГИПОТЕЗА: Оптимизация двигательной активности детей среднего дошкольного
возраста возможна, если:
а)
Дети имеют достаточный двигательный опыт.
Организуется совместная деятельность педагогов и родителей по созданию
б)
условий для развития двигательной активности детей.
Взрослые стимулируют самостоятельный и качественный подход детей к
в)
освоению основных движений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:Создание в группе дополнительных условий для организации двигательной
активности.
Обогащение двигательного опыта детей для использования его в процессе
самостоятельной деятельности.
Формирование интереса к сохранению своего здоровья.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1 этап. Подготовительный. Выявление проблемы. Определение цели и задачи.
Организация работы над проектом.
2 этап. Основной. Практическая деятельность по реализации проекта.
3 этап. Заключительный. Физкультурный праздник «Мама, папа, сад и я – вместе
дружная семья! Наш девиз: здоровье, смех принесут во всём успех!»ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
проекта «Движение жизнь»
на 2018 – 2019 учебный год.
№
Мероприятия
Ответственный
I этап подготовительный
Сентябрь
1.
2.
3.
Входящая диагностика на начало
20182019 уч. г.
Анкетирование родителей.
Разработка планов по реализации
проекта, картотек, мероприятий.
воспитатели групп.
воспитатели групп.
воспитатели групп.
Ожидаемый результат: разработка перспективных планов.
Педагогический проект рассчитан на один учебный год. Однако это не
означает, что работа будет завершена, т.к. проблема, которую мы выделили,
актуальна для любого возраста. Свою работу над проектом мы строили на
следующих основных принципах:
вопервых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями
детей среднего дошкольного возраста, отборе материала;
вовторых, интеграции работы со специалистами ДОУ (инструктором по
физкультуре,
руководителем);
педагогомпсихологом,
старшим воспитателем,
музыкальным
втретьих, активного включения детей и их родителей.
На первом этапе мы подобрали литературу по данной проблеме, изучили опыт
коллег. Дети 5го года жизни должны владеть в общих чертах всеми видами основныхдвижений. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из
стимулов увеличения двигательной активности детей за счет хорошо освоенных
способов действий с разными пособиями. Достаточно высокая двигательная
активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют
ответственность у них за выполнение правил и достижение определенного
результата. К концу года дети должны самостоятельно организовывать подвижные
игры с небольшой группой сверстников [5].
Чтобы двигательные умения соответствовали программным требованиям,
необходимо тесное взаимодействие и сотрудничество с родителями в этом вопросе.
Результаты анкеты для родителей «Какое место занимает физическая культура
в вашей жизни» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) показали, что в домашних условиях
двигательная активность детей ограничена. Лишь 5% опрошенных ответили, что
организуют для детей п/и и 2% спортивные игры. Большинство опрошенных (65%) –
предлагают детям компьютерные игры. Результаты диагностики по образовательным
областям «Здоровье» и «Физическая культура»: у 35 % детей низкий уровень
физического развития. Наблюдения за двигательной деятельностью детей позволил
сделать вывод, что игры детей отличаются примитивностью, умения, полученные наорганизованных занятиях по физической культуре, дети почти не применяют.
На втором этапе работы над проектом мы организовали работу по 3м
направлениям: работа с педагогами, детьми и их родителями. Всё это отразили в
плане работы по реализации проекта.
№
1.
2.
3.
Мероприятия
Ответственный
II этап основной
Октябрь
Разработка перспективного плана распределения
двигательной деятельности в режиме дня
Изготовление картотеки ИМП для
Хачатурян Ж.Г.
Хачатурян Ж.Г.
использования на физкультурных переменках
Разработка перспективного плана
физкультурных переменок
Хачатурян Ж.Г.4.
5.
6.
7.
Родительское собрание «Путь к здоровью лежит
через семью»
Закаливающие мероприятия после сна
Гимнастика после сна.
Подвижные игры во время прогулок (эстафеты,
ОВД и др.)
8. Малоподвижные игры в течения дня.
9.
Игры, упражнения с нестандартным
оборудованием в физкультурном уголке в
процессе совместной деятельности взрослого и
ребёнка.
Хачатурян Ж.Г.
воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
10. Подбор дидактических игр о спорте (разрезные
Хачатурян Ж.Г.
картинки, парные картинки и др.)
11. НОД «Где прячется здоровье?»
Хачатурян Ж.Г.
Ноябрь
1. Физкультурный досуг «День рождения Бабы
воспитатели групп.
Яги»
2. Физкультурные минутки во время
Воспитатели групп.
3.
4.
5.
образовательной области.
Закаливающие мероприятия после сна.
Гимнастика после сна.
Подвижные игры во время прогулок (эстафеты,
ОВД и др.)
6. Малоподвижные игры в течения дня.
7.
Игры, упражнения с нестандартным
воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
оборудованием в физкультурном уголке.
Изготовление оборудования для повышения
интереса детей к занятиям физической
культурой
Декабрь
Строительство олимпийского стадиона
8.
1.
2. Физкультурные минутки во время
Воспитатели групп, дети и
родители
воспитатели групп,
родители.
воспитатели групп.3.
4.
5.
образовательной области.
Закаливающие мероприятия после сна.
Гимнастика после сна.
Подвижные игры во время прогулок (эстафеты,
ОВД и др.)
6. Малоподвижные игры в течения дня.
Игры, упражнения с нестандартным
7.
оборудованием в физкультурном уголке.
Изготовление карточекзаданий для
самостоятельной двигательной деятельности
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Хачатурян Ж.Г.
8.
9.
1.
2.
Январь
Консультация для родителей «Обучение
Хачатурян Ж.Гю
плаванию – как средство повышения
двигательной активности детей».
Интегрированное занятие в бассейне «По морям,
воспитатели групп.
по волнам»
3. Физкультурные минутки во время
воспитатели групп.
образовательной области.
Закаливающие мероприятия после сна.
Гимнастика после сна.
Подвижные игры во время прогулок (эстафеты,
4.
5.
6.
ОВД и др.)
7. Малоподвижные игры в течения дня.
8.
Игры, упражнения с нестандартным
оборудованием в физкультурном уголке по
карточкам заданиям.
Февраль
1.
2.
Промежуточная диагностика.
Спортивный праздник, посвящённый дню
Защитника Отечества «Мой папа – самый
лучший друг!»
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
воспитатели групп.
воспитатели групп.
3. Физкультурные минутки во время
воспитатели групп.4.
5.
6.
образовательной области.
Закаливающие мероприятия после сна.
Гимнастика после сна.
Подвижные игры во время прогулок (эстафеты,
ОВД и др.)
7. Малоподвижные игры в течения дня.
Игры, упражнения с нестандартным
8.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
оборудованием в физкультурном уголке по
карточкам заданиям.
Март
1.
Родительская гостиная «Игры нашего детства» с
воспитатели групп.
презентацией семейных проектов «Движение –
это наша жизнь»
Мастер класс для родителей «Подвижные игры
дома»
Дидактические игры по ЗОЖ
2.
3. Физкультурные минутки во время
4.
5.
6.
образовательной области.
Закаливающие мероприятия после сна.
Гимнастика после сна.
Подвижные игры во время прогулок (эстафеты,
ОВД и др.)
7. Малоподвижные игры в течения дня.
8.
Самостоятельные игры, упражнения с
нестандартным оборудованием в физкультурном
уголке по карточкамзаданиям.
Апрель
1.
День здоровья
НОД «Путешествие в страну здоровья»
2.
3. Физкультурные минутки во время
образовательной области.
Закаливающие мероприятия после сна.
4.
Воспитатели групп.
воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
воспитатели групп,
родители.
Хачатурян Ж.Г.
воспитатели групп.
Воспитатели групп.5.
6.
Гимнастика после сна.
Подвижные игры во время прогулок (эстафеты,
ОВД и др.)
7. Малоподвижные игры в течение дня.
8.
Самостоятельные игры, упражнения с
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
нестандартным оборудованием в физкультурном
уголке по карточкамзаданиям.
Ожидаемый результат:
1.Обогащение двигательного опыта у детей.
2.Повышение интереса к двигательной деятельности.
3.Активизация самостоятельной деятельности в физкультурном уголке
4.Организация целенаправленной, просветительской и консультативной
деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки
здорового образа жизни, организации двигательной деятельности в семье.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему
двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной
деятельности. Эффект от любого вида деятельности будет в том случае, если она
систематична и тщательно спланирована. Для этого мы на основе двигательного
режима дошкольников составили перспективный план распределения различных
форм двигательной деятельности в режиме дня своей группы.
Распределение двигательной активности в режиме дня в средней группеи
л
е
д
е
н
и
н
д
утро
НО
Д
между
НОД
утренняя
прогулка
вечер
ПН 1.утренняя
гимнастика
(игровая)
2.индивидуальная
работа по ОО
«физическая
культура»
ВТ утренняя
гимнастика
(ритмическая)
к
т
у
н
и
м
т
ь
л
у
к
з
и
ф
к
т
у
н
и
м
т
ь
л
у
к
з
и
ф
а физкультур
ная
переменка
а физкультур
ная
переменка
1.п/и
2.инд.
1. гимнастика
пробуждения
работа по
ОО «ФК»
1.самостоя
тельная
3. сам.
двигательна
деятельность в
физкультурном
я деятть
1. п/и
2.Инд.
работа по
ОО
уголке
гимнастика
пробуждения
ритмическая
пауза
«физическа
я культура»
самостоятельная
деятельность в
3.игры со
спортивным
физкультурном
уголке
оборудован
ием
а
к
л
у
г
о
р
п
а
р
г
и
я
а
н
ж
и
в
д
о
п
а
р
г
и
я
а
н
ж
и
в
д
о
пСР утренняя
гимнастика
(традиционная)
ЧТ утренняя
гимнастика
(ритмическая)
ПТ утренняя
гимнастика
(традиционная)
к
т
у
н
и
м
т
ь
л
у
к
з
и
ф
к
т
у
н
и
м
т
ь
л
у
к
з
и
ф
к
т
у
н
и
м
т
ь
л
у
к
з
и
ф
а физкультур
ная
переменка
а физкультур
ная
переменка
а физкультур
ная
переменка
а
р
г
и
я
а
н
ж
и
в
д
о
п
а
р
г
и
я
а
н
ж
и
в
д
о
п
а
р
г
и
я
а
н
ж
и
в
д
о
п
1.п/и
2.инд.
работа по
ОО «ФК»
гимнастика
пробуждения
ритмическая
пауза
3. сам.
двигательна
самостоятельная
деятельность в
я деятть
физкультурном
уголке
1.п/и
2.инд.
гимнастика
пробуждения
работа по
ОО «ФК»
самостоятельная
деятельность в
3. сам.
двигательна
физкультурном
уголке
я деятть
1.п/и
2.инд.
работа по
ОО «ФК»
гимнастика
пробуждения
самостоятельная
деятельность в
3. сам.
двигательна
физкультурном
уголке
я деятть
Мы постарались разнообразить традиционные формы двигательной деятельности.
Например, наряду с традиционной утренней гимнастикой, мы ввели разные её типы и
варианты, как в содержательном плане, так и методике проведения. Так, утренняя
гимнастика 2 раза в неделю проводится в традиционной форме, 2 раза – в формеритмической гимнастики, 1 раз – игровая. Между занятиями запланировали
проведение физкультурных переменок, во время которых проводим с детьми игры
малой подвижности (разработали перспективный план физкультурных переменок на
весь год, составили картотеку игр малой подвижности).
Перспективный план использования игр малой подвижности
на физкультурной переменке
Сентябрь
1.«Угадай ка».
1.«Назови
1.«Хочешь с нами
1.«Кабачок»
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
«Найдём
башмачок».
2.«Солнце, дождик,
ветер».
1.«Найди и
промолчи».
2. «Подарки».
3. «Ловкие
пальцы».
1.»Эхо».
2. «Солнце,
дождик, ветер».
3. «Спокойно,
стучать, вверх».
1.«Жучок».
2.«Угадай, чей
голосок».
3.«Ловкие пальцы».
гриб(ягоду)».
2.«Петрушка».
3.«Летает не
летает».
1.«Гуси лебеди».
2. «Найдём
синичку».
3. «Кто ушёл?»
поиграть?»
2.«Теремок».
3.«Найдём
синичку».
1.«Пузырь».
2.«У кого мяч?»
3.«Кабачок».
1. «Сегодня маме
1. «Пузырь».
помогаем».
2. «Весёлые
снежинки».
3. «Летает не
летает».
1.«Весёлые
снежинки».
2.«Подарки».
3. «Найдем
синичку».
1.«Хочешь с нами
поиграть?»
2. «Гуси лебеди».
3. «Найди
гриб( ягоду)».
1.«Быстро по
местам».
2.«Светофор».
3.«Найдём
башмачок».
1.«Найди пару».
2.«Теремок»
2.«Кабачок».
3.«В одяной».
1.«Ваня».
2.«Где мы были мы
1.«Тишина у
пруда».
1.«Тики таки».
2.«Весёлые
2.«Пузырь».
3.«Угадай чей
голосок?»
1.«Запомни своё
место».
2.«Угадай ка».
3.«Поменяемся
местами».
1. «Хочешь с нами
поиграть?»
2. «Ловкие
пальцы».
3. «Гуси лебеди».
1.«Делай наоборт».
2. «Найдём
синичку».
3.«Пузырь».
1.«Весёлые
снежинки».
2.«Петрушка».
3.«Эхо»
1.«Смотрит
солнышко в
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
ФевральМарт
Апрель
Май
не скажем, а что
делали покажем».
2.«Солнце, дождик,
ветер».
снежинки».
3.«Сегодня маме
3.«Водяной».
1.«Вьюшки
вьюшки».
3.«Угадай чей
голосок».
1.«Найди и
промолчи».
помогаем».
1.«Тишина у
пруда».
2.«Теремок».
3.«Сегодня маме
2.«Ваня»
3.«Запомни своё
2.«Подарки».
3.«Как живёшь».
окошко».
2.«Подарки».
3.«Жучок».
1.«Водяной».
2.«Петрушка»
3.«Светофор».
помогаем».
1.«Быстро по
местам».
2.«Карлики и
великаны».
3.«Угадай, чей
голосок».
1.«Как живешь?»
2.«Смотрит
солнышко в
окошко».
место».
1.«Делай
наоборот».
2.«Водяной».
Тики таки».
1.«Светофор».
1.«Запомни своё
2.«Солнце, дождик,
ветер»
место».
2.«Ловкие пальцы».
3.«Жучок».
1.«Карлики и
1.«Запомни своё
1.«Где мы были мы
великаны».
2.«Хочешь с нами
поиграть?»
3.«Ваня».
место».
2.«Светофор».
3.«Теремок»
не скажем, а что
делали покажем».
2.« Водяной»
3.«Вьюшки
вьюшки».
Физкультурные переменки между занятиями решают задачу активного отдыха
детей, способствуют снижению утомления, повышению работоспособности. За 78
минут успеваем сыграть с детьми в 12 игры.
Как правило, обучение детей основным движениям идёт на физкультурных
занятиях. И именно воспитатель должен обеспечить детям возможность
потренироваться и закрепить разученные движения, а затем применить их на
практике в самостоятельной деятельности. А как этого добиться? Большую часть
времени дети находятся в групповой комнате. Однако, площадь её не позволяет
организовать активную двигательную деятельность. Мы обсудили, где можно найти
скрытые резервы, которые позволят оптимизировать работу и пришли к выводу, чтонеобходимо каждый свободный уголок группы использовать для развития
двигательной активности.
Для оптимизации двигательной
деятельности на веранде, создали достаточное количество транспортных средств,
чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания в течение дня .
Постарались организовать пространство таким образом, чтобы появилась
возможность для многовариантных игр. Всё оборудование мобильно.В любое
свободное время дети имеют возможность выполнить то или иное упражнение, в
зависимости от своих желаний, а не от установки воспитателя. Таким образом, вся
группа представляет единое двигательное пространство, в котором каждый ребёнок
может удовлетворить свою потребность в движениями и познании.Осно
вное физкультурное оборудование и
спортивный инвентарь у нас сгруппирован в виде физкультурного уголка. Это ещё
один резерв – занятия в физкультурном уголке. Однако, проанализировав
длительность пребывания детей в физкультурном уголке, мы увидели, что %
пребывания детей ничтожно мал всего 1,5%. В чём же причины? Неужели дети нехотят двигаться? Возможно, статичность и однообразие материала не привлекает
внимание детей к уголку?
Чтобы
сделать физкультурные уголки более востребованными, увеличить режим
двигательной активности, мы пополнили его самыми разнообразными атрибутами,
Упражнения на них активизируют детей в
сделанными из мягких модулей.
разнообразной ходьбе, прыжках, равновесии, позволяют вести работу по
координации движений.
Для создания разнородности и новизны физкультурноигровой среды мы в
течение недели на полку, доступную детям, расставляем различные физкультурные
пособия и поразному группируем их. Это позволяет избежать однообразия движений
и способствует поддержанию интереса детей.
Увеличения
двигательной активности и повышения физической
подготовленности дошкольников можно добиться через увеличение доли
Самостоятельная
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
двигательная активность является критерием степени овладения двигательнымиумениями и навыками. Практика показывает, что как раз наиболее уязвимым местом
в области физического воспитания дошкольников является развитие
самостоятельности. Самостоятельная двигательная активность детей определяется
наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с
использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучениядетей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению [8].Работу по развитию самостоятельности мы разделили на несколько этапов:
На первом этапе вместе с детьми в вечерний отрезок времени мы всё
физкультурное оборудование изобразили символами. Дети предлагали, как можно
изобразить тот или иной предмет, некоторые сами зарисовывали. В ходе
ознакомления с графическими символами, мы постепенно давали детям задания или
поручения принести тот или иной предмет из физкультурного уголка. Подобные
поручения – наиболее простой элемент самостоятельной деятельности. Просили
показать, как можно использовать это оборудование. Для повышения эффективности
занятий в физкультурном уголке мы решили использовать картотеку разнообразных
игр, движений, упражнений, состоящую из карточекзаданий, на которых схематично
изображены общеразвивающие упражнения,
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
основные виды движений3
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный
опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со
сверстниками, подчиняться правилам. На индивидуальной карточке символически
изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и
цифрой. Всё это позволяет интегрировать различные образовательные области:
физическая культура, познание, коммуникация, здоровье, труд. Эти карточки в
определённой последовательности располагаются на специальной доске в
физкультурном уголке и на протяжении всей недели находятся на видном месте.
Таким образом, каждый ребёнок группы имеет возможность самостоятельно
воспроизводить весь комплекс, состоящий из 34 упражнений. Только здесь надо
обязательно помнить правило, что при подборе упражнений для занятий нельзя
воздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает ненужную утомляемость,
а распределить нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды
деятельности. Поэтому мы решили вести учет двигательной деятельности детей. Для
этого оформили дневник наблюдения, в котором решилификсировать, с каким оборудованием и какое упражнение выполнял ребёнок.
Ведение этого дневника позволяет планировать дальнейшую двигательную
деятельность: подключить малоподвижных, инертных детей к занятию, притормозить
гиперактивных, проконтролировать, чтобы все дети научились читать задания по
карточкам.
№ Фамилия,
имя
оборудование
ребёнка
кольцеброс мешочки
Мини –
Верёвочки Кегли
1.
+
баскетбол
для
метания
Учить детей работать по карточкам мы начали с января месяца. Критерием
готовности детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их
умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках.
Самостоятельная деятельность требует от воспитанников ясного понимания смысла
того, что они делают. Поэтому на втором этапе работы упражнения по карточке мы
выполняли вместе с детьми. Давали карточки домой, чтобы закрепить умения детей.
Уже теперь мы можем утверждать, что домашние задания повышают интерес детей,
способствуют повышению физической подготовленности и воспитанию
самостоятельности, чувства ответственности. Ребёнок знает, что, выполняя простые
упражнения, он становится более сильным и более ловким.
Благодаря умению детей пользоваться карточками, умению «читать» их,
ориентироваться по ним, очень легко организовать самостоятельную двигательную
деятельность детей. В результате последовательно проводимой работы по обучению
умения «считывать» карточку развивается инициатива у каждого ребёнка, желание
как можно лучше выполнить задание. Надеемся, что к концу учебного года детисамостоятельно будут заниматься в физкультурном уголке, а, следовательно,
обогащать и совершенствовать свой двигательный опыт.
С целью стимулирования желания детей заниматься в физкультурном уголке,
оформили стенд, на котором с помощью специальных значков отмечали успехи
детей. Самых отличившихся награждали звездочками. Всё это позволило повысить
интерес детей к занятиям физической культурой. Постепенно, у детей появляется
потребность не просто выполнить двигательное задание, а выполнить его правильно.
Когда потребность сознаётся детьми, возникает побудительная сила к действию –
мотив. Воспитывая мотивы к движениям, в конечном итоге формируется
потребность, и наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывается положительная
мотивация к занятиям двигательной деятельностью.
Дошкольника мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его
завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное – получать сиюминутное
удовлетворение своих потребностей.
Поэтому большое значение имеют
эмоциональная окрашенность упражнений, их образное объяснение. Учитывая это,
мы сделали напольную игру «Изобрази животного» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при
осуществлении индивидуального подхода к ребенку, во взаимодействии дошкольного
учреждения и семьи. Нельзя сказать, что родители после первого собрания сразу
выполнили все рекомендации. Мы старались их тоже заинтересовать. Обращали их
внимание на малейшие успехи ребёнка (Серёжа сегодня на 3 см прыгнул дальше, чем
вчера, Кирилл попал в корзину целых 3 раза и т.п.). Успехи детей радуют родителей,
они видят, с какой заинтересованностью мы добиваемся поставленной цели и
поэтому в дальнейшем с большей охотой идут нам навстречу. Так, родители
принимали активное участие в строительстве зимнего олимпийского стадиона, с
удовольствием соревновались с детьми и друг с другом на спортивных праздниках,
изготавливали оборудование для развития движений в группе.Особенно понравилось родителям работа над семейными проектами «Движение –
это наша жизнь». Над этими проектами работали всей семьей. Интересно, что
проекты были созданы в разных формах: буклеты, стенгазета, презентации, альбомы.
Мы увидели творчество наших родителей, и то, как ответственно они относятся к
воспитанию своих детей. В ходе подготовки проектов многие родители читали
литературу, просматривали странички интернета, ходили в библиотеку. Это помогло
им вооружиться новыми знаниями по этой теме. Презентацию проектов мы
запланировали провести в марте на родительской гостиной (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
По результатам промежуточной диагностики отмечаем, что понизился процент
детей, имеющих низкий уровень с 35% до 20%, соответственно возрос процент детей,
имеющих средний уровень с 57% до 72%.
Можно отметить положительную динамику по следующим параметрам:
1. Рост двигательной активности малоподвижных детей
2. Малоподвижные дети стали более активно включаться во все виды физической
деятельности.3. Дети с высоким уровнем активности стали более сдержанными, повысились их
качественные характеристики физического состояния: выносливость, точность,
меткость, ловкость.
5. Повышение интереса детей к самостоятельной двигательной деятельности.
Таким образом, разработанная в процессе реализации проекта система работы
по оптимизации двигательной активности обеспечивает постепенное повышение
физических кондиций дошкольника, способствует обогащению двигательного опыта
детей для использования его в процессе самостоятельной деятельности.
№
Мероприятия
Ответственный
III этап заключительный
Май
1.
2.
Физкультурный праздник «Мама,
папа, сад и я – вместе дружная
семья! Наш девиз: здоровье, смех
принесут во всём успех!»
Диагностика детей.
воспитатели групп.
Инструктор по физкультуре,
воспитатели групп
Оценка результативности проекта
3.
Ожидаемый результат: аналитическая справка.
Физкультурный праздник «Мама, папа, сад и я – вместе дружная семья! Наш
девиз: здоровье, смех принесут во всём успех!»
Предполагаемые результаты: будем надеяться, что созданная нами система
двигательного режима дошкольника, включающая в себя наиболее доступные формы
физического воспитания, позволит сформировать необходимый объём и устойчивый
интерес к разнообразным видам двигательной деятельности, а так же позволит
производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.Радость движений будет сопровождать наших детей весь дошкольный период
детства. Через хорошее настроение мы не только улучшим детское здоровье,
воспитаем положительное отношение к здоровому образу жизни, но и разовьём
устойчивую привычку к нему.
Надеемся, что наш проект будет представлять интерес и найдет практическую
реализацию в дошкольных образовательных учреждениях.Список использованной литературы.
1. Алямовская В.Г.Ю., Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском
саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
2. Волошина Л.Н. Программа и технология физического воспитания детей 57
лет «Играйте на здоровье»
3.
4.
Глазырина Л.Д. Физическое культура дошкольникам // Программа и
программные требования. М.: 2005.
Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А., Методика физического воспитания детей
дошкольного возраста. М., 2005
5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. СПб:
ДетствоПресс, 2011. С.2633 с.
Зимонина В.Н. Программа воспитания ребенка дошкольника «Расту
здоровым», Токаевой. Г.Э. «Азбука здоровья»,
Здоровьесберегающие
технологии в ДОУ: методичекое пособие.ТЦ Сфера, 2007. (методическое
пособие)
Зимонина В.Н. Программа воспитания ребенка дошкольника «Расту
6.
7.
здоровым»
8. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. “Физкультурное и спортивно
игровое оборудование: Аннотированный перечень”. М.: МозаикаСинтез,
19999. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.:
Мозаикасинтез, 2006.
10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного
возраста. М., 2006
11. Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002.
12. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду 57 лет
М., 2000
13. Степаненкова Э. Я. «Физическое воспитание в детском саду». Программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 27 лет» М.: Мозаика –
Синтез, 2006 (программа и методические рекомендации).
14. Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду.
– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2010. 176 с.
15. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 37 лет. М.,
2003
Фотоматериалы авторов проекта.ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обработка результатов анкетирования родителей по теме
«Какое место занимает физическая культура в вашей жизни»
(20 анкет)
1. Спортом занимается – 1% родителей
2. Спортивный снаряд имеется в 15% семьях (гантели, скакалки, обручи)
3. Режим установлен в 7% семей
4. Соблюдает режим 7% семей
5. Утреннюю гимнастику делают 20% семей (мама 5%, папа15%, вместе с
ребёнком15%)
6. Правила личной гигиены соблюдает 100% детей
7. Основные правила закаливания знают 10% родителей (систематичность,
постепенность)
8. Закаливающие мероприятия проводят в 45% семей (мытьё рук прохладной водой
до локтя30%, ходьба босиком в помещении5%, обливание водой комфортной
температуры20%)9.
Заниматься закаливанием дома мешает: лень25%, нехватка времени60%, страх
перед заболеванием 15%
10. Чаще всего с ребёнком гуляет: бабушка55%, папа20%, мама25%
11. После детского сада с ребёнком гуляют всегда20%, иногда75%, не гуляют5%.
13.Виды деятельности ребёнка после прихода из детского сада и в выходные дни:
подвижные игры (дома, на улице) 5%
просмотр телепередач, видеофильмов 23%
спортивные игры 2%
компьютерные игры– 65%
чтение книг – 5%
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
33
33242
2ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Напольное лото
"Веселые зверушки"
Правила игры: с помощью кубика дети передвигают
фишку, на каком животном остановились, того они и
изображают.
Оборудование: 4 фишки, шестигранный кубик
Котёнок – ходьба на четвереньках, подлезание.
Медведь – ходьба вперевалку
Обезьяна – подпрыгнуть и достать предмет
Заяц – прыжки на двух ногах с продвижением вперёд или на месте
Черепаха – медленная ходьба
Лиса – ходьба, виляя хвостикомЛягушка – выпрыгивание из глубокого приседа
Змея – ползание попластунски
Мышка – бег на носочках
Белка – метание в цель
Аист – стоять на одной ноге, удерживая равновесие
Петушок – ходьба, высоко поднимая колени
12
8
1
1
7
10
9
5
61
2
3
4
План проведения «Родительской гостиной»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и
здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в
постоянном движении».
Жан Жак Руссо
Уважаемые родители!
Всех, кто желает жить не просто рядом, а ВМЕСТЕ с ребенком,
"Родительская гостиная" приглашает на встречу со специалистами образовательного
Тема встречи: «Игры нашего детства»
учреждения.
В программе:
1. Мастер класс для родителей «Подвижные игры дома» (инструктор по
физическому воспитанию)
2. Презентация семейных проектов «Движение – это наша жизнь» (родители)Встреча состоится «_______»__________________20____г. в_______ч.
в физкультурном зале.
Будем рады встрече с Вами!
Администрация
1. Мастер класс «Подвижные игры дома»
(инструктор по физическому воспитанию)
Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания
детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно
эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в
семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию
физкультурнооздоровительной работы с ними. Но большинство родителей в силу
различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих
детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.
Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или
"контролера". 80 % деятельности детей – это опыт, полученный от взрослого
поэтому, если мы хотим воспитать свободного, жизнерадостного, самостоятельного
ребёнка необходимо учить его играть. Игра – это сознательная деятельность,
направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и
правильно руководимая игра является сильным средством повышения двигательной
активности детей дошкольного возраста. Не для кого ни секрет, что дворовые игры
исчезли. А ведь они учили детей необходимости общения, помогали решать спорные
конфликты.
1. Хлопните в ладоши те, кто из Вас прыгал через резинку; топните правой ногой
те, кто играл в классики, топните левой ногой те, кто играл в салки.
2. Скажите, играют ли в эти игры ваши дети?3. Какие игры своего детства вы помните? (Назовите их). Во что играли с Вами
родители в детстве во время прогулок на природе? (Записать на листе ватмана
ответы взрослых с одной стороны, и игры в которые играют современные дети
– с другой стороны, сравнить).
Каждому человеку необходимо знать природу, историю и культуру народа, к
которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и
этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем,
надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только
тогда, когда освоена своя культура, включающая много различных аспектов:
традиции и обычаи народов, история его развития.
Поведение игр («Праздник шишек», «Попади шишкой в ведро», «Верный глаз»,
«Колечкомалечко», «Вышибалы», «Секретики», «Штандер», «Бабушкины нити
запутались»).
Так давайте дарить радость своим детям, внукам. В наших силах больше играть
и общаться со своим ребенком (предлагает пройти в зал и поиграть вместе с детьми и
родителями в народные подвижные игры).
2. Презентация семейных проектов «Движение – это наша жизнь» (родители)