Обобщение темы «взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки»
Цель: подчеркнуть значение взаимопроникновения легкой и серьезной музыки; на примере незнакомых произведений доказать, что традиции и новаторство - единая часть творческого процесса.
Задачи:
- обучающая – ознакомить с творчеством А. Шнитке;
- развивающая – формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.
- воспитательная – воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Работа по теме урока:
I. Повторение изученного о «легкой» и «серьезной» музыке.
- Вдумайтесь в смысл высказываний двух композиторов. Скажите, противоречат эти высказывания друг другу или взаимодополняют одно другое. (Высказывания написаны на доске.)
«Бах, Бетховен и Брамс не противостоят развлекательной музыке, как не противостоит все серьезное, что есть в нашей жизни нашим развлечениям... Человек... отрицающий легкую музыку, по-моему, неразумен и беден, как неразумна и бедна всякая односторонность. Но, конечно, в тысячу раз неразумнее и беднее человек, не желающий знать никакой другой музыки, кроме легкой. Это уже - духовное убожество, духовная нищета».
Д. Б. Кабалевский.
«Не существует никаких родов музыки, кроме двух: хорошей и плохой». Ж. Бизе.
-
- В каких музыкальных жанрах вы наблюдали взаимопроникновение легкой и серьезной интонации? Приведите примеры.
- Какие драматические задачи позволяет решать легкая музыка в драматическом спектакле? Приведите примеры.
- Какие новые жанры и стили появились благодаря взаимопроникновению легкой и серьезной музыки?
II. Знакомство с творчеством композитора А. Шнитке.
- С этим композитором и его музыкой вы еще не знакомы.
А. Шнитке (1934-1998).
Зал консерватории в городе Горьком был переполнен. Люди сидели на ступеньках, стояли вдоль стен. Двери фойе были распахнуты, чтобы те, кто не смог попасть в зал, могли слышать музыку первой симфонии композитора Шнитке, премьера которой состоялась в 1974 г. Музыковед С. Совенко писал: «В музыке Шнитке мы слышим свой голос, голос... жизни, доставшейся на нашу долю, трагической и прекрасной, пошло обыденной и высокой».
Композитор обратился в симфонии к разным стилевым моделям: традиционным песенным жанрам, маршу для духового оркестра, танго, вальсу Штрауса, фрагментам первого концерта Чайковского, пятой симфонии Бетховена, рок-музыки, эстрадному шлягеру. В музыке отразилось немыслимое переплетение того разнородного, что именуется XX веком.
В симфонии Шнитке отразилась картина нашей современной культуры, в которой перемешалось высокое и низкое, сложное и простое.
Звучат фрагменты Симфонии № 1.
- Как называется прием сочинения музыки, который использовал А. Шнитке? Интонации каких произведений вы узнали?
- В каких произведениях вы встречали этот прием?
- Можно сказать, что «героем» симфонии А. Шнитке является музыкальная культура XX в.?
- Если бы вы были режиссером и кинооператором, какой сюжет вы бы отсняли, чтобы потом озвучить музыкой симфонии?
III. Беседа по вопросам изученной темы.
- А этот композитор вам знаком. Л. Бетховен. «Аллегретто» из сонаты № 17.
Звучит в классическом звучании и в обработке.
- В чем сходство обоих вариантов пьесы? Что отличает?
- Как обогатили авторскую интонацию современные исполнители? К чему это привело?
- Что здесь «традиция», а что «новаторство»? Являются ли традиции и новаторство единой частью творческого процесса или несовместимы с ним? Обоснуйте ответ.
- В чем, на ваш взгляд, заключен секрет успеха солистов и рок-групп, чье творчество вошло в фонд «классики рок-музыки»?
- Почему, как вы думаете, резко возрос интерес исполнителей и слушателей к эстрадным и рок-обработкам классики?
- Что стало бы с музыкальной культурой, если бы не было взаимопроникновения легкой и серьезной музыки?
IV. Исполнение песен: В. Иванов «Друг для друга», Л. Квинт «Здравствуй, мир!».
Итог урока.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Музыкальный материал: А. Шнитке «Фрагмент симфонии № 1», Л. Бетховен «Аллегретто» (из фортепианной сонаты № 17) в современной обработке (возможен дуэт польских пианистов «Марэк и Вацэк»), исполнение песен В. Иванова «Друг для друга», Л. Квинт «Здравствуй, мир!».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.