«Дв«Обобщение темы «взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки»а протока одной могучей реки»
Оценка 5

«Дв«Обобщение темы «взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки»а протока одной могучей реки»

Оценка 5
docx
24.03.2021
«Дв«Обобщение темы «взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки»а протока одной могучей реки»
МУЗЫКА 1 - копия (20).docx

Обобщение темы «взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки»

 

Цель: подчеркнуть значение взаимопроникновения легкой и серьезной музыки; на примере незнакомых произведений доказать, что традиции и новаторство - единая часть творческого процесса.

 

Задачи:

- обучающая – ознакомить с творчеством А. Шнитке;

- развивающая – формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.

- воспитательная – воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Работа по теме урока:

 

I. Повторение изученного о «легкой» и «серьезной» музыке.

-        Вдумайтесь в смысл высказываний двух композиторов. Ска­жите, противоречат эти высказывания друг другу или взаимодо­полняют одно другое. (Высказывания написаны на доске.)

«Бах, Бетховен и Брамс не противостоят развлекательной му­зыке, как не противостоит все серьезное, что есть в нашей жизни нашим развлечениям... Человек... отрицающий легкую музыку, по-моему, неразумен и беден, как неразумна и бедна всякая одно­сторонность. Но, конечно, в тысячу раз неразумнее и беднее чело­век, не желающий знать никакой другой музыки, кроме легкой. Это уже - духовное убожество, духовная нищета».

Д. Б. Кабалевский.

 

«Не существует никаких родов музыки, кроме двух: хорошей и плохой». Ж. Бизе.

-     

-    В каких музыкальных жанрах вы наблюдали взаимопроник­новение легкой и серьезной интонации? Приведите примеры.

-    Какие драматические задачи позволяет решать легкая музыка в драматическом спектакле? Приведите примеры.

-    Какие новые жанры и стили появились благодаря взаимопро­никновению легкой и серьезной музыки?

 

II. Знакомство с творчеством композитора А. Шнитке.

-        С этим композитором и его музыкой вы еще не знакомы.

А. Шнитке (1934-1998).

Зал консерватории в городе Горьком был переполнен. Люди сидели на ступеньках, стояли вдоль стен. Двери фойе были рас­пахнуты, чтобы те, кто не смог попасть в зал, могли слышать му­зыку первой симфонии композитора Шнитке, премьера которой состоялась в 1974 г. Музыковед С. Совенко писал: «В музыке Шнитке мы слышим свой голос, голос... жизни, доставшейся на нашу долю, трагической и прекрасной, пошло обыденной и высо­кой».

Композитор обратился в симфонии к разным стилевым моде­лям: традиционным песенным жанрам, маршу для духового орке­стра, танго, вальсу Штрауса, фрагментам первого концерта Чай­ковского, пятой симфонии Бетховена, рок-музыки, эстрадному шлягеру. В музыке отразилось немыслимое переплетение того раз­нородного, что именуется XX веком.

В симфонии Шнитке отразилась картина нашей современной культуры, в которой перемешалось высокое и низкое, сложное и простое.

 

Звучат фрагменты Симфонии № 1.

-   Как называется прием сочинения музыки, который использо­вал А. Шнитке? Интонации каких произведений вы узнали?

-   В каких произведениях вы встречали этот прием?

-   Можно сказать, что «героем» симфонии А. Шнитке является музыкальная культура XX в.?

-   Если бы вы были режиссером и кинооператором, какой сю­жет вы бы отсняли, чтобы потом озвучить музыкой симфонии?

 

III. Беседа по вопросам изученной темы.

-        А этот композитор вам знаком. Л. Бетховен. «Аллегретто» из сонаты № 17.

Звучит в классическом звучании и в обработке.

-   В чем сходство обоих вариантов пьесы? Что отличает?

-   Как обогатили авторскую интонацию современные исполни­тели? К чему это привело?

-   Что здесь «традиция», а что «новаторство»? Являются ли тра­диции и новаторство единой частью творческого процесса или не­совместимы с ним? Обоснуйте ответ.

-   В чем, на ваш взгляд, заключен секрет успеха солистов и рок-групп, чье творчество вошло в фонд «классики рок-музыки»?

-   Почему, как вы думаете, резко возрос интерес исполнителей и слушателей к эстрадным и рок-обработкам классики?

-   Что стало бы с музыкальной культурой, если бы не было взаимопроникновения легкой и серьезной музыки?

 

IV. Исполнение песен: В. Иванов «Друг для друга», Л. Квинт «Здравствуй, мир!».

 

Итог урока.

 

Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература: Учебник, программа.

2. Музыкальный материал: А. Шнитке «Фрагмент сим­фонии № 1», Л. Бетховен «Аллегретто» (из фортепианной сонаты № 17) в современной обработке (возможен дуэт польских пиани­стов «Марэк и Вацэк»), исполнение песен В. Иванова «Друг для друга», Л. Квинт «Здравствуй, мир!».

 

 


 

Обобщение темы «взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки»

Обобщение темы «взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки»

Зал консерватории в городе Горьком был переполнен

Зал консерватории в городе Горьком был переполнен

Учебно-материальное обеспечение: 1

Учебно-материальное обеспечение: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021