Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмального релаксационного дыхания» (практикум)
Оценка 4.9

Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмального релаксационного дыхания» (практикум)

Оценка 4.9
docx
02.12.2024
Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмального релаксационного дыхания» (практикум)
МО.docx

«Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмального релаксационного дыхания» (практикум).

Учитель – логопед Коновалова Е. С.

Роль дыхательной системы в обеспечении жизнедеятельности человека огромна. От дыхания зависят все жизненно важные процессы, происходящие в нашем организме. Это известно всем и с этим никто не будет спорить. Но не все  задумывались о том, насколько важно для нормальной организации речи  «правильно» дышать. Ведь источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких. «Правильное» дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

           В большинстве случаев, при  неправильном произношении отмечаются различные несовершенства дыхания. Нередко дети с различными речевыми нарушениями имеют ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох заставляет произносить  предложения в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

           Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимают кверху плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами, "натыкаясь" на ларингоспазм. Затем судорожно делают снова вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда даже одно только слово или один слог. Диафрагма - самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании, - при таком ключичном типе дыхания пассивна, не принимает активного участия в фонации. К тому же воздухом наполняются только узкие верхушки легких. Объем вдоха ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу.

Заикающегося ребенка учат говорить на выдохе, и получается, что он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое есть в легких. Воздушная струя, широким потоком выходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

Так как голосовые связки «не в тонусе», голос ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не обращаться в магазине к продавцу.

         Поэтому одно из основных направлений работы логопеда является работа по формированию правильного дыхания. Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.

          Для начала, на 1 этапе, нужно научить ребёнка дифференцировать носовой и ротовой  выдох. С этой целью предлагаются 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.

1. Вдох ртом, выдох носом.

2. Вдох ртом, выдох ртом.

3. Вдох носом, выдох ртом.

4. Вдох носом, выдох носом.

1.«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3.«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

4.«Буря в стакане». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку сделать в «бурю в стакане» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так дуть, чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

5.«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями.

6.«Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7.«Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8.«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

9.«Свеча». Вы зажигаете свечи и просите ребенка, подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10.«Косари». Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушки-вертушки; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами); обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар; мыльные пузыри.

          После того как Ваш ребёнок научился  различать носовой и ротовой вдох и выдох, можно приступить к воспитанию диафрагмального дыхания. Диафрагма - это самая большая мышца в организме. Медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову.

I этап работы.

Цель: освоение навыков полноценного вдоха, плавного выдоха.

Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнерёберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Формирование длительного плавного выдоха, фиксированного выдоха.

Релаксация: мышечная релаксация по контрасту с напряжением (расслабление мышц рук и ног)

II этап работы

Цель: освоение навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом. Закрепление навыков плавного длительного выдоха.

Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы; формирование правильного выдоха в сочетании с включением голоса:

- слитное плавное произнесение гласных звуков (на мягкой атаке);

- четкий и длительный выдох при произнесении согласных;

- произнесение цепочки слогов.

Релаксация: мышечная релаксация по контрасту с напряжением (расслабление мышц живота и шеи), мышечная релаксация по представлению, внушение состояния покоя (расслабление мышц речевого аппарата – губ, нижней челюсти)

III этап работы

Цель: выработка умения синхронизировать дыхание с голосом и движениями (на материале звуков, слогов).

Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями. Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха.

Релаксация: мышечная релаксация по представлению, внушение состояния покоя:

расслабление мышц речевого аппарата:

- губ, нижней челюсти;

- губ, челюсти, языка;

- общее расслабление мышц тела и артикуляционного аппарата.

IV этап работы

Цель: освоение навыков правильного дыхания с удлиненным, постепенным выдохом. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи.

Формирование умения произносить различные по длине речевые отрезки, развитие общих речевых и моторных навыков.

Релаксация: внушение мышечной и эмоциональной релаксации; введение формул правильной речи.

На начальном этапе  упражнения по воспитанию диафрагмального дыхания лучше проводить лёжа.

1. Лечь на спину, на живот положить плоский небольшой груз. Сделать глубокий, но не слишком  длинный вдох через нос и ЖИВОТОМ (груз при этом должен слегка приподняться), затем длительный выдох через рот (груз опускается).

2. Это же упражнение, но без груза.

3. Это же упражнение, но без груза и сидя.

Дыхательные упражнения в положении лежа.

 

1. Короткий вдох носом -  «надувается шарик» (живот), длинный выдох через рот - тоненькой холодной струей. Повторить упражнение 10-15 раз.

 2. Короткий вдох носом -  «надувается шарик» (живот), длинный выдох через рот - тоненькой холодной струей с поворотом головы вправо, затем привести голову в исходное положение и повторить упражнение, только с поворотом головы влево. Повторить упражнение 10-15 раз.

 3. Короткий вдох носом -  «надувается шарик» (живот), выдох через утрированно открытый рот - теплой струей (беззвучно). Повторить упражнение 10-15 раз.

 4. Короткий вдох носом -  «надувается шарик» (живот), выдох через утрированно открытый рот - теплой струей на шепот звук [ХА]. Повторить упражнение 10-15 раз.

 5. Короткий вдох носом -  «надувается шарик» (живот), выдох через утрированно открытый рот - теплой струей на шепот звук [ХА] с поворотом головы вправо, затем привести голову в исходное положение и повторить упражнение, только с поворотом головы влево. Повторить упражнение 10-15 раз.

 6. Короткий вдох носом -  «надувается шарик» (живот), выдох через утрированно открытый рот, максимально при этом вытащить язык наружу - теплой струей (беззвучно). Повторить упражнение 10-15 раз.

 7. Короткий вдох носом -  «надувается шарик» (живот), выдох через утрированно открытый рот, максимально при этом вытащить язык наружу - теплой струей на шепот звук [ХА]. Повторить упражнение 10-15 раз.

 8. Короткий вдох носом -  «надувается шарик» (живот), выдох через утрированно открытый рот, максимально при этом вытащить язык наружу - теплой струей на шепот звук [ХА] с поворотом головы вправо, затем привести голову в исходное положение и повторить упражнение, только с поворотом головы влево. Повторить упражнение 10-15 раз.

 9. Вдох через утрированно открытый рот, выдох через нос. Повторить упражнение 10-15 раз.

 10. Вдох через утрированно открытый рот, выдох через нос, попеременно зажимая то правую ноздрю на один выдох, то левую ноздрю на другой выдох. Повторить упражнение 10-15 раз.

 11. Вдох через утрированно открытый рот, язык максимально вытащить наружу (беззвучно). Выдох через нос. Повторить упражнение 10-15 раз.

 12. Вдох через утрированно открытый рот, язык максимально вытащить наружу со звуком [А]. Выдох через нос. Повторить упражнение 10-15 раз.

 13. Вдох через утрированно открытый рот, язык максимально вытащить наружу со звуком [А]. Выдох через нос, попеременно зажимая то правую ноздрю на один выдох, то левую ноздрю на другой выдох. Повторить упражнение 10-15 раз.

 14. Короткий вдох через нос, рот закрыт, зажав при этом правую ноздрю, выдох через левую ноздрю, зажав правую, затем вдох в левую ноздрю (левая так и остается зажатой), поменять зажим - выдох через правую ноздрю. Повторить упражнение 10-15 раз.

 

Тренируем правильное дыхание - упражнения. Комплекс дыхательных упражнений для мышц лица

Каждое упражнение повторяется 3—4 раза. Исходное положение — сидя в позе лотоса или по-турецки.

·         Упражнение 1. Сделайте вдох через нос, сильно расширяя и растягивая крылья носа. Затем выдох через рот.

·         Упражнение 2. Сомкните зубы и сделайте вдох через рот. При этом углы рта резко оттяните в стороны. Сделайте выдох через нос.

·         Упражнение 3. Сомкните зубы и сделайте вдох через рот. Затем выдох или через рот, вытянув губы в трубочку, или через правый либо левый угол рта.

·         Упражнение 4. Сомкните зубы и сделайте вдох через рот. Затем выдох через рот, надувая щеки.

·         Упражнение 5. Сделайте вдох через нос с втягиванием щек. Затем выдох через рот.

·         Упражнение 6. Сделайте медленный вдох через нос, запрокинув голову назад. Выдох через рот, при этом возвратите голову в исходное положение.

·         Упражнение 7. Сделайте вдох через нос и максимально наклоните голову в направлении правого плеча. Плечо не поднимайте. При выдохе через рот возвратите голову в исходное положение. Затем сделайте то же к левому плечу.

·         Упражнение 8. Сделайте вдох через нос и выполните круговой поворот головы сначала справа налево, затем наоборот.

·         Упражнение 9. Сделайте вдох через нос и максимально поверните голову вправо. При выдохе через рот верните голову в исходное положение. Затем тоже самое, повернув голову влево.

·         Упражнение 10. Попеременно упирайте кончик языка в нёбо и нижние зубы. При этом слегка поддерживайте подбородок рукой.

·         Упражнение 11. Наклоните голову вперед, выдвиньте вперед до предела нижнюю челюсть. Откиньте голову назад и расслабьтесь.

Со временем повторяйте все предложенные упражнения до 10 раз за сеанс. Отдельные упражнения, например 6, 7 и 9, при двойном подбородке и отвисших щеках можно делать до 20 раз за сеанс. Эффект: сглаживание таких недостатков, как двойной подбородок, дряблая кожа, отвислые щеки.

 


 

Дыхательная гимнастика при коррекции заикания

Дыхательная гимнастика при коррекции заикания

Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не обращаться в магазине к продавцу

Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не обращаться в магазине к продавцу

Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями

Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями

Релаксация: мышечная релаксация по контрасту с напряжением (расслабление мышц рук и ног)

Релаксация: мышечная релаксация по контрасту с напряжением (расслабление мышц рук и ног)

На начальном этапе упражнения по воспитанию диафрагмального дыхания лучше проводить лёжа

На начальном этапе упражнения по воспитанию диафрагмального дыхания лучше проводить лёжа

Вдох через утрированно открытый рот, выдох через нос, попеременно зажимая то правую ноздрю на один выдох, то левую ноздрю на другой выдох

Вдох через утрированно открытый рот, выдох через нос, попеременно зажимая то правую ноздрю на один выдох, то левую ноздрю на другой выдох

Упражнение 11. Наклоните голову вперед, выдвиньте вперед до предела нижнюю челюсть

Упражнение 11. Наклоните голову вперед, выдвиньте вперед до предела нижнюю челюсть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2024