Дмитриева Алена Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «Ларьякская СШ»
с. Ларьяк
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Дмитриева Алена Васильевна
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь". (Конфуций)
Время не стоит на месте. Изменения, постоянно происходящие в жизни, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Образование - важная составляющая, необходимая для человека, живущего в современном мире. Жизненные ориентиры диктуют новые цели обучения. Одна из главных задач современного образования - подготовка конкурентоспособной личности, обладающей универсальными компетенциями, применимыми в различных условиях.
В этом суть и назначение учительского труда. В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. Что такое «интерес»? Интерес – это такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.
Как формируется интерес к учебному предмету? Интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Какой должна быть эта деятельность? Как сделать уроки интересными? Как активизировать деятельность учеников? Эти вопросы ставит перед собой любой творчески работающий учитель. И, я думаю, что у каждого сидящего здесь есть свои методы и приемы решения проблемы. Я поделюсь сегодня с вами своим опытом работы. Десять тысяч уроков - вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя.
В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки. Любой учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д. Я остановлюсь на нескольких технологиях, которые я использую в своей работе и представлю результаты своей работы. Опираясь на требования новых ФГОС, я стала работать над развитием творческих способностей обучающихся.
Все знакомы с моделью выпускника согласно новых ФГОС.
Девизом и руководством в моей работе являются такие слова «Творческую личность может воспитать только творческая личность». Для развития креативности необходима не только благоприятная социально-экономическая, но и деятельностная образовательная среда, поэтому я поставила перед собой цель: освоить личностно-ориентированную модель образования, системно-деятельностный подход в обучении, освоить продуктивную технологию.
Для ее реализации были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы творческого подхода к обучению.
2.Реализовать на практике различные методы развития творческой личности.
3.Проанализировать результативность применения творческой деятельности к обучению обучающихся.
Новизна опыта заключаются в разработке системы творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности. А также выявление педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий в учебном процессе, метапредметный подход в обучении и выход на персонализацию обучения.
Современные психологи утверждают, что учить творчеству можно, вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.
1.Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога..
2.Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений.. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
3.Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах.
4.Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.
5.Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.
6.Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.
7.Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность.
8.Самостоятельность выполнения творческого задания. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения, и обязательное условие получение готового продукта в результате деятельности.
9.Разнообразие творческих заданий.
Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.
10.Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.
Опираясь на данные исследования психологов, учитывая возрастные психологические особенности развития личности, осуществляю подбор заданий, направленный на развитие творческих способностей учащихся.
Для развития литературных творческих способностей задания дифференцирую по уровням сложности:
Задания III (начального) уровня сложности:
задания, способствующие развитию литературного творчества:
-придумай рифму к слову…..;
-придумай загадку;
-сочини стишок про букву;
-придумай заглавие и тд.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку выше.
Задания предлагаются сложнее:
-сочини небылицу;
-закончи сказку;
-сочини стих на тему…и т.д.
Задания I (высокого) уровня сложности. Задания такого типа направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, эвристических методов творчества.
-придумай смешной рассказ на тему…;
-напиши сочинение на тему…;
-сочини сказку и т.д.
По итогам этой работы накопился материал с творческими работами учащихся, который мы публикуем в местной газете.
На уроках использую креативные методы обучения:
Метод придумывания
Метод образной картины
Метод случайных ассоциаций
Мозговой штурм
В работе над своей темой мне помогают принципы личностно-ориентированного обучения, которые я использую:
-предоставление права выбора деятельности партнера, средств обучения;
-демократический стиль общения;
-обучение в зоне «ближайшего развития»;
-обязательную успешность деятельности;
-предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе;
-сохранность и поддержку индивидуальности ребенка;
-создание условий для реализации творческих возможностей ребенка.
Как в урочной так и во внеурочной деятельности я широко использую на каждом занятии занимательный материал, развивающие задания, игровые ситуации. Стержневым моментом моих занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом я широко использую на каждом занятии занимательный материал, развивающие задания, игровые ситуации:
Например, на внеурочной деятельности «Шахматы в школе»:
-Провожу викторину «Вопросы из Шахматной шкатулки»;
-Играем в шахматы;
-Провожу игру-викторину «Шахматные термины»;
-Рисуем шахматные фигуры, раскрашиваем их;
-Заполняем «Шахматный словарик»;
-Вырезаем и склеиваем шахматы»;
-Работаем в обучающей прописи-раскраски;
-Сочиняем стишки о шахматных фигурах;
-Делаем аппликации «Шахматы из поролона»;
-Проводим шахматные турниры между ребятами-кружковцами и старшеклассниками, и многое другое.
При выполнении творческих заданий всегда важен результат, конкретный продукт, поэтому освоила и применяю в своей работе продуктивную технологию.
В воспитательной работе активно использую творческую деятельность обучающихся. В результате ребята становятся не только активными участниками, но и победителями конкурсов различного уровня. В своей работе уделяю немаловажное значение работе с родителями, так как согласно стандартам нового поколения родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и более активно вовлекаться в управление школой. Поэтому тесно сотрудничаю с родителями своего класса, с родительским комитетом.
Считаю немаловажным обобщать свой опыт, делясь с коллегами своими знаниями и наработками. Для этого принимаю активное участие в семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах. По-возможности участвую очно. В этом году приняла участие в августовском совещании педагогических работников МОУ Нижневартовского района, где выступила с докладом, провела Международный онлайн-вебинар по шахматам. Имею печатные издания. Весь мой опыт работы, вся информация есть на моем персональном сайте: http://alenadmitrieva.ru/.
Заключение
Все вышеизложенные методы, технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. Но при введении инноваций нельзя отрываться от традиций. Педагогика, как и любая другая наука, должна развиваться, учитывая теоретическую и практическую разработку педагогических проблем; опыт, накопленный предыдущими поколениями ученых-педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.