Районное методическое объединение УДО
«Использование инновационных педагогических технологий
в образовательном процессе»
Артюшина Наталья Николаевна, методист МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска
1 января 2011 года Госдума РФ приняла закон № 83-ФЗ.
- ЕГЭ – спорная реформа российского образования
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в сфере образования до 2015 года
- Мультимедии в обучении
- Онлайн-классный журнал, хорошо это или плохо- Электронные учебники – спасение для современных школ- Получение средне специального образования
Современная реформа образования в России
Закон РФ «Об образовании»
Под образованием в Российской Федерации понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.
Образование
обучение
воспитание
Обеспечение оптимальных условий развития детей в учреждении дополнительного образования детей
1 уровень – сфера общения, ролевых игр и учебной практики. Задача – позволить детям испытать полученные знания и оценить их социальную значимость.
2 уровень – область творческой ориентации. Задача – дать детям возможность выбрать интересный и доступный вид деятельности.
3 уровень – включение ребенка в процесс социализированного обучения. Задача – заложить основу профессиональных знаний и развить способности.
4 уровень – индивидуальная работа с наиболее одаренными детьми в рамках исследовательской творческой деятельности.
«Путеводные положения», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей:
Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.
Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
Что дает технологический подход?
Педагогу:
четкое определение конечной цели;
технологическую цепочку педагогических действий;
разработанность инструментария диагностики;
Воспитаннику:
вовлечение каждого в активный познавательный процесс;
применение знаний на практике
доступ к необходимой информации;
общение и сотрудничество не только с педагогом , но и со сверстниками;
постоянное испытание своих сил для преодоления возникающих проблем.
Понятие «педагогическая технология»
Слово «технология» происходит
от греческих
techne - искусство, мастерство , ремесло
и
logos - понятие учение - наука, - закон.
Дословно
«технология» – наука о мастерстве
Определение понятия«педагогическая технология»
Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)
Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко)
Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя. (В.М. Монахов)
способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных образовательных целей.
Понятие «Педагогическая технология»
Педагогические технологии
КЛАССИФИКАЦИЯ
I группа личностно-ориентированные технологии
III группа
технологии «свободного воспитания»
V группа
техногенные технологии
II группа
технологии управления познавательным процессом
IV группа
технологии, преодолевающие формализм школы
Личностно – ориентированное обучение
Технология дифференцированного обучения
Технология разновозрастного обучения
Коллективный способ обучения
Педагогика сотрудничества ( «проникающая педагогика»)
Технология КТД
Технология ТРИЗ
Технология проблемного обучения
Технология блочно - модульного обучения
Технология учебно-исследовательской деятельности
Технологии эвристического обучения
Тренинговые технологии
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технология индивидуального обучения (индивидуаль-ный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
Коммуникативная технология
Технология программированного обучения
Технология развивающего обучения
Построение индивидуального
образовательного маршрута
воспитанника
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ в УДОД
Заочное путешествие ( с использованием фото- слайдов, иллюстраций и карты)
Вечер-портрет, тематическ. праздник ( развлечение)
Использование регионального компонента, фольклорного материала: пословицы, загадки, поговорки
Формы
организации образовательного процесса
ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
( туристско-краеведческое структурное подразделение МБУ ДО ДПШ)
КВН
Мастерская
Индивидуальные: инд. образователь-ный маршрут
Игровые программы (интерактивные упражнения и игры:
дидактические и подвижные, игры-викторины др.)
Порблемно-поисковая работа
Мастер-класс
Целевые прогулки и экскурсии в исторический и музей искусств
Интеллектуально – познавательные программы
Краеведческая конференция
Разработка тематических проектов
Художественная творческая деятельность
Акции
Диспуты
ВЕДУЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
познавательная игровая общественно- общение
полезная художественно –
эстетическая
Атака мыслей
Конкурсы с использ. ИКТ
МЕТОДЫ, применяемые в образовательной деятельности
детского объединения
Учебная деятельность
Воспитательная работа
Словесные;
Наглядные;
Практические;
Проблемно — поисковые;
Методы, направленные
на развитие творческой
активности обучающихся.
Методы изменения
деятельности и общения;
Методы изменения отношений
( воспитывающих ситуаций:
убеждение, беседа др.);
Методы изменения компонен-
тов воспитательной системы
( направлены на постановку
целей).
Педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
• проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
• научить детей новым методам работы;
• оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
Инновационные технологии
«Инноватика –
это не просто новшества, некоторая новизна,
а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер)
Инновационные технологии предполагают:
повышение уровня мотивации к учебному труду;
формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность
при активной поддержке педагога;
постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с педагогом;
ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому об-ся;
Уровень освоения | Технологии | ||||||||
Целостного процесса обучения и воспитания | Учебного диалога | ИКТ | Активного | Игрового обучения | Разноуровневого обучения | Коллективного | Проблемного обучения | Обучения творчеству | |
Знаю | |||||||||
Владею: | |||||||||
Применяю: | |||||||||
Не знаком |
АНКЕТА
«Современные педагогические технологии обучения и воспитания, применяемые на занятиях в детском спортивном объединении»
Направление деятельности: ___________________________________________
Педагог _____________________________________________________________
№ | Ф.И.О |
| Владение ИКТ | Применение ИКТ в учебно – воспитательном процессе | Необхо-димая | ||||
Работа с ПК ( печатание в текстовом редакторе, создание электрон. таблиц, работа со стандарт. таблицами) | Работа с Интернетом | Работа с допол. компью-терными программами | На заня- | Организационно-педагогическая деятельность | Методическая деятельность | ||||
1 | Локтева Н.А. | краеведч. | + | 1. Районный конкурс слайдовых презентаций по теме «»Уголок России – отчий дом» | - |
МОНИТОРИНГ
по использованию ИКТ в работе туристско - краеведческого структурного подразделения
МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска
2017-2018 учебный год (образец карты)
2 | Денисен-ко Е.В. | Туристское | + | При подготовке к конкурсам и соревнованиям | 1. Участие в районном мастер-классе по туризму ( 13.01 .)- подготовка слайдовой през. теоретического вопроса по теме | - |
Мониторинг участия обучающихся краеведческих ДО в конкурсе исследовательских работ «Отечество»
№ | Ф.И. об-ся | д/о | Педагог | Муниципальный | Региональный уровень | Всероссийский уровень | |||
Учас-тие | Побе- дители и | Учас-тие | Побе- дители и | Учас- | Побе- дители и | ||||
2015-2016 учебный год | |||||||||
1. | Вакарчук Мария | «История родного края» | Безбородов В.Н. | + | + | + | + | ||
2 | Дудник Татьяна | «История Дона» | Приискова Л.В. | - | |||||
3 | Абузярова Марина | «История родного края» | Безбородов В.Н. |
2016-2017 учебный год | |||||||||
1. | Абузярова Марина | «История родного края» | Безбородов В.Н. | + | - | ||||
2 | Стрельник Александра | «Литера-турное краеведе-ние» | Ткаченко Т.И. | ||||||
3. | Коновалова Анастасия | «История родного края» | Безбородов В.Н. | + | - | ||||
4. | Вакарчук Мария | + |
2017-2018 учебный год | |||||||||
1. | Ишкина Сабира | «История родного края» | Безбородов В.Н. | + | - | ||||
2 | Садчикова Алина | ||||||||
3 | Выборнова Анна | + | - | ||||||
4 | Юношева Ксения | «Край, в котором мы живем» | Шматько Н.Н. | ||||||
5 | Фоменко Виктория | «Наш край родной» | Локтева Н.А. | + | |||||
6 | Черная Ксения | «Родники» | Еременко А.В. | - |
методические проблемы: «Личностно — ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации» «Компетентностное обучение как ресурс качественного образования»
ЗАДАЧИ:
Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания.
Оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, организации и проведении исследовательской работы
Формировать теоретическую и практическую готовность педагогов к инновационной деятельности через внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий (проектной, исследовательской, технологии интерактивного обучения).
Создать условия для взаимодействия, способствующие совершенствованию форм и методов творческого развития детей.
Содействовать обеспечению непрерывного роста профессионального мастерства педагогов через активные формы обучения.
Методическая работа по усовершенствованию педагогического мастерства
№ | Формы проведения и | Сроки, место проведения | Ответственный | Реализация |
2015— 2016 учебный год | ||||
1 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ | | | Рекомендации, практическая деятельность по моделированию. |
2 | РАБОТА ШКОЛЫ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Творческая мастерская: 1. Применение информационно – коммуникативных технологий на занятиях по краеведению.( ПДО по краеведению) Мастер-класс 1. Актуальные проблемы физического развития и сохранения здоровья детей ( инновационные технологии и интерактивные формы обучения на занятиях туристического объединения ). 2. Формирование успешности ребенка через профессионализм и мастерство педагога ( спортивное стрелковое направление). | | | Обмен опытом, творчески- ми наработками, инноваци-онными методами работы. |
2016— 2017 учебный год | ||||
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ и ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ | Сентябрь | Артюшина Н.Н | Методические рекоменда- ции, разработка алгоритма построения учебного занятия, модель занятия в УДО. Практические советы | |
РАБОТА ШКОЛЫ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Творческая педагогическая мастерская: 1. «Современные технологи и обучения и воспитания на занятии в детском творческом объединении»: - «Ярмарка туристских идей» ( для ПДО и обучающихся туристского направления); - «Ярмарка идей» ( для ПДО и обучающихся краеведческого и патриотического направлений); Мастер-класс 1. «Эффективные пути взаимодействия педагога и обучающихся в детском объединении» ( для ПДО и обучающихся спортивно – стрелкового направления) Проведение «Стрелкового ринга» (мини – экзамена на «младшего судью» по ТБ и техническим навыкам юных стрелков) 2.Роль музейной педагогики в повышении экскурсионно - языковой компетентности обучающихся. ( для педагогов краеведческого и патриотического направлений) | | | |
2017— 2018 учебный год | ||||
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ и ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ | | | |
2. | РАБОТА ШКОЛЫ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА | | | |
Технология учебного проектирования
Этапы учебного проекта
Выбор темы и участников проекта.
Определение проблемы проекта (мозговой штурм)
Распределение задач, обозначение критериев оценки проекта
Самостоятельная работа над проектом
Защита и оппонирование проекта
Подведение итогов
Метод проектов – технология обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Требования к учебному проекту – правило пяти «П»
наличие Проблемы - социально значимой задачи – информационной, исследовательской, практической;
обязательное Планирование действий;
в основе проекта – Поиск информации;
результатом работы надо проектом является Продукт– средство для разрешения поставленной проблемы;
Презентация результата
Этапы проектной деятельности
Постановка проблемы
Выдвижение гипотез
Планирование деятельности
Сбор информации
Структурирование информации
Изготовление продукта
Оформление продукта
Выбор формы презентации
Презентация
Самооценка и самоанализ
Преимущества персональных проектов:
1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
2. У детей формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.
3. Обучающиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.
4. Формирование у детей важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Образовательный процесс реализуется через разработанную мной программу «С игрушкой по жизни». Содержание программы представлено блок – схемой, которая помогает обучающемуся выбрать тему проекта
ИКТ-технологии:
использование в работе ЭОР( электронных образовательных ресурсов) и ЦОР ( цифровых образовательных ресурсов);
использование интерактивной доски;
работа с Интернет-ресурсами;
создание собственного цифрового образовательного пространства;
создание собственной мультимедийной библиотеки;
проведение, организация конференций;
создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.
Цели новых информационных технологий:
• Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
• Подготовка личности «информационного общества».
• Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
• Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Технология проблемного обучения
Этапы построения занятия:
актуализация опорных знаний
создание проблемной ситуации
постановка учебной проблемы
построение проблемной задачи
решение проблемы (выдвижение и доказательство гипотез, анализ возможных последствий)
проверка правильности решения и повторение
Проблемная ситуация – осознанное учеником затруднения, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий
Уровни проблемности:
проблемное изложение учебного материала
частично–поисковая деятельность (эвристический диалог)
самостоятельная исследовательская работа
Технология проблемного обучения
«+»: достижение высокого уровня умственного развития учащихся; стимулирование внутренней мотивации учения; прочное усвоение изученного; формирование убеждений; овладение первичными навыками исследовательской деятельности
«-»: большие затраты времени; слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей.
необходимо активизировать детей;
вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
подвести эту деятельность к творчеству;
предоставить воспитанникам больше самостоятельности;
развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение;
постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.