Способы реагирования учителя в конфликтных ситуациях с детьми
Оценка 4.7

Способы реагирования учителя в конфликтных ситуациях с детьми

Оценка 4.7
Лекции +3
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
21.01.2020
Способы реагирования учителя в конфликтных ситуациях с детьми
Как правило, в младшем школьном возрасте для большинства учащихся роль учителя очень значима. Они ценят его положительное отношение и стараются сделать все, чтобы получить похвалу и поощрение учителя.
Шипицина_О_А.doc

Шипицина Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов,

МБОУ г. Иркутска СОШ №38

 

Способы реагирования учителя в конфликтных ситуациях с детьми

Как правило, в младшем школьном возрасте для большинства учащихся роль учителя очень значим. Они ценят его положительное отношение и стараются сделать все, чтобы получить похвалу и поощрение учителя.

            Поощрения – очень мощный инструмент воздействия учителя на детское поведение. Самым сильных поощрением для младшего школьника является одобрение и внимание учителя. Похвала и награда повышают самооценку ребенка. Он чувствует себя хорошим, способным, умным, важным, готовым помочь и готовым продолжать в том же духе, чтобы и дальше получать одобрение.

            Обычно поощрение действует лучше наказаний, которые вызывают обиду и сопротивление. Но, к сожалению, бывает так, что поощрения не срабатывают. В таких случаях одним из методов воздействия становятся санкции.

            Санкции – те нежелательные последствия или издержки, в которым может привести несоблюдение требований. Правильное использование санкций поможет добиться желаемых изменений в поведении ученика.

            При применении санкции, важно соблюдать следующие правила:

1. Точность. Будьте точны в определении того, какие действия повлекут за собой применение санкций и в чем именно они будут состоять.

2. Разумность. Разумные санкции не исключают уважения к другим и их права на собственные решения. Публичное унижение, угроза насилия, злоупотребление доверием отнюдь не разумные санкции, они будят в учащихся злость и уменьшают вероятность содействия вашим желаниям.

3. Безопасность. Санкции должны быть неприятны для тех, на кого они нацелены, а не для вас. Будьте осторожны, когда грозите привлечением правоохранительных органов, исключением из школы, применением физических наказаний. В разгар схватки даже самый страшный ультиматум может показаться уместным, но, в конце концов, главный ущерб от него потерпите вы сами.

4. Неотвратимость. Будьте готовы осуществить то, о чем было заявлено. Если вы сказали, что при таких-то обстоятельствах произойдет то-то, так и поступайте. Иначе вы дадите понять, что вас не стоит принимать всерьез. Последовательность заставит окружающих уважать вас. Строгое следование вашим принципам означает, что вами не будут пренебрегать в будущем.

            Поддержание дисциплины в классе – достаточно сложная задача для учителя. Но она не должна быть основана только на гневе, угрозах или карательных действиях в отместку за ее нарушения. Разумная и последовательная дисциплина, направленная на поддержку ребенка, позволяет ему развиваться и учиться, не теряя самоуважения.

            Часто о дисциплине вспоминают, только когда нарушение уже произошло. Затем следует наказание, которое может вызвать отчуждение ребенка и повысить вероятность того, что он будет продолжать вести себя по-прежнему.

            В отношениях учителя с ребенком силы не уравновешены. Учитель сильнее и способен лучше выражать свои мысли. Он устанавливает правила и является главным в классе. Он может наказать или ограничить ребенка, а у того такой возможности нет. Уже одного этого достаточно, чтобы не отягощать наказание злостью. К тому же гнев может сделать карательные действия опрометчивыми и несоразмерными. В раздражении человек склонен к угрозам и насилию, можно схватить ребенка, дать ему встряску. В состоянии злости суждения обычно нарушены и реакции могут быть опасны как физически, так и психологически.

            Для того чтобы показать ребенку негативные последствия его поведения, можно использовать следующие способы реагирования на нарушения дисциплины.

            Естественные последствия. Каждое действие влечет последствия. Естественные последствия не устанавливаются властным путем, а неизбежно проистекают из самой ситуации. Если не мешать естественным последствиям поведения оказывать на ребенка свое действие, то в некоторых случаях они могут стать самым простым способом наведения дисциплины, без всяких проявлений злости с вашей стороны и не вызывая у ребенка ощущения, что его принуждают.

            Ничем не надо угрожать, ничего не надо вдалбливать. Дети сами могут сообразить, как им изменить свое поведение, чтобы больше не сталкиваться с нежелательными последствиями.

            Уместные последствия. Разумеется, доводить дело до некоторых естественных последствий не только неразумно, но и небезопасно. Нельзя оставлять ребенка играть на дороге, чтобы он своем опыте убедился в опасности проезжающих машин. Уместность последствий означает:

- Последствия должные соответствовать возрасту ребенка и его способностям. Если ребенок лишен возможности принять участие в коллективной игре за то, что обижал более слабых, наказание будет способствовать тому, что он научится сдерживать себя. Но более длительная изоляция вряд ли будет способствовать положительным изменениям.

- Наказание по мере возможности должно соответствовать характеру проступка. Если ребенок что-то сломал, последствием может быть лишение самого ребенка чего-либо с целью возмещения утраты. Если возникла драка из-за игрушки, наказанием может послужить ее временное изъятие, пока они не договорятся, как с ней быть. Если ребенок не выполнил каких-то своих обязанностей, чувствительным последствием может стать сокращение времени на другие, более интересные дела.

            Детей младшего возраста, которые буйствуют, не слушаются или ведут себя еще как-нибудь не так, можно использовать метод удаления, не покидая классной комнаты. Это может быть любое место в классе, исключающее возможность общения. Десяти минут в неинтересном месте может быть достаточно, чтобы ребенок пересмотрел свое поведение и решил вести себя так, чтобы в подобную изоляцию не попадать. Вы получаете возможность восстановить контроль над ситуацией, не впадая состояние гнева. Объясните ребенку, что такое-то и такое-то поведение влечет за собой данные последствия, и пусть он сам выбирает, что ему делать. Можно воспользоваться таймером или будильником, чтобы его звон, а не ваша прихоть был сигналом к освобождению.

            Избегайте затягивать наказание. Не следует тянут как с началом наказания, так и с его продолжительностью. Если наказание откладывается, дети прости забывают, с чем оно было связано.

            Убедитесь, что дети точно знают, что от них требуется. Уточните, чего вы ждете, требуя, чтобы дети «вели себя прилично». Убедитесь в том, что они в состоянии выполнить ваше требование.

            Предупреждение о последствиях проступка заранее. Только тогда, когда у детей будут основания для выбора, как себя вести, если дело дойдет до последствий, у них не будет оснований для протеста и надежды, что вы передумаете. Вам не придется злиться и доказывать их вину. Разумные последствия, доведенные до сведения детей доступным для их понимания способом, снизят напряженность в ваших отношениях с учащимися.

            Определив последствия проступка, не впадайте в занудство. Один раз определив последствия проступка, не напоминайте о них постоянно. Прелесть уместных последствий в том, что ребенок сам решает, что лучше: желательное поведение или неприятные последствия.

            Последствия должны быть неизбежными. Если вы не будете последовательным, ребенок будет постоянно проверять вашу решимость и его стимулы к исправлению поведения ослабнут. То его наказывают, то мимо тех же самых действий проходят равнодушно. Не угрожайте последствиями, к которым вы сами не готовы. Предупредив, что, если во время прогулки дети будут ссориться, вы вернетесь в класс, будьте готовы именно так и поступить.

            Едва ли вам придется вводить обещанные последствия в силу более двух или трех раз, чтобы ребенок понял, что с ним не шутят. Воспитательная сила наказаний не в строгости, а в неотвратимости.

Способы реагирования учителя в конфликтных ситуациях с детьми

Способы реагирования учителя в конфликтных ситуациях с детьми

Способы реагирования учителя в конфликтных ситуациях с детьми

Способы реагирования учителя в конфликтных ситуациях с детьми

Способы реагирования учителя в конфликтных ситуациях с детьми

Способы реагирования учителя в конфликтных ситуациях с детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020