Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала:
долгоговорки, дыхательные упражнения, упражнения для развития силы голоса.
Долгоговорки
1. «33 Егорки»: Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки*: (далее на одном дыхании считаем) раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т.д.
2. «Вот дом, который построил Джек». Дышать в конце строф.
Вот дом, который построил Джек.
А это пшеница, которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
А это веселая птица синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
Вот кот, который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
А это корова безрогая,
Боднувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
А это старушка седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Боднувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Боднувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Боднувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
3. Намотай клубочек. Цель: формирование длительного речевого выдоха. Дети вращают кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время длительно произносят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее. В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку, наматывая «ниточку на клубочек», тянуть и некоторые согласные звуки, например: С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.
4. «Цифры»: На одном дыхании произнести, четко проговаривая: 661,662, 663, 664, 665, 666, 667, 668, 669, 670. Затем прибавляем тысячу к каждому числу: 1661-1670.
5. «Шли семеро стариков»:
Шли семеро стариков.
Говорили старики про горох.
Первый говорит: Горох хорош!
Второй говорит: Горох хорош!
...
Седьмой говорит: Горох хорош!
6. «Пусть ворона мокнет»
Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шёл я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
(И т.д., пока хватает дыхания)
7. «Лютики»
В поле лютики росли,
Мы их посчитать пришли.
Раз – лютик, два – лютик, три – лютик
(считать до 28–30 лютиков).
8. «Пес Дружок»
Подрастает пес Дружок,
Он грызет мой сапожок.
Раз – сапожок, два – сапожок, три – сапожок (считать до 15–18 сапожков).
9. «Малина»
Готовьте корзинки! Поспела малинка.
Раз – малинка, два – малинка (до 22–25 малинок).
10. «Улитки»
Взгромоздились на калитку
Любопытные улитки.
Раз – улитка, два – улитка, три – улитка.
Дыхательные упражнения
1. Стрельба ладошками (на звук ХА на опоре стрелять ладошками, стоя в кругу)
2. Камушки. Дети берут с пола воображаемые камушки и с силой кидают их вперед, произнося громко на опоре звуки: А-О-Э-И-Ы.
3. Прыгать и петь звуки А-Э-И-О.
4. Паровозик: Тук-тук-тук, так-так-так, ток-ток-ток, тэк-тэк-тэк. Произносить на опоре, делая двигательные движения руками, выделяя первые слова каждой группы.
5. Ковбои. Представить, что дети – ковбои, и они ловят быка с помощью лассо. Изображаем закидывания лассо вперед и произносим слоги: ХОМ! ХАМ! ХЭМ! ХУМ!
6. Футбол. Представить, что вы – футбольные болельщики, которые с волнением наблюдают за матчем. Сначала делаем пружинящие движения ног, руки сжаты в кулаки, затем кричим «ГОЛ!!» на опоре, немного приседая.
7. Буквы. Произносить на опоре парные звуки: БББ-ППП, ГГГ-ККК, ДДД-ТТТ.
8. Гармошка. Представьте, что ваша грудь и легкие – гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков (упражнение З.В.Савковой):
Ух ты, ох ты! Мы надели кофты,
Гоп -ля! Гоп -ля! Гоп –ля -ля! Пляшем, сердце веселя!
9. Чихание и кашель. Положить руку на ребра и с силой произнести АПЧИ! При этом почувствуете, как напряглась диафрагма. Покашлять.
10. Громко-тихо (И. Цуканова). Быстро произносить ГРОМКО (на mf) и тихо (на р): ГРОМКО -тихо-ГРОМКО-тихо…Не кричать, слово Громко произносить активнее.
11. «Пульс» (для малышей).
Под метроном ритмично качаем диафрагму: гавкать шепотом, как простуженные собачки (гаф – гаф –гаф -гаф), сдувается шарик (с-с-с-с), качаем колесо (ш-ш-ш-ш), сердитая кошка (ф-ф-ф-ф).
12. «Пульс» (для средних и старших) по 4 раза повторяем: кш -чи, кш -хи, кш -с.
13. «Триоли»: пульсация согласными звуками в триольном ритме по 4 раза каждую группу (ССС, ШШШ, ФФФ).
14. «Шестнадцатые»: пульсация согласными звуками в ритме шестнадцатых по 4 раза каждую группу (СССС, ШШШШ, ФФФФ).
15. «Хитрая лисичка». Представьте, что вы превратились в лисичку, которая вынюхивает зайчика: поворачивать головой влево, вправо и на каждый поворот делать короткий вдох носом и выдох ртом.
16. «Вдох-удивление». Говорим детям: представьте, что вы пришли домой, а там у вас гора конфет (или игрушек, подарков – дети сами придумают). И вы удивились: беззвучно сделать короткий вдох-удивление. При этом сразу заработает диафрагма и живот станет твердым. Руки у детей на ребрах, чтобы чувствовать, как они расширяются при вдохе.
17. «Шарик сдувается». Положить руки на ребра. Сделать короткий вдох носом и ртом, ребра расширяться (представить, что в животе шарик) и на звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Стараться максимально экономить выдох.
18. «Шарик лопнул» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, и не выдыхать, пока педагог не хлопнет в ладоши.
19. «Едем на машине». Дети делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.
20. «Пчелка». Держать одну руку, как будто это цветок, а другую руку - как будто это пчелка. Пчелка летит на цветок, кружится над ним и жужжит (жж), когда дыхание закончится, пчелка садится на цветок.
21. «Комарик». Развести руки широко. Сделать вдох, и на звук з-з медленно выдыхать воздух, и сводить ладони. Когда воздух закончится – «прихлопнуть комарика» (хлопнуть в ладоши).
22. «Дрова». Имитировать рубку дров, энергично делая вдох носом и выдох на звук ХА!.
23.
«Цветочек»
Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и
коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали
носом, а выдыхали ртом.
11. «Береги огонь».
Представляем, что у вас в руках свечка, дуем на пламя тихо и
медленно, чтобы она не погасла.
12. «Надуваем шарик»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и
медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не
лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший
шарик, тот молодец.
13. «Аквалангисты»
Представили себя на море. «Нырнули под воду» (вдох носом, нос не
зажимать, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание
закончилась – «всплывает» (встает на ноги).
14. «Пузырь». Дети, взявшись за руки, встают в хоровод, идут по кругу и говорят: «Надувайся наш пузырь, надувайся, да не лопни смотри, да не лопни смотри, да не лопни - хлоп!» (текст Е. Железнова). После слова ХЛОП дети берут короткий вдох, медленно идут в круг и произносят «Ш-ш-ш» как можно дольше.
15. Соревнования. Проведите игры-соревнования:
а) « Кто дольше?»: - прожужжит пчелой ? (ж-ж-ж-ж-ж);
- прозвенит комаром? (з-з-з-з-з-з);
б) «Кто больше?»: - выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с…);
- задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф).
16. «Рубанок». Изобразите, что вы рубанком стругаете доску: ЖЖЖЖ! ЖЖЖЖ!
17. «Сенокос». Покажите, как вы косите траву: СССС! СССС!
18. «Щетка». Натрите пол щеткой: ШШШШ! ШШШШ!
19. «Собачка». Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).
20. «Котенок и шар». Дети встают в круг и расширяют его на слова:
Надувала кошка шар,
а котенок ей мешал,
Ф-ф-ф Дети делают выдох ртом на звук ф-ф-ф
Подошел и лапкой – хлоп Хлопают в ладоши
Ну а шарик сразу – лоп! Приседают
21. Вау-вау. Широко улыбнуться, шепотом произносить на выдохе вау-вау на одном дыхании. Губами формировать четко А и У.
Упражнения для развития силы голоса
Была Тишина, Тишина, Тишина.
Вдруг Грохотом Грома Сменилась она!
И вот уже дождик Тихонько –ты слышишь? –
Закрапал, закрапал, Закрапал по крыше.
Наверно, сейчас Барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорохи шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся: - Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание: - Шо, шо, шо!
Я хожу по берегу и кричу:
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкою и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся: - Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом: - Не пляши!..
До чего пугливые камыши!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге – ах! - Затыкает уши.
Упражнение №1 «Собачка»
Активный короткий (шумный) вдох носом, как будто ребёнок принюхивается (как собачка к вкусной колбаске, лежащей в углу комнаты). Крылья носа должны смыкаться, дыхание необходимо тут же выпустить, приоткрыв рот. Следим, чтобы ребёнок не поднимал плеч и грудную клетку. Во время вдоха эмоционально командуйте ему: «Нюхай! Вдох!»
Упражнение №2 «Воздушный шарик»
1). Взять как можно больше воздуха в живот, проверяя при этом руками надутие живота, как мяча. Только после того, как ребёнок взял воздух в живот, а не в грудную клетку продолжаем, или переходим в следующий этап данного упражнения.
2). Набрав воздух в живот, задержать его там на 2-3 секунды, ощущая заполненность всего себя и только после этого выпускаем через букву «с» воздух маленькими порциями (как сквозь ослабленную ниточку завязанного воздушного шарика), наклоняясь при этом вперёд.
Упражнение №3 «Тараканище»
Напомнить ребёнку (детям) сказку К. Чуковского «Тараканище», в которой крокодил проглотил солнышко. Предложить представить себя этим «крокодилом»: «Держи это солнышко в себе!» (на счёт 1,2,3,4,5…..)
Упражнение №4 «Ныряние
Это упражнение построено по принципу и задачам, как и упражнение «Тараканище» - задержка дыхания на вдохе и на выдохе, т. е. после глубокого вдоха делается полный выдох и дыхание задерживается. Следует напомнить детям, что если они больше не могут «сидеть под водой», то нужно «вынырнуть», но при этом запомнить, сколько секунд они просидели без дыхания.
Упражнение №7 «Взять дыхание»
Согнув в локтях руки в верхней части грудной клетки, резким движением обнять себя, закинув руки за спину, т. е. сжать грудную клетку. Делать это движение активно, но легко, меняя положение рук: правая внизу, левая наверху и наоборот. Акцентировать внимание ученика только на вдохе. Выдох должен быть самопроизвольным и почти не слышным
Упражнение №5 «Скрип двери»
После задержки дыхания, попросить ребёнка выпускать не воздух (и не голос!), а «скрип», как скрипит несмазанная дверь. При скрипе следить за тем, чтобы в нём не было не единой голосовой краски. Скрип вырабатывает не только равномерный выдох, но и является своего рода массажем голосовых связок, держит диафрагму, мышцы живота. Контролем правильности выполненного упражнения является желание выдохнуть остатки воздуха и расслабить мышцы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.