Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала
Оценка 5

Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала

Оценка 5
Работа в классе
docx
музыка
2 кл—6 кл
14.05.2020
Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала
Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала: долгоговорки, дыхательные упражнения, упражнения для развития силы голоса.
Дыхательные упражнения для детей на уроках вокал1.docx

Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала:

 долгоговорки, дыхательные упражнения, упражнения для развития силы голоса.

Долгоговорки

1.           «33 Егорки»: Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки*:  (далее на одном дыхании считаем) раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т.д.

2.           «Вот дом, который построил Джек». Дышать в конце строф.

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница, которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это веселая птица синица,

Которая часто ворует пшеницу,

 Которая в темном чулане хранится

 В доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

 Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

 В доме, который построил Джек.

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это корова безрогая,

Боднувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

 В доме, который построил Джек.

А это старушка седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

 Боднувшую старого пса без хвоста,

 Который за шиворот треплет кота,

 Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

 А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

 В доме, который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

 

3. Намотай клубочек. Цель: формирование длительного речевого выдоха. Дети вращают кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время длительно произносят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее. В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку, наматывая «ниточку на клубочек», тянуть и некоторые согласные звуки, например: С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р. 

4. «Цифры»: На одном дыхании произнести, четко проговаривая: 661,662, 663, 664, 665, 666, 667, 668, 669, 670. Затем прибавляем тысячу к каждому числу: 1661-1670.

5.            «Шли семеро стариков»:

Шли семеро стариков.
Говорили старики про горох.
Первый говорит: Горох хорош!
Второй говорит: Горох хорош!
...
Седьмой говорит: Горох хорош!

6.           «Пусть ворона мокнет»

Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост – 
Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!

Снова шёл я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
(И т.д., пока хватает дыхания)

7.            «Лютики»

В поле лютики росли,

Мы их посчитать пришли.

Раз – лютик, два – лютик, три – лютик

(считать до 28–30 лютиков).

8.            «Пес Дружок»

Подрастает пес Дружок,

Он грызет мой сапожок.

Раз – сапожок, два – сапожок, три – сапожок (считать до 15–18 сапожков).

9.            «Малина»

Готовьте корзинки! Поспела малинка.

Раз – малинка, два – малинка (до 22–25 малинок).

10.        «Улитки»

Взгромоздились на калитку

Любопытные улитки.        

Раз – улитка, два – улитка, три – улитка.

Дыхательные упражнения

1.       Стрельба ладошками (на звук ХА на опоре стрелять ладошками, стоя в кругу)

2.       Камушки. Дети берут с пола воображаемые камушки и с силой кидают их вперед, произнося громко на опоре звуки: А-О-Э-И-Ы.

3.       Прыгать и петь звуки А-Э-И-О.

4.       Паровозик: Тук-тук-тук, так-так-так, ток-ток-ток, тэк-тэк-тэк. Произносить на опоре, делая двигательные движения руками, выделяя первые слова каждой группы.

5.       Ковбои. Представить, что дети – ковбои, и они ловят быка с помощью лассо. Изображаем закидывания лассо вперед и произносим слоги: ХОМ! ХАМ! ХЭМ! ХУМ!

6.       Футбол. Представить, что вы – футбольные болельщики, которые с волнением наблюдают за матчем. Сначала делаем пружинящие движения ног, руки сжаты в кулаки, затем кричим «ГОЛ!!» на опоре, немного приседая.

7.       Буквы. Произносить на опоре парные звуки: БББ-ППП, ГГГ-ККК, ДДД-ТТТ.

8.       Гармошка.  Представьте, что ваша грудь и легкие – гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков (упражнение З.В.Савковой):

Ух ты, ох ты! Мы надели кофты,

Гоп -ля! Гоп -ля! Гоп –ля -ля! Пляшем, сердце веселя!

9.       Чихание и кашель. Положить руку на ребра и с силой произнести АПЧИ! При этом почувствуете, как напряглась диафрагма. Покашлять.

10.        Громко-тихо (И. Цуканова). Быстро произносить ГРОМКО (на mf) и тихо (на р): ГРОМКО -тихо-ГРОМКО-тихо…Не кричать, слово Громко произносить активнее.

11.    «Пульс» (для малышей).

Под метроном ритмично качаем диафрагму: гавкать шепотом, как простуженные собачки (гаф – гаф –гаф -гаф), сдувается шарик (с-с-с-с), качаем колесо (ш-ш-ш-ш), сердитая кошка (ф-ф-ф-ф).

12.        «Пульс» (для средних и старших) по 4 раза повторяем: кш -чи, кш -хи, кш -с.

13.        «Триоли»: пульсация согласными звуками в триольном ритме по 4 раза каждую группу (ССС, ШШШ, ФФФ).

14.        «Шестнадцатые»: пульсация согласными звуками в ритме шестнадцатых по 4 раза каждую группу (СССС, ШШШШ, ФФФФ).

15.        «Хитрая лисичка». Представьте, что вы превратились в лисичку, которая вынюхивает зайчика: поворачивать головой влево, вправо и на каждый поворот делать короткий вдох носом и выдох ртом.

16.        «Вдох-удивление». Говорим детям: представьте, что вы пришли домой, а там у вас гора конфет (или игрушек, подарков – дети сами придумают). И вы удивились: беззвучно сделать короткий вдох-удивление. При этом сразу заработает диафрагма и живот станет твердым. Руки у детей на ребрах, чтобы чувствовать, как они расширяются при вдохе.

17.        «Шарик сдувается». Положить руки на ребра. Сделать короткий вдох носом и ртом,  ребра расширяться (представить, что в животе шарик) и на звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Стараться  максимально экономить выдох.

18.        «Шарик лопнул» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, и не выдыхать, пока педагог не хлопнет в ладоши.

19.        «Едем на машине». Дети делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

20.        «Пчелка». Держать одну руку, как будто это цветок, а другую руку - как будто это пчелка. Пчелка летит на цветок, кружится над ним и жужжит (жж), когда дыхание закончится, пчелка садится на цветок.

21.        «Комарик». Развести руки широко. Сделать вдох, и на звук з-з медленно выдыхать воздух, и сводить ладони. Когда воздух закончится – «прихлопнуть комарика» (хлопнуть в ладоши).

22.        «Дрова». Имитировать рубку дров, энергично делая вдох носом и выдох на звук ХА!.

23.        «Цветочек»
Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
11. «Береги огонь». 
Представляем, что у вас в руках свечка, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла.

12. «Надуваем шарик»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец.

13. «Аквалангисты»
Представили себя на море. «Нырнули под воду» (вдох носом, нос не зажимать, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).

14. «Пузырь». Дети, взявшись за руки, встают в хоровод, идут по кругу и  говорят: «Надувайся наш пузырь, надувайся, да не лопни смотри, да не лопни смотри, да не лопни - хлоп!» (текст Е. Железнова).  После слова  ХЛОП дети берут короткий вдох, медленно идут в круг и произносят «Ш-ш-ш» как можно дольше.

15. Соревнования. Проведите игры-соревнования:

а) « Кто дольше?»: - прожужжит пчелой ? (ж-ж-ж-ж-ж);

- прозвенит комаром? (з-з-з-з-з-з);

б) «Кто больше?»: - выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с…);

 - задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф).

16. «Рубанок». Изобразите, что вы рубанком стругаете доску: ЖЖЖЖ! ЖЖЖЖ!

17. «Сенокос». Покажите, как вы косите траву: СССС! СССС!

18. «Щетка». Натрите пол щеткой: ШШШШ! ШШШШ!

19. «Собачка». Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).

20. «Котенок и шар». Дети встают в круг и расширяют его на слова:

 Надувала кошка шар,

а котенок ей мешал,

Ф-ф-ф                                          Дети делают выдох ртом на звук ф-ф-ф

Подошел и лапкой – хлоп         Хлопают в ладоши

Ну а шарик сразу – лоп!            Приседают

21. Вау-вау. Широко улыбнуться, шепотом произносить на выдохе вау-вау на одном дыхании. Губами формировать четко А и У.

Упражнения для развития силы голоса

  1.  Прочитайте тексты, меняя, в зависимости от содержания, силу голоса:

Была Тишина, Тишина, Тишина.

Вдруг Грохотом Грома Сменилась она!

 И вот уже дождик Тихонько –ты слышишь? –

Закрапал, закрапал, Закрапал по крыше.

Наверно, сейчас Барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

  1.  Пугливые камыши

Я сижу и слушаю, не дыша,

 Шорохи шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся: - Ши, ши, ши!

- Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание: - Шо, шо, шо!

Я хожу по берегу и кричу:

- С вами я шушукаться не хочу!

 Я спою над речкою и спляшу,

Даже разрешения не спрошу!

 Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся: - Ша, ша, ша…

Словно просят шепотом: - Не пляши!..

До чего пугливые камыши!

  1.  Гром грохочет – бух! Трах!

 Словно горы рушит.

 Тишина в испуге – ах! - Затыкает уши.

Упражнение №1 «Собачка»

Активный короткий (шумный) вдох носом, как будто ребёнок принюхивается (как собачка к вкусной колбаске, лежащей в углу комнаты). Крылья носа должны смыкаться, дыхание необходимо тут же выпустить, приоткрыв рот. Следим, чтобы ребёнок не поднимал плеч и грудную клетку. Во время вдоха эмоционально командуйте ему: «Нюхай! Вдох!»

Упражнение №2 «Воздушный шарик»

1). Взять как можно больше воздуха в живот, проверяя при этом руками надутие живота, как мяча. Только после того, как ребёнок взял воздух в живот, а не в грудную клетку продолжаем, или переходим в следующий этап данного упражнения.

2). Набрав воздух в живот, задержать его там на 2-3 секунды, ощущая заполненность всего себя и только после этого выпускаем через букву «с» воздух маленькими порциями (как сквозь ослабленную ниточку завязанного воздушного шарика), наклоняясь при этом вперёд.

Упражнение №3 «Тараканище»

Напомнить ребёнку (детям) сказку К. Чуковского «Тараканище», в которой крокодил проглотил солнышко. Предложить представить себя этим «крокодилом»: «Держи это солнышко в себе!» (на счёт 1,2,3,4,5…..)

Упражнение №4 «Ныряние

Это упражнение построено по принципу и задачам, как и упражнение «Тараканище» - задержка дыхания на вдохе и на выдохе, т. е. после глубокого вдоха делается полный выдох и дыхание задерживается. Следует напомнить детям, что если они больше не могут «сидеть под водой», то нужно «вынырнуть», но при этом запомнить, сколько секунд они просидели без дыхания.

Упражнение №7 «Взять дыхание»

Согнув в локтях руки в верхней части грудной клетки, резким движением обнять себя, закинув руки за спину, т. е. сжать грудную клетку. Делать это движение активно, но легко, меняя положение рук: правая внизу, левая наверху и наоборот. Акцентировать внимание ученика только на вдохе. Выдох должен быть самопроизвольным и почти не слышным

 

Упражнение №5 «Скрип двери»

После задержки дыхания, попросить ребёнка выпускать не воздух (и не голос!), а «скрип», как скрипит несмазанная дверь. При скрипе следить за тем, чтобы в нём не было не единой голосовой краски. Скрип вырабатывает не только равномерный выдох, но и является своего рода массажем голосовых связок, держит диафрагму, мышцы живота. Контролем правильности выполненного упражнения является желание выдохнуть остатки воздуха и расслабить мышцы


 

Скачано с www.znanio.ru

Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала: долгоговорки, дыхательные упражнения, упражнения для развития силы голоса

Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала: долгоговорки, дыхательные упражнения, упражнения для развития силы голоса

Которая доит корову безрогую,

Которая доит корову безрогую,

Пусть ворона сохнет! Шел опять я через мост,

Пусть ворона сохнет! Шел опять я через мост,

Футбол . Представить, что вы – футбольные болельщики, которые с волнением наблюдают за матчем

Футбол . Представить, что вы – футбольные болельщики, которые с волнением наблюдают за матчем

Пчелка». Держать одну руку, как будто это цветок, а другую руку - как будто это пчелка

Пчелка». Держать одну руку, как будто это цветок, а другую руку - как будто это пчелка

Вау-вау . Широко улыбнуться, шепотом произносить на выдохе вау-вау на одном дыхании

Вау-вау . Широко улыбнуться, шепотом произносить на выдохе вау-вау на одном дыхании

Набрав воздух в живот, задержать его там на 2-3 секунды, ощущая заполненность всего себя и только после этого выпускаем через букву «с» воздух маленькими порциями…

Набрав воздух в живот, задержать его там на 2-3 секунды, ощущая заполненность всего себя и только после этого выпускаем через букву «с» воздух маленькими порциями…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020