История джаза начинается уже много десятилетий. За это время джаз на своей родине в США неоднократно умирал, возрождал кризисные процессы, причины и развитие которых неожиданны, порой не ясны, не всегда с достаточной полностью исследованы и раскрыты. И это понятно. В развитии джаза – одного из симптоматичных явлений искусства XX столетия отразились многие проблемы неспокойного века: обострение социально – классовых противоречий, рост самосознания угнетённых наций и народов, проблемы духовности и морали в бурном обществе. Иными словами, до сих пор не существует единого мнения о том, что является лишь подделкой. Уже в 20 – е годы молодое, яркое и самобытное искусство негров попадает в руки капиталистических предпринимателей.
Джазовые музыканты Дюк Эллингтон и Луи
Армстронг
История джаза начинается уже много десятилетий.
За это время джаз на своей родине в США
неоднократно умирал, возрождал кризисные
процессы, причины и развитие которых неожиданны,
порой не ясны, не всегда с достаточной полностью
исследованы и раскрыты. И это понятно. В развитии
джаза – одного из симптоматичных явлений
искусства XX столетия отразились многие
проблемы неспокойного века: обострение социально
– классовых противоречий, рост самосознанияугнетённых наций и народов, проблемы духовности
и морали в бурном обществе. Иными словами, до
сих пор не существует единого мнения о том, что
является лишь подделкой. Уже в 20 – е годы
молодое, яркое и самобытное искусство негров
попадает в руки капиталистических
предпринимателей. Из бедных негритянских
кварталов НьюЙорка и НьюОрлеана джаз
перебирается в рестораны и дансинги, где благодаря
искусства корифеев Д. Эллингтона и Л. Армстронга
и других, заложивших фундамент джазовой
классики стремительно завоёвывает всё болееширокий круг почитателей. В результате переноса
вокальной, негритянской музыки и негритянского
ритма в инструментальную сферу родилась новая
оркестровая музыка – джаз. Специфическая
ритмическая пульсация является первым основным
элементом джаза. Второй элемент –
инструментальная техника, непосредственно
восходящая к негритянскому пению.
История Луи Армстронга – это в какойто мере
история джаза. Детство Армстронга ( род.4 июля1900 г. В Нью – Йорке ) прошло в одном из
густонаселённых кварталов города и ничем не
отличалось от детства других негритянских
ребятишек. Он выделялся среди сверстников
огромной восприимчивостью к музыке и необычной
остротой слуха. Он организовал со сверстниками
вокальный квартет. Луи играл сначала на
тамбурине, потом на ударных и саксофоне. К концу
1921года Армстронг играет в нескольких известных
оркестрах в частности в оркестре трубача Папы
Семестена. Теперь Луи зарабатывает только
музыкой. В 1924 году Армстронга пригласилизвестнейший руководитель ньюйоркского
негритянского оркестра Флетчер Хендерсон.1925
год отмечен записью первых пластинок под
собственным именем. Луи Армстронг не только
виртуоз. Он, прежде всего творец, причём самый
плодовитый в истории джаза. Луи создаёт мелодию
и, развивая её, строит свои соло с такой безупречной
логикой, что складывается впечатление, будто это
не импровизация, а глубоко продуманная, заранее
сочинённая музыка. Луи Армстронг — и самый
выдающийся джазовый певец. Его глуховатый, чуть
хриплый, но красивый, типично негритянский голос,имеет небольшой диапазон и нуждается в
микрофоне. Пению Луи свойственна та же
выразительная сила и грациозная интонация, то
драматическая, то ликующая, что и его игре. Мезз
Меззор, в своей книге «Жажда жить» писал: «Луи
всегда держал в руке платок. Это породило
настоящую моду – в знак симпатии к нему все юнцы
ходили с платком в руке…» В 1932 году он впервые
посещает Европу, но играет только в Англии.
Франция услышала его лишь в 1934 году.
Разумеется, негр Армстронг получает лишь
второстепенные роли, но и этого достаточно, чтобыпроявилась его блестящее актёрское дарование: он
настолько «реален», у него такое тонкое чувство
сцены, такая мимика, что даже крохотную роль он
исполняет с потрясающей правдивостью.
Композитор, аранжировщик и пианист Дюк
Эллингтон на протяжении вот уже четверти века
остаётся самой яркой фигурой среди руководителей
большого джазового оркестра. Оркестр Эллингтона
принадлежит к числу лучших и пользуется огромной
популярностью. Дюк Эллингтон родился 29апреля1899 года в Вашингтоне, округ Колумбия, в
квартале для «цветных». С раннего детства он был
очень восприимчив к музыке. Настоящее имя
Эдуард Кенне Эллингтон. Готовясь стать
архитектором, Дюк в пятнадцать лет поступил на
курсы рисования. По вечерам он садился дома за
рояль и часами, охваченный интересом к гармонии,
перебирал аккорды. Соседи начали жаловаться. В
конце 1918 года Дюк решил с друзьями создать
маленький любительский ансамбль «Вашингтонцы».
Об Эллингтоне мало сказать, что это великий
аранжировщик, за всё время существования джаза,начиная с 1930 года, влияние оркестра Дюка
Эллингтона было очень велико и распространялось
почти на все большие оркестры, в частности на
оркестр Джимми Пансфорда, Эриа Хайнса. Вот уже
30 лет оркестр Эллингтона занимает среди больших
оркестров такое место, как Армстронг среди
солистов.
Джаз, подлинный джаз – народная музыка в полном
смысле этого слова. Как всякое стихийное
искусство, он не подчиняется предвзятым теориям.Как всякое коллективное искусство, он в той или
иной степени зависит от экономических условий.
Иногда, кажется, что история джаза только
начинается.