Единое Древнерусское государство IX–X веков

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Единое Древнерусское государство IX–X веков. Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности Цели: 1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории 7-8 класс. 2. Подвести учащихся к пониманию того, что единое древнерусское государство IX - XI вв. было раннефеодальной монархией. 3. Формировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой. Словарь: раннеклассовое общество, государственность. Экстенсивный тип деятельности, интенсивный тип деятельности, подсечно-огневое земледелие. Культура, полюдье, "уроки", "погосты", "волости"; гражданское общество, демократия, общественный порядок.
Иконка файла материала Единое Древнерусское государство IX–X веков.doc
Единое Древнерусское государство IX–X веков. Роль Великого Новгорода в становлении  российской государственности  Тип урока: комбинированный с применением ИКТ. Я не знаю, что значит какой ­ прогресс, Но до здравого русского веча Вам, мои государи, далече! Граф А.К.Толстой План: 1. Причины образования единого древнерусского государства. 2. Создание древнерусского государства: норманисты и антинорманисты. 3. Особенности государственного строя Новгородской земли. 4. Государственность и родовые идеалы. 5. Значение образования единого древнерусского государства. 6. Черты новгородской демократии в современной российской государственности. Цели:  1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории 7­8 класс. 2. Подвести учащихся к пониманию того, что единое древнерусское государство IX ­ XI вв. было  раннефеодальной монархией. 3. Формировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы,  работать с исторической картой. Словарь: раннеклассовое общество, государственность. Экстенсивный тип деятельности,  интенсивный тип деятельности, подсечно­огневое земледелие. Культура, полюдье, "уроки", "погосты", "волости"; гражданское общество, демократия, общественный порядок. Межпредметные связи: МХК, литература, обществознание. Проблемное задание уч­ся: в конце урока попробуйте опровергнуть или согласиться с  высказыванием графа А.К.Толстого. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения. Образовательные компетенции: развитие различных образовательных компетенций:  общекультурной, информационной, коммуникативной и других и возможность рефлексии. Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала,  классификация, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование; формулирование  выводов, умозаключений; написание сочинений, решение проблем. I. Урок открываю просмотром замечательного фильма из цикла "Святыни" ­ "Великий  Новгород". Перед просмотром формулирую вопросы: Ход урока1. Почему именно Новгород стал одним из центров объединения Древнерусского государства? 2. Какова роль Великого Новгорода в становлении российской государственности? 3. О чём рассказывают Берестяные грамоты? 4. Охарактеризуйте Новгородскую судную грамоту (XV в.) как источник познания истории  Древнего Новгорода. 5. Перечислите особенности государственного строя Новгородской Земли.  II. Составление уч ­ ся сравнительной таблицы "Норманисты и антинорманисты" на основании  материала учебника и с помощью учителя. Анализ таблицы; вывод о том, что современная наука  заставила оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество  аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр.  Задание уч­ся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы. III. Заполнение уч­ся схемы "Особенности государственного строя Новгородской земли" и  комментария к ней: пояснительной таблицы. Задание уч­ся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы. IV. Выступление уч­ся Назаренко Софии, призёра Всероссийского конкурса творческих работ,  посвящённых 1150­летию Великого Новгорода, участницы Заключительной Конференции  Северо­Западного гуманитарного конкурса " Роль Великого Новгорода в становлении  российской государственности" и ознакомительно ­ культурных мероприятий. Рассказ уч­ся: " Мы  посетили Новгородский государственный музей­заповедник, музей изобразительных искусств,  Новгородский Кремль, Собор Святой Софии, памятник 1000 ­ летию России и другие исторические  объекты Великого Новгорода. На конференции мы на равных общаемся с творческой и политической  элитой России: академиками РАН Мясниковым В.С., Корольковым А.А., вице­президентом Центра  Национальной Славы России, Членом Общественной палаты РФ З.Г.Медоевой и другими  представителями форума.  Перед выступлением София предлагает одноклассникам определить своё отношение к Великому  Новгороду. Чем для Вас является Великий Новгород? 1. "Археологическим раем", ­ как называют этот город современные учёные? 2. "Русской школой Православной веры", ­ как о нём говорят богословы и иконописцы? 3. "Русской Атлантидой" ­ как его называют философы и путешественники? Школьники делают осознанный выбор и вывод о том, что нельзя привнести государственность из вне,  что новгородцы способны были сами создать своё государство. О них академик Д.С.Лихачёв сказал  так: "На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы ­  русские!". А гениальная поэтесса А.Ахматова выразила свой патриотизм следующими строками: Спокойной и уверенной любови не превозмочь мне к этой стороне, Ведь капелька новогородской крови во мне как льдинка в пенистом вине"."Священным пространством и гигантской иконой" назвала Новгород газета Нью­Йорк Таймс.  Значит, правильным является решение В.В.Путина об объявлении 1150 ­ летия Новгорода  национальным праздником. Урок может достигнуть высочайшего эмоционального накала! Уч­ся прочувствовали рождение  государства и ощутили себя гражданами великой цивилизации. В помощь ученику: словарь трудных терминов. Демократия (греч. ­  "народовластие", "республика") ­ форма правления государством или  политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая  демократия ) либо через представителей, избираемых народом или какой­то частью народа  (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение  пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения,  присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с  соответствующими изменениями этих интересов во времени".  "Общественный порядок ­ сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил  взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и  традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю  совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации  социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых  обычаев, традиций и ритуалов".  "Гражданское общество ­ один из феноменов современного общества, совокупность социальных  образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими,  этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и  позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество ­ общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его  членами, которые способствуют образованию обратных связей между общестом и государством".Прогнозируемый результат (выводы, которые делают учащиеся):   Важная роль городов­центров, племенного веча ­ демократического органа управления.  По уровню своего развития общество восточных славян в IX­XI вв. ­ раннеклассовое. o Увеличение значения в IX­XI вв. европейского торгового пути "из варяг в греки"  приводит к стремлению князей объединить в одних руках всю территорию вокруг  торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена. o вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.  Центры объединения ­ Киев и Новгород.  Родовой принцип наследования (Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика)  отличает Древнюю Русь от Западной Европы.  Древнерусское государство было образовано восточными славянами в результате социально­ экономического развития, а не было привнесено из вне. "Политическая система Древнерусского государства в IX ­ XI вв." ПриложениеДомашнее задание: трёхуровневое. Предлагаю различные уровни заданий: конструктивный, для  всех уч­ся, творческий, опережающее задание.  1. Для всех учащихся: знать основные вопросы темы, указанные в плане урока. 2. Конструктивный: написать мини­сочинение на тему (по выбору):   Великий Новгород ­ "Археологический рай";   Великий Новгород ­ "Русская школа Православной веры";   Великий Новгород ­ "Русская Атлантида".  3. Творческий: провести мини­исследование "Перспективы формирования гражданского общества в  РФ".  4. Опережающее задание: (индивидуально, по желанию уч­ся) подготовить презентацию на тему:  "Культура Древней Руси".  Время на выполнение 1 и 2 заданий ­ 40 мин. Задания 3 и 4 ­ выполнение группами в целях  соблюдения санитарных норм.  Уч­ся с высоким уровнем напряжённости ­ не более 30 мин. в целях здоровьесбережения.