Единое Древнерусское государство IX–X веков. Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности
Цели:
1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории 7-8 класс.
2. Подвести учащихся к пониманию того, что единое древнерусское государство IX - XI вв. было раннефеодальной монархией.
3. Формировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.
Словарь: раннеклассовое общество, государственность. Экстенсивный тип деятельности, интенсивный тип деятельности, подсечно-огневое земледелие. Культура, полюдье, "уроки", "погосты", "волости"; гражданское общество, демократия, общественный порядок.
Единое Древнерусское государство IX–X веков. Роль Великого Новгорода в становлении
российской государственности
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Я не знаю, что значит какой прогресс,
Но до здравого русского веча
Вам, мои государи, далече!
Граф А.К.Толстой
План:
1. Причины образования единого древнерусского государства.
2. Создание древнерусского государства: норманисты и антинорманисты.
3. Особенности государственного строя Новгородской земли.
4. Государственность и родовые идеалы.
5. Значение образования единого древнерусского государства.
6. Черты новгородской демократии в современной российской государственности.
Цели:
1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории 78 класс.
2. Подвести учащихся к пониманию того, что единое древнерусское государство IX XI вв. было
раннефеодальной монархией.
3. Формировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы,
работать с исторической картой.
Словарь: раннеклассовое общество, государственность. Экстенсивный тип деятельности,
интенсивный тип деятельности, подсечноогневое земледелие. Культура, полюдье, "уроки", "погосты",
"волости"; гражданское общество, демократия, общественный порядок.
Межпредметные связи: МХК, литература, обществознание.
Проблемное задание учся: в конце урока попробуйте опровергнуть или согласиться с
высказыванием графа А.К.Толстого. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Образовательные компетенции: развитие различных образовательных компетенций:
общекультурной, информационной, коммуникативной и других и возможность рефлексии.
Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала,
классификация, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование; формулирование
выводов, умозаключений; написание сочинений, решение проблем.
I. Урок открываю просмотром замечательного фильма из цикла "Святыни" "Великий
Новгород". Перед просмотром формулирую вопросы:
Ход урока1. Почему именно Новгород стал одним из центров объединения Древнерусского государства?
2. Какова роль Великого Новгорода в становлении российской государственности?
3. О чём рассказывают Берестяные грамоты?
4. Охарактеризуйте Новгородскую судную грамоту (XV в.) как источник познания истории
Древнего Новгорода.
5. Перечислите особенности государственного строя Новгородской Земли.
II. Составление уч ся сравнительной таблицы "Норманисты и антинорманисты" на основании
материала учебника и с помощью учителя. Анализ таблицы; вывод о том, что современная наука
заставила оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество
аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр.
Задание учся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы.
III. Заполнение учся схемы "Особенности государственного строя Новгородской земли" и
комментария к ней: пояснительной таблицы.
Задание учся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы.
IV. Выступление учся Назаренко Софии, призёра Всероссийского конкурса творческих работ,
посвящённых 1150летию Великого Новгорода, участницы Заключительной Конференции
СевероЗападного гуманитарного конкурса " Роль Великого Новгорода в становлении
российской государственности" и ознакомительно культурных мероприятий. Рассказ учся: " Мы
посетили Новгородский государственный музейзаповедник, музей изобразительных искусств,
Новгородский Кремль, Собор Святой Софии, памятник 1000 летию России и другие исторические
объекты Великого Новгорода. На конференции мы на равных общаемся с творческой и политической
элитой России: академиками РАН Мясниковым В.С., Корольковым А.А., вицепрезидентом Центра
Национальной Славы России, Членом Общественной палаты РФ З.Г.Медоевой и другими
представителями форума.
Перед выступлением София предлагает одноклассникам определить своё отношение к Великому
Новгороду. Чем для Вас является Великий Новгород?
1. "Археологическим раем", как называют этот город современные учёные?
2. "Русской школой Православной веры", как о нём говорят богословы и иконописцы?
3. "Русской Атлантидой" как его называют философы и путешественники?
Школьники делают осознанный выбор и вывод о том, что нельзя привнести государственность из вне,
что новгородцы способны были сами создать своё государство. О них академик Д.С.Лихачёв сказал
так: "На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы
русские!". А гениальная поэтесса А.Ахматова выразила свой патриотизм следующими строками:
Спокойной и уверенной любови не превозмочь мне к этой стороне,
Ведь капелька новогородской крови во мне как льдинка в пенистом вине"."Священным пространством и гигантской иконой" назвала Новгород газета НьюЙорк Таймс.
Значит, правильным является решение В.В.Путина об объявлении 1150 летия Новгорода
национальным праздником.
Урок может достигнуть высочайшего эмоционального накала! Учся прочувствовали рождение
государства и ощутили себя гражданами великой цивилизации.
В помощь ученику: словарь трудных терминов.
Демократия (греч. "народовластие", "республика") форма правления государством или
политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая
демократия ) либо через представителей, избираемых народом или какойто частью народа
(представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение
пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения,
присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с
соответствующими изменениями этих интересов во времени".
"Общественный порядок сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил
взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и
традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю
совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации
социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых
обычаев, традиций и ритуалов".
"Гражданское общество один из феноменов современного общества, совокупность социальных
образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими,
этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и
позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество общество
с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его
членами, которые способствуют образованию обратных связей между общестом и государством".Прогнозируемый результат (выводы, которые делают учащиеся):
Важная роль городовцентров, племенного веча демократического органа управления.
По уровню своего развития общество восточных славян в IXXI вв. раннеклассовое.
o Увеличение значения в IXXI вв. европейского торгового пути "из варяг в греки"
приводит к стремлению князей объединить в одних руках всю территорию вокруг
торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.
o вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.
Центры объединения Киев и Новгород.
Родовой принцип наследования (Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика)
отличает Древнюю Русь от Западной Европы.
Древнерусское государство было образовано восточными славянами в результате социально
экономического развития, а не было привнесено из вне.
"Политическая система Древнерусского государства в IX XI вв."
ПриложениеДомашнее задание: трёхуровневое. Предлагаю различные уровни заданий: конструктивный, для
всех учся, творческий, опережающее задание.
1. Для всех учащихся: знать основные вопросы темы, указанные в плане урока.
2. Конструктивный: написать минисочинение на тему (по выбору):
Великий Новгород "Археологический рай";
Великий Новгород "Русская школа Православной веры";
Великий Новгород "Русская Атлантида".
3. Творческий: провести миниисследование "Перспективы формирования гражданского общества в
РФ".
4. Опережающее задание: (индивидуально, по желанию учся) подготовить презентацию на тему:
"Культура Древней Руси".
Время на выполнение 1 и 2 заданий 40 мин. Задания 3 и 4 выполнение группами в целях
соблюдения санитарных норм.
Учся с высоким уровнем напряжённости не более 30 мин. в целях здоровьесбережения.