Единый орфографичесий режим в начальной школе
(для школ с русским языком обучения)
О. А. Нургалиева., Н. Н. Кузина.,
О. А. Мамочкина., С. А. Полковая
Методические рекомендации
Пояснительная записка.
Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований. Одной из актуальных проблем казахстанского общества, обозначенных «Концепцией 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан», является «формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему».
Изменения в обществе, в целях образования требуют серьезных преобразований и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы школы. Это, естественным образом, отражается на организации системы обучения в начальной школе, так как начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека, в котором закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
С целью стандартизации требований учителей к обучающимся при работе с тетрадями по различным предметам, для реализации принципа преемственности и создания единого образовательного пространства, а также развития у обучающихся ответственности за результаты своего труда, воспитания внимательности и аккуратности, реализации принципа «прозрачности» требований для всех субъектов образовательного процесса, разработаны методические рекомендации по ведению школьной документации на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080 (далее – ГОСО РК 1.4.002-2012), типовых учебных планов дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных Министром образования и науки РК от 20 декабря 2012 года №557 и от 8 ноября 2012 года №500 (далее – ТУП), учебных программ для предшкольных классов («Біз мектепке барамыз», 2010 г.), учебных программ средней школы, утвержденных приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.[4]
Единый орфографический режим в школе – это единые требования к письменной речи обучающихся и педагогических работников школы.
Данное пособие адресовано учителям начальной ступени среднего общего образования. В пособии представлены методические рекомендации по единому орфографическому режиму ведения школьной документации учителем и оформлению рабочих тетрадей учеником.
Представлены некоторые виды и нормы оценки ЗУН обучающихся начальных классов.
Общие требования по выполнению единого орфографического режима в школе.
Деятельность учителей контролируется и анализируется заместителем директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе на основании плана внутришкольного контроля.
Единый орфографический режим является обязательным для применения всеми учителями и обучающимися при оформлении документации.
Учитель несёт ответственность за правильное, грамотное оформление классной доски к уроку и во время урока. Записи на доске необходимо делать чётко, аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Домашнее задание записывается учителем в обязательном порядке в конце урока на правой стороне доски по образцу, например: «с.15, упр.№57», «стр.64, отв. на вопр.1-5.», «написать сочинение», «составить план», и т.д.
Количество и назначение ученических тетрадей
1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
№ п/п |
Учебный предмет |
|
Количество тетрадей |
Комментарии |
|
Период обучения (классы) |
текущих |
контрольных |
|||
1 |
Русский язык |
Период обучения грамоте |
Прописи |
1 |
Помимо прописей допускается наличие 2 рабочих тетрадей |
2-4 |
2 |
1 |
1 тетрадь для творческих работ по развитию речи |
||
2 |
Литературное чтение |
2-4 |
Допускается ведение тетради во 2-4 классах (по программе «Алматыкітап») допускается наличие тетрадей на печатной основе) |
Нет |
1 тетрадь для творческих работ по литературному чтению |
Внеклассное чтение |
Период обучения грамоте |
Нет |
Нет |
Наличие читательского дневника (по усмотрению учителя) |
|
2-4 |
|||||
3 |
Математика |
Период обучения грамоте |
2 («Атамура»), 4(«Алматыкітап») тетради на печатной основе |
1 |
Помимо тетрадей на печатной основе допускается наличие 2 рабочих тетрадей |
2-4 |
2 |
1 |
|
||
4 |
Познание мира |
2-4 |
1 рабочая тетрадь (по программе «Алматыкітап») допускается наличие тетрадей на печатной основе) |
Нет |
Дневник наблюдений. Оформление практических и лабораторных работ – в рабочих тетрадях |
5 |
ИЗО |
1-4 |
Альбом |
Нет |
|
6 |
Труд |
1-4 |
Нет |
Нет |
Допускается альбом для аппликаций |
7 |
Музыка |
1-4 |
В соответствии с программными требованиями допускается наличие рабочей тетради |
Нет |
|
8 |
Физическая культура |
1-4 |
Нет |
Нет |
|
9 |
Английский язык |
1-4 |
В соответствии с программными требованиями допускается наличие рабочей тетради |
Нет |
|
Порядок оформления тетрадей.
1. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
2. Все обозначения и подчеркивания делаются только карандашом с использованием линейки. Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
3. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях для контрольных работ по математике и по русскому языку. Рекомендуется, как один из оптимальных вариантов, в ходе проверки работ обучающихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность обучающимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.
4. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву, цифру или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией (слева направо), часть слова, предложение или выражение зачеркивать тонкой горизонтальной линией, речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией. Вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки. Недопустимо обводить написанную букву несколько раз.
5. Тетради обучающихся 1-2 классов подписывает учитель (допускается печатный вариант подписи). Тетради обучающихся 3-4 классов подписывают сами обучающиеся под руководством учителя.
6. Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии. Образец:
Тетрадь
для (контрольных) работ
по математике (русскому языку)
ученика 2 класса «Б»
КГУ СОШ №99
г. Караганды
Ахмеджанова Данияра.
Тетрадь
для творческих работ 1 – по русскому языку
по развитию речи 2 – по литературному чтению
ученика 2 класса «Б»
КГУ СОШ №99
г. Караганды
Ахмеджанова Данияра.
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами.
Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя (на одной строчке).
7. В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
8. В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок. Отметка за работу выставляется красной пастой на следующей строке после работы с левой стороны, но не на полях. Допускается формативное оценивание в виде комментария к работе.
Русский язык.
Оформление письменных работ по русскому языку.
1. После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
2. При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдение красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
3. В ходе работы строчки не пропускаются.
4. Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
5. Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
6. Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
7. Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.
8. В первом классе в период обучения грамоте дата работ не пишется. Со второго полугодия в 1 классе, а также во 2-4 классах обозначается время выполнения работы: число – арабской цифрой, название месяца – прописью.
Например:
1 декабря.
15 апреля.
4 мая.
Со второго полугодия 2 класса в тетрадях по русскому языку число записывается прописью, указывается тема урока.
Например:
Первое декабря.
Пятнадцатое апреля.
9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение, начиная со 2 класса.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
10. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать с третьей четверти 1 класса. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая форма записи в 1-2 классе, полная форма записи-3-4 класс).
Например: Упражнение 14.
Упр. 14.
Если задание выполняется не полностью, слово «Упражнение» не пишется.
11. Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):
1 вариант или I вариант
1в. I в.
2 вариант или II вариант
2 в. II в.
12. В работе, требующей записи в столбик, первое слово первого столбика пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: Ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например:
Ветер, восток, песок.
13. При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
Глухой - гл., звонкий - звон., согласный - согл., твердый - тв.
Существительное - сущ.
Прилагательное - прил.
Глагол - гл.
Предлог - пр.
мужской род - м.р.
женский род - ж.р.
средний род - ср.р.
Прошедшее время – п.в.
Настоящее время – н.в.
Будущее время - б.в.
Неопределенная форма глагола – н.ф.
Единственное число - ед.ч.
Множественное число - мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)
Следует определить, что обозначения над словами выполнять простым острозаточенным карандашом.
14. При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание обучающихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
15. Обучающиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.
16. Упражнения по чистописанию выполняются обучающимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2-4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Объем работы: 1класс - 1-2 строки ежедневно; 3-4 класс- с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку.
Количество административных контрольных работ
по русскому языку
Для диктантов (списывания) целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспитательный, познавательный характер, быть доступными по содержанию и структуре учащимся данного класса.
Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Для I класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением. Если же в текстах диктантов (I—IV классы) встречаются слова или знаки препинания на правила, которые не изучаются в данном классе, они записываются на доске или четко проговариваются учителем.
Таблица 1 – Виды и количество письменных работ [5]
Контроль за уровнем достижений учащихся по предмету проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний, словарных диктантов, творческих работ по развитию речи.
Класс Вид работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||
Четверть |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
Количество контрольных, творческих работ – согласно приложения 3 «Методические рекомендации по ведению школьной документации» Карагандинского ИПК и ПГСиРО, 2010г. |
Согласно учебной программы по русскому языку: контрольных диктантов - 7, изложений- 3, сочинений – 6. Согласно прил.3 «Метод. рекомендации по ведению школьной документации» Карагандинского ИПК и ПГСиРО, 2010г. количество словарных диктантов – 10, контрольных списываний – 4. |
Согласно учебной программы по русскому языку: контрольных диктантов - 6, изложений- 2, сочинений – 5. Согласно прил.3 «Метод. рекомендации по ведению школьной документации» Карагандинского ИПК и ПГСиРО, 2010г. количество словарных диктантов – 10, контрольных списываний – 4. |
Согласно учебной программы по русскому языку: контрольных диктантов - 6, изложений- 3, сочинений – 4. Согласно прил.3 «Метод. рекомендации по ведению школьной документации» Карагандинского ИПК и ПГСиРО, 2010г. количество словарных диктантов – 10, контрольных списываний – 4. |
|||||||||||||
Словарный диктант |
|
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Контрольный диктант |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Контрольное списывание |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Обучающее изложение |
|
|
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
Р/р (ответы на вопросы, составление предложений) |
||||||||||||||||
Обучающее сочинение |
|
|
|
|
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Контрольная работа (тест) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Таблица 2 – Объем письменных работ
Класс Вид работы |
2 |
3 |
4 |
|||
I Полугодие |
П Полугодие |
I Полугодие |
П Полугодие |
I Полугодие |
П Полугодие |
|
Словарный диктант |
3-5 |
5-7 |
7-9 |
9-12 |
10-12 |
12-15 |
Контрольный диктант |
30-35 |
35-40 |
45-50 |
60-65 |
65-70 |
70-80 |
Контрольное списывание |
30-35 |
35-40 |
45-50 |
60-65 |
65-70 |
70-80 |
Обучающее изложение |
35-40 |
40-45 |
50-55 |
65-70 |
75-80 |
85-95 |
Обучающее сочинение |
30-35 |
35-40 |
50-55 |
65-70 |
75-85 |
90-100 |
Нормы письменных работ для 1 класса
На конец 1 полугодия: писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением (3-5 слов); предложений (из 2-3 слов); списывать с печатного текста (не более 10-15 слов и знаков).
На конец 2 полугодия:
1) писать под диктовку двусложные слова с безударными гласными, слова с мягким знаком; со звонкими и глухими согласными на конце слова, с йотированными гласными (8-10 слов);
2) писать предложения (из 3-4 слов), текст (не более 10-15 слов и знаков);
3) передавать содержание текста по вопросам (15-20 слов и знаков); составлять и записывать предложения на заданную тему (2-4 предложения).
Оценка письменных работ по русскому языку
ДИКТАНТ
Оценки:
«5» - за работу, в которой нет ошибок, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма, допускается 1 исправление.
«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки и 1-2 исправления.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок и 2-3 исправления.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок и 2-3 исправления.
Учет ошибок в диктанте
При оценке диктантов важно учитывать характер ошибки.
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями). Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то они считаются за одну ошибку.
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
4. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
5. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).
6. Две пунктуационные ошибки считаются за одну ошибку.
7. Два исправления считаются за одну ошибку.
Примечание.
Негрубыми ошибками считаются: недописанное слово, повторение одной и той же буквы в слове, дважды записанное одно и тоже слово в предложении.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения, а также учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценки:
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Примечание. Если допущена грамматическая ошибка, то снижается оценка за грамотность.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.
«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1 исправление.
«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Оценки:
«5» - без ошибок.
«4» - 1 ошибка и 1 исправление.
«3» - 2 ошибки и 1 исправление.
«2» - 3-5 ошибок.
ТЕСТ
Оценки:
«5» - верно выполнено от 95% до 100% заданий
«4» - верно выполнено от 75% до 95% заданий
«3» - верно выполнено от 50% до 75% заданий
«2» - верно выполнено менее 50% заданий
ИЗЛОЖЕНИЕ И СОЧИНЕНИЯ
На начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный журнал не заносится. Во 2-3 классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание. В 4 классе оценивание изложения проводится с учетом двух параметров – отдельно за содержание и отдельно за грамотность. Грамотность изложений оценивается наличием или отсутствием орфографических или пунктуационных ошибок. В 4 классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки.
«5» - Тема и основная мысль раскрыты полностью. Материал изложен последовательно, логично. Язык выразительный, образный. Возможна одна речевая ошибка.
«4» - Тема и основная мысль в основном раскрыты. Соблюдена в целом логика и последовательность в изложении фактов, но язык сухой, недостаточно образный. Возможны 1-2 грамматические и 2-3 речевые ошибки.
«3» - Тема и основная мысль раскрыты частично. Есть нарушения в логике и последовательности изложения материала. Возможны 3-6 грамматических и 3-5 речевых ошибок.
«2» - Текст написан. Но тема и основная мысль не раскрыты или раскрыты лишь частично. Много нарушений в последовательности, логичности, изложения фактического материала. Допущено более 6 грамматических и 5 речевых ошибок.
Примечание.
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Критерии оценивания техники чтения в начальной школе
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение и другие (в соответствии с ГОСО по предмету).
Нормы техники чтения: [3]
|
На конец года (слов и знаков в минуту) |
1 класс |
30-40 |
2 класс |
50-60 |
3 класс |
60-70 |
4 класс |
75-90 |
Практическая часть:
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Стихотворение наизусть |
3-4 строфы |
9-10 |
10 -12 |
12-14 |
Проза наизусть |
8-10 загадки, пословицы |
1 |
1-2 |
2-3 |
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по чтению.
Ошибки:
-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
-неправильная постановка ударений (более двух);
-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
-не более двух неправильных ударений;
-отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-неточности при формулировке основной мысли произведения;
-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
-способ чтения – чтение целыми словами;
-правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
-скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
-установка на постепенное увеличение скорости чтения.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
2-й класс
Оценка "5" ставится обучающемуся, если он: понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами.
- читает плавно целыми словами во 2 полугодии;
- верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения;
- умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится обучающемуся, если он:
- понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком.
- допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
- правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Оценка "3" ставится обучающемуся, если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя.
- читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту;
- допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка "2" ставится обучающемуся в том случае, если он:
- читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст.
3-й класс
Оценка "5" ставится обучающемуся, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами.
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится обучающемуся, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится обучающемуся, если он:
- читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится обучающемуся, если он:
- читает монотонно, по слогам или отдельные слова читает целиком.
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4-й класс
Оценка "5" ставится обучающемуся, если он:
- читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности.
- читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию.
- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка "4" ставится обучающемуся, если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы.
- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка "3" ставится обучающемуся, если он:
- читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок.
- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка "2" ставится обучающемуся, если он:
- читает текст по слогам, и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное
- не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трем требованиям
Примечание.
Подготовка к выразительному чтению — разметка текста.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
"5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
"4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
"3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
"2" - не может передать содержание прочитанного.
МАТЕМАТИКА
Оформление письменных работ по математике.
1. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа).
2. Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
4. Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.
5. В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм).
6. Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии с их видом. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их
неполная запись (по начальным буквам).
Например:
В 1-4 классах нет необходимости писать слово «Решение».
7. Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.
8. Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ.
Например: Ответ: всего купили 10 мячей.
9. При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
10. При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
· записать выражение полностью;
· указать цифрами над знаками порядок действий;
· расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
· записать окончательное значение выражения.
Например:
3 1 4 2
3450-145 · 2+1265:5=3413
1)145 · 2=290
2) 1265 5 3) _3450 4) + 3160
6 253 290 253
15 3160 3413
11. Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.
3 2 1
Х+123- 56 · 2= 638
Х+123-112=638
Х+123=638+112
Х+123=750
Х=750-123
Х=627
627+123-56 · 2=638
638=638
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
12. Оформлению записи задач геометрического типа обучающихся также необходимо обучать. Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
А В
Д С
Слова длина, ширина прямоугольника допускается обозначать кратко латинскими буквами.
Задача:
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи:
Длина –12 см а=12 см
Ширина – 6 см в=6 см
Периметр(P) -? см Р-? см
Площадь(S) - ? см2 S-? см
(12+6) ∙ 2=36 (см) Ответ: Р-36 см, S -72 см2.
12 ∙ 6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см, площадь-72 см2.
Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.
13. При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
Þ записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку;
Þ рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.
Количество проведения административных контрольных работ
по математике [4]
|
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
1 класс |
Контрольная работа |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Всего |
4 |
4 |
6 |
6 |
2 класс |
Контрольная работа |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Всего |
4 |
4 |
6 |
6 |
3 класс |
Контрольная работа |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Всего |
4 |
4 |
6 |
6 |
4 класс |
Контрольная работа |
3 |
2 |
3 |
4 |
|
Самостоятельная работа |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Тестовые задания |
- |
1 |
- |
1 |
|
Всего |
5 |
5 |
6 |
8 |
Проверка ЗУН по математике.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков.
Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты систематических наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний обучающихся, так и овладение практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если большинство его текущих контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков обучающихся, ставятся следующие отметки:
Работа, состоящая из примеров:
«5» – без ошибок.
«4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
«3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 негрубых ошибки.
«3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1–2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2–3 грубые и 3–4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» – 4 грубые ошибки.
Контрольный устный счет:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 ошибки.
«3» – 3–4 ошибки.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры)
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения одной из задач или
- допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач или
- допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или
- допущено в решении задач и примеров более 6 вычислительных ошибок.
Математический диктант
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка "3" ставится:
- не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Оценка "2" ставится:
- не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Контрольный устный счет:
«5» - без ошибок.
«4» -1-2 ошибки.
«3» - 3-4 ошибки.
«2» - 5 и более ошибок
Грубые ошибки:
1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
4. Не решенная до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1. Нерациональный прием вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Незаконченное до конца преобразование.
Примечание.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3». Наличие в работе недочетов вида: неправильное списывание данных, но верное выполнение задания, грамматические ошибки в написании математических терминов и общепринятых сокращений, неряшливое оформление работы, большое число исправлений ведет к снижению оценки на один балл, но не ниже «3».
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
ПОЗНАНИЕ МИРА
Нормы оценок по познанию мира.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Инструкция по ведению классных журналов
1. В соответствии с Законом РК «Об образовании» школа осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоги которого фиксируются в классном журнале.
2. Классный журнал является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя и классного руководителя.
3. Организация работы с журналом:
· Классный журнал рассчитан на учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например, 1 «А» класс, 1 «Б» класс и т.д.
· Все записи в классном журнале должны быть сделаны шариковой ручкой одного цвета, четко, аккуратно, без исправлений. Не разрешается использовать на одной странице разные цвета чернил.
· В случаях проведения с обучающимися занятий в санаториях (больнице) классный руководитель вкладывает в журнал справку с результатами обучения в санатории или больнице; отметки из этой ведомости в классный журнал не переносятся.
· В случае длительной болезни обучающегося с ним проводятся индивидуальные занятия на дому, в этом случае данные о промежуточной и итоговой аттестации заносятся в специальный журнал, а затем переносятся в классный журнал.
· Отметки по физической культуре обучающимся, отнесенным по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, выставляются в журналах для специальной медицинской группы. В классном журнале выставляются отметки только за четверть (полугодие) и за год.
· Отметка о выбытии учащегося делается на странице «Общий лист всеобуча» в соответствующей строке с фамилией выбывшего обучающегося следующим образом: «выбыл (куда?), приказ №223 от «15.11.2015г.» на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Ф.И.О. учащегося» делается запись «выбыл (куда?), приказ №223 от «15.11.2015г.»; а на страницах по предметам в соответствующей строке с фамилией выбывшего обучающегося запись не делается.
· Фамилия, имя обучающегося, прибывшего в школу в течение учебного года, записывается в конце списка на странице «Общий лист всеобуча» с указанием числа и месяца прибытия, например, «прибыл (откуда?), приказ № _от «……..», а затем на страницах по предметам фамилия и имя прибывшего вписывается без отметки о прибытии в конце списка, при продолжении страницы журнала, а с новой страницы журнала строго по алфавиту; на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись «прибыл (откуда?), приказ № _от «……..». Ведомость с результатами текущей успеваемости вновь прибывшего ученика находится в его личном деле, отметки из нее в классный журнал не переносятся.
· Фамилия, имя обучающегося, переведенного из класса в класс в течение учебного года, записывается на странице «Общий лист всеобуча» с указанием числа и месяца перевода, класса, в который переведен, например, «переведен из __ «__» (указать класс), приказ № _от «……..», на страницах по предметам в соответствующей строке с фамилией без отметки о переводе, а в переведенный класс фамилия и имя вписывается в конце списка при продолжении страницы журнала, а с новой страницы журнала строго по алфавиту без отметки о переводе; на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись «переведен __ «__» (указать класс), приказ № _от «……..».
4. Классный руководитель заполняет в журнале:
- титульный лист;
- оглавление;
- распределяет страницы журнала, отведенные на текущий учет успеваемости и посещаемости обучающихся на год, в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет (1 час в неделю – 2 страницы, 2 часа – 4 страницы, 3 часа – 5 страниц, 4 часа – 7 страниц, 5 часов – 8 страниц);
- нумерация страниц журнала начинается со страницы всеобуча;
- списки обучающихся на всех страницах (фамилии и имена обучающихся полностью, в алфавитном порядке);
- фамилия, имя, отчество учителя-предметника (полностью) на всех страницах журнала;
- название предмета (с маленькой буквы) в соответствии с учебным планом школы;
- название предметов, месяцев заполняется на двух языках - казахском и русском;
- общие сведения об учащихся;
- сводную ведомость посещаемости;
- сводную ведомость успеваемости;
- сведения о количестве пропущенных уроков;
- сведения о физической подготовленности учащихся (2-4 классов) на начало и конец года;
- подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым обучающимся за четверть (полугодие) и учебный год;
- номер класса и фамилия, имя, отчество классного руководителя дублируются на обложке;
- листок здоровья (совместно с медработником школы).
Примечание: В случае, когда урок выпадает на праздничный день, темы объединяются с темой следующего урока. В журнале темы уроков записываются в одной строке в два ряда (друг под другом).
5. Учитель:
- обязан систематически проверять посещаемость учащихся и отмечать отсутствующих, ежеурочно оценивать знания учащихся, выставлять оценки за домашнее задание, за проверки самостоятельной и контрольной работы и устные ответы учащихся, а также записывает тему, изучавшуюся на уроке, в соответствии с рабочей программой и учебной программой;
- обязан планировать опрос обучающихся и фиксировать отметки в журнале на каждом уроке. Наполняемость отметок должна быть высокой или средней (не менее 5-6 на каждом уроке), при этом каждый обучающийся должен быть опрошен (любым из видов опроса) как минимум 1 раз в 2-3 урока;
- не рекомендуется выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия обучающихся (три и более урока), после каникул, что сдерживает развитие их в учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебным предметам;
- в случае оценивания знаний обучающегося неудовлетворительной оценкой обязан опросить его на следующий урок и зафиксировать отметку в журнале;
- отметки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы, практические и лабораторные работы) выставляются всем обучающимся (кроме отсутствующих), в графе того дня, когда проходила работа с учетом контрольных нормативов на проверку работ данного вида. Запрещается выставлять отметки задним числом;
- в клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов - «2», «3», «4», «5», «н», «н/а», «осв.». Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» или «плюс» не допускается;
- на левой стороне развернутой страницы журнала учитель ставит дату урока, отмечает отсутствующих на уроке буквой «н». На правой - записывает тему, пройденную на уроке, и задание на дом. Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному администрацией календарно-тематическому планированию и учебной программе по предмету;
- при проведении сдвоенных уроков (грамота, трудовое обучение в 1 классе) делается запись даты и темы каждого урока;
- все записи по всем учебным предметам ведутся с обязательным указанием не только тем уроков, но и тем практических, лабораторных, контрольных работ, экскурсий, уроков с использованием информационных технологий, видеоуроков и т. п.
Тема урока формулируется в соответствии с утверждённым календарно-тематическим планированием. Не допускаются записи вида: «Контрольная работа № 1», «Практическая работа № 2», «Повторение» и т. п.
Правильная запись:
- Контрольная работа «Сложение и вычитание трехзначных чисел»;
- Контрольный диктант «Весна»;
- Практическая работа «Определение состава почвы»;
- Повторение «Глагол как часть речи».
Если самостоятельная работа или тест рассчитаны по плану урока учителя не на весь урок, то запись в журнале должна быть следующая:
Сложные уравнения. Самостоятельная работа.
• в графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы, например: «Повторить...»; «Составить план к тексту «__», «Составить (или) заполнить таблицу», «Выучить наизусть __», «Ответить на вопросы ___», «Сочинение ___», «Реферат ___», «Сделать рисунок ___» и другие;
• страница «Показатели физической подготовленности учащихся» заполняется учителем физической культуры.
6. При выставлении отметок в классный журнал необходимо учитывать следующее:
• Итоговые отметки учащихся за четверть (полугодие, год) должны быть обоснованы, то есть соответствовать успеваемости ученика, с учетом выполнения учащимися практической части программы по предметам.
• Чтобы объективно аттестовать обучающихся, необходимо не менее трёх отметок (при одно- и двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету) и более (при учебной нагрузке более двух часов в неделю) с обязательным учётом качества знаний обучающихся по письменным, лабораторным, практическим работам.
• Отметка «н/а» (не аттестован) может быть выставлена только в случае отсутствия трёх текущих отметок и пропуска обучающимися более 50 % учебного времени.
• Итоговые отметки за каждую четверть (полугодие) выставляются после записи даты последнего урока. Не допускается выделять итоговые отметки чертой, другим цветом и т. п.
• Итоговые отметки по предмету выставляются в сводной ведомости успеваемости обучающихся.
• В журнале категорически запрещается:
ð подсчитывать количество «5», «4», «3», «2» - в конце четверти, года;
ð 1 клетка = 1 урок. Не должно быть пропущенных клеток в конце и в начале четверти;
ð вертикальные и прочие очерчивания четвертных и годовых оценок;
ð вертикальные записи: контрольная работа, диктант и т. д.;
ð ставить в журнал «о» опоздавшим ученикам;
ð исправление и стирание оценок;
ð запись в конце четверти: сколько дано уроков, и сколько по плану за четверть;
ð подсчитывать количество пропущенных уроков после выставления четвертной оценки;
ð сокращение фамилии и имени ребенка, учителей;
ð «открытая» двойка перед выставлением четвертных оценок;
ð выход различных записей за строку.
7. Особое внимание следует обратить на специфику записей уроков по следующим предметам:
• русский язык: выставление в одной клетке двух отметок допускается только на уроках русского языка за диктант с грамматическим заданием или в 4 классе за выполнение творческих работ (контрольных сочинений, изложений), например «4 3» или «5 4» (без дроби), где первая отметка выставляется за содержание текста, а вторая - за грамотность;
Запись о проведении классного изложения (сочинения) по развитию речи следует делать так:
Р. р. Изложение с элементами сочинения «...»;
Р. р. Обучающее изложение (сочинение) «...»;
Р. р. Контрольное изложение (сочинение) «...»;
• литература: отметки за выразительное чтение (наизусть) следует выставлять в одну колонку, а в графе «Что пройдено» делать запись в соответствии с календарно-тематическим планированием, например: «И.Суриков «Детство», а в графе «Домашнее задание» с. 104, наизусть;
· иностранный язык: все записи ведутся на языке обучения.
• физическое воспитание, трудовое обучение: инструктаж по технике безопасности обязательно отмечается либо в графе «Что пройдено на уроке», либо в графе «Домашнее задание»;
• в случае болезни учитель, замещающий коллегу, заполняет классный журнал в обычном порядке (подпись и все другие сведения заносятся в журнал учета пропущенных и замещенных уроков).
Журнал факультативных занятий (Приказ МОН РК от 23 октября 2007 года № 502 «Об утверждении формы документов строгой отчетности, используемых организациями образования в образовательной деятельности») является основным документом учета работы факультативных групп и групп курсов по выбору. Документ ведется по каждому факультативному курсу и курсам по выбору отдельно. Требования к ведению записей в журнале факультативных занятий аналогичны требованиям, предъявляемым к порядку ведения их в классном журнале. В них отражается тематика проведенных занятий и посещаемость.
Классный журнал заполняется учителем в день проведения урока.
Инструкция по ведению дневников в начальной школе.
1. Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется со 2-го класса.
2. Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.
Основное назначение дневника - информирование родителей и учащихся о:
• педагогах, преподающих в классе;
• расписании звонков и уроков;
• расписании занятий кружков, секций, факультативов;
• заданиях на дом;
• текущей и итоговой успеваемости учащихся;
• пропущенных учебных занятиях и опозданиях;
• замечаниях и благодарностях.
В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:
образец: с.132, упр.453
с. 154-155 (пересказ)
Используемая литература
1. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080 (далее – ГОСО РК 1.4.002-2012).
2. Типовые учебные планы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденные Министром образования и науки РК от 20 декабря 2012 года №557 и от 8 ноября 2012 года №500 (далее – ТУП).
3. Учебные программы средней школы, утвержденные приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.
4. Инструктивно методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году».
5. «Методические рекомендации по ведению школьной документации» Карагандинского ИПК и ПГСиРО, 2010г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.