Единый тематический урок «Моё Отечество – Русь!»
Оценка 4.9

Единый тематический урок «Моё Отечество – Русь!»

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
3 кл
20.03.2022
Единый тематический урок «Моё Отечество – Русь!»
развитие у обучающихся патриотизма, уважения и любви к Родине, Отечеству, активной жизненной позиции, направленной на участие подрастающего поколения в социальной, культурной и экономической жизни своей Республики.
1,09,21 Единый тематический урок _Моё Отечество - Русь_.docx

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА №5 ИМЕНИ В.И.ДАЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Единый тематический урок

 

 

«Моё Отечество – Русь!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Потоцкая Т.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01.09.2021г.

 

 

Единый тематический урок «Моё Отечество – Русь!»


Цель: развитие у обучающихся патриотизма, уважения и любви к Родине, Отечеству, активной жизненной позиции, направленной на участие подрастающего поколения в социальной, культурной и экономической жизни своей Республики.


Задачи:

- ознакомление с жизнью и творчеством Владимира Даля – писателя, этнографа, медика, моряка, инженера, нашего земляка;

- воспитание интереса к изучению литературного краеведения;

- формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, интереса к изучению истории родного края;

- воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за своих земляков,  за их вклад в науку и искусство.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель:

Сегодня день торжественный у нас,

Он, знаю, никогда не повторится,

Хоть много предстоит еще учиться.

Ну, а сегодня, здравствуй , 3 класс!

- Дорогие мои ученики, поздравляю вас с началом учебного года! За лето вы так выросли, стали взрослее, красивее, умнее! Каникулы закончились,  и мы снова собрались все вместе в нашем уютном классе. Мы продолжим  с вами большое и увлекательное путешествие по Стране Знаний. Из этого путешествия вы вернётесь с багажом прочных знаний.  А сейчас пришла пора начать наш первый урок. Урок этот праздничный, поэтому начнём его с поздравлений.

(заранее подготовленные ученики читают стихи)

Ученик 1.
В день осенний, когда у порога,
Задышали уже холода.
Страна празднует День Знаний - 
Праздник мудрости, знаний, труда.

Ученик 2.
Зазвенит звонок весёлый
Здравствуй школьная пора!
И шагает дружно в школу

В это утро детвора.                                                                  
Ученик 3.
На большой голубой планете
Нет сегодня счастливее нас.
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь уж – третий класс!

Ученик 4.
Ждут отметок дневники,
Ждут задач ученики
На подставке у доски
Дремлют белые мелки…
Вот и осень у ворот-
Здравствуй, новый школьный год. 
И поверьте, ребята,
Что я не шучу –
Я скучаю по школе 
И учиться хочу!

Ученик 5.

В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.

Ученик 6.

По лесенке этой вы сможете скоро
Достичь недоступной морской глубины,
Спуститься под землю, взобраться на горы.
И даже дойти до Луны.
Ученик  7.

Крутые ступеньки на лесенке будут,
Но выверен точно заветный маршрут,
Чтоб вас подружить с удивительным чудом,
Которое Знаньем зовут.

 

II. Самоопределение к деятельности

- Спасибо, ребята! А мы продолжаем наш урок. Давайте назовём тему нашего урока.

- А кому будет посвящён урок , вы узнаете сами, расположив буквы по порядку.

12

2

3

7

9

1

10

4

6

5

8

11

ь

л

а

и

д

в

а

д

м

и

р

л

 

Ученики: Владимир Даль

Учитель: Молодцы. А кто это – Владимир Даль?

Ученики: Это писатель, создатель Словаря русского языка.

Учитель: А как вы думаете, почему урок на тему «Моё Отечество – Русь» посвящён именно этому человеку?

Ученики: Родился в г.Луганске, наш земляк.

Учитель: Совершенно верно. А ещё потому, что 2021 год в ЛНР объявлен годом Владимира Даля.

III. Основная часть

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о жизни Владимира Даля.

(подготовленные дети рассказывают биографию писателя)

Ученик 1. Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в городишке Лугани (сейчас г.Луганск). Родители Даля были образованными людьми. Даль получил хорошее домашнее образование. С 13 лет учился в Морском кадетском корпусе в г.Петербурге. Окончил его и был направлен на Черноморский флот.

Ученик 2. По пути к новому месту службы Даль записал первое незнакомое слово и его значение. Так он начал собирать слова, которые потом составили его знаменитый Словарь.

      В 1825 году уволился с флота,  решил стать врачом  поступил на медицинский факультет, окончил его досрочно. Был призван в армию. В это время он активно продолжает собирать слова.

Ученик 3.  В 1832 году Даль выходит в отставку, переезжает в Петербург и решает заняться литературной деятельностью. Его первые   книги – «Русские сказки», «Были и небылицы Казака Луганского» -  хорошо оценили  Пушкин, Жуковский, Гоголь.

Ученик 4. В 1833 году Даль решает поменять род деятельности. Он отправляется в Оренбург – служить чиновником особых поручений при губернаторе. Во время службы он много путешествовал, собирал сказки, пословицы, поговорки. В Оренбурге основал один из первых в России провинциальных музеев.

Ученик 5. Потом была служба в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. Всё это время Даль продолжает записывать в свою тетрадку слова и их толкования, фольклор. Выйдя в отставку и поселившись в Москве, начал готовить  свой словарь к изданию. 

Ученик 6. Словарь начал выходить частями в 1861 году. Всего в труд вошло около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые дают представление о жизни и быте русского народа в XIX веке.

Ученик 7. Владимир Даль умер 4 октября 1872 года. До последних дней он редактировал свой словарь и записывал все новые слова. 22 ноября, в день рождения Владимира Даля, в России отмечается праздник русской словесности — День словаря.

Учитель: Казак Луганский – под таким именем вступил Даль в литературный мир. Полное собрание сочинений Даля включает в себя 10 томов. В них собраны повести, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки. Как писатель он был достойно оценен критикой, его имя вошло в историю русской литературы.

 

IV. Физминутка

- Ребята, давайте немного отдохнём и заодно вспомним, что можно делать в школе. Выйдите из-за парт. Если то, что вы услышите, делать можно – хлопайте, а если нельзя – топайте.

 

Лениться?

Учиться?

Ругаться?

Играть?

Веселиться?

Драться?

Здороваться?

Баловаться?

На уроке болтать?

Домашние задания выполнять?

 

V. Закрепление

1.Сказки В.Даля.

- Ребята, а какие сказки В.Даля вы читали?

(«Война грибов с ягодами», «Ворона», «Девочка Снегурочка», «Журавль и цапля», «Лиса и медведь», «Медведь-половинщик», «Привередница», «Старик-годовик» и т.д.)

- А давайте отгадаем сказку по отрывку и найдём иллюстрацию к ней.

 

1) Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. («Старик-годовик»)

2. Вот ночью все заснули, лисичка слезла тихонько с лавки, подкралась к лаптю, вытащила его и закинула далеко в печь, а сама вернулась как ни в чем не бывало, легла на лавочку, а хвостик спустила под лавочку. («Лиса-лапотница»)

3. — Ладно, — говорит мужик, — завтра приходи, станем боронить и сеять репу. Только уговор лучше денег. Давай наперед положим, коли пашня уродит, кому что брать: всё ли поровну, всё ли пополам, или кому вершки, а кому корешки?
Мне вершки, — сказал медведь.
— Ну ладно, — повторил мужик, — твои вершки, а мои корешки. («Медведь-половинщик»)

4. Жили-были муж да жена. Детей у них было всего двое — дочка Малашечка да сынок Ивашечка. Малашечке было годков десяток или поболе, а Ивашечке всего пошел третий.

(«Привередница»)

 

5. Красным летом всего в лесу много - и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: "Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит... («Война грибов с ягодами»)

6. Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:

- А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая! («Девочка Снегурочка»)

7. Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: "Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть".

Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: "Ведь уродился же неуклюжий какой!" («Журавль и цапля»)

2. Загадки

- Молодцы, ребята. Справились с этим заданием. А теперь отгадайте загадки.

 

1. Между двух светил я в середине один. (Нос)

2. Кругло, горбато, около мохнато; придет беда - потечет вода. (Глаза)

3. Вокруг носу вьется, а в руки не дается. (Запах)

4. Птицы, у каждой по 4 крыла, в каждом крыле по семь перьев. (Год)

5. Два конца, два кольца, а в середке гвоздик. (Ножницы).

6. Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

7. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь)

8. Что выше лесу? (Солнышко)

9. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

10. Маленький-удаленький сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб)

11. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)

12. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)

13. Сидят три кошки. Против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)

 

 

 

3. Пословицы.

Учитель: Молодцы! И загадки все отгадали! А теперь задание посложнее. У вас на партах карточки.  Пословицы рассыпались и их нужно собрать. Найдите к каждой пословице продолжение и соедините начало и конец пословицы

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Повторенье — мать ученья.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Век живи — век учись (а умри дураком).

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Без муки нет и науки.

- А теперь проверим. (Дети читают пословицы)

- А какой темой объединены эти пословицы? (Они об учении, о знаниях)

- А какими учениками нужно быть, чтобы получить знания и быть грамотными и образованными людьми?

Физминутка (музыкальная)

4. Игра «Наш класс»

- Ребята, Владимир Даль коллекционировал сова, а давайте и мы попробуем коллекционировать слова. Немного поиграем. В каком классе вы теперь учитесь? (в 3-Б).

- Давайте подберём имена прилагательные на букву «Б», чтобы стало понятно, какой наш класс? (бодрый, быстрый, бережливый, большой, бойкий и т.д.).

5. Игра «Собери слова»

Составьте из букв слово, а потом из этого слова составьте как можно больше слов.

Од/клас/но/ки/сни

Одноклассники (лак, класс, нос, сон, сок и т.д.)

VI. Рефлексия

- Составим синквейн на тему «Владимир Даль»

1. В.И.Даль

2. 2 прилагательных  (Великий, мудрый)

3. 3 глагола (Создал, собрал, сочинял)

4. Предложение (основная мысль синквейна) (В.Даль – наш земляк)

5. 1 существительное (вывод) (Писатель)

VII. Итог урока

- Что вы запомнили из сегодняшнего урока?

Работы Даля исключительно важны и достойны  внимания. Владимир Даль – это великий человек, который всю свою  жизнь преданно и честно служил  русскому народу, русской литературе, русской культуре… Мы должны относиться к творчеству Даля, как к великому наследию. Мы должны гордиться, что такой великий человек – наш земляк.

Ещё раз поздравляю вас, ребята, с началом учебного года.

В добрый путь, ребята, в вечный поиск
Истины, добра и красоты,
Чтобы явью стали в вашей жизни
Самые заветные мечты!

- А помогут вам дружба и сплоченность. Успехов вам, ребята! Всего доброго!

 

Источники

1. https://www.culture.ru/persons/8128/vladimir-dal

2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2012/11/10/1-sentyabrya-den-znaniy-prazdnik-dlya-3-klassa

3. https://glashamoscow.ru/graduation-in-elementary-school/graduation-in-elementary-school/zagadki-pro-karandash/

4. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-shkolu/

5. https://онлайн-читать.рф/%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8/

6. https://vseskazki.su/vladimir-dal.html

7. https://mrs-mcwinkie.livejournal.com/122906.html

 

 

 

 

 

           


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ

Единый тематический урок «Моё

Единый тематический урок «Моё

Мы теперь уж – третий класс!

Мы теперь уж – третий класс!

Учитель: Совершенно верно. А ещё потому, что 2021 год в

Учитель: Совершенно верно. А ещё потому, что 2021 год в

Ребята, давайте немного отдохнём и заодно вспомним, что можно делать в школе

Ребята, давайте немного отдохнём и заодно вспомним, что можно делать в школе

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат

Учитель: Молодцы! И загадки все отгадали!

Учитель: Молодцы! И загадки все отгадали!

Создал, собрал, сочинял) 4. Предложение (основная мысль синквейна) (В

Создал, собрал, сочинял) 4. Предложение (основная мысль синквейна) (В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2022