Определение эффективности воспитательного процесса вызывает наибольшие затруднения при осуществлении контрольных функций. Это связано как с недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке, так и с низким уровнем сформированности диагностико-аналитического компонента профессиональной культуры у значительной части руководителей и педагогов образовательных организаций.
ЭФФЕКТИНОВСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ
КОНТРОЛЯ
Кудряшова Н.Л., методист СП «Прометей»
Определение эффективности воспитательного процесса вызывает
наибольшие затруднения при осуществлении контрольных функций. Это
связано как с недостаточной разработанностью данной проблемы в
педагогической науке, так и с низким уровнем сформированности
диагностикоаналитического компонента профессиональной культуры у
значительной части руководителей и педагогов образовательных организаций.
Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность
полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в
воспитательной практике.
Принципы построения деятельности педагогов по изучению
эффективности процесса воспитания:
1. Диагностика результативности развития детей – главное содержание
деятельности по определению эффективности воспитательного
процесса.
2. Системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно
результативного компонента с целями, содержанием и способами
организации воспитательного взаимодействия.
3. Диагностика изменений ситуации развития детей в течение нескольких
лет, а не одноразовые срезы, должна лежать в основе разработки
рекомендаций и выводов проверки результатов
воспитательного
процесса
4. Оценочнорезультативный компонент воспитательной деятельности
в конкретном коллективе должен обладать не только общими, но и
особенными и единичными чертами.
5. Контрольнодиагностический инструментарий не должен быть
громоздким и требовать большого количества времени и сил для
подготовки и проведения изучения, обработки и анализа получаемых
результатов.
6. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не
должен причинить вреда детям и взрослым, а его результаты не могут
стать средством административного давления на педагога, родителя или
учащегося.Технология изучения эффективности воспитательного процесса
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания:
Определение цели и задач изучения;
Подбор критериев и показателей для определения результативности
процесса воспитания учащихся;
Выбор методик изучения;
Подготовка диагностического инструментария;
Исследование процесса и результатов деятельности, общения и
отношений в сообществе детей и взрослых;
Обработка и интерпретация результатов исследования;
Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения
Определение цели и задач изучения.
Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения
содействовать развитию детей.
Степень эффективности воспитательного процесса: чем более высок уровень
сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот.
Задачи:
Выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения;
Выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на детей
и процесс их развития;
Получить информацию о результативности работы педагогов;
Определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и
родителей воспитательным процессом и его результатами.
Подбор критериев и показателей.
Универсальными критериями оценки эффективности человеческой
деятельности являются:
1) Продуктивность осуществленной деятельности;
2) Удовлетворенность участников деятельности процессом и результатом
деятельности.
Пример диагностикорезультативного компонента воспитательной
системы детского объединения. Таблица
Критерии
Интеллектульная
I
Показатели
1. Освоенность дополнительнойразвитость учащихся
II
Нравственная развитость
III Эстетическая
IV Развитость
коммуникативности
V
Физическая развитость
VI Самоактуализированность
личности
VI
I
педагогов и
Удовлетворенность
учащихся,
родителей
жизнедеятельностью
коллективе
в
общеобразовательной программы.
2. Познавательная активность детей
1. Сформированность основных нравственных
качеств личности.
2. Социальная активность
1. Развитость у детей чувства прекрасного.
2. Проявление эстетических чувств в актах
творчества
1. Коммуникабельность.
2. Сформированность
культуры
коммуникативной
1. Состояние здоровья.
2. Развитость физических качеств
1. Стремление к самопознанию и самореализации.
2. Наличие положительной самооценки.
3. Креативность личности
1. Комфортность и защищенность личности
учащегося.
2. Удовлетворенность педагогов процессом и
учащихся,
результатами деятельности
взаимоотношениями в детском коллективе.
3. Удовлетворенность родителей результатами
обучения и воспитания ребенка, его положения
в детском коллективе.
Выбор методик изучения.
Подбор методик не должен быть случайным – выбор их необходимо
производить в соответствии с избранными критериями и показателями.
Подготовка диагностического инструментария.
Исследование процесса и результатов деятельности, общения и
отношений в сообществе детей и взрослых.
При изучении эффективности воспитательного процесса используется
несколько диагностических методов (методик). Применение каждого из них
происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре
применения того или иного метода.
Обработка и интерпретация результатов исследования.
Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Методики изучения состояния и эффективности процесса воспитания.Каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического
инструментария, ведь при отсутствии достоверной информации о развитии
личности учащихся, формировании детского коллектива и всего учебного
заведения, других результатах воспитательного процесса, ставится под
сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.