ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ*

  • Мероприятия
  • rtf
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Иконка файла материала Эффективная форма объединения и обучения учителей.rtf
ФОРМА   ЭФФЕКТИВНАЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ И   ОБУЧЕНИЯ   УЧИТЕЛЕЙМастер­класс   –   одна   из   форм эффективного   профессионального   обучения   как   учителя, проявляющего   активность   в   поиске   путей   для   роста   своего педагогического   мастерства,   так   и   учителя,   который   пассивно относится   к   своему   профессиональному   развитию.   Мастер­класс является   разовой   формой   работы,   которая   объединяет   небольшие группы учителей по предварительной записи. Результативность работы «учеников» мастер­класса зависит от следующих условий:  1) мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер­класса;  2)   повышение   уровня   теоретической   и   методической   подготовки учителей; 3) готовность «учеников» и учителя­мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;  4) рефлексия деятельности «учеников» и учителя­мастера в процессе собственной практики. Мастер­класс   как   форма   организации   активной   самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединения   использование   эмпирических   методов   исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя­ мастера   и   школьников,   тестирование,   разработку   дидактических материалов   для   опытно­экспериментальной   работы   в   собственной педагогической деятельности.  В   течение   двух   лет   я   была   руководителем   профессионального объединения   учителей   «Мастер­класс»   по   предмету   «Литературное краеведение»,   который   входит   в   региональный   компонент   Базисного учебного   плана   общеобразовательных   учреждений   Ямало­Ненецкого автономного округа. В организации городского объединения учителей «Мастер­класс» мы опирались   на   разработку   технологии   проведения   мастер­класса кандидата педагогических наук, доцента, старшего научного сотрудника Вятского   государственного   педагогического   университета   Г.   А. Русских. Напомним   читателям   основной   пошаговый   алгоритм   технологиимастер­класса, предложенный Г. А. Русских: 1­й   ш а г . Презентация педагогического опыта учителя­мастера. 1. Краткая характеристика экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.  2. Краткое   обоснование   основных   идей   технологии,   которая эффективна в работе с экспериментальным классом. 3. Описание достижений в опыте работы учителя­мастера, который зафиксирован в городском информационном центре. 4. Доказательство   результативности   деятельности   учащихся, свидетельствующее  об  эффективности  использования  педагогической технологии. 5. Определение проблем и перспектив в работе учителя. 2­й   ш а г . Представление системы уроков. 1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии. 2. Определение основных приёмов работы, которые учитель­мастер будет демонстрировать слушателям. 3­й   ш а г . Имитационная игра. 1. Учитель­мастер   проводит   урок   со   слушателями,   демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися. 2. Слушатели   одновременно   играют   две   роли:   учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке. 4­й   ш а г . Моделирование. 1. Самостоятельная   работа   слушателей   по   разработке   собственной модели   урока   в   режиме   технологии   урока   учителя­мастера   (он выполняет   роль   консультанта,   организует   самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею). 2. Обсуждение авторских моделей урока. 5­й   ш а г . Рефлексия. Дискуссия   по   результатам   совместной   деятельности   учителя­ мастера и слушателей. Результатом   совместной   деятельности   является   модель   урока,которую разработал учитель­ученик под руководством учителя­мастера с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. Предварительно мною была составлена программа мастер­класса и перспективный план работы на год. Целевое назначение программы: 1. Знакомство  с  литературно­краеведческим  курсом  в  начальной школе. 2. Знакомство   с   интегрированным   литературно­краеведческим курсом.  3. Знакомство   с   современными   подходами   в   преподавании литературного краеведения. Какие знания получат участники:  – теоретические:   дидактические   принципы   и   целевые   задачи литературно­краеведческого   курса;   быт,   традиции,   обычаи   народов Севера; – методические:   знакомство   с   принципами   построения   уроков, различными формами работы, методами и приёмами; – психолого­педагогические:   формирование   умения   создавать   на уроке ситуацию успеха, рефлексию, формирование общечеловеческих моральных качеств, установление духовного контакта между учеником и учителем; – межпредметные:   использование   и   реализация   межпредметных   чтение   –   краеведение   –   литературное   связей:   природоведение – предметы эстетического цикла.   литературное   Что увидят участники:  – цельные уроки литературного краеведения; – интегрированные уроки; – исследовательскую и групповую работу; – внеклассное занятие по данной теме. Какую работу должен выполнить участник мастер­класса?  – Принять участие в проведении и создании уроков.  – Проанализировать   уроки;   на   практических   занятиях   разработать фрагменты уроков. – Апробировать один из блоков урока. При составлении перспективного плана работы мастер­класса былиучтены и пожелания слушателей: включить открытые уроки для вторых, третьих   и   четвёртых   классов,   а   также   периодически   предлагать подборки   материала   по   основным   темам   курса   (из­за   отсутствия дополнительной литературы к урокам). На   каждом   занятии   планировались   теоретические   знания   по определённому   направлению   и   практическая   часть   (фрагмент   урока, урок­имитация, моделирование урока, составление творческих заданий и т. д.). Затем обсуждение и анализ работы. Перспективный   годовой   план   работы   мастер­класса   по литературному краеведению выглядел так:  Сроки.   Сообщаемые   знания.   Тема   урока.   Практические   занятия. Форма проведения. Октябрь.  Вводное   занятие.   Цели   и   задачи   литературно­ краеведческого   курса.   Актуальность.   Устное   народное   творчество (северный фольклор). Ненецкая сказка «Как Лиса богатство добывала». Фрагмент урока. Ноябрь.  Интегрированный   литературно­краеведческий   курс. Интегрированный урок литературного краеведения и природоведения в 3 классе. 1. Н. Дудников «Как Лось друзей искал». 2. Кто чем питается. Урок­имитация. Декабрь.  Особенности   уроков   литературного   краеведения, посвящённых северному фольклору. Сравнение с русским фольклором. «Педор Кирон защищает Русскую землю» – коми эпическое сказание. Моделирование урока по заданному алгоритму. Январь.  Уроки   литературного   краеведения   различной   целевой направленности (метод «погружения»). «Имена на карте». Тематический урок русского языка во 2 классе. «Большая буква в именах собственных» (урок­имитация). Февраль.  Организация   исследовательской   работы   на   уроках литературного краеведения. Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне   «Хранительница   домашнего   очага».   Разработка   разных   этапов урока (групповая работа). Март. Уроки литературного краеведения по технологии модульного обучения.  «Храните   землю   со   всем   на   ней   живущим».  ПроизведенияРомана Ругина. Урок­имитация. Обсуждение   положительных   и   отрицательных   сторон   модульной технологии. Апрель.  Обобщающие   уроки   литературного   краеведения. Обобщающий урок по теме: «Твои люди, Север». Составление тестов к обобщающим урокам. Май.  Быт   и   традиции   народов   Севера.   Проектная   деятельность   в организации внеклассной работы. «Расскажи нам, Ямал!» Урок­презентация. Круглый стол. Обмен опытом участников мастер­ класса. Занятия   проводились   один   раз   в   месяц.   Приведу   пример   первого занятия мастер­класса. В первой части вводного занятия были определены цели и задачи литературно­краеведческого курса. Его направленность на реализацию важнейших   требований   к   школе,   выдвинутых   законом   Российской Федерации   «Об   образовании»,   программой   развития   образования   в Ямало­Ненецком автономном округе. Во   второй   части   занятия   мастер­класса   учителя   побывали   в   роли учеников. Был разыгран урок литературного краеведения во 2 классе.  СЕВЕРНЫЙ ФОЛЬКЛОР. НЕНЕЦКАЯ СКАЗКА «КАК ЛИСА БОГАТСТВО ДОБЫВАЛА» (фрагмент урока) Ц е л ь :  знакомство   с   северным   фольклором,   сравнение   северного фольклора с русским, знакомство с ненецким прикладным искусством, развитие  устной  речи  учащихся,  обогащение  её  за  счёт  лексической работы. После проверки домашнего задания (дети знакомились с ненецкими народными песнями) ученики предполагают, чем ещё могли заниматься ненецкие   ребятишки   длинными   зимними   вечерами.   Узнают,   что мальчики   осваивают   приёмы   резьбы   по   дереву   и   кости,   а   девочки познают искусство орнамента. Дети рассматривают различные ненецкие орнаменты   и   сами   выполняют   простые   из   них.   После   завершения самостоятельной  работы учитель просит запомнить, как выполнялись узоры.   Это   был   этап   –   введение   в   тему   урока.   Далее   учительницаговорит   о   том,  что   ненецкие   девочки   тоже   закончили   узор   и  теперь просят маму рассказать вадако. Учительница обращается к детям: «Что вы   скажете   на   это?»   Дети   не   знают   значения   слова,   дают предположения,   затем   ищут   слово   в   ненецком   словаре.   «Вадако»   в переводе с ненецкого языка означает «сказки». Новая тема. У ч и т е л ь .   Какие   сказки   любите   вы?  (Ответы.)  Послушайте загадку, о ком она? В наших северных лесах Есть красавица в мехах Рыже­серебристая, Шубонька пушистая. (Лиса.) У ч и т е л ь . Назовите сказки, где главной героиней была лиса. Викторина «Из каких сказок строки?». а) «Как  выскочу,  как  выпрыгну – полетят  клочки  по  закоулоч­ кам». («Заюшкина избушка».) б) «Битый   небитого   везёт,   битый   небитого   везёт».  («Лисичка­ сестричка и серый волк».) в) «Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось». («Лиса и Журавль».) – Вспомните,   как   лису   называли   в   русских   народных   сказках? (Лисичка­сестричка.   Лиса   –   всему   свету   краса.   Плутовка. Патрикеевна.) – А   ненцы   называют   лису   тёня.   Тёня­лиса.   Прочитайте   название сказки. Предположите, как лиса могла богатство добывать? Чтение сказки учителем. – Каковы ваши впечатления? Какой вы представили лису? Повторное чтение сказки учащимися. Работа в группах с тестами. У ч и т е л ь . У вас лежат листы с тестами (в переводе с английского слово «тест» означает «испытание»). В ваших тестах 5 и 4 вопроса. К каждому вопросу предлагаются три варианта ответов, один из которых правильный.   Выберите,   какой   именно,   и   нужную   букву   правильногоответа впишите в клетку.  – Какие слова получились? (У одной группы вышло слово намёк, у второй – урок.) – Не знаете ли вы поговорку, из которой взяты эти слова? (Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.) Подведение итогов урока. У ч и т е л ь . Какой урок может дать эта сказка? Выберите пословицы, которые подходят к сказке. а) Слово, что лжёт, далеко не уйдёт. б) Чужого не жалей, а своего не теряй. в) Не будь жадным, не останешься одиноким. Домашнее задание. У ч и т е л ь .   Вам   поступил   заказ:   подготовить   иллюстрацию   к прочитанной сказке.  – Какой изобразите лису?  – Какой наряд ей выберете?  – А каким будет орнамент на платье у лисы? (Ненецким.)