Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ФОРМА
ЭФФЕКТИВНАЯ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
И ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙМастеркласс – одна из форм
эффективного профессионального обучения как учителя,
проявляющего активность в поиске путей для роста своего
педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно
относится к своему профессиональному развитию. Мастеркласс
является разовой формой работы, которая объединяет небольшие
группы учителей по предварительной записи. Результативность работы
«учеников» мастеркласса зависит от следующих условий:
1) мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих
участие в работе мастеркласса;
2) повышение уровня теоретической и методической подготовки
учителей;
3) готовность «учеников» и учителямастера к развитию собственной
преобразующей деятельности на научной основе;
4) рефлексия деятельности «учеников» и учителямастера в процессе
собственной практики.
Мастеркласс как форма организации активной самостоятельной
работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального
объединения использование эмпирических методов исследования:
наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя
мастера и школьников, тестирование, разработку дидактических
материалов для опытноэкспериментальной работы в собственной
педагогической деятельности.
В течение двух лет я была руководителем профессионального
объединения учителей «Мастеркласс» по предмету «Литературное
краеведение», который входит в региональный компонент Базисного
учебного плана общеобразовательных учреждений ЯмалоНенецкого
автономного округа.
В организации городского объединения учителей «Мастеркласс» мы
опирались на разработку технологии проведения мастеркласса
кандидата педагогических наук, доцента, старшего научного сотрудника
Вятского государственного педагогического университета Г. А.
Русских.
Напомним читателям основной пошаговый алгоритм технологиимастеркласса, предложенный Г. А. Русских:
1й ш а г . Презентация педагогического опыта учителямастера.
1. Краткая характеристика экспериментального класса, обоснование
результатов диагностики, прогноз развития учащихся.
2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая
эффективна в работе с экспериментальным классом.
3. Описание достижений в опыте работы учителямастера, который
зафиксирован в городском информационном центре.
4. Доказательство результативности деятельности учащихся,
свидетельствующее об эффективности использования педагогической
технологии.
5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.
2й ш а г . Представление системы уроков.
1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической
технологии.
2. Определение основных приёмов работы, которые учительмастер
будет демонстрировать слушателям.
3й ш а г . Имитационная игра.
1. Учительмастер проводит урок со слушателями, демонстрируя
приёмы эффективной работы с учащимися.
2. Слушатели одновременно играют две роли:
учащихся
экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом
уроке.
4й ш а г . Моделирование.
1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной
модели урока в режиме технологии урока учителямастера (он
выполняет роль консультанта,
организует самостоятельную
деятельность слушателей и управляет ею).
2. Обсуждение авторских моделей урока.
5й ш а г . Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя
мастера и слушателей.
Результатом совместной деятельности является модель урока,которую разработал учительученик под руководством учителямастера
с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Предварительно мною была составлена программа мастеркласса и
перспективный план работы на год.
Целевое назначение программы:
1. Знакомство с литературнокраеведческим курсом в начальной
школе.
2. Знакомство с интегрированным литературнокраеведческим
курсом.
3. Знакомство с современными подходами в преподавании
литературного краеведения.
Какие знания получат участники:
– теоретические: дидактические принципы и целевые задачи
литературнокраеведческого курса; быт, традиции, обычаи народов
Севера;
– методические: знакомство с принципами построения уроков,
различными формами работы, методами и приёмами;
– психологопедагогические: формирование умения создавать на
уроке ситуацию успеха, рефлексию, формирование общечеловеческих
моральных качеств, установление духовного контакта между учеником
и учителем;
– межпредметные: использование и реализация межпредметных
чтение –
краеведение – литературное
связей:
природоведение – предметы эстетического цикла.
литературное
Что увидят участники:
– цельные уроки литературного краеведения;
– интегрированные уроки;
– исследовательскую и групповую работу;
– внеклассное занятие по данной теме.
Какую работу должен выполнить участник мастеркласса?
– Принять участие в проведении и создании уроков.
– Проанализировать уроки; на практических занятиях разработать
фрагменты уроков.
– Апробировать один из блоков урока.
При составлении перспективного плана работы мастеркласса былиучтены и пожелания слушателей: включить открытые уроки для вторых,
третьих и четвёртых классов, а также периодически предлагать
подборки материала по основным темам курса (изза отсутствия
дополнительной литературы к урокам).
На каждом занятии планировались теоретические знания по
определённому направлению и практическая часть (фрагмент урока,
урокимитация, моделирование урока, составление творческих заданий
и т. д.). Затем обсуждение и анализ работы.
Перспективный годовой план работы мастеркласса по
литературному краеведению выглядел так:
Сроки. Сообщаемые знания. Тема урока. Практические занятия.
Форма проведения.
Октябрь. Вводное занятие. Цели и задачи литературно
краеведческого курса. Актуальность. Устное народное творчество
(северный фольклор). Ненецкая сказка «Как Лиса богатство добывала».
Фрагмент урока.
Ноябрь. Интегрированный литературнокраеведческий курс.
Интегрированный урок литературного краеведения и природоведения в
3 классе.
1. Н. Дудников «Как Лось друзей искал».
2. Кто чем питается. Урокимитация.
Декабрь. Особенности уроков литературного краеведения,
посвящённых северному фольклору. Сравнение с русским фольклором.
«Педор Кирон защищает Русскую землю» – коми эпическое сказание.
Моделирование урока по заданному алгоритму.
Январь. Уроки литературного краеведения различной целевой
направленности (метод «погружения»). «Имена на карте».
Тематический урок русского языка во 2 классе.
«Большая буква в именах собственных» (урокимитация).
Февраль. Организация исследовательской работы на уроках
литературного краеведения. Слово о матери. Слово о женщине. Нина
Ядне «Хранительница домашнего очага». Разработка разных этапов
урока (групповая работа).
Март. Уроки литературного краеведения по технологии модульного
обучения. «Храните землю со всем на ней живущим». ПроизведенияРомана Ругина. Урокимитация.
Обсуждение положительных и отрицательных сторон модульной
технологии.
Апрель. Обобщающие уроки литературного краеведения.
Обобщающий урок по теме: «Твои люди, Север». Составление тестов к
обобщающим урокам.
Май. Быт и традиции народов Севера. Проектная деятельность в
организации внеклассной работы. «Расскажи нам, Ямал!»
Урокпрезентация. Круглый стол. Обмен опытом участников мастер
класса.
Занятия проводились один раз в месяц. Приведу пример первого
занятия мастеркласса.
В первой части вводного занятия были определены цели и задачи
литературнокраеведческого курса. Его направленность на реализацию
важнейших требований к школе, выдвинутых законом Российской
Федерации «Об образовании», программой развития образования в
ЯмалоНенецком автономном округе.
Во второй части занятия мастеркласса учителя побывали в роли
учеников. Был разыгран урок литературного краеведения во 2 классе.
СЕВЕРНЫЙ ФОЛЬКЛОР. НЕНЕЦКАЯ СКАЗКА
«КАК ЛИСА БОГАТСТВО ДОБЫВАЛА»
(фрагмент урока)
Ц е л ь : знакомство с северным фольклором, сравнение северного
фольклора с русским, знакомство с ненецким прикладным искусством,
развитие устной речи учащихся, обогащение её за счёт лексической
работы.
После проверки домашнего задания (дети знакомились с ненецкими
народными песнями) ученики предполагают, чем ещё могли заниматься
ненецкие ребятишки длинными зимними вечерами. Узнают, что
мальчики осваивают приёмы резьбы по дереву и кости, а девочки
познают искусство орнамента. Дети рассматривают различные ненецкие
орнаменты и сами выполняют простые из них. После завершения
самостоятельной работы учитель просит запомнить, как выполнялись
узоры. Это был этап – введение в тему урока. Далее учительницаговорит о том, что ненецкие девочки тоже закончили узор и теперь
просят маму рассказать вадако. Учительница обращается к детям: «Что
вы скажете на это?» Дети не знают значения слова, дают
предположения, затем ищут слово в ненецком словаре. «Вадако» в
переводе с ненецкого языка означает «сказки».
Новая тема.
У ч и т е л ь . Какие сказки любите вы? (Ответы.) Послушайте
загадку, о ком она?
В наших северных лесах
Есть красавица в мехах
Рыжесеребристая,
Шубонька пушистая.
(Лиса.)
У ч и т е л ь . Назовите сказки, где главной героиней была лиса.
Викторина «Из каких сказок строки?».
а) «Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулоч
кам». («Заюшкина избушка».)
б) «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
(«Лисичка
сестричка и серый волк».)
в) «Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно
хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось». («Лиса и Журавль».)
– Вспомните, как лису называли в русских народных сказках?
(Лисичкасестричка. Лиса – всему свету краса. Плутовка.
Патрикеевна.)
– А ненцы называют лису тёня. Тёнялиса. Прочитайте название
сказки. Предположите, как лиса могла богатство добывать?
Чтение сказки учителем.
– Каковы ваши впечатления? Какой вы представили лису?
Повторное чтение сказки учащимися.
Работа в группах с тестами.
У ч и т е л ь . У вас лежат листы с тестами (в переводе с английского
слово «тест» означает «испытание»). В ваших тестах 5 и 4 вопроса. К
каждому вопросу предлагаются три варианта ответов, один из которых
правильный. Выберите, какой именно, и нужную букву правильногоответа впишите в клетку.
– Какие слова получились? (У одной группы вышло слово намёк, у
второй – урок.)
– Не знаете ли вы поговорку, из которой взяты эти слова? (Сказка –
ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.)
Подведение итогов урока.
У ч и т е л ь . Какой урок может дать эта сказка?
Выберите пословицы, которые подходят к сказке.
а) Слово, что лжёт, далеко не уйдёт.
б) Чужого не жалей, а своего не теряй.
в) Не будь жадным, не останешься одиноким.
Домашнее задание.
У ч и т е л ь . Вам поступил заказ: подготовить иллюстрацию к
прочитанной сказке.
– Какой изобразите лису?
– Какой наряд ей выберете?
– А каким будет орнамент на платье у лисы? (Ненецким.)