Эффективное сотрудничество внутри образовательного сообщества
Оценка 4.7

Эффективное сотрудничество внутри образовательного сообщества

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
1 кл—11 кл
04.11.2020
Эффективное сотрудничество внутри образовательного сообщества
В статье рассматриваются некоторые формы организации взаимодействия между участниками образовательного процесса
Эффективное сотрудничество внутри образовательного сообщества.docx

Эффективное сотрудничество внутри образовательного сообщества

Негатина В.С., МАОУ «СОШ № 4»

Арамильского ГО Свердловской области

 

Сотрудничествo внутри образовательного сообщества реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Рассмотрим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей педагогов, используемые в практике.

Классное собрание. Обсуждаются проблeмы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных заинтeресованных людей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может проходить в виде конферeнции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрeния, сориентироваться прежде всего на интересы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать в группы отдeльно педагогов, учащихся и родитeлей.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых дверей, праздник знаний и творчества, турниры знатоков.

Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний дети, родители и учителя определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между учащимися. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

День открытых дверей проводятся в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. Приглашаются все родители либо определенная группа. В этот день педагоги в нетрадиционной форме проводят уроки, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. Проводятся экскурсии. Организуются выставки. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Турнир знатоков может быть проведен между родителями и детьми, либо создаются смешанные семейные команды. Количество групп соответствуют количеству туров. Каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных.

Формы трудовой деятельности: ремонт и оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора или здания, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, сбор макулатуры и создание классной библиотеки.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка, просмотр или обсуждение концертов, спектаклей; соревнования, конкурсы, КВНы.

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители, классный руководитель и учителя-предметники должны стать союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный и образовательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Так же, как и педагоги, каждый родитель желает видеть своих детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинания педагога, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно - помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время значительная часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области психологии и педагогики, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении эффективного сотрудничества между ними выполняют классные руководители. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их ко пониманию необходимости приобрести педагогические знания; при общении с родителями использует фразы: “А как вы думаете?”, “Давайте вместе подумаем, как быть”, “Хочется услышать ваше мнение”, Вся атмосфера взаимодействия, общения классного руководителя с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.

Современные родители не всегда откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Кратко рассмотрим наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником на собрании. Первые собрания, давая образец демократичного обсуждения вопросов, может вести классный руководитель, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.

Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения активности и творчества участников собрания - включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а затем полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагоги и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.

Родительский лекторий выполняет роль ознакомления родителей с вопросами воспитания, повышения их педагогической культуры, выработки единых подходов к воспитанию детей. Название “лекторий” условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы лектория разнообразны, и лучше, если они предполагают позицию родителей не пассивных слушателей, а их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, связанных с организацией и проведением занятий. В определении тематики лектория участвуют родители. Если родители затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.

Целесообразно подготовку лектория осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материал и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, предварительно организаторы обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятия.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается родителями с большим доверием. Возможно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступающим в этом случае могут стать многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов. С выступлениями приглашаются члены администрации школы, узкие специалисты (психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь, медицинский работник, педагоги-предметники).

Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них важные, с которых можно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем мнения групп вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов рассмотренного вопроса возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники. Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Встречу с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В ряде классов, где родители активны и заинтересованы, функцию родительского комитета поочередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседании родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могу распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива. Классный руководитель проводит групповые консультации, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения, подготовки в ВПР или ГИА.

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков, учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи. Особую заботу у классного руководителя, педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, размышления - консультации.

Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

Сегодня в нашей стране действуют образовательные организации, удовлетворяющие запросы различных социальных слоев населения, но все они стремятся так организовать сотрудничество внутри сообщества, чтобы эффективно взаимодействовать, плодотворно сотрудничать, профессионально решать актуальные проблемы.


 

Эффективное сотрудничество внутри образовательного сообщества

Эффективное сотрудничество внутри образовательного сообщества

Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно - помочь взрослым…

Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно - помочь взрослым…

Целесообразно подготовку лектория осуществлять поочередно группой родителей (советом дела)

Целесообразно подготовку лектория осуществлять поочередно группой родителей (советом дела)

Групповые занятия могут носить исследовательский характер

Групповые занятия могут носить исследовательский характер
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020