Эффективное сотрудничество внутри образовательного сообщества
Негатина В.С., МАОУ «СОШ № 4»
Арамильского ГО Свердловской области
Сотрудничествo внутри образовательного сообщества реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Рассмотрим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей педагогов, используемые в практике.
Классное собрание. Обсуждаются проблeмы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных заинтeресованных людей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может проходить в виде конферeнции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрeния, сориентироваться прежде всего на интересы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать в группы отдeльно педагогов, учащихся и родитeлей.
Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых дверей, праздник знаний и творчества, турниры знатоков.
Предмет, тему, методику проведения общественного смотра знаний дети, родители и учителя определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между учащимися. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
День открытых дверей проводятся в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. Приглашаются все родители либо определенная группа. В этот день педагоги в нетрадиционной форме проводят уроки, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. Проводятся экскурсии. Организуются выставки. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Турнир знатоков может быть проведен между родителями и детьми, либо создаются смешанные семейные команды. Количество групп соответствуют количеству туров. Каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных.
Формы трудовой деятельности: ремонт и оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора или здания, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, сбор макулатуры и создание классной библиотеки.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка, просмотр или обсуждение концертов, спектаклей; соревнования, конкурсы, КВНы.
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители, классный руководитель и учителя-предметники должны стать союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный и образовательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Так же, как и педагоги, каждый родитель желает видеть своих детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинания педагога, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно - помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
В то же время значительная часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области психологии и педагогики, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении эффективного сотрудничества между ними выполняют классные руководители. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их ко пониманию необходимости приобрести педагогические знания; при общении с родителями использует фразы: “А как вы думаете?”, “Давайте вместе подумаем, как быть”, “Хочется услышать ваше мнение”, Вся атмосфера взаимодействия, общения классного руководителя с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.
Современные родители не всегда откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Кратко рассмотрим наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником на собрании. Первые собрания, давая образец демократичного обсуждения вопросов, может вести классный руководитель, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.
Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения активности и творчества участников собрания - включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а затем полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагоги и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.
Родительский лекторий выполняет роль ознакомления родителей с вопросами воспитания, повышения их педагогической культуры, выработки единых подходов к воспитанию детей. Название “лекторий” условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы лектория разнообразны, и лучше, если они предполагают позицию родителей не пассивных слушателей, а их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, связанных с организацией и проведением занятий. В определении тематики лектория участвуют родители. Если родители затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.
Целесообразно подготовку лектория осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материал и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, предварительно организаторы обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятия.
Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается родителями с большим доверием. Возможно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступающим в этом случае могут стать многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов. С выступлениями приглашаются члены администрации школы, узкие специалисты (психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь, медицинский работник, педагоги-предметники).
Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них важные, с которых можно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем мнения групп вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов рассмотренного вопроса возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники. Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Встречу с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В ряде классов, где родители активны и заинтересованы, функцию родительского комитета поочередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседании родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могу распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива. Классный руководитель проводит групповые консультации, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения, подготовки в ВПР или ГИА.
Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков, учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи. Особую заботу у классного руководителя, педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, размышления - консультации.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Сегодня в нашей стране действуют образовательные организации, удовлетворяющие запросы различных социальных слоев населения, но все они стремятся так организовать сотрудничество внутри сообщества, чтобы эффективно взаимодействовать, плодотворно сотрудничать, профессионально решать актуальные проблемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.