Как применять элементы методики CLIL на уроке английского языка?
Что такое CLIL?
CLIL (Content and Language
Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) – один из
самых интересных и распространенных в последнее время подходов к обучению
иностранному (английскому) языку. CLIL как термин был сформулирован Дэвидом
Маршалом в 1994 году, хотя на самом деле этот метод используется с древних
времен, и на данный момент многие преподаватели используют его даже не
подозревая, что такой метод получил свое официальное название. С каждым годом
CLIL популяризируется все большим количеством школ в мире, и этому способствуют
его преимущества перед другими методами, а также спрос на такой подход в
современных условиях обучения.
Ключевые принципы подхода предметно-языкового интегрированного обучения базируются на двух основных понятиях – «язык» и «интеграция». CLIL условно делят на hard CLIL и soft CLIL. Hard CLIL означает, что любой школьный предмет может проходить на английском языке (при условии, что он является L2 для учащихся). В ходе такого урока ученики исследуют географию, литературу, биологию, физику или даже спортивные игры посредством иностранного языка. Преподаватели английского языка используют soft CLIL, их задача состоит в обратном: изучить иностранный язык используя темы и материалы из других предметов.
Принципы CLIL
· CLIL – это в первую очередь обучение общим знаниям, а не многоязычию, поэтому последнее является только дополнительной функцией;
· обучение проходит, базируясь на основных 4 «С»: content, communication, cognition and culture. Все эти составляющие находятся в непрерывной связи между собой;
· требует построения безопасного психологического климата на занятии;
· подразумевает использование исключительно одного (иностранного) языка, одного и того же преподавателя и аудитории;
·
для лучшего понимания
материала преподаватель может подключать мимику, жесты, картинки, звук
презентации и т.д.
Преимущества CLIL:
· позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык;
· расширяет межкультурные знания учащихся;
· развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях;
· развивает мышление и открывает творческий потенциал студентов;
· повышает мотивацию студентов и их уверенность в себе;
· тренирует все языковые навыки;
· улучшает языковую компетенцию и навыки естественной устной речи;
· развивает интерес к разным языкам, к использованию их в разных сферах жизни;
· не требует дополнительных часов обучения.
В последние годы всё большую популярность в преподавании английского языка набирает метод CLIL (Content and Language Integrated Learning) или предметно – языковое интегрированное обучение.
Данный подход в изучении и обучении иностранных языков не является новинкой. В 1990-х годах два межнациональных института в Европе, а именно Совет Европы и Европейская Комиссия, инициировали появление CLIL, как понятие, которое определяло европейский подход к билингвальному образованию [3, с.15].
На протяжении нескольких лет такие известные всему миру учёные и лингвисты как: Coyle Do, Hood Philip, Marsh David, Dalton Puffer, Fernandez Fontecha A., Gierlinger E., Koopman G., Anikina Y., Westhoff G. занимаются исследованием метода предметно-языкового интегрированного обучения. Помимо этого, исследователи в зарубежных странах занимаются разработкой и совершенствованием методов и форм в CLILобразовании: David Lasagabaster, Yolanda Ruiz de Zarobe (Spain), Dieter Wolff, Stephan Breidbach and Britta Viebrock (German), Movchan Larysa (Sweden), Kari Nieminen (Finland).При этом большинство из них ассоциируют технологии данного метода исключительно с обучением и изучением иностранного языка (в основном, английского).
Метод CLIL на наш взгляд существенно повышает мотивацию у детей к изучению языка, в дошкольной организации, поскольку язык выступает не целью, а средством изучения другого предмета. Идея состоит в том, чтобы изучать предмет через иностранный язык, то есть преподавание любого предмета «с использованием языка».
У данного подхода есть ряд важных характеристик, которые позволяют достичь значительных положительных результатов, несмотря на всю сложность внедрения CLIL, и убедили ряд западных образовательных систем обратиться к использованию данного метода в своей работе.
· В первую очередь, метод CLIL обладает двумя важными качествами, такими как переносимость и гибкость, он применим практически на любых занятиях.
· Во-вторых, CLIL отвечает всем требованиям современного общества по части предоставления возможности молодому поколению эффективно изучать языки и развивать критическое и гибкое мышление, что даёт возможность активно участвовать в глобальном диалоге.
При обучении иностранным языкам дошкольников используются только компоненты CLIL метода. Действия детей комментируются педагогом на иностранном языке, тем самым каждый ребенок, погружаясь в языковую среду, получает новые знания. Таких тем, где можно успешно использовать данный метод много: животные, природа, времена года, еда и напитки, цвета и многие другие. Главная цель заключается в приобретении детьми положительного отношения к иностранному языку, в понятии всей полезности языка и в желании самостоятельного изучения.
Метод CLIL применяет знания грамматических структур, используемых в функциональном языке, но это не проверяет знания по конкретным темам лексики, помимо этого CLIL дает воспитанникам возможность развивать языковые способности во время занятий, и дает возможность приобретения лексики и грамматики. Тем не менее, в центре внимания учебной деятельности с использованием этого метода - понимание предметного содержания, а не грамматической структуры языка. Исследования CLIL показывают, что большинство педагогов не учат грамматику в процессе преподавания содержимого, поскольку содержание и язык в данном случае интегрированы [10, с. 9].
Большинство методик обучения в дошкольном образовании строятся на основе различных игр, конкурсов и просто интересного времяпровождения для детей. Детям часто бывает трудно понять необходимость изучения английского. Они, конечно, знают, что он пригодится им когда-нибудь в будущем, но это такая смутно отдаленная перспектива, что она не всегда достаточно мотивирует, чтобы прикладывать усилия к изучению языка прямо сейчас.
В свою очередь на занятиях, где применяется метод CLIL, воспитанники видят, что с помощью английского языка можно узнавать новую интересную информацию. Дети быстро и легко воспринимают информацию, когда она подается в интересном для них виде. Если дети учатся естественно и что-то новое преподносится им в игровой форме, их отношение к открытию и изучению новых вещей позитивно. А самое главное, что им не закроется путь к языку и созданию положительного отношения к обучению как таковому.
Анализ результатов применения данного метода на практике позволил нам сделать вывод, что метод CLIL позволяет не только легко и интересно преподавать иностранный язык, но и:
· помогает сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки;
· позволяет использовать все каналы восприятия ребенка;
· дает возможность детям изучать язык в соответствии со своим
индивидуальным развитием;
· способствует развитию эмоциональных, творческих, социальных и познавательных способностей;
· прививает любовь к иностранному языку и чужой культуре.
Применение CLIL-технологии в обучении на уроках английского языка может быть очень успешно благодаря тому, что методика позволяет одновременно преподавать материал для учащихся с разным уровнем английского языка, отElementary (A1-2) до Advanced (C1-C2). Даже в рамках одной и той же темы, учащиеся познают предмет, используя лексику и грамматику своего уровня, но при этом качество понимания материала страдать не будет.
В начальном звене урок английского языка можно интегрировать с уроками математики, изо, технологии, окружающего мира и музыки. В среднем звене возможны интегрированные уроки со всем естественно-научным циклом предметов, с точными науками. Преподавание биологии, физики или географии легко совмещается с предметом английский язык, а CLIL-технология делает такую интеграцию плавной и интересной.
CLIL-технология помогает развить мелкую и крупную моторику, особенно, если урок английского языка скомбинирован с уроками творческого цикла (изо, технология). Работа с интерактивными тетрадями, создание лэпбуков, открыток, поделок и проектная деятельность подразумевают владение ножницами, клеем, чертежно-измерительными инструментами. В свою очередь такая работа развивает мелкую и крупную моторику учащихся, что благоприятно сказывается на развитии речи детей.
Еще одним важным аспектом CLIL является то, что дети используют язык активно друг с другом во время уроков, они учатся друг у друга. И поэтому все учащиеся могут извлечь выгоду из CLIL, а не только те, у которых хорошие языковые способности. Важно, чтобы и родители были вовлечены в процесс предметно- языкового интегрированного обучения.
Плюсы использования данной модели методики :
1. Обучающийся усваивает большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду;
2. Работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений.
3. Методика языкового интегрирования позволяет отойти от стандартной подачи материала и получить более обширные знания, которые несомненно пригодятся для будущего профессионального и бытового общения. Учащиеся получают возможность показать не только свои лингвистические способности, но и знания в различных сферах жизни: медицине, искусстве, бизнесе и других.
Минусы использования данной модели методики:
Две основных- это отсутствие у учителей иностранного языка достаточных знаний по тому или иному предмету и недостаточное владение языком учителя – предметника. К негативным моментам можно отнести и несовершенство некоторых учебников английского языка, и недостаточное количество учебных занятий согласно образовательной программе. Применение методики также затрудняет разный уровень владения иностранным языком учащимися, что может привести к увеличению учебной нагрузки и, соответственно, к ряду психологических и психосоматических проблем. Учителю, в свою очередь, тоже приходится столкнуться с определенными требованиями, как-то: использовать разнообразные формы и методы презентации учебного материала и организации учебной деятельности, учитывать индивидуальные способности учащихся и самому быть в постоянном творческом поиске.
Кроме того, планируя учебный материал на основе методики CLIL, учителю важно учитывать возраст учащихся, их степень владения иностранным языком, готовность к восприятию учебного материала на иностранном языке. Методика базируется на пяти основных принципах, которые нужно учитывать при ее применении. Это такие аспекты, как:
Культурный
Социальный
Языковой
Предметный
В заключение хочу сказать, что несмотря на все перечисленные трудности применения CLIL, данная методика представляет собой неординарный подход к обучению иностранным языкам детей в казахстанских школах, что позволяет решить многие задачи образовательного процесса. При правильном учете всех факторов, применение методики предметно-языкового интегрирования позволит: значительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, научить детей осознанно и свободно использовать иностранный язык в повседневном общении; расширять кругозор детей, знание и принятие других культур и ценностей; подготовить учащихся к продолжению образования по выбранной специальности; развивать и совершенствовать лингвистические и коммуникативные компетенции через изучение иностранного языка.
Внедрение различных форм коммуникаций с использованием инновационных технологий, расширение творческого и научного потенциала обучаемых обеспечивают становление языковой личности, способной реализовать себя в современном обществе.
Однако важно отметить, что с CLIL, по мнению авторов идеи, должны работать в основном преподаватели профильных дисциплин, а не иностранного языка.
В казахстанских вузах и школах это пока труднодостижимо, так как уровень владения иностранным языком у большинства преподавателей профильных дисциплин низкий или очень низкий.
Инновационные методики в Казахстане плавно перерастают в инновационное образование, направленное на то, что инновация есть новое в образовательной среде, позволяющее растить новых конкурентоспособных педагогов современного поколения.
Список литературы:
1. Лалетина Т.А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку. Стр. 74-79
2. Салехова Л.Л. Данилов А.В. Казанская наука (2015) 12, 226-229
3. Шрайбер Е.Г. Овинова Л.Н. Вестник Южно- Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 9( 2017), 2, 82-88
4. Комарова А.Б. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 3 (2013), 4( декабрь) 143-146
5. Интегрированное обучение дисциплине и иностранному языку: языковая поддержка и речевые стратегии. Салехова Л.Л. , Якаева Т.И. Инновации в образовании, (2017), 10 октаябрь, 88-101
6. Культура и деловой иностранный язык ( опыт применения предметно-языкового интегрированного обучения) Девель Л.А. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, ( 2015), 4, 64-70.
Коммунальное государственное учреждение
«Общая средняя школа им. В.Комарова»
Доклад на тему:
«Эффективность CLIL на уроках английского языка»
учитель английского языка
Казиева Ж.К.
2018-2019 уч.год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.