Эффективность CLIL на уроках английского языка
Оценка 4.7

Эффективность CLIL на уроках английского языка

Оценка 4.7
docx
английский язык
28.11.2020
Эффективность CLIL на уроках английского языка
доклад
Эффективность CLIL на уроках английского языка.docx

Как применять элементы методики CLIL на уроке английского языка?

Что такое CLIL?

CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) – один из самых интересных и распространенных в последнее время подходов к обучению иностранному (английскому) языку. CLIL как термин был сформулирован Дэвидом Маршалом в 1994 году, хотя на самом деле этот метод используется с древних времен, и на данный момент многие преподаватели используют его даже не подозревая, что такой метод получил свое официальное название. С каждым годом CLIL популяризируется все большим количеством школ в мире, и этому способствуют его преимущества перед другими методами, а также спрос на такой подход в современных условиях обучения.

Ключевые принципы подхода предметно-языкового интегрированного обучения базируются на двух основных понятиях – «язык» и «интеграция». CLIL условно делят на hard CLIL и soft CLIL. Hard CLIL означает, что любой школьный предмет может проходить на английском языке (при условии, что он является L2 для учащихся). В ходе такого урока ученики исследуют географию, литературу, биологию, физику или даже спортивные игры посредством иностранного языка. Преподаватели английского языка используют soft CLIL, их задача состоит в обратном: изучить иностранный язык используя темы и материалы из других предметов. 

 

Принципы CLIL

·         CLIL – это в первую очередь обучение общим знаниям, а не многоязычию, поэтому последнее является только дополнительной функцией;

·         обучение проходит, базируясь на основных 4 «С»: content, communication, cognition and culture. Все эти составляющие находятся в непрерывной связи между собой;

·         требует построения безопасного психологического климата на занятии;

·         подразумевает использование исключительно одного (иностранного) языка, одного и того же преподавателя и аудитории;

·         для лучшего понимания материала преподаватель может подключать мимику, жесты, картинки, звук презентации и т.д.

Преимущества CLIL:

·         позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык;

·         расширяет межкультурные знания учащихся;

·         развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях;

·         развивает мышление и открывает творческий потенциал студентов;

·         повышает мотивацию студентов и их уверенность в себе;

·         тренирует все языковые навыки;

·         улучшает языковую компетенцию и навыки естественной устной речи;

·         развивает интерес к разным языкам, к использованию их в разных сферах жизни;

·         не требует дополнительных часов обучения.

 

В последние годы всё большую популярность в преподавании английского языка набирает метод CLIL (Content and Language Integrated Learning) или предметно – языковое интегрированное обучение.

 

Данный подход в изучении и обучении иностранных языков не является новинкой. В 1990-х годах два межнациональных института в Европе, а именно Совет Европы и Европейская Комиссия, инициировали появление CLIL, как понятие, которое определяло европейский подход к билингвальному образованию [3, с.15].

На протяжении нескольких лет такие известные всему миру учёные и лингвисты как: Coyle Do, Hood Philip, Marsh David, Dalton Puffer, Fernandez Fontecha A., Gierlinger E., Koopman G., Anikina Y., Westhoff G. занимаются исследованием метода предметно-языкового интегрированного обучения. Помимо этого, исследователи в зарубежных странах занимаются разработкой и совершенствованием методов и форм в CLILобразовании: David Lasagabaster, Yolanda Ruiz de Zarobe (Spain), Dieter Wolff, Stephan Breidbach and Britta Viebrock (German), Movchan Larysa (Sweden), Kari Nieminen (Finland).При этом большинство из них ассоциируют технологии данного метода исключительно с обучением и изучением иностранного языка (в основном, английского).

 

Метод CLIL на наш взгляд существенно повышает мотивацию у детей к изучению языка, в дошкольной организации, поскольку язык выступает не целью, а средством изучения другого предмета. Идея состоит в том, чтобы изучать предмет через иностранный язык, то есть преподавание любого предмета «с использованием языка».

 

У данного подхода есть ряд важных характеристик, которые позволяют достичь значительных положительных результатов, несмотря на всю сложность внедрения CLIL, и убедили ряд западных образовательных систем обратиться к использованию данного метода в своей работе.

·                     В первую очередь, метод CLIL обладает двумя важными качествами, такими как переносимость и гибкость, он применим практически на любых занятиях.

·                     Во-вторых, CLIL отвечает всем требованиям современного общества по части предоставления возможности молодому поколению эффективно изучать языки и развивать критическое и гибкое мышление, что даёт возможность активно участвовать в глобальном диалоге.

 

При обучении иностранным языкам дошкольников используются только компоненты CLIL метода. Действия детей комментируются педагогом на иностранном языке, тем самым каждый ребенок, погружаясь в языковую среду, получает новые знания. Таких тем, где можно успешно использовать данный метод много: животные, природа, времена года, еда и напитки, цвета и многие другие. Главная цель заключается в приобретении детьми положительного отношения к иностранному языку, в понятии всей полезности языка и в желании самостоятельного изучения. 

 

Метод CLIL применяет знания грамматических структур, используемых в функциональном языке, но это не проверяет знания по конкретным темам лексики, помимо этого CLIL дает воспитанникам возможность развивать языковые способности во время занятий, и дает возможность приобретения лексики и грамматики. Тем не менее, в центре внимания учебной деятельности с использованием этого метода - понимание предметного содержания, а не грамматической структуры языка. Исследования CLIL показывают, что большинство педагогов не учат грамматику в процессе преподавания содержимого, поскольку содержание и язык в данном случае интегрированы [10, с. 9].

 

Большинство методик обучения в дошкольном образовании строятся на основе различных игр, конкурсов и просто интересного времяпровождения для детей. Детям часто бывает трудно понять необходимость изучения английского. Они, конечно, знают, что он пригодится им когда-нибудь в будущем, но это такая смутно отдаленная перспектива, что она не всегда достаточно мотивирует, чтобы прикладывать усилия к изучению языка прямо сейчас.

 

В свою очередь на занятиях, где применяется метод CLIL, воспитанники видят, что с помощью английского языка можно узнавать новую интересную информацию. Дети быстро и легко воспринимают информацию, когда она подается в интересном для них виде. Если дети учатся естественно и что-то новое преподносится им в игровой форме, их отношение к открытию и изучению новых вещей позитивно. А самое главное, что им не закроется путь к языку и созданию положительного отношения к обучению как таковому.

 

Анализ результатов применения данного метода на практике позволил нам сделать вывод, что метод CLIL  позволяет не только легко и интересно преподавать иностранный язык, но и:

·                 помогает сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки;

·                 позволяет использовать все каналы восприятия ребенка;

·                 дает возможность детям изучать язык в соответствии со своим

индивидуальным развитием;

·                 способствует развитию эмоциональных, творческих, социальных и познавательных способностей;

·                 прививает любовь к иностранному языку и чужой культуре.

 

 

Применение CLIL-технологии в обучении на уроках английского языка может быть очень успешно благодаря тому, что методика позволяет одновременно преподавать материал для учащихся с разным уровнем английского языка, отElementary (A1-2) до Advanced (C1-C2). Даже в рамках одной и той же темы, учащиеся познают предмет, используя лексику и грамматику своего уровня, но при этом качество понимания материала страдать не будет.

 

В начальном звене урок английского языка можно интегрировать с уроками математики, изо, технологии, окружающего мира и музыки. В среднем звене возможны интегрированные уроки со всем естественно-научным циклом предметов, с точными науками. Преподавание биологии, физики или географии легко совмещается с предметом английский язык, а CLIL-технология делает такую интеграцию плавной и интересной.

 

CLIL-технология помогает развить мелкую и крупную моторику, особенно, если урок английского языка скомбинирован с уроками творческого цикла (изо, технология). Работа с интерактивными тетрадями, создание лэпбуков, открыток, поделок и проектная деятельность подразумевают владение ножницами, клеем, чертежно-измерительными инструментами. В свою очередь такая работа развивает мелкую и крупную моторику учащихся, что благоприятно сказывается на развитии речи детей.

 

Еще одним важным аспектом CLIL является то, что дети используют язык активно друг с другом во время уроков, они учатся друг у друга. И поэтому все учащиеся могут извлечь выгоду из CLIL, а не только те, у которых хорошие языковые способности. Важно, чтобы и родители были вовлечены в процесс предметно- языкового интегрированного обучения.

Плюсы использования данной модели методики :

1. Обучающийся усваивает большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду;

2. Работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений.

3. Методика языкового интегрирования позволяет отойти от стандартной подачи материала и получить более обширные знания, которые несомненно пригодятся для будущего профессионального и бытового общения. Учащиеся получают возможность показать не только свои лингвистические способности, но и знания в различных сферах жизни: медицине, искусстве, бизнесе и других.

Минусы использования данной модели методики:

Две основных- это отсутствие у учителей иностранного языка достаточных знаний по тому или иному предмету и недостаточное владение языком учителя – предметника. К негативным моментам можно отнести и несовершенство некоторых учебников английского языка, и недостаточное количество учебных занятий согласно образовательной программе. Применение методики также затрудняет разный уровень владения иностранным языком учащимися, что может привести к увеличению учебной нагрузки и, соответственно, к ряду психологических и психосоматических проблем. Учителю, в свою очередь, тоже приходится столкнуться с определенными требованиями, как-то: использовать разнообразные формы и методы презентации учебного материала и организации учебной деятельности, учитывать индивидуальные способности учащихся и самому быть в постоянном творческом поиске.

Кроме того, планируя учебный материал на основе методики CLIL, учителю важно учитывать возраст учащихся, их степень владения иностранным языком, готовность к восприятию учебного материала на иностранном языке. Методика базируется на пяти основных принципах, которые нужно учитывать при ее применении. Это такие аспекты, как:

Культурный

Социальный

Языковой

Предметный

В заключение хочу сказать, что несмотря на все перечисленные трудности применения CLIL, данная методика представляет собой неординарный подход к обучению иностранным языкам детей в казахстанских школах, что позволяет решить многие задачи образовательного процесса. При правильном учете всех факторов, применение методики предметно-языкового интегрирования позволит: значительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, научить детей осознанно и свободно использовать иностранный язык в повседневном общении; расширять кругозор детей, знание и принятие других культур и ценностей; подготовить учащихся к продолжению образования по выбранной специальности; развивать и совершенствовать лингвистические и коммуникативные компетенции через изучение иностранного языка.

Внедрение различных форм коммуникаций с использованием инновационных технологий, расширение творческого и научного потенциала обучаемых обеспечивают становление языковой личности, способной реализовать себя в современном обществе.

Однако важно отметить, что с CLIL, по мнению авторов идеи, должны работать в основном преподаватели профильных дисциплин, а не иностранного языка. 

В казахстанских вузах и школах это пока труднодостижимо, так как уровень владения иностранным языком у большинства преподавателей профильных дисциплин низкий или очень низкий.

Инновационные методики в Казахстане плавно перерастают в инновационное образование, направленное на то, что инновация есть новое в образовательной среде, позволяющее растить новых конкурентоспособных педагогов современного поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Лалетина Т.А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку. Стр. 74-79

2. Салехова Л.Л. Данилов А.В. Казанская наука (2015) 12, 226-229

3. Шрайбер Е.Г. Овинова Л.Н. Вестник Южно- Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 9( 2017), 2, 82-88

4. Комарова А.Б. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 3 (2013), 4( декабрь) 143-146

5. Интегрированное обучение дисциплине и иностранному языку: языковая поддержка и речевые стратегии. Салехова Л.Л. , Якаева Т.И.   Инновации в образовании, (2017), 10 октаябрь, 88-101

6. Культура и деловой иностранный язык ( опыт применения предметно-языкового интегрированного обучения) Девель Л.А. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, ( 2015), 4, 64-70.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Коммунальное государственное учреждение

«Общая средняя школа им. В.Комарова»

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Эффективность CLIL на уроках английского языка»

 

http://pd.iics-k12.com/files/2017/05/CLIL-845x321.jpg

 

учитель английского языка

Казиева Ж.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019 уч.год


 

Как применять элементы методики

Как применять элементы методики

В последние годы всё большую популярность в преподавании английского языка набирает метод

В последние годы всё большую популярность в преподавании английского языка набирает метод

Таких тем, где можно успешно использовать данный метод много: животные, природа, времена года, еда и напитки, цвета и многие другие

Таких тем, где можно успешно использовать данный метод много: животные, природа, времена года, еда и напитки, цвета и многие другие

Применение CLIL -технологии в обучении на уроках английского языка может быть очень успешно благодаря тому, что методика позволяет одновременно преподавать материал для учащихся с разным…

Применение CLIL -технологии в обучении на уроках английского языка может быть очень успешно благодаря тому, что методика позволяет одновременно преподавать материал для учащихся с разным…

Две основных- это отсутствие у учителей иностранного языка достаточных знаний по тому или иному предмету и недостаточное владение языком учителя – предметника

Две основных- это отсутствие у учителей иностранного языка достаточных знаний по тому или иному предмету и недостаточное владение языком учителя – предметника

В казахстанских вузах и школах это пока труднодостижимо, так как уровень владения иностранным языком у большинства преподавателей профильных дисциплин низкий или очень низкий

В казахстанских вузах и школах это пока труднодостижимо, так как уровень владения иностранным языком у большинства преподавателей профильных дисциплин низкий или очень низкий

Список литературы: 1. Лалетина

Список литературы: 1. Лалетина

Коммунальное государственное учреждение «Общая средняя школа им

Коммунальное государственное учреждение «Общая средняя школа им
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020