Эффективность CLIL на уроках английского языка

  • docx
  • 29.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

доклад
Иконка файла материала Эффективность CLIL на уроках английского языка.docx

Как применять элементы методики CLIL на уроке английского языка?

Что такое CLIL?

CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) – один из самых интересных и распространенных в последнее время подходов к обучению иностранному (английскому) языку. CLIL как термин был сформулирован Дэвидом Маршалом в 1994 году, хотя на самом деле этот метод используется с древних времен, и на данный момент многие преподаватели используют его даже не подозревая, что такой метод получил свое официальное название. С каждым годом CLIL популяризируется все большим количеством школ в мире, и этому способствуют его преимущества перед другими методами, а также спрос на такой подход в современных условиях обучения.

Ключевые принципы подхода предметно-языкового интегрированного обучения базируются на двух основных понятиях – «язык» и «интеграция». CLIL условно делят на hard CLIL и soft CLIL. Hard CLIL означает, что любой школьный предмет может проходить на английском языке (при условии, что он является L2 для учащихся). В ходе такого урока ученики исследуют географию, литературу, биологию, физику или даже спортивные игры посредством иностранного языка. Преподаватели английского языка используют soft CLIL, их задача состоит в обратном: изучить иностранный язык используя темы и материалы из других предметов. 

 

Принципы CLIL

·         CLIL – это в первую очередь обучение общим знаниям, а не многоязычию, поэтому последнее является только дополнительной функцией;

·         обучение проходит, базируясь на основных 4 «С»: content, communication, cognition and culture. Все эти составляющие находятся в непрерывной связи между собой;

·         требует построения безопасного психологического климата на занятии;

·         подразумевает использование исключительно одного (иностранного) языка, одного и того же преподавателя и аудитории;

·         для лучшего понимания материала преподаватель может подключать мимику, жесты, картинки, звук презентации и т.д.

Преимущества CLIL:

·         позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык;

·         расширяет межкультурные знания учащихся;

·         развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях;

·         развивает мышление и открывает творческий потенциал студентов;

·         повышает мотивацию студентов и их уверенность в себе;

·         тренирует все языковые навыки;

·         улучшает языковую компетенцию и навыки естественной устной речи;

·         развивает интерес к разным языкам, к использованию их в разных сферах жизни;

·         не требует дополнительных часов обучения.

 

В последние годы всё большую популярность в преподавании английского языка набирает метод CLIL (Content and Language Integrated Learning) или предметно – языковое интегрированное обучение.

 

Данный подход в изучении и обучении иностранных языков не является новинкой. В 1990-х годах два межнациональных института в Европе, а именно Совет Европы и Европейская Комиссия, инициировали появление CLIL, как понятие, которое определяло европейский подход к билингвальному образованию [3, с.15].

На протяжении нескольких лет такие известные всему миру учёные и лингвисты как: Coyle Do, Hood Philip, Marsh David, Dalton Puffer, Fernandez Fontecha A., Gierlinger E., Koopman G., Anikina Y., Westhoff G. занимаются исследованием метода предметно-языкового интегрированного обучения. Помимо этого, исследователи в зарубежных странах занимаются разработкой и совершенствованием методов и форм в CLILобразовании: David Lasagabaster, Yolanda Ruiz de Zarobe (Spain), Dieter Wolff, Stephan Breidbach and Britta Viebrock (German), Movchan Larysa (Sweden), Kari Nieminen (Finland).При этом большинство из них ассоциируют технологии данного метода исключительно с обучением и изучением иностранного языка (в основном, английского).

 

Метод CLIL на наш взгляд существенно повышает мотивацию у детей к изучению языка, в дошкольной организации, поскольку язык выступает не целью, а средством изучения другого предмета. Идея состоит в том, чтобы изучать предмет через иностранный язык, то есть преподавание любого предмета «с использованием языка».

 

У данного подхода есть ряд важных характеристик, которые позволяют достичь значительных положительных результатов, несмотря на всю сложность внедрения CLIL, и убедили ряд западных образовательных систем обратиться к использованию данного метода в своей работе.

·                     В первую очередь, метод CLIL обладает двумя важными качествами, такими как переносимость и гибкость, он применим практически на любых занятиях.

·                     Во-вторых, CLIL отвечает всем требованиям современного общества по части предоставления возможности молодому поколению эффективно изучать языки и развивать критическое и гибкое мышление, что даёт возможность активно участвовать в глобальном диалоге.

 

При обучении иностранным языкам дошкольников используются только компоненты CLIL метода. Действия детей комментируются педагогом на иностранном языке, тем самым каждый ребенок, погружаясь в языковую среду, получает новые знания. Таких тем, где можно успешно использовать данный метод много: животные, природа, времена года, еда и напитки, цвета и многие другие. Главная цель заключается в приобретении детьми положительного отношения к иностранному языку, в понятии всей полезности языка и в желании самостоятельного изучения. 

 

Метод CLIL применяет знания грамматических структур, используемых в функциональном языке, но это не проверяет знания по конкретным темам лексики, помимо этого CLIL дает воспитанникам возможность развивать языковые способности во время занятий, и дает возможность приобретения лексики и грамматики. Тем не менее, в центре внимания учебной деятельности с использованием этого метода - понимание предметного содержания, а не грамматической структуры языка. Исследования CLIL показывают, что большинство педагогов не учат грамматику в процессе преподавания содержимого, поскольку содержание и язык в данном случае интегрированы [10, с. 9].

 

Большинство методик обучения в дошкольном образовании строятся на основе различных игр, конкурсов и просто интересного времяпровождения для детей. Детям часто бывает трудно понять необходимость изучения английского. Они, конечно, знают, что он пригодится им когда-нибудь в будущем, но это такая смутно отдаленная перспектива, что она не всегда достаточно мотивирует, чтобы прикладывать усилия к изучению языка прямо сейчас.

 

В свою очередь на занятиях, где применяется метод CLIL, воспитанники видят, что с помощью английского языка можно узнавать новую интересную информацию. Дети быстро и легко воспринимают информацию, когда она подается в интересном для них виде. Если дети учатся естественно и что-то новое преподносится им в игровой форме, их отношение к открытию и изучению новых вещей позитивно. А самое главное, что им не закроется путь к языку и созданию положительного отношения к обучению как таковому.

 

Анализ результатов применения данного метода на практике позволил нам сделать вывод, что метод CLIL  позволяет не только легко и интересно преподавать иностранный язык, но и:

·                 помогает сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки;

·                 позволяет использовать все каналы восприятия ребенка;

·                 дает возможность детям изучать язык в соответствии со своим

индивидуальным развитием;

·                 способствует развитию эмоциональных, творческих, социальных и познавательных способностей;

·                 прививает любовь к иностранному языку и чужой культуре.

 

 

Применение CLIL-технологии в обучении на уроках английского языка может быть очень успешно благодаря тому, что методика позволяет одновременно преподавать материал для учащихся с разным уровнем английского языка, отElementary (A1-2) до Advanced (C1-C2). Даже в рамках одной и той же темы, учащиеся познают предмет, используя лексику и грамматику своего уровня, но при этом качество понимания материала страдать не будет.

 

В начальном звене урок английского языка можно интегрировать с уроками математики, изо, технологии, окружающего мира и музыки. В среднем звене возможны интегрированные уроки со всем естественно-научным циклом предметов, с точными науками. Преподавание биологии, физики или географии легко совмещается с предметом английский язык, а CLIL-технология делает такую интеграцию плавной и интересной.

 

CLIL-технология помогает развить мелкую и крупную моторику, особенно, если урок английского языка скомбинирован с уроками творческого цикла (изо, технология). Работа с интерактивными тетрадями, создание лэпбуков, открыток, поделок и проектная деятельность подразумевают владение ножницами, клеем, чертежно-измерительными инструментами. В свою очередь такая работа развивает мелкую и крупную моторику учащихся, что благоприятно сказывается на развитии речи детей.

 

Еще одним важным аспектом CLIL является то, что дети используют язык активно друг с другом во время уроков, они учатся друг у друга. И поэтому все учащиеся могут извлечь выгоду из CLIL, а не только те, у которых хорошие языковые способности. Важно, чтобы и родители были вовлечены в процесс предметно- языкового интегрированного обучения.

Плюсы использования данной модели методики :

1. Обучающийся усваивает большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду;

2. Работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений.

3. Методика языкового интегрирования позволяет отойти от стандартной подачи материала и получить более обширные знания, которые несомненно пригодятся для будущего профессионального и бытового общения. Учащиеся получают возможность показать не только свои лингвистические способности, но и знания в различных сферах жизни: медицине, искусстве, бизнесе и других.

Минусы использования данной модели методики:

Две основных- это отсутствие у учителей иностранного языка достаточных знаний по тому или иному предмету и недостаточное владение языком учителя – предметника. К негативным моментам можно отнести и несовершенство некоторых учебников английского языка, и недостаточное количество учебных занятий согласно образовательной программе. Применение методики также затрудняет разный уровень владения иностранным языком учащимися, что может привести к увеличению учебной нагрузки и, соответственно, к ряду психологических и психосоматических проблем. Учителю, в свою очередь, тоже приходится столкнуться с определенными требованиями, как-то: использовать разнообразные формы и методы презентации учебного материала и организации учебной деятельности, учитывать индивидуальные способности учащихся и самому быть в постоянном творческом поиске.

Кроме того, планируя учебный материал на основе методики CLIL, учителю важно учитывать возраст учащихся, их степень владения иностранным языком, готовность к восприятию учебного материала на иностранном языке. Методика базируется на пяти основных принципах, которые нужно учитывать при ее применении. Это такие аспекты, как:

Культурный

Социальный

Языковой

Предметный

В заключение хочу сказать, что несмотря на все перечисленные трудности применения CLIL, данная методика представляет собой неординарный подход к обучению иностранным языкам детей в казахстанских школах, что позволяет решить многие задачи образовательного процесса. При правильном учете всех факторов, применение методики предметно-языкового интегрирования позволит: значительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, научить детей осознанно и свободно использовать иностранный язык в повседневном общении; расширять кругозор детей, знание и принятие других культур и ценностей; подготовить учащихся к продолжению образования по выбранной специальности; развивать и совершенствовать лингвистические и коммуникативные компетенции через изучение иностранного языка.

Внедрение различных форм коммуникаций с использованием инновационных технологий, расширение творческого и научного потенциала обучаемых обеспечивают становление языковой личности, способной реализовать себя в современном обществе.

Однако важно отметить, что с CLIL, по мнению авторов идеи, должны работать в основном преподаватели профильных дисциплин, а не иностранного языка. 

В казахстанских вузах и школах это пока труднодостижимо, так как уровень владения иностранным языком у большинства преподавателей профильных дисциплин низкий или очень низкий.

Инновационные методики в Казахстане плавно перерастают в инновационное образование, направленное на то, что инновация есть новое в образовательной среде, позволяющее растить новых конкурентоспособных педагогов современного поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Лалетина Т.А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку. Стр. 74-79

2. Салехова Л.Л. Данилов А.В. Казанская наука (2015) 12, 226-229

3. Шрайбер Е.Г. Овинова Л.Н. Вестник Южно- Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 9( 2017), 2, 82-88

4. Комарова А.Б. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 3 (2013), 4( декабрь) 143-146

5. Интегрированное обучение дисциплине и иностранному языку: языковая поддержка и речевые стратегии. Салехова Л.Л. , Якаева Т.И.   Инновации в образовании, (2017), 10 октаябрь, 88-101

6. Культура и деловой иностранный язык ( опыт применения предметно-языкового интегрированного обучения) Девель Л.А. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, ( 2015), 4, 64-70.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Коммунальное государственное учреждение

«Общая средняя школа им. В.Комарова»

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Эффективность CLIL на уроках английского языка»

 

http://pd.iics-k12.com/files/2017/05/CLIL-845x321.jpg

 

учитель английского языка

Казиева Ж.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019 уч.год