«Эффективность применения современных образовательных технологий и методик в развитии творческих способностей обучающихся на занятиях по авторской программе «Кружевница» (вязание крючком)»
Оценка 4.9

«Эффективность применения современных образовательных технологий и методик в развитии творческих способностей обучающихся на занятиях по авторской программе «Кружевница» (вязание крючком)»

Оценка 4.9
docx
технология
21.12.2022
«Эффективность применения современных образовательных технологий и методик в развитии творческих способностей обучающихся на занятиях по авторской программе «Кружевница» (вязание крючком)»
изложение опыта системного подхода к формированию творческого потенциала ребенка. Создание условий успешной работы по развитию творческих способностей обучающихся.
Материал для публикации.docx

Название материала: «Эффективность применения современных образовательных технологий и методик в развитии творческих способностей обучающихся на занятиях по авторской программе «Кружевница» (вязание крючком)»

 

Автор: Пыжова Наталья Андреевна

 

Место работы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

 

         Должность: руководитель народного художественного коллектива «Кружевница»

 

         Адрес: 285740, ДНР, г. Докучаевск, ул. Калинина, д.19

 

         Телефон: + 7949 3094722

 

Цель – изложение опыта системного подхода к формированию творческого потенциала ребенка. Создание условий успешной работы по развитию творческих способностей обучающихся.

Объект исследования – процесс приобщения детей к развитию творческих способностей в условиях дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества – вязания крючком.

Предмет исследования – педагогические условия использования развивающей функции художественно-эстетического творчества в процессе развития творческих способностей ребенка, его воображения, мелкой моторики, устойчивого интереса к приобретению профессии, формирования всестороннего развития личности.

Развитие личности – важнейшая задача современного образования. Общество требует проявления у человека таких личностных качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях.

В качестве одного из важнейших принципов государственной политики Донецкой Народной Республики в области образования Закон «Об образовании» (статья72) провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Закон исходит из того, что образование должно быть направлено на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (статья 3).

Так приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310 утверждена КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.Сфера дополнительного образования создает особые возможности развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития Республики. Фактически дополнительное образование является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего.Духовно-нравственные качества личности становятся непременным условием создания экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творческих личностей. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания возрастает интерес к народной культуре, способствующее его духовному оздоровлению.

Социальная, художественная и педагогическая ценность народного декоративно-прикладного искусства несомненна и общепризнанна. Она состоит в его познавательном, эстетическом и идейно-воспитательном значении, которые неразрывно связаны между собой в процессе формирования личности.

Творчество пронизывает всю нашу жизнь, помогает нам решать сложные задачи, получать удовольствие от самых обычных вещей, находить что-то новое в самом привычном. Именно наше творческое начало наполняет нас энергией, радостью и ощущением молодости, игривости, яркости каждого прожитого момента. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Работа по развитию творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства ведется мной с 2001 года.

Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело, поэтому стремлюсь научить детей думать, анализировать, творчески подходить к решению любых задач, ценить каждую минуту жизни.

Чтобы пробудить у ребенка интерес к трудовой деятельности, педагогу самому нужно «гореть». Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя творческой личностью, ощутил, прочувствовал радость успеха.

К. Ушинский утверждает, что ребенок, не познавший радости от преодолений трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес. Вторит мэтру и А. Белкин, доктор педагогических наук, который прямо заявляет, что если у ребенка подорвана вера в себя, если ему не дали вкусить радости успеха, никакие педагогические ухищрения не возродят былого интереса к познанию.

На своих занятиях использую методы моделирования ситуации успеха, что дает возможность достичь значительных результатов как для отдельного обучающегося, так и для всего коллектива.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

  • повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
  • стимулировать работоспособность;
  • корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
  • развивать личностные качества со знаком"плюс": инициативность, активность, креативность;
  • поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Один из проверенных приемов мотивации детей (и не только) – похвала. Этот прием на занятии помогает мне вербально создавать правильный настрой, а ребенку преодолеть неуверенность, закрепить эмоцию позитива, вселит уверенность, что все обязательно получится; настроить личную заинтересованность обучающегося в выполнении порученного задания, что позволяет порадоваться даже незначительному успеху. Доброе слово толкает ребенка на совершение "новых подвигов". Заслуженная похвала оценки деятельности ребенка способствует их мотивации к следующим свершениям, дети начинают буквально "светиться от радости", когда слышат заслуженную оценку. Но не только похвала звучит из моих уст. Бывает, что некоторым полезен и «холодный душ». Могу причислить себя к тем педагогам, которые не скупятся на похвалу, но…все индивидуально и конкретно для каждого обучающегося отдельно.

Процесс обучения вязанию — особенный. Он не только знакомит детей с различными техниками вязания, формирует у детей широкий кругозор, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность приобщиться к труду, применять полученные практические навыки и реализацию их, обучаясь еще в младшей школе. Отмечу также важную роль рукоделия в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

Основными задачами своей работы считаю:

1. Формирование и развитие нравственной личности, устойчивого познавательного интереса к технологии вязания на основе активизации мыслительной деятельности в процессе обучения детей.

2. Развитие творческих способностей и самостоятельности.

3. Формирование ИКТ-компетентности.

4. Возрождение желания ребенка учиться.

Реализацию этих задач я осуществляю через использование следующих компонентов:

- повышение мотивации обучения;

- выполнение практических и творческих заданий;

- проведение уроков с применением ИКТ;

- проведение нестандартных уроков;

- практическую направленность обучения;

- создание ситуации успеха;

- учет индивидуальных особенностей учащихся.

Реализацию задачи по активизации познавательной деятельности обучающихся осуществляю через использование таких компонентов, как мотивация учения.

Например, при изучении темы «Вязание предметов гардероба по схемам»  задаю вопрос: «Почему в своем большинстве девочки носят юбки, а мальчики брюки?». Таким образом, ставлю задачу – заинтересовать детей изучить историю развития одежды человека и на этой основе определить причину появления юбки и брюк. Найти объяснение разделения мужской и женской одежды с исторической точки зрения. Изучить взаимосвязь ношения брюк и юбки от стиля жизни и роли людей в обществе. В итоге, дети узнают историю костюма, проявляют свои творческие способности в подборе цветовой гаммы одежды.

Примеры из литературных произведений. Использование произведений художественной литературы при обучении вязанию обогащает учебный процесс. Отрывки из сказок и стихов оживляют рассказ педагога, пробуждают и поддерживают интерес обучающихся к уроку. Образные, яркие художественные тексты повышают эмоциональность восприятия, содействуют эстетическому воспитанию обучающихся. Например, при изучении раздела «Материаловедение» ребятам сложно запомнить первичную обработку хлопка или льна, но с помощью сказки «Соловей и хлопковый куст», она легко усваивается.

Использование пословиц и поговорок способствует развитию мышления обучающихся, привитию любви к родному языку, повышению интереса к теме занятия, лучшему усвоению основных понятий, обогащению обучающихся народной мудростью. Пословицы и поговорки о труде, о мастерстве хорошо использовать на вводном уроке. Они пропагандируют важность и ценность любого труда, уважение и почитание людей труда.

Дефиле. Задачи обучения основам дефиле состоят в развитии и сохранении здоровья ребенка. Дефиле – это специальное тренинговое направление для развития, укрепления осанки человека. Дефиле связано с музыкой, поэтому попутно ребенок учится слушать и слышать музыку, двигаться вместе с музыкой, отличать темпы и ритмические рисунки. Способствует развитию грациозности движения, воспитанию культуры движения, эстетического вкуса, женственности у девочек, у мальчиков – лучших мужских качеств. Для того, чтобы донести смысл постановки показа коллекции, связанной собственными руками, и точность образа, требуется актерское умение. Кому-то из детей способность передавать разные образы, эмоции, ситуации дана от природы, в ком-то это умение нужно развивать с особой тщательностью. Но совершенно точно одно: занятия актерским тренингом необходимы всем детям. Эти умения и навыки, как правило, помогают и в повседневной жизни, и в любом обществе. Владеть эмоциями и управлять своими чувствами – ценное приобретение для ребенка.

Проблемное обучение. Чтобы «включить» познавательную деятельность обучающихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у детей интерес и стремление к познавательному поиску.

Такой прием использую на занятии по теме: «Интерьерная кукла». Зачитываю отрывок сказки «Гулливер», где лилипутки измерив пальцы спящего Гулливера, определили размер его одежды. Вопрос к обучающимся: «Возможно ли такое?». Вся последующая работа по теме строится на эмоциональном заряде, направленном на разгадку данного опыта.

Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение у обучающегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ребенка мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к рукоделию.

Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. При внедрении информационных технологий в учебный процесс использую собственные версии компьютерных разработок занятий, презентации. При создании слайдов презентации прописываю краткие, точные понятия, определения или характеристики, сканирую и обрабатываю рисунки и фотографии из разных источников – материал должен быть наглядным и запоминающимся.

Чтобы жить в ногу со временем, педагогу необходимо повышать уровень ИКТ–компетентности. Всегда мечтала сделать такую рекламу коллектива, чтобы был поток желающих научиться вязать. Случайно обратила внимание на рекламу Школа Алексея Радонец. Так, в рамках самообразовательной деятельности, осваивала базовые навыки видео монтажа в школе Алексея на бесплатном 3-х дневном марафоне. Смонтировала, впервые в жизни, рекламный ролик для своего кружка.

Творческие задания дают возможность детям раскрыть свой творческий потенциал, фантазию, способствуют развитию самостоятельности,  при этом, формы работы выбирает для себя сам обучающийся.

Например, когда дети вязали новогоднюю елочку, пасхального цыпленка им было предложено сочинить сказку или стихотворение о своем творении: как и из чего оно «рождалось» на свет. С энтузиазмом учащиеся 1-2 класса рассказывали по очереди свою сказку, а дети 3-4 классов записывали свои сказки в тетрадь, а потом зачитывали вслух.

Далее творческий процесс и инициатива овладели детьми. Ребята стали разрабатывать эскизы одежды для питомца (а это зарисовка эскиза, цветосочетание, соответствие пряжи сезону, т.е. применение знаний материаловедения и т.д.). Принялись за сооружение домика-скорлупки с использованием пряжи. Вслед за домиком возникла необходимость в вязании друзей для цыпленка и т.д.Итог – оформление выставки работ в школах, в ДДЮТ и участие в муниципальном этапе конкурса по вязанию «Пасхальный вернисаж», «ЭкоЁлочка».

Период дистанционного обучения. Самым весомым ограничивающим фактором распространения дистанционного обучения является отсутствие хорошей технической базы, устойчивого интернет соединения у всех участников образовательного процесса нашего коллектива. Отсутствие прямого контакта педагога с ребенком. Большая загруженность детей школьными уроками и нехватка времени на дополнительное образование.

В этот сложный период мне удалось повысить мотивацию ребят к творчеству и активизации трудовой деятельности, обратной связи, созданию собственных изделий, организовав онлайн – конкурсы:  "Маска "ВЕСЕННЯЯ РАДУГА"; "Пасхальный перезвон"; "Мой вязаный Шедевр"; «Мастерская Деда Мороза»; «Волшебное Рождество». Голосование проводилось на платформах ВК «Докучаевский женсовет», в Инстаграм (в 2021 году). К голосованию участники конкурса привлекли не только родителей, родственников, но и друзей, одноклассников. Таким образом, с творчеством юных кружевниц познакомилось большое количество людей. А чтобы голосование стало справедливым, я привлекла своих коллег – мастеров вязания. Голосование приобрело, практически, всемирный характер. Самое замечательное, что организация таких конкурсов способствует развитию интереса и у далеких от вязания людей. Наш коллектив пополнился новыми участниками!

В этом году ребята принимают активное участие во Всероссийских онлайн-конкурсах, организованных: Высшей школой делового администрирования, АртТалант, а также в Республиканских конкурсах.

Мои искренние пожелания коллегам:

Будьте Здоровы, ТВОРИТЕ!!! и серая жизнь заиграет яркими красками, а ненастный день — станет светлым и радостным! Радостью Творчества вы можете осчастливить не только себя, своих близких, но и постороннего человека, который очень нуждается в тепле.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья72);

2.     Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой  Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.

3.     Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006-160с.

4.     Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2009. - 90с.

5.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М., 1990-245с.

6.     Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. /Под ред. Т.Я.Шпикаловой и Г.А.Поровской. – М.: Гум.-изд.центр “ВЛАДОС”., 2000- 120с.

7.     Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. – 2003-336с.

8.     Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000-170с.

 

 

 

Видео презентация результатов деятельности коллектива «Кружевница»  https://disk.yandex.ru/i/vTPHOSwf7q99gA

Проспект «Воздушная фантазия на кончике крючка» https://disk.yandex.ru/i/3O6WnfogZ4sD2w

Рекламный ролик коллектива «Кружевница» https://disk.yandex.ru/i/nt19948X3C9hJw

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Название материала: «Эффективность применения современных образовательных технологий и методик в развитии творческих способностей обучающихся на занятиях по авторской программе «Кружевница» (вязание крючком)»

Название материала: «Эффективность применения современных образовательных технологий и методик в развитии творческих способностей обучающихся на занятиях по авторской программе «Кружевница» (вязание крючком)»

Развитие личности – важнейшая задача современного образования

Развитие личности – важнейшая задача современного образования

Творчество пронизывает всю нашу жизнь, помогает нам решать сложные задачи, получать удовольствие от самых обычных вещей, находить что-то новое в самом привычном

Творчество пронизывает всю нашу жизнь, помогает нам решать сложные задачи, получать удовольствие от самых обычных вещей, находить что-то новое в самом привычном

Один из проверенных приемов мотивации детей (и не только) – п охвала

Один из проверенных приемов мотивации детей (и не только) – п охвала

Реализацию этих задач я осуществляю через использование следующих компонентов: - повышение мотивации обучения; - выполнение практических и творческих заданий; - проведение уроков с применением

Реализацию этих задач я осуществляю через использование следующих компонентов: - повышение мотивации обучения; - выполнение практических и творческих заданий; - проведение уроков с применением

Использование пословиц и поговорок способствует развитию мышления обучающихся, привитию любви к родному языку, повышению интереса к теме занятия, лучшему усвоению основных понятий, обогащению обучающихся народной…

Использование пословиц и поговорок способствует развитию мышления обучающихся, привитию любви к родному языку, повышению интереса к теме занятия, лучшему усвоению основных понятий, обогащению обучающихся народной…

Гулливера, определили размер его одежды

Гулливера, определили размер его одежды

Далее творческий процесс и инициатива овладели детьми

Далее творческий процесс и инициатива овладели детьми

В этом году ребята принимают активное участие во

В этом году ребята принимают активное участие во

ЛИТЕРАТУРА 1. Закон Донецкой

ЛИТЕРАТУРА 1. Закон Донецкой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2022