«Эффективность использования элементов коучинга как средства активизации читательского интереса школьников»
Оценка 4.9

«Эффективность использования элементов коучинга как средства активизации читательского интереса школьников»

Оценка 4.9
Лекции
docx
русская литература
5 кл—11 кл
17.03.2018
«Эффективность использования элементов коучинга  как средства активизации читательского интереса школьников»
Школьные уроки литературы, закономерно, призваны закрепить желание ребенка читать и отзываться на прочитанное. Особенно ценными в этом плане являются уроки внеклассного чтения, поскольку именно так называемая свободно избранная для чтения книга способна активно содействовать развитию читательской самостоятельности и, в целом, духовному росту личности. В данной статье речь идет о нестандартном методе психолого-педагогического воздействия, в основе которого – успешность и оптимизм человека. В педагогике коуч (буквально «со-провождающий») призван раскрыть скрытые ресурсы ученика, направить его взгляды на жизнь, чтобы тот смог сделать важные шаги к достижению поставленных целей. Представленный материал показывает, каким образом коучинг способен помочь учителю в формировании ребенка как активного читателя.Что такое коучинг для учителя? Как его приемы помогут нам выстроить верный и ненавязчивый одновременно путь к сердцу ребенка как читателя? "Разбудить" в нем неподдельный интерес к чтению настоящей литературы (а не "чтива")? Раскрыть личностный, творческий потенциал талантливого читателя? Как увлечь искусством чтения не просто одного ученика, а всю команду (класс!)? Спроектировать эту работу в системе согласно современным требованиям ФГОС помогут оригинальные приемы коучинга, предложенные в данной статье.
Ст. Савицкой И.В. Эффективность использования элементов коучинга ....docx
Что такое коучинг для учителя? Как его приемы помогут нам выстроить верный и ненавязчивый  одновременно путь к сердцу ребенка как читателя? "Разбудить" в нем неподдельный интерес к чтению  настоящей литературы (а не "чтива")? Раскрыть личностный, творческий потенциал талантливого читателя?  Как увлечь искусством чтения не просто одного ученика, а всю команду (класс!)? Спроектировать эту работу  в системе согласно современным требованиям ФГОС помогут оригинальные приемы коучинга.  «Эффективность использования элементов коучинга как средства активизации читательского интереса школьников» Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  МБОУ гимназии №44 г. Ульяновск Савицкая Ирина Викторовна     Проблема   падения   читательского   интереса   сегодня,   к   сожалению,   очевидна   для общества.   Подтверждаются   слова   известного   советского   педагога   20   века   В.А. Сухомлинского: «Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать,   этим   умением   оно   только   начинается».   Действительно,   способность   бегло читать   еще   не   характеризует   человека   как   истового   читателя,   жаждущего самообразования. Практика жизни подтверждает: таковым он становится только тогда, когда процесс поиска новой мысли в книге превращается в его насущную потребность. Чтобы ребенок относился к чтению с желанием, осознанно, сама книга, которую он открывает, должна приобрести для него личностный смысл, стать для него значимой. Тогда он, как истинный читатель, способен и сам понять, и другим внятно объяснить,   зачем   ему   это   произведение.   Лишь   увлеченный   чтением   человек   может, обогатив себя духовно как личность, научиться говорить так, чтобы убеждать в своей позиции окружающих.  Как утверждает современный отечественный социолог С.Н. Плотников, основываясь на многочисленных исследованиях, «читатели» отличаются от «нечитателей», прежде всего,  высоким  уровнем   развития   интеллекта.  Систематическое   чтение  закономерно формирует   такие   качества   духовно   зрелой,   просвещенной   и   социально   ценной личности, как:   способность конструктивно мыслить в рамках проблемы;   умение быстро оценивать критическую ситуацию и находить в ней верное решение;   обладание большим объемом памяти и активным творческим воображением;  мобильность в установлении речевого контакта и самостоятельность в суждениях. Не   секрет,   что   путь   ребенка   как   будущего   читателя   определяется   первоначально семьей   и   культурными   отношениями   внутри   нее.   Тенденция   отторжения   от   чтения находится в прямой зависимости от того, приобщают родители ребенка к чтению с самого раннего возраста или нет.    Школьные   уроки   литературы,   закономерно,   призваны   закрепить   желание   ребенка читать и отзываться на прочитанное. Особенно ценными в этом плане являются уроки внеклассного   чтения,   поскольку   именно   так   называемая  свободно   избранная  для способна   активно   содействовать   развитию  читательской чтения   книга  самостоятельности и, в целом, духовному росту личности.   Уроки литературы, внеклассного чтения… Какое отношение ко всему этому имеет коучинг?1 Речь   идет   о   нестандартном  методе   психолого­педагогического   воздействия,   в основе которого – успешность и оптимизм человека. В педагогике коуч (буквально «сопровождающий»)   призван  раскрыть   скрытые   ресурсы   ученика,   направить   его взгляды на жизнь, чтобы тот смог сделать важные  шаги  к достижению поставленных целей.  Коучинг,   по   мысли   его   основателей,   ­   «это   раскрытие   творческого   потенциала человека   с   целью   максимального   повышения   его   эффективности»   (Тимоти   Голви, Timothy   Gallwey),   «это   искусство   способствовать   повышению   результативности, обучению   и   развитию   другого   человека»…,   опирающееся   «на   способности   учиться самому  и действовать  творчески» (Майлс  Дауни,  Myles Downey). С научной  точки зрения, это умение личности (коуча), создавая осознанность и ответственность в другом человеке (ученике), способствовать его движению к решению личных и ученических задач. Сегодня именно в педагогике коучинг как методологическая система занимает одну из ведущих позиций2. Более того, в свете направлений современных ФГОС он помогает учителю решить многие актуальные задачи, такие как:  уметь эффективно организовать педагогический труд (урок, проект…);  психологически грамотно сопровождать учеников как по образовательному, так и по жизненному пути;  развивать навыки управления личным временем;  уметь преодолевать стресс и повышать уверенность в себе;  эффективно и быстро преодолевать неблагоприятные жизненные обстоятельства Элементы   работы   коуча   оказываются   во   многом   полезными   для   современного учителя. Они позволяют ярче выразить веру наставника в потенциальные возможности ученика и желание способствовать ему в достижении поставленных целей.  А   теперь   посмотрим,   каким   образом   коучинг  способен  помочь   учителю   в формировании ребенка как активного читателя. Самыми продуктивными в этом смысле могут стать уроки  внеклассного чтения3. Рожденное в конце  XIX  века это понятие4 прочно заняло свои позиции в преподавании русской словесности, и ни один методист с той поры не подверг сомнению его значимость для развития и воспитания личности школьника.  Цель   подобных   уроков   –   обеспечение   такого   умелого   руководства самостоятельным   чтением   доступной   пониманию   детей   художественной литературы, которое  предполагает  выявление и развитие у ребенка устойчивого интереса   к   осознанному   выбору  своей  книги,   к   её   осмысленному   чтению   и объяснению. Вот здесь­то ­ в сфере формирования и развития мотивации к самостоятельному  чтению ­ и необходимы учителю навыки коуча, которые помогут детям     понять,   в   чем   суть   предмета,   в   данном   случае,   книги   (о   чем   она?   стоит   ли   её читать?);  найти важные точки в сфере принятия решений (чем это произведение может быть мне полезно?). Иными словами, презентуя детям ту или иную книгу, мы задаемся вместе с ними вопросами: что мне в ней интересно? зачем она мне? Обсуждая их с подростками на уроках внеклассного чтения, мы приходим вместе к единому мнению: эта книга   сможет развить меня духовно как личность,  поможет обогатить мою речь (сделать её доказательной, убедительной, грамотной),  поможет мне успешно выдержать любой «экзамен на зрелость» (в том числе ОГЭ, ЕГЭ). И   чтобы   убедиться,   как   использование   элементов   коучинга   в   системе   уроков внеклассного   чтения   может   быть   полезно   учителю   в   плане   активизации самостоятельного   читательского   интереса   современного   школьника,   представим некоторые фрагменты из опыта работы на подобных уроках.  Так,   в   конце   учебного   года,   рекомендуя   список   литературы   для   чтения   летом, советую детям вести личный читательский дневник с целью помочь себе выяснить:   какие проблемы открылись мне в этой книге?   как я её понял позицию автора?  какие герои (или герой) особенно привлекли мое внимание? чем?  во всем ли я согласен с автором (или героем) в решении той или иной проблемы? Кстати,   особенно   приветствую   чтение   книг  по   собственному   (ученическому) выбору. Полагаю, учителю очень полезно знать сферу читательских пристрастий своих питомцев,   чтобы   иметь   возможность   видеть   общее   направление   развития   личности ученика и вовремя корректировать его. Предупреждаю:   на   первом   уроке   литературы   следующего   учебного   года   детям необходимо будет выделить (письменно либо устно) лишь одну книгу из прочитанных летом и объяснить свой выбор (кратко, но внятно, по существу, опираясь на вопросы, обозначенные выше).  В   месяц   в   среднем   учитель   планирует   проведение   одного   урока   внеклассного чтения.   Если   принять   во   внимание,   что   первый   (вводный)   и   последний (заключительный) занятия будут так или иначе связаны с обобщением литературного читательского материала, то остальные шесть­семь встреч посвящаются одной из книг: какой – решать учителю вместе с детьми.  Проблему быть избранной для общего обсуждения той или иной книги решаю на первом же уроке.  И здесь приходят на помощь средства коучинга. Поясню. Сначала определяем вместе:  ­ На какие темы (не путаем с проблемами!) мы читали книги?  И называем: о войне (и памяти о ней), о любви (и дружбе), о природе (и сострадании к «братьям нашим меньшим»), о милосердии, об искусстве и отношении к нему, о труде (и человеческом трудолюбии), о красоте и т.д.   Во время этого перечисления темы обозначаем на доске.  Книга, достойная чтения О войне О любви О природе О милосердии Об искусстве О труде О справедливости  □ □ …□  □ …□  □ …□ □ □ □   … □ □ □   … □ □ □   … □ □ □ □   …       □   А далее в каждой графе таблицы, отражающей, по сути, программу внеклассного чтения   на   весь   учебный   год,   отмечаем   те   или   иные   названия   произведений   и   их авторов, причем делаем это быстро и вполне продуктивно с помощью стикеров (их мы – по два ­ предварительно раздаем ученикам перед уроком): предлагаем каждому на листке написать, какую из прочитанных книг на одну из обозначенных тем (см. на доску) он хотел бы обсудить в классе (во время этой работы разрешается еще раз просмотреть свой читательский дневник). Попутно уточняем: на обратной стороне стикера обозначим свою фамилию, имя (чтобы знать, от кого поступило то или иное предложение).   С   помощью   ассистентов  ­   в   данном   случае   тех   ребят,  кто   быстрее справился с заданием ­  сразу размещаем стикеры в ту или иную графу на доске.  Таким   образом,   прямо   на   наших   глазах   открывается   вполне   зрелищная   картина (своего   рода  шкала5),   которая   не   только   наглядно   отражает   факт   каникулярной читательской   активности   класса,   но   и   представляет   точную   информацию   о художественных произведениях, наиболее популярных у детей. Эта техника работы со стикерами говорит учителю и о читательских увлечениях каждого учащегося, и о том, какие темы в данном классе оказались «западающими», то есть не вызвавшими интереса у ребят, и, значит, именно ему, наставнику, необходимо будет в дальнейшем организовывать   восполнение   пробела   и   мотивировать   юношество   на   чтение   и обсуждение необходимой книги по той или иной теме. Приступая со следующего месяца к обсуждению с детьми конкретного  произведения, учитель сможет активизировать работу читательских команд,  используя технику «мозгового штурма», об организации которого подробнее можно  узнать из материалов отечественного психолога Н. Гульчевской.6      Кстати, уместно, на наш взгляд, и использование такого рабочего стенда, где  предварительно ­ за несколько дней до урока ­ обозначаются на стикерах задания (или  тезисы) по избранной для обсуждения художественной книги. Здесь же всем  участникам будущего диалога возможно включать свои вопросы, возникшие в  процессе чтения. Что нам интересно в книге …  (автор, название) □□□ Задания читательской команды (с указанием  Ф.И.)  Вопросы читателей (с указанием Ф.И.) □□□ Эти материалы – хорошее подспорье и детям, и учителю в реализации интересного читательского   проекта.     Пространство   данной   статьи   не   позволяет   представить множество приемов коучинга. В задачу автора входило лишь обозначение возможных путей   активизации   детского   чтения   с   помощью   элементов   этой   инновационной методики.  Главное, что необходимо нам, учителям, взять из неё, ­ это понимание: знакомя детей   с  тем   или   иным   произведением   литературы,  не   надо   торопиться   навязывать ребенку   «ключи»   от   текста   в   виде   авторской   идеи   и   прочих   аналитических компонентов.   Гораздо   важнее   постепенно,   «по   шагам»,   сформировать   у   детей потребность в самостоятельной дешифровке  текста.  Только   научившись   видеть свой смысл в книге, ученик будет готов к активному диалогу с другим читателем, а значит, и к дальнейшему личностному духовному «подъему».  Сноски. 1.  Коучинг (англ. coaching, см.  ru.wikipedia.org)  — первоначально: метод консалтинга (консультирования) и тренинга,   в   процессе которого   специалист   («коуч»)   помогал   обучающемуся   достичь некой   жизненной   или профессиональной   цели.  Коучинг   возник   как   инновационный   эффективный  метод   обучения  на   стыке психологии, философии, аналитики, логики и менеджмента. В России получил распространение с 2010 года благодаря преподавателю, к.п.н. Наталье Гульчевской (ун­т Ростова­на­Дону).  2.  Педагогический коучинг (наставление,   тренерство)   –   продолжительное   сотрудничество   субъектов образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов в процессе профессиональной подготовки. 3.Дело в том, что освоение литературы как учебного предмета нацелено, прежде всего, на получение системы знаний  о   литературе   (преимущественно   русской).   Уроки   же  внеклассного   чтения  основной   своей   целью предполагают формирование духовных качеств личности (справедливости, чести, совести, патриотизма…) в более свободном, самостоятельном, творческом процессе чтения. Взаимосвязанность основных и внеклассных уроков литературы несомненна, но и различие очевидно.  4.  Впервые   понятие  «внеклассное   чтение»  предложил   в   1886   г.   русский   педагог   словесности   В.П. Шереметевский   в   лекции  «Вопросы   о   семейном   чтении   вслух   матерью и   самостоятельном   чтении»:   «В элементарном курсе  должно быть положено начало…внеклассному чтению, чтению самостоятельному, но идущему параллельно… с чтением классным». 5.Речь идет о коучинговой технике шкалирования. 6.Н. Гульчевская. Командный коучинг: как достигать наилучших результатов в командной работе. Использованная литература 1. ФГОС ООО с изменениями и дополнениями, 2016. 2. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / ред. Д.Б. Эльконин., Л.А. Венгер.­М., 1981. 3. Джон Уитмор. «Коучинг высокой эффективности». 4. Левенгерг Л.Щ., Ибрагимов Р.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников. – Ташкент, 1991. 5. Марша Рейнольдс. “Коучинг: эмоциональная компетентность”. 6. Майлз Дауни. Эффективный коучинг. «Добрая книга», 2005. 7. В.Е. Пырков. Коучинговый подход в обучении старшеклассников как технология реализации  современного образования. Южный федеральный университет. 8.Тимоти Голви. Работа как внутренняя игра.  9.Н. Гульчевская. Командный коучинг: как достигать наилучших результатов в командной работе.

«Эффективность использования элементов коучинга как средства активизации читательского интереса школьников»

«Эффективность использования элементов коучинга  как средства активизации читательского интереса школьников»

«Эффективность использования элементов коучинга как средства активизации читательского интереса школьников»

«Эффективность использования элементов коучинга  как средства активизации читательского интереса школьников»

«Эффективность использования элементов коучинга как средства активизации читательского интереса школьников»

«Эффективность использования элементов коучинга  как средства активизации читательского интереса школьников»

«Эффективность использования элементов коучинга как средства активизации читательского интереса школьников»

«Эффективность использования элементов коучинга  как средства активизации читательского интереса школьников»

«Эффективность использования элементов коучинга как средства активизации читательского интереса школьников»

«Эффективность использования элементов коучинга  как средства активизации читательского интереса школьников»

«Эффективность использования элементов коучинга как средства активизации читательского интереса школьников»

«Эффективность использования элементов коучинга  как средства активизации читательского интереса школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018