Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по литературе
Экзамен по литературе является сложным для выпускника, внутренне не готового к самостоятельной жизни, не определившего для себя систему нравственных ценностей. Экзамен по литературе - это своего рода экзамен на социальную зрелость, который можно сдать успешно, если учитель вместе с учеником выстроит определенную систему подготовки.
Подводные камни ОГЭ по литературе
Задания экзамена построены таким образом, чтобы проверить:
Наиболее обидные недочеты, которые допускают школьники при сдаче ОГЭ, — это неправильно приведенные цитаты, неточное употребление слов и терминов. Среди фактических ошибок встречается неверное написание имен авторов, главных и второстепенных героев, искажение ключевых моментов произведений, а также орфографические и пунктуационные ошибки. Всего этого можно избежать, если отнестись к предэкзаменационной подготовке серьезно.
Шаги, которые помогут и учителю, и ученику подготовиться к ОГЭ.
1 шаг. Штудируем кодификатор
Обязательно проработать кодификатор, который есть в свободном доступе в Интернете. В его первой части четко прописано, какие литературоведческие понятия важно осмыслить выпускнику и какими сведениями он должен обладать.
2 шаг. Повторяем теорию
Для того чтобы закрепить теоретические знания, решаем задания с кратким ответом. Необходимо проработать такие задания отдельно по эпическим, лирическим и драматическим произведениям. Обратить внимание на то, что выполнение некоторых из них требует знания содержания произведения и критической литературы.
3 шаг. Работаем над развернутым ответом
Для ОГЭ по литературе прописаны четкие требования к творческим заданиям, которые выпускник выполняет во время экзамена. Другими словами, ребятам необходимо за время одного экзамена написать несколько творческих работ разных по объему. Эти задания как раз и покажут не только знание ребенком литературы, но и умение творчески подходить к интерпретации произведения, находить в нем ту самую изюминку.
Важные нюансы
* Ни в одной из творческих работ не проверяется ни орфография, ни пунктуация, ни грамматика. То есть имеющиеся ошибки не берутся за основу при выставлении оценки. Но есть одно «но»: важно речевое оформление.
* Самые частые речевые ошибки – это необоснованные повторы, неправильно выстроенные предложения, лишние слова, незнание значения слова, использованного в сочинении.
* Часто встречаются в работах выпускников фактические ошибки, например, в именах и отчествах писателей и героев или точном названии произведения. Такие обидные ляпы в экзаменационной работе также могут лишить ребенка ценных баллов.
* При анализе стихотворений в ходе изучения лирики ученик должен использовать не менее двух стихотворений, в противном случае экзаменатор может снизить балл. Кроме того, если речь идет о лирике, выпускник имеет права использовать стихотворения или лирические поэмы. Эти нюансы должны обязательно отрабатываться вместе с педагогом в ходе подготовки к экзамену.
О КИМах
Советую не тратить время на поиск специальных учебников по подготовке к экзамену по литературе. Пособий, в которых можно было бы найти готовые ответы, не существует. Ориентироваться надо на демоверсии, которые можно скачать из Интернета, чтобы посмотреть, как выстроены экзаменационные части.
Как готовиться к ОГЭ по литературе, коль скоро вам его сдавать?
1. Читайте и записывайте
Список произведений, которые могут встретиться на экзамене, можно найти на сайте ФИПИ, этот институт и разрабатывает контрольно-измерительные материалы для ОГЭ. Их нужно хорошо знать. Советую учащимся вести читательский дневник, он поможет быстро освежить текст в памяти перед экзаменами. По ходу чтения выписываем в тетрадь основных персонажей, их краткую характеристику, годы создания произведения, указывая имя автора полностью, предпосылки написания, основные проблемы, которые поднимаются в произведении, словом, всю информацию, которая может потребоваться.
Не хватает времени? Находим качественные краткие пересказы с комментариями. В больших книжных магазинах, часто в отделах методической литературы, продаются издания, где подробно пересказаны программные произведения с подробным анализом. В этих книгах вы найдете много полезной информации, которая поможет подготовиться к ответам на задания экзамена.
При возможности просматриваем советские экранизации классической литературы — «Герой нашего времени», спектакли «Ревизор», «Недоросль» и т. д. Они сняты, что называется, близко к тексту, и помогают лучше понять произведение.
Работая с критическими материалами, не забываем также записывать в читательский дневник основные моменты, имена, факты. По каждому произведению получается что-то вроде статьи из «Википедии».
2. Разложите по полочкам
В заданиях часто требуется провести параллели между произведениями разных авторов. Даже если вы читали, на то, чтобы вспомнить, какие проблемам поднимаются в том или ином стихотворении или рассказе, уйдет драгоценное время. Мы предлагаем заранее разделить хотя бы лирику по темам: любовь, поэт и общество, война, любовь к родине, творчество и т. д. Так вы убьете двух зайцев: внимательно прочитаете текст, выделяя проблематику и структурируя знания.
3. Домашние заготовки
Сочинение — одно из самых сложных заданий. В основном, причина ошибок с неумением связно и грамотно излагать свои мысли. Советую писать сочинение по заранее подготовленному плану, используя фразы-клише, которые помогут композиционно и логически выстроить текст. Старайтесь писать подобные сочинения каждую неделю в течение года, их можно читать на уроках, чтобы у учителя была возможность помочь объективно оценить текст.
4. Пользуйтесь сборниками
Нельзя забывать и о сборниках типовых экзаменационных заданий – это главные помощники при подготовке к ОГЭ. Перед началом занятий ознакомьтесь с критериями оценивания работ. Ответы используйте только для самопроверки. Просмотрите задания прошлых лет.
5. Запишитесь на подготовительные курсы
Самостоятельно подготовиться к экзамену вполне реально, но это под силу только дисциплинированному и ответственному человеку. Если вы не уверены, что точно сможете хотя бы один день в неделю уделять литературе, лучше не рисковать и записаться на курсы. Так, вы будете регулярно заниматься, восполните пробелы и систематизируете свои знания.
5 лучших пособий (справочников, учебников и т.п.) для подготовки к ОГЭ по литературе
I . Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания. В двух частях. Зинина Е.А., Новикова Л.В., Федоров А.В. 2018г.
Данная книга предлагает задания для подготовки к ОГЭ, изложенные в доступной форме. Пособие можно скачать на различных интернет ресурсах, в том числе здесь: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl1199.htm . Типовые задания и рекомендации к их выполнению изложены в доступной форме. При печати книги использована офсетная бумага без иллюстраций.
Профессиональная оценка
Типовые задания в данном пособии соответствуют КИМам ОГЭ по литературе, учитель может их использовать на уроках при фронтальной, групповой или индивидуальной работе с девятиклассниками, а также некоторые задания можно давать ученикам в 8 классе. Учащиеся могут самостоятельно дома заниматься по этому пособию. В первой части представлены задания, связанные с анализом художественных (эпических, лироэпических, лирических и драматических) произведений. Вторая часть содержит задания, требующие развернутого ответа, и задания для подготовки к сочинению. Пособие средней ценовой категории.
Выводы
Данное пособие будет полезно учителям литературы для подготовки учащихся 8-9 классов к ОГЭ по литературе, учащимся для самостоятельной подготовки. У родителей могут возникнуть трудности при проверке того, как их дети готовятся к экзамену. При помощи пособия можно организовать эффективную работу над сочинением в формате ОГЭ, при условии, что выполнение заданий будет контролироваться учителем - словесником. Пособие содержит богатую подборку художественных текстов, алгоритм выполнения заданий по написанию творческой работы.
II . Литература/Т.А. Квартник, - М.: Эксмо, 2014. -176 с. - (Универсальный справочник школьника. 100 важных тем)
Данный справочник отличается большим объемом необходимых для успешной сдачи экзамена материалов. В сети его можно скачать на сайте: https://multiurok.ru . Теоретический материал за курс основной и старшей школы по литературе изложен в доступной форме и может быть использован учащимися, начиная с 8 класс и на протяжении всего обучения в школе. Бумага использована офсетная, печать офсетная.
Профессиональная оценка
Информация, изложенная в справочнике, позволяет систематизировать и закрепить знания по литературе. Пособие можно использовать на уроках литературы на этапе обобщения материала и подготовки к ОГЭ по литературе, при самостоятельной работе учащихся дома и в классе. Справочник содержит материал по фольклору, древнерусской литературе, русской литературе XVIII - XX вв., теории литературы. Представленный в пособии материал систематизирован, соответствует КИМам по литературе. Данный справочник подходит ученикам с 8 по 11 класс, а также может быть использован студентами ссузов.
Выводы
Справочник будет полезен учителям литературы, учащимся, готовящимся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по литературе. Родители могут проверять усвоение материла путем опроса терминов и др. Справочная информация в данной книге необходима для успешной сдачи ОГЭ, но учащимся необходимо заниматься и по пособиям с тестовыми заданиями.
III . ОГЭ 2018. Литература. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Кузанова О.А., Марьина О.Б., - Издательство: Экзамен, 2018. - 64 с.
Пособие широко распространено в книжных магазинах (средняя стоимость - 150-200 руб.), скачать можно на сайте: https://multiurok.ru .
Профессиональная оценка
Пособие предлагает четырнадцать вариантов типовых тестовых заданий, которые помогает отработать навыки девятиклассников для успешной сдачи ОГЭ по литературе; задания соответствуют КИМам. Данную книгу можно рекомендовать учителям, репетиторам, девятиклассникам для самостоятельной работы. Материал понятен и доступен школьникам.
Выводы
Пособие О.Б. Марьиной, О.А. Кузановой соответствует требованиям ОГЭ по литературе в 2018 году, будет полезно учащимся девятых классов для самоконтроля, учителям литературы для работы в классе или индивидуально.
IV . Федоров, Новикова, Зинина: ОГЭ-2018. Литература. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов, - Издательство: Национальное образование, 2018. - 192 с.
Книга продается во всех крупных книжных магазинах и доступна под заказ (около 400 рублей), на сайте https://multiurok.ru ее можно скачать.
Профессиональная оценка
Пособие содержит 30 вариантов типовых тестовых заданий, соответствующих КИМам по литературе 2018 г. Материал понятен и доступен школьникам. Типовые тестовые задания объективно оценивают степень подготовленности девятиклассников к сдаче ОГЭ по литературе.
Выводы
Пособие соответствует требованиям ОГЭ по литературе в 2018 году, позволяет отработать навыки для успешной сдачи экзамена в 9 классе, девятиклассники могут самостоятельно заниматься по данным заданиям, а также под контролем учителя - словесника.
V . Все герои произведений русской литературы. Школьная программа: словарь - справочник. - М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «ИздательствоАСТ», 2003. - 443 с.
В книжных магазинах можно встретить переиздания словаря - справочника. В сети безопасных ссылок на скачивание не обнаружено.
Профессиональная оценка
Словарь - справочник содержит имена героев и их «жизненный» путь на протяжении произведения, пособие выгодно отличается от краткого изложения художественных произведений, так как статьи содержат в себе элементы анализа персонажей, что позволяет школьникам лучше подготовиться к экзамену при самостоятельной работе. Информация представлена в доступной форме. Данный справочник подходит ученикам с 8 по 11 класс, а также может быть использован студентами ссузов.
Выводы
Данное пособие можно использовать для самостоятельной подготовки к сдаче ОГЭ в 9 классе. При помощи пособия можно систематизировать знания о каждом герое русской литературы, входящей в школьную программу.
Использование приемов технологии развития критического мышления при подготовке к ОГЭ по литературе
Технология
развития критического мышления представляет собой целостную систему,
формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Это совокупность
разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика
(пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить
ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить
приобретённые знания.
Опыт работы с использованием элементов данной технологии показывает её
несомненную ценность для учителя – филолога, готовящего учащихся к экзаменам.
Во-первых, тем, что каждый её приём работает на формирование у учеников
филологической компетенции. Во-вторых, чтение и письмо – это процессы, которые необходимы
человеку в повседневной жизни. Мы живём в информационно насыщенном мире, и
поэтому очень важно уметь правильно работать с информацией. Навыки этой работы
необходимо приобрести ученику ещё в школе, чтобы потом применять их в жизни.
Однако практика показывает, что зачастую дети не умеют правильно читать: читать
вдумчиво, то есть активно воспринимать и критически осмысливать информацию с
целью включения её в свой собственный контекст. Приёмы технологии развития
критического мышления позволяют эффективно работать над этой проблемой.
Известно, что урок, проведённый по названной технологии, включает в себя три
этапа: вызов, осмысление и рефлексию.
Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация,
которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать
учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать. Как это сделать?
Начиная изучение творчества того или иного писателя, как правило, учитель очень
долго готовится, старается найти интересные факты, увлечь ребят, подготовить
презентацию или, в лучшем случае, дать индивидуальное задание одному - двум
ученикам. Что делают в этот момент остальные дети? Выступают в роли зрителей
или пассивных слушателей.
Чтобы каждый учащийся был задействован в поиске информации, может помочь приём
«Верные - неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении
творчества М.Ю. Лермонтова можно составить такой список утверждений:
1. М. Ю. Лермонтов прожил долгую счастливую жизнь.
2. Он родился в небогатой семье.
4. Получил прекрасное образование.
5. Его называли продолжателем Пушкина.
6. Ему не удалось сделать карьеру.
7. Был несчастлив в браке.
8. Имел много врагов.
Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача
ученика – не зная ничего о Лермонтове, согласиться или не согласиться с данными
предположениями, поставить «плюс» или «минус».
Этот приём использовался накануне знакомства с творчеством писателя. Домашнее
задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведения
которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители
информации. Главное, чтобы на уроке перед учеником лежал текст
публицистического стиля, написанный от руки или напечатанный (Интернет тоже
приветствуется). Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём
он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает
свои «плюсы» и «минусы».
Важная проблема решена: он захотел узнать и понял, зачем ему это нужно.
Мы возобновляем разговор о писателе, начавшийся на
прошлом уроке игрой «Верные и неверные утверждения» и продолжившийся дома при
подготовке сообщения. Предлагаю ребятам, пользуясь своим подготовленным
текстом, заполнить первую графу таблицы: «Знаю – хочу узнать – узнал».
Достаточно записать 5 интересных фактов. Каждого прошу высказаться, не повторяя
предыдущего оратора. Затем мы заполняем вторую графу, понимая, что после
проделанной работы у нас ещё остались вопросы о жизни или творчестве М.Ю.
Лермонтова, Н.С. Лескова (Ф.М.Достоевского, В. Г.Распутина и т.д).
Формулируем вопросы, это тоже искусство.
И завершается стадия осмысления новой информации работой с текстом,
предложенным учителем. Каждому ученику выдаю текст, предлагаю его прочитать,
применяя приём маркировки (INSERT).
Для маркировки текста используются следующие значки: «v» - это известно; «+» -
это интересно, неожиданно; «?» - хотелось бы узнать подробнее.
Нам осталось заполнить третью графу, куда мы запишем словосочетания и
предложения, помеченные знаком «+», вслух обменяться мнениями, ответить на
поставленные в графе «Хочу узнать» вопросы, ещё раз послушать друг друга, и
работа почти закончена.
Одна из самых важных стадий - рефлексивная. Именно здесь происходит творческое
развитие, осознание вновь приобретённой информации. Рефлексия может быть
письменной. Чтобы закончить создание образа писателя на уроке, можно написать
синквейн, а можно предложить домашнее задание - создать текст «РАФТ». Основной
задачей для выполняющих это творческое задание будет создание описания,
повествования или рассуждения от имени выбранного персонажа. Сложность
заключается в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой
обращается.
Р – это роль (директор, завуч, учитель, родитель, ученик, почётный гость,
политик, звезда шоу-бизнеса, астролог, оперуполномоченный, психотерапевт)
А – аудитория (друг, начальник, случайный попутчик)
Ф – форма (эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, частушки,
докладная, заявление).
Т – тема.
Ценность этой работы заключается ещё и в том, что ребёнок не просто учится
создавать текст на заданную тему, но и демонстрирует свои ораторские
способности: сочинение читается вслух и оценивается 4-мя оценками (за роль,
аудиторию, форму и тему).
Эффективным приёмом при изучении новой темы или при повторении теоретического
материала в процессе подготовки к ОГЭ являются кластеры. Кластер – это
графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного
понятия. Он может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии
вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления –
для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении
итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для
организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Одним
из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием
«Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет
рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в
наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема —установление
причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него
факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет
развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. В
основе Фишбоуна —схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная
диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) —японского профессора, который
и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема
Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно
продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий,
явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
·Голова —легко ли совершить подвиг.
·Верхние косточки —герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
·Нижние косточки —мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
·Хвост —каждый человек может стать героем, если он патриот.
После составления
фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить
орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить
сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
Очень эффективным методическим приёмом по организации чтения текста является
чтение с остановками. Эта стратегия работает как при самостоятельном
чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления
содержания.
Приёмов развития критического мышления очень много. Они интересны,
разнообразны, хорошо описаны в методической литературе. Использование этих
приёмов позволяет учителю занимать позицию не механического проводника
информации, а партнёра ученика в учебном процессе.
Использование приёмов технологии развития критического мышления даёт
возможность личностного роста учащихся, ведёт к их успешности в обучении и
развитии. Происходит обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развивается умение связно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, то есть формируются коммуникативные компетенции.
Систематическое использование элементов данной технологии позволяет эффективно
подготовить учащихся к ЕГЭ и ГИА.
Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.