«Методы и приемы смыслового чтения при работе с текстом».
Учитель высшей категории
Гигилашвили Е.И.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической и смысловой.
Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Новые образовательные стандарты (ФГОС НОО) заставили педагогов начальной школы изменить традиционную систему обучения. Задача современной школы научить ребенка учиться, научить саморазвитию и самопознанию. Сегодня мало владеть техникой чтения: читать быстро, правильно и выразительно, нужно еще освоить приемы работы с текстом, понимать прочитанное и прослушанное произведение. Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения.
Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе имеет очень большое значение, потому что сегодня через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
- понимать текст;
- анализировать;
- сравнивать;
- видоизменять;
- генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
- Развитие умения анализировать задание.
- Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
- Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
- Определение последовательности событий в тексте.
- Формулирование простых выводов после прочтения.
- Преобразование прочитанного текста в таблицу.
- Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
- Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
- Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
- Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО должно осуществляться поэтапно, учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения с самого начала обучения ребенка в школе :
1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия:
- практическое отличие текста от набора предложений.
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
- озаглавливание текста (подбор заголовков).
- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
- подбор антонимов и синонимов к словам.
- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс :
- обучение находить информацию;
- интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному;
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам,
Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу:
- Работа с незнакомыми словами
- Работа с ключевыми словами
- Работа со словами-образами
- Работа с многозначными словами
- Работа с фразеологизмами
- Рассказы по предложению
- Развитие читательского воображения
- Диалог с автором текста
- Техника чтения
Смысловое чтение как общеучебноеметапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.
Приемы обучения смысловому чтению:
1. «Чтение в кружок».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».
Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
2. «Чтение про себя с вопросами».
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
3. «Чтение с остановками».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
4. «Ассоциативный куст».
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
5. «Чтение в парах – обобщение в парах».
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
6. «Читаем и спрашиваем».
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
7. «Дневник двойных записей».
Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
8. «Чтение с составлением таблицы, диаграммы».
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации
Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.
9. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы.
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока .
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;
«толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?
«Тонкие» вопросы Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
10. Приём «Составление краткой записи».
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
11. Приём «Составление вопросов к тексту».
Анализ информации, представленной в объёмном тексте, формулировка вопросов к тексту, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
12. Приём «Вопросы к тексту учебника».
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
- Прочитайте текст.
- Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
- Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
- Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.
13. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума». Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Ромашка блума Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
14. Приём «Тетрадь с печатной основой».
Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий «Прочитай текст учебника на стр.9, пользуясь введёнными терминами, опиши линии и заполни таблицу».
15. Приём «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. В переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно, «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.
Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаем на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
16. Приём «Кластер».
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
17. Приём «Ключевые слова».
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.
18. Приём «Верные и неверные утверждения».
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-»
19. Приём «Верите ли вы…».
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
20. Приём «Синквейн».
Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.
Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Поскольку данная программа является принципиально новой по своему содержанию, представим планируемые результаты еѐ выполнения полностью.
21. Прием «Написание творческих работ».
Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
22. Приём таблица «ЗХУ»
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;
- Это рассказ;
- Ванька писал письмо дедушке в деревню;
- Ванька жаловался на тяжёлый труд;
…
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать
Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.
- Обязанности Ваньки;
- Обстановка - интерьер;
- Поведение;
- Поступки;
…
23.Дерево предсказаний. На доске рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно…","Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.
В начальной школе
· Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами.
· Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.
· Не использовать прием больше одного раза на уроке.
· Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
Технология смыслового (продуктивного) чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
5. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладеет навыками смыслового чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.
В целях чѐткой дифференциации понятий «навыки смыслового чтения» и «навыки литературного чтения» обратимся к требованиям ФГОС НОО по курсу литературного чтения. На уроках литературного чтения младшие школьники, опираясь на систему элементарных литературоведческих понятий, учатся:
· понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
· осознавать значимость чтения для личного развития;
· использовать разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое;
· совершенствовать собственную технику чтения вслух и про себя;
· элементарным приѐмам интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
· самостоятельно выбирать интересующую литературу;
· пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
· строить речевое высказывание в устной и письменной форме, используя прочитанные материалы.
Таким образом, в качестве учебного материала выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников по всем учебным дисциплинам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.