Эффективные методы подготовки к демонстрационному экзамену
Основными нормативными документами, регулирующие проведение государственной итоговой аттестации с применением демонстрационного экзамена в системе СПО являются: Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» с изменениями и дополнениями от 31 января 2014 г. (№ 74) и от 17 ноября 2017 г. (№ 1138); перечень поручений президента о демонстрационном экзамене Пр-580, П.1 (6 апреля 2018 года).
В основу проведения демонстрационного экзамена в системе СПО положено использование стандартов, как базовых принципов объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров; применение единых оценочных материалов и заданий; независимая экспертная оценка выполнения заданий. Закономерным окончанием всей работы является сдача Демонстрационного Экзамена с применением современных технологий и техник (элементов научно-исследовательского характера). Следует отметить, что для подготовки специалистов по стандартам «Молодые профессионалы» Россия, необходимо обучаться и повышать квалификацию, прежде всего, самим преподавателям и мастерам производственного обучения.
Для проведения демонстрационного экзамена требуются подготовленные педагогические кадры, обученные в соответствии с требованиями и получившие сертификат эксперта по соответствующим компетенциям, который дает право на подготовку студентов к сдаче демонстрационного экзамена, организацию и проведение демонстрационного экзамена.
Процесс подготовки к успешной сдаче демонстрационных экзаменов по компетенции
«Поварское дело» начинается с разработки содержания конкурсного задания, содержания программ общепрофессионального и профессионального циклов и контрольно – оценочных средств с учетом требований ФГОС СПО, профессиональных стандартов. В процессе подготовки большая роль принадлежит самостоятельной деятельности обучающихся. Правильная организация рабочего места способствует более качественному выполнению производственных заданий и увеличению скорости его выполнения. Важными профессиональными умениями для обучающихся являются умения расставлять приоритеты, умение распределять время, принимать правильное решение в выборе инструмента, строго соблюдать очередность действий согласно чек-листу. Конкурентоспособный специалист должен владеть набором сопутствующих профессиональных и личностных качеств, чтобы эффективно, а иногда и нестандартно решать поставленные задачи. Технология приготовления блюда включает в себя изучение всех технологических операций с учетом их строгой последовательности приготовления и соблюдением требований безопасного выполнения.
Оказание своевременной помощи студентам для успешного выполнения текущих заданий – основная забота мастера производственного обучения. При подготовке к ДЭ преподаватель старается не просто передать собственный опыт, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, в овладение им новыми техниками, в его дальнейшее развитие и профессиональный рост.
Путь к профессиональному успеху начинается с самых первых занятий в колледже, с личного примера мастера производственного обучения, его знаний, умений, навыков, опыта, объективности, внешнего вида. Качественная подготовка выпускников профессиональных образовательных организаций обеспечивает обучающихся определенной суммой знаний и умений, применяемых для решения конкретных производственных задач. Конечно же, есть и трудности, с которыми сталкиваемся и мы, педагогический состав колледжа, и студенты. Потеря времени. Слабые знания общеобразовательных предметов негативно сказываются на изучении дисциплин специального цикла. Дополнительно приходится объяснять, составлять, рассчитывать и расписывать чек-листы.
Демонстрационный экзамен - это и определенные трудности для образовательного учреждения. Экзамен – это финансово-затратная процедура, требующая достаточно продолжительного времени. Не исключен отрицательный результат слабо мотивированного и слабо подготовленного студента, что может отрицательно сказаться на рейтинге колледжа. Демонстрационный экзамен - это психологически стрессовая ситуация не только для обучающихся, но и для педагогического коллектива, не все педагогические работники готовы к новым формам сдачи ГИА.
Но есть и преимущества в проведении демонстрационного экзамена.
Для студентов это:
- приобретение опыта практической деятельности;
- готовность к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
- электронный паспорт профессионала в личном профиле в системе eSim на этапе выпуска из колледжа;
- возможность подтверждения квалификации в соответствии с требованиями стандартов;
- шанс получить предложение работодателей о трудоустройстве.
Преимущества для колледжа:
- развитие долгосрочных взаимно заинтересованных связей с предприятиями и организациями по профилю обучения.
- целесообразно привлекать профессионалов с производства для формирования мотивации обучения у студентов;
- повышение уровня профессиональных компетенций педагогических кадров;
- обучения при участии профессионалов по заказу предприятий и организаций
- возможность повышения рейтинга по качеству подготовки кадров;
- развитие материально-технической базы;
- совершенствование образовательных программ;
Преимущества для работодателей:
- работодатели рассматривают студентов как потенциальных сотрудников;
- работодатели заинтересованно способствуют формированию профессиональной компетенции у студентов;
- определение перечня образовательных организаций для сотрудничества в области подготовки и обучения персонала.
- доступ к общероссийской базе выпускников, прошедших демонстрационного экзамена и участников системы чемпионатов «Молодые профессионалы»;
- подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям с возможностью оценки на практике их профессиональных умений и навыков;
Таким образом, демонстрационный экзамен – это не только демонстрации обучающимися своих профессиональных навыков, но и приобретение ими новых навыков для реализации своих возможностей в трудовой деятельности, подготовка будущих специалистов для современных высокотехнологичных производств.
В заключение следует отметить, что не все обучающиеся могут быть победителями, сдав демонстрационный экзамен на «отлично», но показать достойный результат должен каждый, и помочь им в этом – в наших силах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.