Эффективные образовательные технологии.
Деремешко Ольга Дмитриевна,
старший методист
КГА ПОУ «ДИТК»
Аннотация: в данной статье рассматриваются современные технологические инновации, применяемые в образовании, и их влияние на эффективность учебного процесса. Обсуждаются такие ключевые аспекты, как интерактивные доски, онлайн-курсы, виртуальная и дополненная реальность, персонализированное обучение и мобильные приложения, современные образовательные технологии, ориентированные на индивидуализацию. Автор подчеркивает не только потенциал технологий в улучшении образования, но и необходимость умелого их использования преподавателями, сохраняя при этом важность качественного обучения.
Ключевые слова: образовательные технологии, инновации, образовательные стандарты, педагогические технологии, модернизация, познавательная и творческая активность, образовательная деятельность, профессиональная деятельность, методика.
В современном мире, где технологии проникают во все сферы нашей жизни, образование не может оставаться в стороне. Эффективные образовательные технологии становятся ключом к успешному обучению и развитию нового поколения. В этой статье рассмотрим некоторые из самых передовых и эффективных технологий, которые уже применяются в образовании.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие образовательные технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Любая деятельность может быть технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала (В.П. Беспалько).
В концепции модернизации, и в новых стандартах приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого обучающегося. В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Сегодня ФГОС нацеливает преподавателя на формирование у кадет универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности обучающегося в условиях выбора и при использовании педагогом индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными.
И.П. Волков дает такое определение: «Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».
ЮНЕСКО – «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».
В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Таким образом, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающегося.
Для реализации познавательной и творческой активности в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучающихся, независимо от возраста и уровня образования. В колледже представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- информационно-коммуникационная технология;
- технология развития критического мышления;
- проектная технология;
- технология развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- модульная технология;
- технология мастерских;
- кейс-технология;
- технология интегрированного обучения;
- педагогика сотрудничества;
- технологии уровневой дифференциации;
- групповые технологии;
- традиционные технологии (классно-урочная система).
1) Информационно- коммуникативная технология
Ей отводится большое значение, так как кадет должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из неё необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня, преподаватель должен понимать, что в информационном обществе он перестаёт быть единственным носителем знаний, как это было раньше. В некоторых ситуациях обучающийся знает больше, чем он, и роль современного педагога – это в большей степени роль проводника в мире информации.
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
- открытое (но контролируемое) пространство информационных источников;
- инструменты «взрослой» информационной деятельности,
- среда информационной поддержки учебного процесса;
- гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп;
- современные системы управления учебным процессом.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:
- формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;
- освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с обще пользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами; различными мультимедийными источниками; некоторыми
инструментами коммуникации (прежде всего с Интернетом).
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для обучающихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования обучающегося.
2) Технология развития критического мышления
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Оно позволяет развивать критическое мышление обучающихся при организации работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы преподавателя и т.д.).
Цель технологии: научить обучающегося самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс:
Стадия вызова: настроить обучающихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане полученных знаний, а также сам процесс, методы и приемы.
Основные методические приемы развития критического мышления:
1. Прием «Кластер».
2. Таблица.
3. Учебно- мозговой штурм.
4. Интеллектуальная разминка.
5. Зигзаг, зигзаг -2.
6. Прием «Инсерт».
7. Эссе.
8. Приём «Корзина идей».
9. Приём «Составление синквейнов».
10. Метод контрольных вопросов.
11. Приём «Знаю… / Хочу узнать…/ Узнал…»
12. Круги по воде.
13. Ролевой проект.
14. Да – нет.
15. Приём «Чтение с остановками».
16. Приём «Взаимоопрос».
17. Приём «Перепутанные логические цепочки».
18. Приём «Перекрёстная дискуссия».
3) Проектная технология
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Цель технологии – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
В современном образовании проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием образования, демократизацией отношений между педагогами и обучающимися, поиском активных форм познавательной деятельности обучающихся.
Данная технология подразумевает триаду действий обучающихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
2. Формулирование цели и задач деятельности.
3. Составление плана и программы.
4. Выполнение плана.
5. Презентация готового продукта.
То есть проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
4) Технология развивающего обучения.
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.
Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить обучающихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что кадет уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ему неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое кадету проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема и они при непосредственном участии преподавателя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения:
- строят гипотезу;
- намечают и обсуждают способы проверки ее истинности;
- аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности обучающихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность обучающихся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем.
Поставив проблему, он вскрывает путь ее решения, демонстрирует ход научного мышления, заставляет кадет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы. Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Преимущества технологии проблемного обучения:
способствует не только приобретению обучающимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся.
5) Здоровьесберегающие технологии.
Обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
- рациональная плотность урока (время на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- четкая организация учебного труда;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- смена видов деятельности;
- обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- место и длительность применения ТСО;
- включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке;
- построение урока с учетом работоспособности;
- индивидуальный подход с учетом личностных возможностей;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.
Профилактика стрессов:
- работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» чувствует поддержку товарища;
- стимулирование обучающихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья, предупреждение переутомления на уроках, улучшение психологического климата в группах, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости, уровня тревожности.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
6) Игровые технологии
Уровень обучения и воспитания в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития подростка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение кадет на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это на первом курсе, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества кадета, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
1) стимулируется познавательная деятельность;
2) активизируется мыслительная деятельность;
3) самопроизвольно запоминаются сведения;
4) формируется ассоциативное запоминание;
5) усиливается мотивация к изучению предмета.
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности обучающихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
2. Изменить характер взаимодействия субъектов системы образования: преподаватель и обучающийся–партнеры, единомышленники, равноправные члены «одной команды».
3. Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Позитивная мотивация к учебе может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:
- мне интересно то, чему меня учат;
- мне интересен тот, кто меня учит;
- мне интересно, как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов их деятельности.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология–это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Преподавателю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет педагогу возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И наша задача – делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся наши обучающиеся.
Эффективные образовательные технологии: Трансформация учебного процесса в эпоху цифровизации Внедрение технологий дистанционного и электронного обучения.
В современном мире цифровизации образование стало подвергаться значительным изменениям. Технологии играют ключевую роль в этом процессе, открывая новые возможности для обучения и улучшения учебного опыта. Эффективные образовательные технологии становятся необходимостью в создании интерактивной, адаптивной и доступной образовательной среды. Рассмотрим несколько из них и их влияние на образовательный процесс.
Интерактивные доски превращают учебные материалы в интерактивные презентации, которые вовлекают студентов в учебный процесс. С помощью таких досок преподаватели могут создавать интерактивные уроки, которые способствуют лучшему усвоению материала студентами.
Онлайн-курсы и дистанционное обучение. С развитием интернета и цифровых технологий стало возможным обучаться прямо из дома. Онлайн-курсы предлагают широкий выбор предметов и специализаций, а дистанционное обучение позволяет студентам из разных стран получить качественное образование, не покидая своего региона.
Виртуальная и дополненная реальность. Виртуальная и дополненная реальность открывают новые возможности для образования. С их помощью можно создавать иммерсивные обучающие среды, которые позволяют студентам погружаться в изучаемый материал и получать практические навыки в реалистичных условиях. Иммерсивное обучение – это метод, который использует искусственную или смоделированную среду, благодаря которой студенты могут полностью погрузиться в процесс обучения. Он не только устраняет отвлекающие факторы, но и убивает монотонность в процессе обучения и развития, обеспечивая стимулирующие визуализации. Иммерсивное обучение позволяет повысить вовлеченность студентов и, следовательно, сделать обучение более продуктивным и ценным.
Персонализированное обучение. Технологии аналитики данных и искусственного интеллекта позволяют создавать персонализированные образовательные программы, учитывающие индивидуальные потребности и способности каждого студента. Это помогает повысить эффективность обучения и улучшить результаты.
Мобильные приложения. Мобильные приложения становятся все более популярным инструментом обучения. Они позволяют студентам учиться в любом месте и в любое время, используя свои смартфоны или планшеты. Многие приложения также предлагают интерактивные задания и тесты для проверки знаний.
Адаптивные образовательные программы: с использованием алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта создаются адаптивные образовательные программы. Они автоматически анализируют успеваемость и предпочтения студентов, предлагая персонализированные учебные материалы и задания. Такой подход позволяет улучшить эффективность обучения и повысить мотивацию студентов.
Эффективные образовательные технологии играют ключевую роль в современном образовании, обеспечивая доступность, интерактивность и персонализацию учебного процесса. Использование современных технологий позволяет улучшить качество образования и подготовить студентов к вызовам современного мира. Однако важно помнить, что успешная реализация образовательных технологий требует не только технических ресурсов, но и компетентных педагогов, способных эффективно интегрировать их в учебный процесс.
Список литературы:
1. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.
2. Левитес, Д.Г. Педагогические технологии: Уч. / Д.Г. Левитес. - М.: Инфра-М, 2014. - 260 c.
3. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
4. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
5. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2013. - 208 c.
6. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.
7. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: Учебное пособие / В.А. Федоров. - М.: Академия, 2012. - 176 c.
8. Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.