Мотивация студентов к обучению и пути ее повышения
Оценка 4.6

Мотивация студентов к обучению и пути ее повышения

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
другое +1
Взрослым
17.10.2023
Мотивация студентов к обучению и пути ее повышения
Описаны методы мотивации, которые можно использовать для повышения эффективности процесса обучения на каждом этапе занятия.
Мотивация студентов.docx

        Мотивация студентов к обучению и пути ее повышения.

                                                                Мухамедова Линура Мансуровна

                                                 ФГАОУ ВО «КФУ им.В.И.Вернадского»

                                                                     (филиал)  Бахчисарайский  колледж       

                                        строительства, архитектуры и дизайна.

         

          Многолетний опыт ведения занятий по технической  механике позволил мне провести свой анализ некоторых особенностей преподавания этой дисциплины. Техническая механика — одна из фундаментальных  дисциплин, составляющая  и главное содержание многих областей техники, а ее изучение способствует формированию у будущих специалистов правильного мировоззрения,  развивает логическое и аналитическое мышление. Преподавание технической механики в колледже имеет свои сложности, связанные с тем, что эта дисциплина сама по себе достаточно сложна для восприятия и понимания обучающимися вторых курсов. Нам преподавателям уже с первых занятий приходится  объяснять, что без знания основных законов и принципов механики не может быть успешного специалиста, понимающего все физические явления и процессы, происходящие в окружающем человека пространстве. Глубокое понимание  высших форм движения таких как акустика, теплота, электрические и световые явления, следует начинать с изучения законов механического движения как более простых и доступных каждому.

         Сегодня на смену традиционным методам обучения, приходят современные технологии активного обучения, когда главная цель преподавателя – заинтересовать обучающегося своим предметом, пробудить у него стремление к получению знаний, к поиску решения поставленных задач. (слайд №3)

          Процесс обучения относится к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения множество, но все они формируют единую систему, которую объединяет общая цель - повышение эффективности обучения.

Методы мотивации, которые можно использовать для повышения эффективности процесса обучения многочисленны, но чаще всего мы используем приемы  мотивации, практически на каждом этапе занятия.

1. Организационный этап (слайд № 4)

На этапе организации начала занятия я использую эмоциональные  методы, создающие  обстановку доброжелательности и доверия, эмоциональную подготовку к изучению нового материала. Положительный, приветливый настрой преподавателя, ровный, доброжелательный тон - залог эффективного труда.

2. Этап. Актуализации опорных знаний и проверки выполнения домашнего задания. (слайд №5). На этом этапе стараюсь использовать нетрадиционные формы и методы контроля знаний, которые создают непринужденную атмосферу, вызывают интерес и даже любопытство со стороны обучающихся, которым предлагается подготовить дома тесты или кроссворд по изученной теме и затем на уроке  обменяться своими материалами и выполнить предложенные задания.  Это способствует созданию ситуации успеха, повышает  уровень объективной самооценки. Приведу несколько вариантов проверки опорных знаний: 1.Фронтальный опрос. (слайды № 6-9); 2.Тестовые задания, элементы тестовой технологии показывают объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. (слайды № 10-18). 3.Веерный опрос: (слайд №19)

- обучающимся предлагаются буквенные обозначения величин и они должны назвать данную величину словами-определениями например: 

ω-угловая скорость вращательного движения, 
σ-нормальные напряжения в поперечном сечении бруса при растяжении;   

Δl –абсолютное удлинение бруса.

3. Блиц опрос. «Блиц» значит быстрый, поэтому не требует много времени на проведение. Обучающимся предлагается ряд терминов или определений на которые  им необходимо быстро ответить . Например: (слайды  № 20)

    деформация ……

    продольная сила ……

    нормальные напряжения ……

3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе. Сообщение темы и плана занятия. Постановка целей и задач занятия. Мотивация деятельности. По моему мнению, это один из самых основных этапов занятия, так как именно здесь формируется мотивационный настрой на последующую деятельность на занятии. На основе мотивов определяется цель занятий. Цель – это представляемый результат будущей деятельности. Ясная, понятная, реальная цель – ключ к успеху в работе с обучающимися.

 Объявив тему урока,  предлагаю определить основные направления деятельности. Например, по теме «Ременная передача» ставлю следующие вопросы: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь  сегодня на уроке?

     - Что вы знаете по этой теме? Где применяется такая передача?

     - Её назначение? Какие вопросы вас интересуют?

     - Демонстрация макета ременной передачи или презентации.

Стараюсь показать  практическую значимость изучаемого материала. 

Или например, -  изучение курса «Сопротивление материалов» поможет нам предсказать поведение конструкции под нагрузкой, что позволит избежать разрушений или необратимых деформаций. Обосновываем профессиональную значимость занятия.

На лекциях   каждое теоретическое положение должно быть проиллюстрировано наглядными примерами, презентациями, причем эти примеры  должны быть доступны для понимания. Уделяя достаточное внимание теоретическому курсу, нельзя забывать, что сущность механики – это практическое приложение ее открытий. Поэтому для успешного освоения дисциплины, кроме знания теории, необходимы навыки в решении задач. Практика показывает, навыки решения задач приобретаются  значительно труднее, чем теоретические знания. На практических занятиях, необходимо показывать, как на примере каждой решаемой задачи научиться анализировать законы механики, а не сводить получение искомых величин к выполнениям математических вычислений. Поэтому с первого практического занятия необходимо помогать обучающимся преодолевать неуверенность, показывая, что все задачи в механике вполне по силам любому обучающемуся; обязательно обращать внимание обучающихся на размерности величин, входящих в применяемые расчетные формулы, показывать, как можно проверить правильность  решения, анализируя размерности получаемых величин; учить  анализировать результат решения задачи и делать выводы; полезно некоторые задачи решать несколькими способами, проводя анализ используемых при решении законов механики.

4. Этап изложения нового материала и усвоения новых знаний и способов действий. (слайд № 23)

Исследования показывают, что произвольное внимание аудитория может удерживать в течение 30-40 минут, потом в силу эмоциональных и психологических особенностей обучающиеся  начинают отвлекаться. Поэтому на этом этапе необходимо применять различные формы организации деятельности и чередовать их. При объяснении нового материала демонстрировать презентации, электронные плакаты, макеты механизмов (редуктора, различных видов механических передач и т. д.). Обучающиеся всегда положительно относятся к демонстрации учебных фильмов, созданию опорных конспектов по изучаемой теме, просмотру презентаций по изучаемому вопросу, видео материалов, созданию проблемных ситуаций.(слайд № 24-26). Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или анализа нескольких точек зрения. Цель проблемного обучения в том, чтобы научить обучающегося видеть проблемы и рационально их решать, прогнозировать применение  полученных знаний в будущей деятельности. После просмотра  учебных фильмов  преподаватель должен, не дожидаясь момента понижения внимания обучающихся, предложить им высказать свою точку зрения, обсудить и обобщить предлагаемый материал или сменить вид деятельности, предложив задание для самостоятельной работы, переключив внимание на раздаточный материал.

5. Этап закрепления обобщения и систематизации новых знаний и способов действий. (слайды № 27-29).

На этом этапе можно использовать следующие  приёмы контроля:  выполнение самостоятельных  работ, технические диктанты, карточки-задания,  деловые игры, вопросно-ответное общение, тестовый контроль знаний, зашифрованные диктанты  (обучающиеся должны записать только условные обозначения, которые предлагает преподаватель. Шифровать  можно  новые понятия, изученные в данном разделе, формулы, свойства и признаки тех или иных явлений.) Тестовый контроль провожу, с сообщением полученного результата и указанием на типовые ошибки. На практических  занятиях, выполняем расчетно-графические работы, для которых разработаны рабочие тетради,  содержащие как теоретические материалы с примерами выполненных работ, так и пошаговый алгоритм выполнения заданий, такой прием даёт возможность работать в индивидуальном режиме усвоения.

Но всегда нужно помнить, что необходимо ставить посильные учебные задачи. Задания для практических и самостоятельных  работ должны быть соизмеримы со знаниями обучающихся и посильными для выполнения.  Необходимо чётко и однозначно объяснять задание.  Предельно ясная и доступная формулировка задания и объяснение способствуют успешному его выполнению.

6. Этап подведения итогов занятия, обобщения материала и выставление оценок. (слайд №30).

При подведении итогов обучающиеся сравнивают и оценивают свои достижения с теми целями, которые ставили перед собой. Современная психология отмечает тот факт, что необходимо отмечать успехи обучающихся, хвалить и демонстрировать их достижения. Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных особенностей выполненных работ прибавляет обучающимся уверенности в себе и своих силах, повышает их внутреннюю мотивацию и желание достигать снова и снова аналогичных результатов, со временем повышая их. Необходимо информировать обучающихся о результатах их деятельности, проводить статистику уровня их успеваемости, останавливаться на распространенных ошибках студентов, обсуждать недочеты и совместно находить правильные решения.

7. Этап информации о самостоятельной работе во внеурочное время и домашнем задании. Литература. (слайды №31-36).

На этапе обобщения информации о домашнем задании преобладают эмоциональные  и познавательные мотивы: эмоциональный настрой на выполнение домашнего задания, предъявление учебных требований, прогнозирование применения знаний в будущей деятельности.

8. Этап рефлексии.          

Данный этап включает в себя три компонента: оценка личностной значимости полученных знаний, оценка эмоциональной включенности в урок, оценка результативности собственной деятельности на уроке.

         Организация и проведение творческих мероприятий. (Слайды №37-39)

Очень важно организовывать различные конкурсы, олимпиады, деловые

игры для того, чтобы обучающиеся  смогли применить полученные знания на практике и получить одобрение, как со стороны преподавателя, так и со стороны независимого жюри. Дать возможность обучающимся заявить о себе и выделиться, удовлетворив тем самым потребность в самореализации, самосовершенствовании. Разнообразие форм и методов организации учебной деятельности повышает мотивацию обучающихся. В настоящее время в педагогической практике нашли широкое применение методы активного обучения, это проблемные задания, а также элементы игровой технологии, деловые  и ролевые игры; анализ производственных  ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений. Цель этих методов  научить обучающихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы. Обучение с использованием компьютера, дистанционное обучение; создание презентаций. На этапе контроля и самоконтроля знаний  для поддержания мотивации очень важен систематический контроль уровня усвоения знаний студентов, их своевременное оценивание. Общее значение различных приемов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь, на основании которой устанавливается, как обучающиеся  воспринимают и усваивают учебный материал.

Таким образом (слайд № 40). При  регулярном использования методов развития мотивации  отмечается  следующие положительные  изменения:

а) повышается активность  работы обучающихся на занятии;

б) обучающиеся получают много заслуженных оценок;

в) увеличивается количество положительных эмоций в ходе занятия;

г)  контроль знаний систематизирован;

д) усиливается интерес к самостоятельной подготовке.

Практика показывает, что при условии планомерно осуществляемой  деятельности по формированию  мотивационной сферы у  обучающихся наблюдается устойчивое  повышения  качества результатов обучения. Для этого в  кабинете «Техническая механика» на протяжении нескольких лет ведется последовательная работа, связанная с созданием учебно - методического комплекса  дисциплины, включающий в себя рабочие программы, календарно-тематические планы, электронные учебники, базовые конспекты лекций, методические указания и рабочие тетради к практическим занятиям, методические указания к самостоятельной работе, контрольно-измерительные материалы для тестирования, текущего и промежуточного контроля знаний, презентации к темам дисциплины и видеоуроки. Электронные материалы  размещены в программе Мудл со свободным доступом для зарегистрированных пользователей – обучающихся и преподавателей через интернет и локальные сети.

Однако никакие современные информационные образовательные технологии, несмотря на их очевидную необходимость, не могут в полной мере заменить положительный эффект от непосредственного общения обучающихся с преподавателем на учебных занятиях и консультациях. Преподаватель, читая лекцию перед аудиторией обучающихся, является для них не только носителем новых знаний, но и примером культуры поведения, культуры общения. Одна из составляющих успешной преподавательской деятельности заключается в строжайшей необходимости для преподавателя, в первую очередь, самому претворять в жизнь провозглашаемые им лозунги.           

                        Спасибо за внимание.   


Мотивация студентов к обучению и пути ее повышения

Мотивация студентов к обучению и пути ее повышения

Этап . Актуализации опорных знаний и проверки выполнения домашнего задания

Этап . Актуализации опорных знаний и проверки выполнения домашнего задания

Обосновываем профессиональную значимость занятия

Обосновываем профессиональную значимость занятия

Этап закрепления обобщения и систематизации новых знаний и способов действий

Этап закрепления обобщения и систематизации новых знаний и способов действий

Этап информации о самостоятельной работе во внеурочное время и домашнем задании

Этап информации о самостоятельной работе во внеурочное время и домашнем задании

Практика показывает, что при условии планомерно осуществляемой деятельности по формированию мотивационной сферы у обучающихся наблюдается устойчивое повышения качества результатов обучения

Практика показывает, что при условии планомерно осуществляемой деятельности по формированию мотивационной сферы у обучающихся наблюдается устойчивое повышения качества результатов обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2023