Описание моделей наставничества
Оценка 4.7

Описание моделей наставничества

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
другое
Взрослым
03.11.2023
Описание моделей наставничества
Краткое описание модели наставничества
описание модели наставничества .docx

Краткое описание представляемой модели наставничества.

 

 

 «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое»

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин    

 

Наше сотрудничество началось в 2022 году, когда молодой педагог Екатерина Борисовна пришла работать в лицей.  Сотрудничество педагога-наставника и молодого специалиста. С чего начинать? Это был вопрос для нас обеих. Но! «Дорога в тысячу лье начинается с первого шага…», как когда-то сказал Лао-цзы, и мы начали. Постепенно сформировалась наша модель, название которой вы узнаете позже.

 Пообщавшись друг с другом, мы взяли для начала традиционную модель наставничества, когда более опытный педагог передает свой опыт, профессиональные и методические знания и дает советы как достичь успеха молодому педагогу, а молодой специалист принимает и осваивает функции и роли, ценности и традиции. Но нам быстро стало в ней «тесно».

 Время шло, молодой специалист отлично прошла адаптацию в коллективе, и тогда на смену пришла групповая модель наставничества, когда группа опытных педагогов стала вносить предложения для развития и профессионального роста молодого специалиста. Педагоги предлагали разные варианты решения сложных ситуаций, показывали свои «фишечки» в построении урока, поддержании дисциплины.  Молодой педагог стала ходить на уроки к другим учителям из начальной школы, и уже группа опытных педагогов оказывала помощь в разных сферах педагогической деятельности, помогала сориентироваться в образовательной политике.

Когда молодой специалист поняла, что она может больше, а наставник и коллектив начальной школы поддержал инициативы и перспективные идеи молодого учителя, как-то сама собой пришла модель партнерского наставничества: равный-равному, где я оказалась в роли эффективного наставника, который слушает, собирает информацию, обеспечивает честную и конструктивную обратную связь, создает виденье перемен и мотивирует партнера к действиям, отслеживает прогресс в достижении конкретных карьерных целей, при этом продолжая помогать партнеру в  повышении качества работы, выстраивании рабочих отношений. Но при этом мы подошли к порогу, где Екатерина Борисовна – молодой специалист наравне с опытными педагогами вносит предложения по улучшению образовательного процесса и свежие идеи взаимодействия с новым поколением учеников и их родителями.

И уже в этом году мы перешли на другую модель наставничества: реверсивное. Суть модели в том, что специалист младшего возраста становится профессионалом и наставником более опытного сотрудника по вопросам использования новых технологий в области преподавания, а именно в освоения ЦОС (цифровая образовательная среда), ЦОР (цифровой образовательный ресурс). В нашем коллективе начальной школы средний возраст учителей 47- 48 лет. Многие педагоги – стажисты испытывают трудности в освоении цифровых технологий. В этом нам помогает модель реверсивного наставничества, когда опытный, высококвалифицированный профессионал, который старше по возрасту, становится подопечным молодого учителя и обучается у него использованию возможностей интернета в своей образовательной деятельности. Помимо общих преимуществ, реверсивное наставничество помогает установить взаимопонимание между разными поколениями педагогов.  Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из «зоны комфорта» и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга и вызовы времени.

В 2023 году коллектив начальной школы прирос новыми молодыми учителями, совсем юными и неопытными. Екатерина Борисовна, продолжая учиться сама, постигать тонкости педагогического мастерства, освоила еще одну модель -  флэш-наставничество. Это наставничество вновь пришедшим молодым педагогам через одноразовые встречи и обсуждения. Она дает ценные советы о взаимодействии и взаимоотношениях наставника и наставляемого, но в очень ограниченном временном интервале.

Использование разных моделей наставничества очень эффективна в работе. Пройдя этот путь, мы можем с уверенностью сказать, что ассимиляция данных моделей помогает увидеть и раскрыть потенциал, преодолеть трудности, с которыми сталкиваются все молодые специалисты. Так родилась наша модель «Микс – наставничество», и мы считаем, что именно использование разных моделей наставничества приводит к желаемому результату.

          Наставничество в целом помогает талантливым и амбициозным молодым сотрудникам планировать свою карьеру, развивать соответствующие навыки и компетенции, становясь более самостоятельными, ответственными и целеустремленными. Наставничество содействует транслированию ценностей, видения и миссии организации на все ее уровни через тесные отношения между наставником и подопечным, помогая им понять и внести необходимые изменения в индивидуальный стиль работы и поведения.

 

 «Плох тот ученик, который не превзошел учителя» – это утверждение Леонардо да Винчи должно быть задачей наставника, его жизненным кредо, и пусть каждый ученик станет лучше своего учителя.


 

Краткое описание представляемой модели наставничества

Краткое описание представляемой модели наставничества

Помимо общих преимуществ, реверсивное наставничество помогает установить взаимопонимание между разными поколениями педагогов

Помимо общих преимуществ, реверсивное наставничество помогает установить взаимопонимание между разными поколениями педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2023