Эффективные приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

  • pptx
  • 05.07.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала орфографическая зоркость [Автосохраненный].pptx

Эффективные приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

«Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма». М. Р. Львов

Орфографическая зоркость -

Это способность быстро обнаруживать в тексте,
в словах и их сочетаниях
орфограммы, а также определять их типы.

4

Причины орфографической безграмотности

Причинами орфографической безграмотности могут служить не только психофизиологические проблемы, которые обусловлены стойкими нарушениями высших психических функций, но и таких как:
Отсутствие положительной мотивации
Несформированность звуко - буквенного анализа и синтеза
Бедность и неточность словаря
Слабая коммуникативная активность у детей

5

Актуальная проблема начальной школы – профилактика нарушений орфографической зоркости обучающихся

Перед учителем встают вопросы:
Как помочь ребёнку писать грамотно?
Как развить орфографическую зоркость?

6

Приемы по развитию орфографической зоркости



Направлены на формирование орфографически грамотного письма.
Помогают не только усвоить изученные орфограммы, но и развивают память, мышление, внимание , речь.
Являются игровым и занимательным материалом, что повышает мотивационную активность детей и формирует навыки орфографически грамотного письма

Эффективные приемы формирования орфографической зоркости 1. Орфографическое проговаривание.. Цель:предупреждать ошибки при написании слов, развивать артикуляционную память, слуховое восприятие, самоконтроль. 2. Письмо с пропусками орфограмм (письмо «с дырками»).

А) пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
Б) пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Приемы по развитию орфографической зоркости

4.Использование разных видов диктантов:

Диктант с постукиванием (не контрольный).
Диктант «Найди слова».
Диктант – игра «Кто больше запомнит».
Зрительный диктант.
Знаковый диктант.

Зрительный диктант и письмо по памяти

Цель:
Активизировать мышление, тренировать внимание, память, развитие скорости чтения.
Способствовать осознанному запоминанию правильного написания слов(выполняется орфографический разбор).
( Зрит.дикт.по методике профессора И.Т.Федоренко в виде презентаций провожу с 1го класса, у ребят значительно повысилась скорость письма)

Зрительный диктант
1. Сробел - пропал.
2. Каша – радость наша.
3. Ссора – оружие глупца.
4. Аптека не прибавит веса.
5. Без беды друга не узнаешь.
6. Тому тяжело, кто помнит зло.

Знаковый диктант


Диктуются слова: бабочка, летает, красивая, поляна, собирает, цветочный ,нектар.
У учеников запись: П,Д,Пр,П,Д,Пр,П

(предмет, действие,признак)

5.Какографические упражнения (метод В.А.Сухомлинского)

Цель: тренировать учащихся в нахождении орфографических ошибок в тексте

Алгоритм проведения:
Текст с орфографическими ошибками записан на доске.
Учащиеся под руководством учителя находят, комментируют и исправляют допущенные ошибки.
Исправленный текст учащиеся записывают в тетради.

Какографические упражнения

В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.