Мышление – это сложная психическая функция, обеспечивающая жизнедеятельность и обучение ребенка. Для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, осваивать новую информацию, взаимодействовать с другими людьми, ребенку нужно уметь устанавливать сходства и различия между предметами, явлениями, классифицировать предметы, прослеживать причинно-следственную связь между событиями.
Виды мышления
Наглядно-действенное - познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
Наглядно-образное - познание с помощью представлений предметов, явлений;
Словесно-логическое - познание с помощью представлений предметов, явлений.
Операции мышления
Анализ — разделение предмета, явления на составляющие компоненты.
Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
Классификация — группировка предметов по признакам.
Для мышления детей с задержкой психического развития характерно:
нарушение многих мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирование);
снижение активности мыслительных процессов;
наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;
неосознанность и хаотичность действий в процессе решения (в большей мере);
некритичность мышления;
слабая регулирующая роль мышления;
низкая мотивация мыслительной деятельности.
Причины нарушения развития мышления у детей с задержкой психического развития:
Бедность наглядных и слуховых представлений
Небольшой игровой опыт
Малое знакомство с предметными действиями
Недостаточное развитие речи
Лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление !
Наглядно-действенное мышление
1) Понимание функционального назначения предметов. Чтобы совершать осмысленные действия с предметами, важно понимать, как их использовать, что с ними можно делать: из чашки можно пить, на машине – ездить и т.д.
2) Формирование представления о сходстве и различии. Ребенок учится находить одинаковые и (позже) сходные предметы. Задание можно усложнять, предлагая ребенку сходные предметы, различающиеся по какому-либо признаку.
3) Формирование представления о размере. Когда ребенок различает несколько размеров, он может собирать пирамидку, соблюдая правильную последовательность колец.
4) Понимание причинно следственной связи. Совершая действия с предметами, ребенок учится понимать связь между событиями, а затем и прогнозировать события.
Наглядно-образное мышление
1) Установление связи «картинка – предмет – слово».
Переход на уровень наглядно-образного мышления
предполагает, что ребенок может понимать и устанавливать
связь между картинкой, предметом и обозначающим его
словом
2) Установление связи между картинкой и событием.
Ребенок устанавливает связь между картинкой и
происходящим событием
3) Понимание смысла сюжетных картинок.
Ребенок учится анализировать изображение и понимать,
что происходит на картинке.
4) Понимание серий сюжетных картинок.
Ребенку необходимо не только понимать содержание
каждой из них, но и проследить связь между картинками.
Словесно-логическое мышление
Недостаточно свободное владение лексическим значением слов - отрицательно влияет на процесс формирования понятий и их использование
Обобщающее значение понятий, существенные их признаки с трудом улавливаются детьми с ЗПР
Механическое заучивание понятий
Затруднения в усвоении причинно-следственных связей
В высказываниях отсутствует последовательность
Эффективные приемы развития мышления у детей с отклонениями в развитии.
1. Игры - упражнения на развитие представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.
2. Игры - упражнения на развитие представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.
3. Игры - упражнения на развитие метода проб как основного способа решения наглядно - действенных задач.
4. Игры - упражнения на определение причинно - следственных зависимостей.
Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями.
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах. На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.