Модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках апробации и внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования, на первое место выдвигает требования к результатам образования, которые должны быть значимы за пределами системы образования.
Поэтому цель российского школьного образования ХХI века – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.
В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Педагогу надо задуматься о том, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, а это использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса.
Урок – первая искорка, зажигающая факел любознательности.
В.А.Сухомлинский
Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок.
Урок – управляемый (следовательно, целенаправленный, мотивированный, планируемый, оргнизационно-обеспеченный, корректируемый), ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого результата, определённого образовательной программой.
Интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета);
методов и приёмов обучения.
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Задача учителя
– создать условия, в которых бы ученик был не объектом педагогического воздействия, а субъектом учебной деятельности.
Это предполагает использование иного метода организации учебной деятельности школьника, нежели существующий в сегодняшней практике большинства учителей средней школы .
Внедрение в образование новых педагогических технологий позволит поднять обучение школьников на более высокий уровень.
Технология обучения
В настоящее время в педагогической лексике прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в ее понимании и употреблении существуют большие разночтения.• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся.
современные технологии, формируют у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
дают возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям
Проблемное обучение
формирует поисковый стиль мышления;
прививает интерес к интеллектуальной деятельности, познанию, исследованию окружающего пространства;
активизирует собственную личностную позицию.
Тема урока : « Четырехугольники» класс разбивается на группы)
Карта исследования:
Задание:
С помощью циркуля и линейки найти сходства и различия четырехугольников.
В ходе исследования учащиеся вспоминают название фигур, ищут незнакомые для них фигуры, называют их, защищают найденные свойства, дополняют друг друга. Формулируют тему урока и с помощью учителя обобщают свойства четырехугольников.
Исследовательская технология
Задачи на решетке:
Формируют устойчивый интерес к математике;
Дают первоначальное представление о геометрии как математической науке;
Формируют практические навыки вычислений;
Формируют основные понятия геометрии;
Развивает креативное мышление.
Задания для 7-9 классов:
1.Изобразить фигуру:
Угол, треугольник, четырехугольник, многоугольник.
2.Найти периметр, площадь, радиус вписанной, описанной окружности.
Задания для 5-6 классов:
1.Изобразить фигуру:
Угол, треугольник, четырехугольник, многоугольник.
2.Сформулировать свойства фигур.
3.Найти: периметр, градусную меру.
Задания на решетке для 7-8 классов
повторение понятия четырехугольника, его видов, свойств;
развитие мыслительной деятельности при практической работе, развитие творческих способностей, логического мышления учащихся; развитие математической речи, умения систематизировать и обобщать знания;
воспитание самостоятельности, активности.
Творческие задания :
повышают интерес к математике и помогают сделать «нелюбимый» предмет доступным;
позволяют показать красоту науки математики, её взаимосвязь с общечеловеческой культурой;
улучшают эмоциональное состояние учащихся;
повышают их интеллектуальное развитие и ведут к формированию всесторонне развитой личности
Виды творческих работ:
сочинение математических сказок по заданным темам;
выпуск информационных газет по математики;
изготовление стереометрических фигур.
создание орнаментов или изучение национальных орнаментов разных народов;
• симметрия относительно прямой и точки и поворот;
Подготовка сообщений по заданной теме;
Разработка с/р.
Творческие домашние задания
Творческие домашние задания создают ситуацию успеха, т.к. • Ребёнок знает, что не получит отметку ниже «4». • Положительный психологический настрой. • Индивидуальность выполнения работы. • Использование информационных технологий. • Умение использовать в работе ключевые компетентности.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
Игровые технологии:
удовлетворяют требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимся; формирование социальных компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.
Игровые уроки
способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала;
- развивают творческие способности школьников и учителя;
- воспитывают веру ученика в собственные силы;
- учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами;
- формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности;
- заставляют взрослого и детей импровизировать;
- активизируют самостоятельную деятельность учащихся;
- учат школьников отстаивать свою точку зрения;
- создают психологический комфорт в классе.
Формы игровых уроков:
использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, напоминающие публичные формы общения или имитирующие деятельность учреждений и организаций (урок-суд),уроки-путешествия и т.д
Морской бой
Игра-путешествие
Урок-суд
Урок –игра: "Сложение и вычитание отрицательных чисел". 6-й класс
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с Персеем, героем древнегреческих мифов спасать красавицу Андромеду. В походе Персей :
разгадал шифр замка в дверях в Страну Ночи, боролся с медузой, преодолел путь от Аргоса до Эфиопии . Что нам и предстоит сделать.
http://festival.1september.ru/articles/576821/
Метод-проектов
это возможность максимального раскрытия творческого потенциала учеников.
позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Многогранники
Тема урока: «Признаки делимости на 3 и 9» 6 классТип урока: Изучение нового материала
N | Название | Ссылка | Примечание (скриншот) |
1. | Математический диктант. Признаки делимости. | Посмотреть здесь | |
2. | Анимированный ролик со звуком для актуализации знаний. | Посмотреть здесь | |
3. | Признаки делимости на 3, 9 (практическая часть). | Посмотреть здесь | |
4. | Признаки делимости на 3 и на 9 (таблица). |
Необходимое оборудование: компьютер , проектор, колонки, школьная доска, карточки настроения
ЦОРы (http://school-collection.edu.ru/ )
Презентация- как средство повышения эффективности обучения
Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствуют решению всех задач, которые мы ставим на уроках математики:
учебных:
ознакомление учащихся с учебным материалом;
отработка навыков по данной теме;
контроль усвоения;
развивающих:
развитие пространственного воображения учащихся, образного мышления;
развитие логического мышления учащихся;
формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли
воспитательных:
совершенствование графической культуры;
воспитание таких черт характера, как точность, четкость, внимательность, честность;
привитие интереса к предмету и учебе в целом.
Использование презентаций позволяет учителю значительно облегчить процесс обучения через реализацию различных принципов обучения
Использование презентации на отдельном этапе или этапах урока зависит от содержания этого урока и цели, которую ставит учитель.
Использование презентаций
Объяснение нового материала;
Закрепление изученного материала;
Устное решение задач
Решение задач обучающего характера.
Проверка фронтальных самостоятельных и домашних работ
Повторение изученного материала
Контроль знаний
С этой целью полезно посещать сайты «Интернет – сообщество учителей», «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Информационно методический сайт» и другие
Видео-урок
Демонстрация видеоуроков по математике с их помощью повышает наглядность, познавательность и эффективность урока
Для разнообразия своих уроков, повышения интереса и успеваемости учеников.
ИКТ при подготовке к экзамену
Активно использую ИКТ в обучении на уроках алгебры. Работаем с тестами, демонстрационными вариантами ЕГЭ. Сейчас много материалов для подготовки к ЕГЭ, но они проверяют объем ЗУН за большой промежуток времени (1-2 года). Для того, чтобы форма аттестации ЕГЭ стала более отработанной, я составляю с помощью компьютерных технологий варианты контролирующих заданий по типу ЕГЭ, но проверяющих объем знаний по определенной теме.
Эффективность технологий
помогает лучше
усвоить учебный
материал
вызывает у детей живой интерес к процессу познания
активизирует их деятельность
Помогают снять чувство усталости
Усиливают
непроизвольное
запоминание
Раскрывают способности детей, их индивидуальность
Рефлексия
– размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в. , чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность.
Предприимчивость.
Конкурентоспособность.
Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока,
но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.