Эффективные приемы работы со слабоуспевающими учащимися
До сих пор одним из самых «больных» мест любой школы остаётся слабая успеваемость школьников. Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.
Можно много говорить о причинах, видах неуспеваемости, о характерных особенностях. Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше.
Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, сохранили положительное отношение к школе и учителям?
Сегодня мне бы хотелось поделиться некоторыми эффективными приемами работы со слабоуспевающими учащимися.
Работа учителя с данными учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем многократных повторений, заучиванием правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Так и я пыталась построить свою работу. Но заметила, что при таком методе работы добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него появляются негативные чувства, неуверенность в своих возможностях.
1) Ситуация успеха — вот необходимое условие положительного отношения к учебе. Даже разовое переживание успеха слабоуспевающим учеником может коренным образом изменить его психологическое самочувствие. Для этого я ставлю перед таким учеником задачи, которые будут ему посильны и выполнимы, где он может проявить инициативу и заслужить признание одноклассников и учителя. И у таких детей реально появляется сильная мотивация, чтобы ликвидировать свои пробелы в знаниях.
Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе должны быть на каждом уроке. Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения, направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д.
Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.
2) На уроках должна царить атмосфера особой доброжелательности.
3) При работе со слабоуспевающими я обычно снижаю темп опроса, разрешаю таким детям дольше готовиться у доски. Предлагаю им примерный план ответа, разрешаю пользоваться наглядными пособиями (например, лентой букв, таблицей умножения и т.п.).
4) Стимулирую оценкой, подбадриванием, похвалой.
5) Использую средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы-опоры)
6) Многократно проговариваю и закрепляю материал урока.
7) Применяю частую смену видов деятельности на уроке.
8) Никогда не заставляю таких учащихся отвечать по новому, только что изученному материалу. Я откладываю опрос слабых на более поздние сроки, дав слабому возможность ещё позаниматься дома, закрепить новый материал.
9) Привлекаю к проектной деятельности.
10) Еще я разбиваю класс на пары: сильный – слабый. Слабоуспевающих учеников прикрепляю к сильным. В таких парах дети занимаются на уроках, после уроков, даже на переменах (особенно перед проверочными работами). Сильные дети тоже заинтересованы в этой деятельности, т. к. если слабый ученик получил положительную оценку, его «учитель» получает «5» или дополнительный балл.
11) Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости - дифференцированное обучение. В этом большую помощь мне оказывают различные дифференцированные тематические карточки по предметам (это самый удобный способ проверки знаний). Но карточки даются не только слабоуспевающим, но и другим детям, чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся. Поэтому использую разноуровневые карточки, где для многих заданий даются указания, пошаговые инструкции.
12) Групповую и парную форму работы я использую в урочное и во внеурочное время. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы.
13) Хороший результат также дают тесты для тематического контроля и обучающие. Тестирование позволяет провести контроль знаний, выявить общую картину и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
Такую работу провожу не только в ходе индивидуальных занятий по плану и графику, но и во время урока. Вообще стараюсь постоянно проводить срезы знаний, чтобы постоянно владеть информацией о пробелах знаний учащихся, особенно у слабоуспевающих.
14) При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираю специальные задания, провожу подробный инструктаж, предлагаю (при необходимости) карточки-консультации. Учитываю объём домашних заданий, чтобы не допустить перегрузки школьников.
15) Моя работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка. Много уделяю в своей работе нравственным аспектам развития таких учащихся, вовлечению детей в художественную самодеятельность, во все без исключения классные и школьные мероприятия, а в походах, на экскурсиях, т.е в неформальной обстановке, когда стирается грань между сильными и слабыми, как раз слабоуспевающие дети оказываются и находчивыми, и более приспособленными, у них формируется опыт взаимодействия с коллективом, приобретается уверенность в себе, раскрываются их способности, совершенствуются коммуникативные навыки, повышается авторитет среди сверстников.
16) Немаловажным считаю и тесное взаимодействие учителя с родителями слабоуспевающих учащихся. Когда родители видят, что учитель заинтересован в их ребёнке, они легче идут на контакт, более адекватно воспринимают советы, пожелания, иногда и критику.
17) В своей работе я использую опыт педагога-новатора Софьи Николаевны Лысенковой. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса. Эта методика реально работает.
Считаю, что работа со слабоуспевающими детьми должна проводиться учителем систематически. Хочется отметить, что изо дня в день, обучая детей, я учусь сама. Мои дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Я фиксирую, отмечаю и поощряю малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже, казалось бы, самые незначительные сдвиги к лучшему у слабоуспевающих учеников. Эта работа очень кропотливая, требующая огромного терпения.
Слабоуспевающие ученики – это постоянная головная боль учителей. И я искренне желаю вам как можно меньше этой головной боли. Но, тем не менее хочу заметить, что среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин.
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися
Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:
1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
2. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
3. Не торопите его, научитесь ждать.
4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.