Эффективные приемы работы со слабоуспевающими учащимися
Оценка 4.6

Эффективные приемы работы со слабоуспевающими учащимися

Оценка 4.6
doc
21.06.2021
Эффективные приемы работы со слабоуспевающими учащимися
Эффективные приемы работы со слабоуспевающими учащимися.doc

Эффективные приемы работы со слабоуспевающими учащимися

         До сих пор одним из самых «больных» мест любой школы остаётся слабая успеваемость школьников. Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.

          Можно много говорить о причинах, видах неуспеваемости, о характерных особенностях. Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше.

       Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, сохранили положительное отношение к школе и учителям?

         Сегодня мне бы хотелось поделиться  некоторыми эффективными приемами работы со слабоуспевающими учащимися.

       Работа учителя с данными учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем многократных повторений, заучиванием правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Так и я пыталась построить свою работу. Но заметила, что при таком методе работы добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него появляются негативные чувства, неуверенность в своих возможностях.

1) Ситуация успеха — вот необходимое условие положительного отношения к учебе. Даже разовое переживание успеха слабоуспевающим учеником  может коренным образом изменить его психологическое самочувствие. Для этого я ставлю перед  таким учеником задачи, которые будут ему посильны и выполнимы, где он может проявить инициативу и заслужить признание одноклассников и учителя. И у  таких детей  реально появляется сильная мотивация, чтобы ликвидировать свои пробелы в знаниях.

Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе должны быть на каждом уроке. Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения, направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

2) На уроках должна царить атмосфера особой доброжелательности.

3) При работе со слабоуспевающими я обычно снижаю темп опроса, разрешаю таким детям дольше готовиться у доски. Предлагаю им примерный план ответа, разрешаю пользоваться наглядными пособиями (например, лентой букв, таблицей умножения и т.п.).

4) Стимулирую оценкой, подбадриванием, похвалой.

5) Использую средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы-опоры)

6) Многократно проговариваю и закрепляю материал урока.

7) Применяю частую смену видов деятельности на уроке.

8) Никогда не заставляю таких учащихся отвечать по новому, только что изученному материалу. Я откладываю опрос слабых на более поздние сроки, дав слабому возможность ещё позаниматься дома, закрепить новый материал.

9) Привлекаю  к проектной деятельности.

10) Еще я разбиваю класс на пары: сильный – слабый. Слабоуспевающих учеников прикрепляю к сильным. В таких парах дети занимаются на уроках, после уроков, даже на переменах (особенно перед проверочными работами). Сильные дети тоже заинтересованы в этой деятельности, т. к. если слабый ученик получил положительную оценку, его «учитель» получает «5» или дополнительный балл.

11) Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости - дифференцированное обучение. В этом большую помощь мне оказывают различные дифференцированные тематические карточки по предметам (это самый удобный способ проверки знаний). Но карточки даются не только слабоуспевающим, но и другим детям, чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся. Поэтому использую разноуровневые карточки, где для многих заданий даются указания, пошаговые инструкции.

12) Групповую и парную форму работы я использую в урочное и во внеурочное время. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы.

13) Хороший результат также дают тесты для тематического контроля и обучающие. Тестирование позволяет провести контроль знаний, выявить общую картину и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

Такую работу провожу не только в ходе индивидуальных занятий по плану и графику, но и во время урока. Вообще стараюсь постоянно проводить срезы знаний, чтобы постоянно владеть информацией о пробелах знаний учащихся, особенно у слабоуспевающих.

14) При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираю специальные задания, провожу подробный инструктаж, предлагаю (при необходимости) карточки-консультации. Учитываю объём домашних заданий, чтобы не допустить перегрузки школьников.

15) Моя работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка. Много уделяю в своей работе нравственным аспектам развития таких учащихся, вовлечению детей в художественную самодеятельность, во все без исключения классные и школьные мероприятия, а в походах, на экскурсиях, т.е в неформальной обстановке, когда стирается грань между сильными и слабыми, как раз слабоуспевающие дети оказываются и находчивыми, и более приспособленными, у них формируется опыт взаимодействия с коллективом, приобретается уверенность в себе, раскрываются их способности, совершенствуются коммуникативные навыки, повышается авторитет среди сверстников.

16) Немаловажным считаю и тесное взаимодействие учителя с родителями слабоуспевающих учащихся. Когда родители видят, что учитель заинтересован в их ребёнке, они легче идут на контакт, более адекватно воспринимают советы, пожелания, иногда и критику.

17) В своей работе я использую опыт педагога-новатора Софьи Николаевны Лысенковой. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса. Эта методика реально работает.

Считаю, что работа со слабоуспевающими детьми должна проводиться учителем систематически. Хочется отметить, что изо дня в день, обучая детей, я учусь сама. Мои дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Я фиксирую, отмечаю и поощряю малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже, казалось бы, самые незначительные сдвиги к лучшему у слабоуспевающих учеников. Эта работа очень кропотливая, требующая огромного терпения.   

Слабоуспевающие ученики – это постоянная головная боль учителей. И я искренне желаю вам как можно меньше этой головной боли. Но, тем не менее хочу заметить, что  среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин.

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:

1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.

2. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.

3. Не торопите его, научитесь ждать.

4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.

5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.

6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.

7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.

8. Обобщение – главная составляющая любой методики.

9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.

10.  Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

 


Эффективные приемы работы со слабоуспевающими учащимися

Эффективные приемы работы со слабоуспевающими учащимися

Использую средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы-опоры) 6)

Использую средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы-опоры) 6)

Моя работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка

Моя работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка

Не торопите его, научитесь ждать

Не торопите его, научитесь ждать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2021