«Эффективные приёмы формирования читательской грамотности младших школьников»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 16.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
Иконка файла материала Эффективные приемы формирования читательской грамотности младших школьников.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эффективные приёмы формирования читательской грамотности младших школьников»   

 

 

Подготовила:

Тишина Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №27

 

 

 

 

 

 

 

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образования. 

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

 В своей практике  я столкнулась со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Назову этапы   формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

-умении правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

 

2. Овладение техникой чтения.

 

3.Формирование читательских интересов.

 

         Сегодня    я продемонстрирую вам  виды заданий и упражнений, которые я использую  в своей работе. На мой взгляд, они достаточно эффективны, т. к. помогают учащимся улучшить навык чтения, стимулируют  их к познавательной и творческой активности,  способствуют формированию читательской грамотности.

                                   Задания на уровне слова

1.     Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

АПТЕКА, АНАНАС, АСТРА, АКРОБАТ, АТЛАС, АСФАЛЬТ

 

2.     Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

СТАКАН, АТАКА, КАРТА, ТАЛАНТ, ТАРАКАН, АНСАМБЛЬ

 

3.     Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

МОЛОКО, ОКНО, НОСОРОГ, РОГ, ГОЛОС, СОКОЛ, КОНТРОЛЬ, РОЛЬ

 

4.     Прочитай слова без лишнего слога

              тюсалень  леонапард  лягушлика  дязател  инжидюк кастфурюля 

5.     Читай только первые слоги. Какие слова получились?

канат  лентяй  дача рисунок          календари

сани  ракета  фантазия                     сарафан

концерт  феникс  тарелка                 конфета

фикус  аллея  карандаш                   фиалка

 

6.     В каждой строчке найди 5 слов.

 ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ    

Кошка, тигр, кенгуру, петух, верблюд.

 

7.     Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

 оядлео  лушкяга   змлнеякиа       фрноаь              сзтекроа              пиодмор  

одеяло, лягушка, земляника, фонарь, стрекоза, помидор

Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.

8.     Прочитай слова, вернув буквы на место.

Мы обычные слова,

 Всех нас знает каждый.

 Мы содержим буквы А

 Трижды или дважды

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня  - ну и ну!-

Все они сбежали.

 слт        сткн       звтрк        крн бнн       срфн      квдрт      ткнь прд       брбн       

салат, стакан, завтрак, кран, банан, сарафан, квадрат, ткань, парад, барабан

9.     Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ

 

Задания на уровне предложения

1.     Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

 L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр  - весь мир согревает. ( Солнце)

2.     Читай предложения наоборот справа налево:

.ьлепак яатсач теадап шырк С

С крыш падает частая капель.

 

3.     Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):           

      Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

 4. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

По печи узнают человека.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

5.     Скороговорки.

Прочитать скороговорку тихо,  громко, шепотом, беззвучно («немое кино»).

 Лена искала булавку.

Булавка упала подлавку.

Под лавку залезть было лень, 

Искала булавку весь день.

1.     Раскрась каждую звезду в свой цвет.

 

         Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (красный)

         Грамоте учиться – всегда пригодится. (зеленый)

         Семьей дорожить – счастливым быть. (синий)

         Платье лучше новое, а друг старый. (желтый)

              работа                дружба                  семья                     учеба

                                      

 

 

                                    

                                             Задания на уровне текста.

          Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.

1.Использование принципа решения анаграмм   для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.

                                                                чаМет

ыМ  с  лоКей  милюб  троисть  букики  и  течмать: но – о  роме,  я  -  о  бене.  нО  дубет  корямом,  а  я  комлётчи.

Мечта

Мы с Колей любим строить кубики и мечтать: он – о море, я – о небе. Он будет моряком, а я лётчиком.

 2.Вставь подходящие по смыслу слова.

Скворец.

В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял  

3.Прочитай текст

После прочтения текста. Переходим к работе над его содержанием.

-Где росло дерево?

-Где жили пчёлы? А где жила белка?

-Кто ещё жил на дереве?

Работая с текстом, можно использовать приём выборочного чтения:

-Что носила в дупло белка?   Кем был для дерева дятел? Что делал паук?  др.

Мои ученики размышляют над содержанием не только литературных текстов, но и научно-познавательных.

Задание на карточке:

 Прочитать текст и письменно ответить на вопросы.

                                                                    Чайки.

Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и  Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску». Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

·        Вопросы  для контроля:                                                                 

·        Что умеют животные?                                                                           

·        Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»                                                                                      

·        Что не делают чайки, когда приближается сильная буря? 

Данные задания и упражнения я использую в работе на уроках русского языка и   литературного чтения.

Для развития навыка чтения помогают следующие приёмы:

1.     «Буксир»

Учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно попросить ребенка продолжить чтение.

2.«Очередь»

Оно заключается в чередовании чтения в комфортном для себя режиме молча с чтением вслух в ускоренном режиме. Переход  осуществляется по команде учителя “Молния!» и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/.

 

3.«Прыжки»

Чтение через слово, через строчку.

 

4.«Голова и хвост»

Учитель читает предложение в тексте, дети находят и дочитывают начатое предложение.

 

5.Чтение через решётку.

6. Тексты перевёртыши.

7. Зашумлённый текст.

8. Динамическое чтение.

 

Ø - чтение вслух;

Ø - чтение про себя;

Ø - жужжащее чтение;

Ø - хоровое чтение;

Ø - чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);

Ø - чтение в темпе скороговорки;

 

Применяя  в работе данные приёмы и задания,   я отмечаю  их эффективность:

·          учащиеся  учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

·         увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;

·         улучшается техника чтения;

·         совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

·         вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

·         обостряется любознательность, наблюдательность;

·         развивает активное слушание;

·         повышается самооценка.

 

 Всё это способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности младших школьников.

 

           Благодарю за внимание. Надеюсь,  моё выступление   было    интересным   и полезным.