Эффективные технологии и методы
в инновационной деятельности преподавателя ОБЖ.
Рекомендации разработаны на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Минобрнауки от 17.03.2015 № 06-259).
Как известно, содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
-
повышение уровня защищенности жизненно
важных интересов
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
-
снижение отрицательного влияния
человеческого фактора на
безопасность личности, общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения,
- отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения студентов.
Рекомендации уточняют содержание учебного материала 2-го Радела «Основы обороны государства», последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ.
XXI век стал временем
жесточайшей борьбы за будущее всей
Планеты, когда целые государства,
этносы, культуры будут нещадно,
без сантиментов стираться
Ластиком Истории. В этой борьбе
выживут и победят сплочённые
социальные системы, спаянные
единым ценностным кодом,
характеризующиеся минимальной
социальной поляризацией и имеющие
в себе высокий процент носителей
знания. Президент РФ В.В. Путин,
МО РФ С.К. Шойгу в соответствии с
этим основной акцент в
государственной политике делают на
военно-патриотическом воспитании
молодежи.
Актуальна жизненно важная необходимость корректировки Рабочих программ общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Как известно, содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения студентов. Рекомендации уточняют содержание учебного материала 2-го Радела «Основы обороны государства», последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ.
Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта СПО необходим новый подход к обучению студентов Культуре безопасности жизнедеятельности, необходимо больше внимания уделять развитию творческих способностей студентов, их интересов и познавательных потребностей.
Эффективные технологии и методы - один из важнейших компонентов учебного процесса, помогающих сделать процесс обучения интереснее и разнообразнее. Такими методиками в процессе обучения Культуре безопасности жизнедеятельности являются: коммуникативная методика, проектная методика, интенсивная методика, деятельностная методика.
На объеденном заседании преподавателей ОБЖ был представлен опыт применения коммуникативной методики, главной задачей которой является обучение студентов общению, сплоченным действиям в составе команд.
Самым доступным предметом понимания и уяснения студентом нового материала является деятельность. По своей сущности занятия ОБЖ - это занятия действий, занятия движений. Организованная сюжетноролевая игра является самым эффективным средством приобретения знаний, профессиональных компетенций. Проектный метод на занятиях и во внеучебной деятельности и призван решить эту важную задачу.
Деятельностная методика соотносима с деятельностным подходом, в основе которого лежит идея об активности познающего объекта, обучении как активной, сознательной, творческой деятельности. Основой интенсивного обучения Культуре безопасности жизнедеятельности являются:
- коммуникативная методика,
- проектная методика,
- метод активизации резервных возможностей личности и
коллектива. В методе активизации наиболее ярко и полно отражены успехи ВПК «Славия» в военно-патриотическом воспитании молодежи и реализации государственной политики в этом важном направлении «Стратегии развития РФ».
Особую роль в решении задач «Стратегии развития РФ» играет Использование информационных технологий в военно-патриотическом воспитании на героике Великой Отечественной войны.
Подчеркнем, информационные компьютерные технологии заняли прочное место в военно-патриотическом воспитании студентов на славных примерах стратегических операций «Уран», «Полководец Румянцев», «Кутузов», «Суворов», Таманской стратегической наступательной операции, стратегических наступательных операций «Багратион» и 10 Сталинских ударов по освобождению Европы от фашистской гитлеровской чумы XX века, проект ВСИ «Искра» ВПК «Славия», реализованный как в ходе учебного информационно-образовательного процесса, так и при проведении в Ульяновской области военно-патриотических игр и проектов «Победа», «Отвага и Доблесть», «Кубок генерала Тюленева», «Рейтинг генерала Калашникова», «Орлёнок».
Их системное, ежегодное проведение способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов у студентов, а также формированию их мотивации к углубленному изучению Истории Великой Отечественной войны.
Информационно-
образовательная среда
Военно-патриотических
игр и проектов выступает
технологическим
инструментом
взаимодействия студентов
с реальным миром.
Актуальность
использования современных
информационных
технологий (компьютер, Интернет) в исследовании истоков всех побед Красной Армии и массового героизма советского народа в Великой Отечественной войне очевидна. Они дают возможность увидеть особенности советского политического строя и научность морально- политического воспитания молодежи в СССР.
Наглядность карт боевых действий, используемая с монитора, позволяет в увлекательной, яркой формах представить студентам и раскрыть замысел стратегических операций «Уран», «Полководец Румянцев», «Кутузов», «Суворов», «Багратион», прозорливость ВГК СССР, полководческий талант советских маршалов и подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Подготовка к интеллектуальному марафону ВПИ «Победа-10» в рамках проекта «Кузница патриотов» вызывает у них познавательный интерес и активизирует их творческую деятельность. Использование видеоматериалов, презентаций, средств контроля позволяет повысить эффективность подготовки команды ВПК «Славия», заинтересовать других студентов углубленным изучением Истории Великой Отечественной войны.
Отметим, что информационные компьютерные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения, так как способствуют интенсификации самостоятельной деятельности, индивидуализации обучения, повышению познавательной активности и мотивации учения.
Опыт применения современных компьютерных технологий на примере мероприятий ВПИ «Победа-10» в рамках проекта «Кузница патриотов, «Отвага и Доблесть», «Кубок генерала Тюленева», «Рейтинг генерала Калашникова», «Орленок» позволяет реализовать требования современной государственной политики, задач, поставленными перед страной президентом.
Этот опыт способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов у студентов, а также формированию их мотивации к углубленному изучению Истории Великой Отечественной войны. Информационно-образовательная среда Военно-патриотических игр и проектов выступает технологическим инструментом взаимодействия студентов с реальным миром.
Реализованный опыт корректировки содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
• Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
• Метапредметных: овладение умениями формулировать личные
понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, связанных с ведением США агрессивных действий на Ближнем Востоке. ВМС США развернули АМГ «Г. Трумен», АМГ «Д.Эйзенхауэр», РПК СН «Огайо», 6 фрегатов УРО типа «Арли Бьёрк», 2 БДК с двумя бригадами морских пехотинцев «Долфин».
- Наблюдаются постоянные облёты приграничных территорий РФ самолётами F - 16 «Том Кэт» и F -18 «Раптор», F – 35 и БПЛА.
- ВС Украины продолжают ведение боевых действий по всей линии Луганкого, Донецкого, Харьковского, Запорожского, Херсонского фронтов Специальной военной операции.
- Регулярными засылками разведовательно-диверсионных групп пытаются вскрыть слабые участки ВС РФ.
- Готовятся провокационные операции Азова и других «Гвардейских» формирований правого сектора с переодеванием в российскую форму одежды и нападением на пограничные заставы в Белгородской, Черниговской, Волынской областях нашей Родины.
Специфической особенностью учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее
проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем.
• Предметных:
-Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
-сформированность представлений о необходимости отрицания
экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
- развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы, в том числе:
- законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки; освоение знания основных видов военнопрофессиональной деятельности.
Рассматривая предметную область знаний «Обеспечения безопасности
жизнедеятельности», необходимо отметить, что различные сферы жизни человека, общества, государства и все пространства их безопасности являются интегративной, синтетической системой научных знаний, развивающейся на межпредметной, как выше уже было отмечено, комплексной основе. Полагаем, что преподаватели ОБЖ, учитывая агрессивные устремления США, системность действий НАТО по наращиванию группировок ВС по всему периметру границ РФ и реальность угрозы Быстрого глобального удара, обязаны в информационно-образовательном учебном процессе внести необходимые корректировки содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.