Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
10.01.2017
Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем: изолированность родителей от родительской общественности; отсутствие контакта ребенка с одноклассниками; отсутствие объективной картины учебного процесса в школе; страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка. В данной работе даны рекомендации родителям учащихся с ОВЗ.
Эффективные формы и методы работы с родителями .docx
Эффективные формы и методы работы с родителями
обучающихся с ОВЗ.
“Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не
рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он
родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что
именно его не хватало миру.
Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи.
В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и
радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в
развитии это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл
семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с
нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы
воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и
продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители
оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины
за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще
всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи
распадаются (70%),
мама одна взваливает всю тяжесть воспитания
больного ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества
всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И
Россия не исключение.
В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а
социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с
социумом – основной стабилизационный фактор.
1 Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с
педагогами,
другими
специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой
социальными работниками,
психологом,
степени. Однако, существует много детей находящихся на домашнем
обучении.
Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:
изолированность родителей от родительской общественности,
отсутствие контакта ребенка со сверстниками;
страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не
сложатся;
отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;
нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно
без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с
различными людьми. Родители часто стараются оградить круг
общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не
сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти
общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него
депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают,
избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить
контакт, построить дружеские отношения.
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с
родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство
эти понятия обычно используются для определения характера
взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями,
2 учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А.
Сухомлинский) .
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это
работа с их родителями».
Главная цель в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными
возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания
ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ,
мобилизовать ЕЕ возможности . Педагог выступает посредником между
ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли
наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают
политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению
детей, и участвуют в ее реализации.
Основные принципы организации работы учителя с родителями детей с
ОВЗ:
1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные
задачи,
3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое
решение задач,
4) использовать и другие формы коллективного участия игры, совместные
проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.
Основные направления сотрудничества педагогов с родителями
следующие:
3 Психологопедагогическое
1)
(родительские университеты; конференции и др.)
просвещение
родителей
2) Вовлечение родителей в учебно воспитательный процесс (дни
открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)
3) Участие родителей в управлении учебновоспитательным
процессом
(участие родителей класса в работе родительского комитета и др. )
Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
является индивидуальная, групповая и коллективная работа .
ИндивидуальнАя работа педагога с родителями детей с ОВЗ
Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо
проводить диагностикоаналитическую работу с родителями.
1. Наиболее распространенный метод диагностики – это
анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст
родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений
ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном
объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его
жизни в семье.
2. Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является
посещение семьи.
Эффективная форма индивидуальной работы
педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с
ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В
разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной
информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках,
умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог
беседует с родителями о характере, интересах и склонностях
ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует
родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации
выполнения домашних заданий и т.д.
4 3. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с
родителями являются консультации, БЕСЕДЫ. Чтобы помочь
родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга
необходимо проводить беседы с родителями всего класса с целью
привития толерантного отношения к детям с ОВЗ ( не все готовы
принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка);
«индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью
корректного включения их детей в систему общего образования.
Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть
беспокойство родителей, боязнь разговора о своем
ребенке. Они способствуют созданию хорошего
контакта между родителями и учителем. Они
помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать
помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают
родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты
их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше
воспитывать.
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум
тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение
ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен
быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем
предпринять для ее решения?»
4. Переписка с родителями педагога письменная бумажная форма
информирования родителей об успехах их детей или ЧЕРЕЗ
электронную почту. Допускается извещение родителей о
предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с
5 праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное
условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
5. Проведение совместных занятий ребенок, педагог,
родитель, целью которых является активное включение родителей в
учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с
требованиями к овладению знаниями, видят успехи и
неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.
6. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов
занятий в школе , праздников с целью детального разбора
определенных этапов воспитания и обучения.
7. Домашнее видео, как отчет родителей о работе с
ребенком в домашних условиях.
Групповые и коллективные формы
Групповые и коллективные формы
1.Родительские лектории, практикумы
это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию
детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций,
своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На
подобные педагогические практикумы могут быть приглашены родители
детей с ОВЗ как на домашнем обучении, так и обучающихся в школе. Темы
могут быть разнообразными.
2. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению
детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением
родителей детей с ОВЗ как школы, так и класса .
3.Родительское собрание
одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями
учащихся
для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и
обучения детей,
6 формирующая родительское общественное мнение, родительский
коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем
обучении, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником
классных дел, заявить о себе как об активном родителе и , придя домой,
сделать своего ребенка сопричастным к делам класса. Хорошо, когда
такие родители проявляют инициативу в решении какоголибо вопроса и
берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет
формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.
4.Совместные досуговые мероприятия
Повышает активность родителей на собраниях участие
детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ
художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать
несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести,
например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить
литературно музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия будет
высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли,
получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители ;
сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя
показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и
удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия
способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта
между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные
коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют
огромный воспитательный эффект.
5.Тематические консультации
Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общеклассное
занятие. Может проводиться в режиме онлайн, используя Скайп.
6. Совместное участие родителей и детей в различных
интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и
турнирах, совместных проектах .
7 Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного
обучения с одноклассниками. Дети с нарушениями здоровья имеют
возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных
конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.
Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или
совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает,
приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.
Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с
ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются…» , «
Письмо ветерану» ,проведение акции « Напиши письмо другу!» или конкурс
детского рисунка « Я и мир» и разместить их на сайте школы, в классных
уголках.
Учителю нужно организовывать совместные интернет проекты детей
класса и детей с ОВЗ. Например, участие в проекте «Строим мосты –
фотоаппараты в руках детей». Учащиеся с ОВЗ в парах со здоровыми
детьми делают фотографии друг друга, своих друзей, школы, города.
На помощь педагогам пришли современные интернеттехнологии,
которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить
качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь
с друзьями в скайпе и на школьных форумах. Родители детей с ОВЗ также
могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской
общественностью и со специалистами школы при организации открытых
школьных форумов на сайте школы и в социальных сетях.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы
работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между
школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с
ОВЗ в семье и школе.
В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного
образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
8 услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,
что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
9
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.