Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.
Оценка 4.7

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
10.01.2017
Эффективные формы и методы работы с родителями  обучающихся с ОВЗ.
Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем: изолированность родителей от родительской общественности; отсутствие контакта ребенка с одноклассниками; отсутствие объективной картины учебного процесса в школе; страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся; нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка. В данной работе даны рекомендации родителям учащихся с ОВЗ.
Эффективные формы и методы работы с родителями .docx
Эффективные формы и методы работы с родителями  обучающихся с ОВЗ. “Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается.         Каждый   ребенок   есть   явление   в   земной   жизни.   Он родился   потому,   что   должен   был   родиться.   Родился   потому,   что именно его не хватало миру.     Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение  девяти  месяцев  родители  и все члены семьи с нетерпением и радостью   ждали   этого   малыша.   Рождение   ребенка   с   отклонениями   в развитии   ­   это     катастрофа,   трагизм.           Изменяется   нормальный   цикл семейной жизни  и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной   социальной   дезадаптации   всей   семьи.   Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего   отдаляется   от   друзей,   знакомых,   родственников.  Часто   семьи распадаются   (70%),  мама   одна   взваливает   всю   тяжесть   воспитания больного   ребенка   на   свои   плечи.  Уровень   развития   любого   сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.               В нашем обществе   ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.   1 Если  ребенок   с   ОВЗ   обучается   в   школе,   семья   взаимодействует   с педагогами,   другими специалистами,   а   также,   детским   коллективом,   хотя   бы   в   небольшой   социальными   работниками,   психологом, степени.   Однако,   существует   много   детей   находящихся   на   домашнем обучении. Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:   изолированность родителей  от родительской общественности,  отсутствие  контакта ребенка со сверстниками;    страх,  опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не  сложатся;  отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;  нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.  Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно  без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с  различными людьми.  Родители часто стараются оградить круг  общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не  сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти  общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него  депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают,  избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить  контакт, построить дружеские отношения.            Роль   педагога   в   судьбе   ребёнка   с   ограниченными   возможностями здоровья­ это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство ­ эти   понятия   обычно   используются   для   определения   характера взаимодействий.  «Только   вместе   с   родителями,   общими   усилиями, 2 учителя  могут дать  детям  большое   человеческое   счастье.»       (В.   А. Сухомлинский) .   Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».     Главная цель   в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка   с   ОВЗ,   способствовать   социальной   адаптации   СЕМЬИ, мобилизовать  ЕЕ возможности .    Педагог выступает посредником между ребёнком   и   взрослым,   ребёнком   и   его   окружением,   а   также   в   роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы   учителя   зависит,     насколько такие семьи понимают политику,   проводимую   школой   по   отношению   к   воспитанию,   обучению детей, и участвуют в ее реализации. Основные  принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ: 1) принимать учеников с  ОВЗ  "как любых других детей в классе",  2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные  задачи,  3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое  решение задач,  4) использовать и другие формы коллективного участия ­ игры, совместные  проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д. Основные направления сотрудничества  педагогов  с родителями следующие: 3 Психолого­педагогическое 1) (родительские университеты; конференции и др.)      просвещение   родителей 2)   Вовлечение родителей в учебно­ воспитательный процесс  (дни  открытых дверей;  открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)   3)  Участие родителей    в управлении  учебно­воспитательным  процессом   (участие родителей класса   в работе родительского комитета и др. )   Основными формами взаимодействия  с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная  работа . ИндивидуальнАя работа педагога с родителями детей с ОВЗ        Для   изучения   семейной   микросреды   ребенка   с   ОВЗ   необходимо   проводить диагностико­аналитическую работу  с родителями.  1. Наиболее   распространенный   метод   диагностики   –   это анкетирование.  Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей,   образовательный   уровень,   характер   взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. 2. Поэтому   важным   звеном   в   индивидуальной   работе   является посещение   семьи.    Эффективная   форма   индивидуальной   работы педагога   с   родителями.   Основная   цель   визита   –   познакомиться   с ребенком   и   его   близкими   в   привычной   для   него   обстановке.   В разговоре   ребенка   с   родителями   можно   узнать   много   нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях   и   навыках   в   различных   формах   деятельности.   Педагог беседует   с   родителями   о   характере,   интересах   и   склонностях ребенка,   об   отношении   к   родителям,   к   школе,   информирует родителей   об   успехах   их   ребенка,   дает   советы   по   организации выполнения домашних заданий и т.д.  4 3. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с  родителями  являются консультации, БЕСЕДЫ. Чтобы помочь  родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга  необходимо проводить беседы с родителями    всего класса   с  целью  привития толерантного отношения к детям с ОВЗ (   не все готовы  принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей   детей с ОВЗ с целью  корректного включения их детей в систему общего образования.  Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они  помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать  помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают  родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты  их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше  воспитывать.             В   общении   с   родителями   педагог   должен   проявлять   максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть   таким:   «Перед   нами   стоит   общая   проблема.   Что   мы   можем предпринять для ее решения?»     4. Переписка с родителями педагога ­ письменная бумажная    форма  информирования родителей об успехах их детей или   ЧЕРЕЗ   электронную почту. Допускается извещение родителей о  предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с  5 праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное  условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. 5. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в  учебный процесс. Родители  в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода. 6. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе , праздников     с целью детального разбора  определенных этапов воспитания и обучения. 7. Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях. Групповые и коллективные формы Групповые и коллективные формы 1.Родительские лектории, практикумы это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию  детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций,  своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На  подобные педагогические практикумы могут быть приглашены родители  детей с ОВЗ как на домашнем обучении, так и обучающихся в школе.  Темы  могут быть разнообразными.  2. Обмен опытом родителей по семейному  воспитанию и обучению  детей с ОВЗ   может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ  как школы, так и класса .  3.Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями  учащихся    для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и  обучения детей,  6 формирующая родительское общественное мнение, родительский  коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником  классных дел, заявить о себе как об активном   родителе и , придя домой,   сделать своего ребенка  сопричастным   к делам класса. Хорошо, когда  такие родители проявляют инициативу в решении какого­либо вопроса и  берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет  формировать уверенность в себе как родителей,  так и детей с ОВЗ.   4.Совместные досуговые мероприятия Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ  художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать  несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести,  например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить  литературно­ музыкальный вечер.  Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли,  получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители ;  сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя  показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и  удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия  способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта  между учителем и родителями.  Даже не систематические, а единичные  коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют  огромный воспитательный эффект.  5.Тематические консультации Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общеклассное  занятие. Может проводиться в режиме он­лайн, используя Скайп.    6. Совместное участие родителей и детей  в различных  интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и  турнирах, совместных проектах .  7 Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного  обучения с одноклассниками. Дети с нарушениями здоровья имеют  возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных  конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.      Педагогу необходимо мотивировать родителей на  участие детей или  совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает,  приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.     Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ    детей с ограниченными   возможностями здоровья  «Мечты сбываются…» , «  Письмо ветерану» ,проведение акции « Напиши письмо другу!» или  конкурс детского рисунка « Я и мир» и разместить их  на сайте школы, в классных  уголках.      Учителю нужно организовывать совместные интернет проекты детей  класса и детей с ОВЗ. Например, участие в  проекте «Строим мосты –  фотоаппараты в руках детей». Учащиеся с ОВЗ в парах со здоровыми  детьми делают фотографии друг друга, своих друзей, школы, города.       На помощь педагогам пришли современные интернет­технологии,  которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить  качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе и на школьных форумах. Родители детей с ОВЗ  также  могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской  общественностью и со специалистами школы при организации открытых  школьных форумов на сайте школы и в социальных сетях.       Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы  работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с  ОВЗ в семье и школе.       В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного  образования: 1.    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2.    Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть  8 услышанным; 4.    Все люди нуждаются друг в друге; 5.    Подлинное образование может осуществляться только в контексте  реальных взаимоотношений; 6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,  что они могут делать, чем в том, что не могут; 8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 9

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями  обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями  обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями  обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями  обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями  обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями  обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями  обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями  обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ.

Эффективные формы и методы работы с родителями  обучающихся с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017