Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Оценка 4.8

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Оценка 4.8
Семинары
docx
русский язык
9 кл
02.09.2017
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Описание педагогического опыта использования приема "тонких" и "толстых" вопросов и приема "кластер" технологии развития критического мышления учащихся при подготовке написания сочинения-рассуждения по критериям СК1 (наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос) и СК2 (наличие примеров-аргументов) в рамках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе
Описание опыта. Выступление (2).docx
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации 1.     Анализ   исходного   состояния   деятельности   учителя   на   основе выявления противоречий. Определение темы опыта. Постановка целей и задач. Обоснование актуальности Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Как показывает анализ педагогической практики, в современной школе определился   целый  ряд   проблемных   вопросов,  требующих   комплексного решения организационного переустройства учебного процесса с учетом психо­ физических   особенностей   детей,   совершенствования   методических принципов,   связанных   с   внедрением   вариативного   содержания   обучения, развитием   познавательных   интересов   школьников,   реализацией   их творческого   потенциала.   Одним   из   важных   направлений   разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий.  Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых   технологий   создаст   условия   для   смены   видов   деятельности обучающихся,   позволит   устранить   однообразие   образовательной   среды   и монотонность учебного процесса, реализовать принципы здоровьесбережения, а   также  соответствовать   стандартам   нового   поколения,   (слайд   1   –   4) ориентированным на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов ФГОС второго поколения. Что   же   такое   педагогическая   технология?   Существует   множество трактовок понятия «педагогическая технология».  Мне ближе следующее понятие:  Педагогическая   технология  –   цепочка   педагогических   действий, которая выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать   всем   школьникам   достижение   и   прочное   усвоение   уровня государственного стандарта образования. В условиях реализации требований ФГОС в образовательном процессе используется достаточно большое количество технологий.  Но их объединяет одно: технология есть отражение закономерного в деятельности. Я считаю: внедрение педагогических технологий в современный образовательный процесс крайне важным, необходимым и даже  логическим явлением.  Темой  по   описанию   опыта   работы   выбрала   «Эффективные   приемы технологии   развития   критического   мышления   при   подготовке   к   итоговой аттестации».  Объект   исследования  –  процесс   подготовки   выпускников   к  ОГЭ   по русскому языку. Предмет   исследования  –   приемы   «Таблица   тонких   и   толстых вопросов»,   «Кластер»   технологии   развития   критического   мышления   при подготовке   обучающихся   к   написанию   сочинения­рассуждения   в   рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. Проблема:  как организовать эффективную подготовку обучающихся к написанию сочинения­рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. Цель   исследования  – выявить   эффективность   применения   приемов «Таблица   тонких   и   толстых   вопросов»,   «Кластер»   технологии   развития критического   мышления   при   подготовке   обучающихся   к   написанию сочинения­рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задачи:  . На   основе   методической   литературы   раскрыть   суть   технологии развития критического мышления . Определить   актуальность   и   достоинства   технологии   развития критического мышления 3. Раскрыть содержание приемов «Таблица тонких и толстых вопросов», «Кластер» 4.   Определить   исходный   уровень   обучающихся   по   написанию сочинения­рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку  5.   Апробировать   на   практике   приемы   «Таблица   тонких   и   толстых вопросов», «Кластер» при подготовке обучающихся к написанию сочинения­ рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. 6.   Сравнить   результаты   опытно­экспериментальной   работы   с результатами   предварительной   работы   (нулевой   срез)   по   написанию сочинения­рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку Гипотеза:  так   как     приемы   «Таблица   тонких   и   толстых   вопросов», «Кластер» являются одними из эффективных приемов технологии развития критического   мышления, то  их  применение  повысит  качественный  уровень написания сочинения­рассуждения в рамках ОГЭ по русскому языку.  Методы: наблюдение, анализ, индукция, дедукция, моделирование Актуальность  моего   педагогического   опыта    состоит   в   том,   что опираясь   на   изучение   состояния   современной   педагогики,   требования, предъявляемые   ФГОС   к   выпускникам   и  обязательные   при   реализации основной   образовательной   программы   основного   общего   образования образовательными учреждениями, а также опираясь на свою педагогическую практику, понимаю необходимость разрешения противоречия, возникшего у выпускников   при   подготовке   к   экзамену   по   русскому   языку.   Довольно большое число ребят испытывают затруднения при выполнении задания 15 (части 3) экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.  Экзаменационная работа по русскому языку в формате ОГЭ состоит из трех   частей,   включающих   в   себя   15   заданий.   Как   показывает   практика, довольно   большое   число   ребят   испытывают   затруднения   при   выполнении задания 15  (части 3) экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.  Таблица №1. Опрос обучающихся 9 классов (по годам) Год обучения Класс  Число Число обучающихся, обучающихся  в классе испытывающих затруднения при 2013­2014 2014­2015 9а 9а 22 27 выполнении части 3 9 (41%) 11 (41%) 2.   Психолого­педагогическое   обоснование.   Определение   в пространстве   философии   образования   и   основных   педагогических принципов и идей. Внедрение новых педагогических идей в школьную практику – процесс нелегкий   и   небыстрый.   Это   объясняется   сугубо   творческим   характером педагогической   деятельности,   которую   невозможно   описать   как   простой производственный   процесс.   А   это   в   свою   очередь   требует   не   только психологической   готовности   детей   к   новым   способам   обучения,   но   и кардинального изменения отношений учителя и ученика в учебном процессе таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель   осуществляет   всестороннее   управление   его   учеником,   то   есть мотивирует, организует, координирует, консультирует. Главная   задача   учителя   –   поставить   ученика   в   позицию   активного субъекта учебной деятельности, организовать ее таким образом, чтобы он все более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, совершенствовал умения и навыки, обогащал систему жизненных ценностей. Основными характеристиками ученика как субъекта деятельности являются активность,   самостоятельность   и   способность   к   саморегуляции.   Поэтому особую  психологическую   ценность  самостоятельной деятельности учащихся. имеет   обучение   на   основе Педагогической   ценностью  с   огромным   потенциалом   возможностей оказывать   влияние   на   все   грани   развития   личности   (эрудицию,   интеллект, эмоционально­ценностное   восприятие   и   отношение   к   жизни)   является творческий характер профессии учителя.  3.      Содержание   опыта.   Описание   организационных   форм, педагогических технологий, средств реализации представляемого опыта. Обеспечение взаимодействия с внутришкольной системой образования. Один   из   видов   интеллектуальной   деятельности   человека,   который характеризуется   высоким   уровнем   восприятия,   понимания,   объективности подхода   к   окружающему   его   информационному   полю   –   это   критическое мышление.  В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем   наложения   новой   информации   на   жизненный   личный   опыт;   тот   тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым   идеям,   методам.   Критическое   мышление   –   необходимое   условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Исходя из этого  критическое  мышление может развивать   следующие качества ученика:  1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает); 2. гибкость (восприятие идей других); 3. настойчивость (достижение цели); 4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); 5. осознание (отслеживание хода рассуждений); 6.   поиск   компромиссных   решений   (важно,   чтобы   принятые   решения воспринимались другими людьми). Таким   образом,   одной   из   эффективных   технологий,   которые   можно использовать   при   подготовке   к   итоговой   аттестации   по   русскому   языку (написание   сочинения­рассуждения) критического мышления (ТРКМ).    считаю   технологию   развития Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных   навыков,   которые   необходимы   детям   в   дальнейшей   жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Базовая модель технологии состоит из трех этапов: вызова, осмысления и рефлексии. На этапе вызов происходит пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации; на этапе осмысление – получение новой информации; на этапе рефлексия – рождение нового знания. Причем для каждого этапа характерны свои приемы и соответствующие виды деятельности учителя и ученика. Формы работы в рамках технологии развития критического мышления: групповая, в парах, индивидуальная. Данная   технология   направлена   на   развитие   ученика,   основными показателями   которого   являются   оценочность,   открытость   новым   идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. ТРКМ     помогает ученику   овладеть различными способами работы с информацией:   вдумчивого   чтения,   структурирования   материала,  умения задавать вопросы,  постановки и решения     проблем,  рефлексивного   письма. Данная   технология   позволяют   работать   с   информацией   в   любой   области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале, например, при подготовке к итоговой аттестации.[5] Я   проводила   исследование   на   базе   9а   класса   МБОУ   «Гимназия   №7 «Ступени» в течение 2014­2015  учебного года. При проведении нулевого среза написания части 3 (сочинения) в рамках итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ в 2014­2015 учебном году в 9а классе мною было проведено следующее наблюдение: по критерию СК1 (наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос) справились 14 чел. (52%); по критерию СК2 (наличие примеров­аргументов) справились 12 чел.   (44%);   по   критерию   СК3   (смысловая   цельность,   речевая   связность   и последовательность сочинения) справились 22 чел. (81%); по критерию СК4 (композиционная стройность работы) справились 21 чел.(78 %). Таблица   №2.  Уровень   сформированности   навыков   написания сочинения­рассуждения обучающихся 9а класса на начало года Обозначаемый Проверяемые элементы Справились Справились содержания чел. % Наличие обоснованного  ответа на поставленный  вопрос Наличие примеров­ аргументов Смысловая цельность,  речевая связность и  последовательность  сочинения 14 12 22 21 52 44 81 78 критерий оценивания сочинения­ рассуждения СК1 СК2 СК3 СК4 Композиционная стройность работы Согласно   полученным   данным,   были   выявлены   следующие противоречия: относительно высокий процент справившихся с написанием сочинения­рассуждения   с   точки   зрения   последовательности   изложения мыслей, композиционной стройности работы и низкий процент справившихся с   написанием   сочинения­рассуждения   в   плане   умения   определять   тему, проблему текста, давать обоснованный ответ, приводить примеры­аргументы, то есть работать с текстом.  Неудовлетворенность полученными результатами способствовала: 1) дополнительному   изучению   мною   приемов   работы   с   текстом   при подготовке обучающихся к итоговой аттестации 2) созданию комфортных условий для обучающихся при подготовке к итоговой   аттестации.   Для   этого   мною   организовано  взаимодействие   с внутришкольной   психологического исследования (сотрудничество со школьным психологом), системой   образования:   учет   результатов учет   уровней   качественной   успеваемости   учащихся   9   класса   (совместно   с классным руководителем, замдиректора по УВР, родителями) 4.Результативность реализации опыта через позитивное влияние опыта на развитие   учащихся,   а   также   эффективность   и   успешность     внедрения опыта, распространения результатов  опыта. Итак,   с   целью   повысить   процент   справившихся   с   проверяемым элементом содержания  СК1 (Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос), на занятиях по подготовке к экзамену я применяю прием «тонких» и «толстых» вопросов. Это прием оформляется в виде таблицы: в левой части ­ простые   «тонкие»   вопросы,   в   правой   части   –   вопросы,   требующие   более сложного развернутого ответа – «толстые» вопросы. На   стадии   осмысления   содержания   прием   служит   для   активной   фиксации вопросов   по   ходу   чтения,   слушания;   при   рефлексии   –   для   демонстрации понимания пройденного. Доказательством   эффективности   применения   этого   приема   служат следующие результаты: Таблица   №3.  Уровень   сформированности   навыков   написания сочинения­рассуждения   обучающихся   9а   класса   на   итоговой   аттестации   в 2014­2015 учебном году Обозначаемый Проверяемые элементы Справились Справились содержания чел. % критерий оценивания сочинения­ рассуждения СК1 Наличие обоснованного  25 93 ответа на поставленный  вопрос С   целью   повысить   процент   справившихся   с   проверяемым   элементом содержания СК2 (Наличие примеров­аргументов) на занятиях по подготовке к экзамену я применяла прием «Кластер». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1.   Не   бояться   записывать   все,   что   приходит   на   ум.   Дать   волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В  дальнейшей  работе,  анализируя получившийся  кластер  как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.[ 6] Доказательством   эффективности   применения   этого   приема   служат следующие результаты:  Таблица №4. Уровень сформированности навыков написания  сочинения­рассуждения обучающихся 9а класса на итоговой аттестации в  2014­2015 учебном году Обозначаемый Проверяемые элементы Справились Справились содержания чел. % критерий оценивания сочинения­ рассуждения СК2 Наличие примеров­ 26 96 аргументов Результаты апробирования приемов  «тонких» и «толстых» вопросов  и «Кластер»   выявили   возможности   повышения   уровня   сформированности навыков   написания   сочинения­рассуждения   по   критериям   СК1   (Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос) и  СК2 (Наличие примеров­ аргументов). Исследование проводилось на базе 9а класса МБОУ «Гимназия №7 «Ступени» в течение 2014­2015  учебного года. Сравнительный   анализ   уровня  сформированности   навыков   написания сочинения­рассуждения обучающихся 9а класса в 2014­2015 учебном году: Таким   образом,   опыт     использования  данных   приемов   технологии развития   критического   мышления   при   подготовке   к   итоговой   аттестации считаю успешным и эффективным. Я провела сравнительный анализ результатов нулевого среза в начале года   и   итоговой   аттестации   по   каждому   ученику   (всего   27   человек).   На основании   полученных   данных   можно   сделать   следующие   выводы.   По результатам   ОГЭ   все   выпускники   справились   с   экзаменационной   работой. Практически у всех учащихся увеличилось количество баллов  по критериям СК1   и   СК2.   Средний   балл   повысился:   СК1   ­     на   0,6,   СК2   –   на   1,1   по сравнению с началом учебного года, что свидетельствует о результативности применения   приемов  технологии   развития   критического   мышления   при подготовке к экзамену. Учебно­методический   материал   с   применением   данных   приемов   был мною представлен   в рамках школьного конкурса методических разработок «Я иду на урок»   в 2014­2015 учебном году (победитель), на методическом семинаре   кафедры   филологии   МБОУ   «Гимназия   №7   «Ступени»,   а   также опубликован   на   сайте  infourok.ru  (свидетельство   №   116065052914   от 29.05.2014), на сайте vestnikpedagoga.ru (свидетельство Серия АА № 5762 от 15.04.2016).  Также   мною   был   разработан   комплекс   тренировочных   упражнений, направленный   на   формирование    навыков   работы   с   текстом   и   написания сочинения­рассуждения в формате ОГЭ. Опытно­экспериментальная работа в рамках заявленной темы будет  мною продолжена.           Спасибо за внимание!

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации

Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017