Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Оценка 4.8
Семинары
docx
русский язык
9 кл
02.09.2017
Описание педагогического опыта использования приема "тонких" и "толстых" вопросов и приема "кластер" технологии развития критического мышления учащихся при подготовке написания сочинения-рассуждения по критериям СК1 (наличие обоснованного ответа
на поставленный вопрос) и СК2 (наличие примеров-аргументов) в рамках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе
Описание опыта. Выступление (2).docx
Эффективные приемы технологии развития критического мышления
при подготовке к итоговой аттестации
1. Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе
выявления противоречий. Определение темы опыта. Постановка целей и
задач. Обоснование актуальности
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран
мира. Как показывает анализ педагогической практики, в современной школе
определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного
решения организационного переустройства учебного процесса с учетом психо
физических особенностей детей,
совершенствования методических
принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения,
развитием познавательных интересов школьников,
реализацией их
творческого потенциала. Одним из важных направлений разрешения
названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических
технологий.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения
новых технологий создаст условия для смены видов деятельности
обучающихся, позволит устранить однообразие образовательной среды и
монотонность учебного процесса, реализовать принципы здоровьесбережения,
а также соответствовать стандартам нового поколения, (слайд 1 – 4)
ориентированным на достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов ФГОС второго поколения.
Что же такое педагогическая технология? Существует множество
трактовок понятия «педагогическая технология».
Мне ближе следующее понятие:
Педагогическая технология – цепочка педагогических действий,
которая выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем школьникам достижение и прочное усвоение уровня
государственного стандарта образования.
В условиях реализации требований ФГОС в образовательном процессе
используется достаточно большое количество технологий.
Но их объединяет одно: технология есть отражение закономерного в
деятельности. Я считаю: внедрение педагогических технологий в современный
образовательный процесс крайне важным, необходимым и даже логическим
явлением.
Темой по описанию опыта работы выбрала «Эффективные приемы
технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой
аттестации».
Объект исследования – процесс подготовки выпускников к ОГЭ по
русскому языку.
Предмет исследования – приемы «Таблица тонких и толстых
вопросов», «Кластер» технологии развития критического мышления при
подготовке обучающихся к написанию сочинениярассуждения в рамках
подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Проблема: как организовать эффективную подготовку обучающихся к
написанию сочинениярассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому
языку.
Цель исследования – выявить эффективность применения приемов
«Таблица тонких и толстых вопросов», «Кластер» технологии развития
критического мышления при подготовке обучающихся к написанию
сочинениярассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Задачи:
. На основе методической литературы раскрыть суть технологии
развития критического мышления . Определить актуальность и достоинства технологии развития
критического мышления
3. Раскрыть содержание приемов «Таблица тонких и толстых вопросов»,
«Кластер»
4. Определить исходный уровень обучающихся по написанию
сочинениярассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
5. Апробировать на практике приемы «Таблица тонких и толстых
вопросов», «Кластер» при подготовке обучающихся к написанию сочинения
рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
6.
Сравнить результаты опытноэкспериментальной работы с
результатами предварительной работы (нулевой срез) по написанию
сочинениярассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Гипотеза: так как приемы «Таблица тонких и толстых вопросов»,
«Кластер» являются одними из эффективных приемов технологии развития
критического мышления, то их применение повысит качественный уровень
написания сочинениярассуждения в рамках ОГЭ по русскому языку.
Методы: наблюдение, анализ, индукция, дедукция, моделирование
Актуальность моего педагогического опыта состоит в том, что
опираясь на изучение состояния современной педагогики, требования,
предъявляемые ФГОС к выпускникам и обязательные при реализации
основной образовательной программы основного общего образования
образовательными учреждениями, а также опираясь на свою педагогическую
практику, понимаю необходимость разрешения противоречия, возникшего у
выпускников при подготовке к экзамену по русскому языку. Довольно
большое число ребят испытывают затруднения при выполнении задания 15
(части 3) экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.
Экзаменационная работа по русскому языку в формате ОГЭ состоит из
трех частей, включающих в себя 15 заданий. Как показывает практика, довольно большое число ребят испытывают затруднения при выполнении
задания 15 (части 3) экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.
Таблица №1. Опрос обучающихся 9 классов (по годам)
Год обучения
Класс
Число
Число обучающихся,
обучающихся
в классе
испытывающих
затруднения при
20132014
20142015
9а
9а
22
27
выполнении части 3
9 (41%)
11 (41%)
2.
Психологопедагогическое обоснование.
Определение в
пространстве философии образования и основных педагогических
принципов и идей.
Внедрение новых педагогических идей в школьную практику – процесс
нелегкий и небыстрый. Это объясняется сугубо творческим характером
педагогической деятельности, которую невозможно описать как простой
производственный процесс. А это в свою очередь требует не только
психологической готовности детей к новым способам обучения, но и
кардинального изменения отношений учителя и ученика в учебном процессе
таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а
учитель осуществляет всестороннее управление его учеником, то есть
мотивирует, организует, координирует, консультирует.
Главная задача учителя – поставить ученика в позицию активного
субъекта учебной деятельности, организовать ее таким образом, чтобы он все
более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами,
совершенствовал умения и навыки, обогащал систему жизненных ценностей.
Основными характеристиками ученика как субъекта деятельности являются
активность, самостоятельность и способность к саморегуляции. Поэтому особую психологическую ценность
самостоятельной деятельности учащихся.
имеет обучение на основе
Педагогической ценностью с огромным потенциалом возможностей
оказывать влияние на все грани развития личности (эрудицию, интеллект,
эмоциональноценностное восприятие и отношение к жизни) является
творческий характер профессии учителя.
3.
Содержание опыта.
Описание организационных форм,
педагогических технологий, средств реализации представляемого опыта.
Обеспечение взаимодействия с внутришкольной системой образования.
Один из видов интеллектуальной деятельности человека, который
характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности
подхода к окружающему его информационному полю – это критическое
мышление.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся
путем наложения новой информации на жизненный личный опыт; тот тип
мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям,
не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым
новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие
свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Исходя из этого критическое мышление может развивать следующие
качества ученика:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для
продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений); 6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения
воспринимались другими людьми).
Таким образом, одной из эффективных технологий, которые можно
использовать при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
(написание сочинениярассуждения)
критического мышления (ТРКМ).
считаю технологию развития
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии
мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять
главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Базовая модель технологии состоит из трех этапов: вызова, осмысления
и рефлексии. На этапе вызов происходит пробуждение имеющихся знаний,
интереса к получению новой информации; на этапе осмысление – получение
новой информации; на этапе рефлексия – рождение нового знания.
Причем для каждого этапа характерны свои приемы и соответствующие
виды деятельности учителя и ученика.
Формы работы в рамках технологии развития критического мышления:
групповая, в парах, индивидуальная.
Данная технология направлена на развитие ученика, основными
показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям,
собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
ТРКМ помогает ученику овладеть различными способами работы с
информацией: вдумчивого чтения, структурирования материала, умения
задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма.
Данная технология позволяют работать с информацией в любой области
знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом
предметном материале, например, при подготовке к итоговой аттестации.[5] Я проводила исследование на базе 9а класса МБОУ «Гимназия №7
«Ступени» в течение 20142015 учебного года.
При проведении нулевого среза написания части 3 (сочинения) в рамках
итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ в 20142015 учебном
году в 9а классе мною было проведено следующее наблюдение: по критерию
СК1 (наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос) справились 14
чел. (52%); по критерию СК2 (наличие примероваргументов) справились 12
чел. (44%); по критерию СК3 (смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения) справились 22 чел. (81%); по критерию СК4
(композиционная стройность работы) справились 21 чел.(78 %).
Таблица №2.
Уровень сформированности навыков написания
сочинениярассуждения обучающихся 9а класса на начало года
Обозначаемый
Проверяемые элементы
Справились
Справились
содержания
чел.
%
Наличие обоснованного
ответа на поставленный
вопрос
Наличие примеров
аргументов
Смысловая цельность,
речевая связность и
последовательность
сочинения
14
12
22
21
52
44
81
78
критерий
оценивания
сочинения
рассуждения
СК1
СК2
СК3
СК4
Композиционная стройность работы
Согласно полученным данным,
были выявлены следующие
противоречия: относительно высокий процент справившихся с написанием
сочинениярассуждения с точки зрения последовательности изложения
мыслей, композиционной стройности работы и низкий процент справившихся
с написанием сочинениярассуждения в плане умения определять тему,
проблему текста, давать обоснованный ответ, приводить примерыаргументы,
то есть работать с текстом.
Неудовлетворенность полученными результатами способствовала:
1) дополнительному изучению мною приемов работы с текстом при
подготовке обучающихся к итоговой аттестации
2) созданию комфортных условий для обучающихся при подготовке к
итоговой аттестации. Для этого мною организовано взаимодействие с
внутришкольной
психологического исследования (сотрудничество со школьным психологом),
системой образования:
учет
результатов
учет уровней качественной успеваемости учащихся 9 класса (совместно с
классным руководителем, замдиректора по УВР, родителями)
4.Результативность реализации опыта через позитивное влияние опыта на
развитие учащихся, а также эффективность и успешность внедрения
опыта, распространения результатов опыта.
Итак, с целью повысить процент справившихся с проверяемым
элементом содержания СК1 (Наличие обоснованного ответа на поставленный
вопрос), на занятиях по подготовке к экзамену я применяю прием «тонких» и
«толстых» вопросов. Это прием оформляется в виде таблицы: в левой части
простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более
сложного развернутого ответа – «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации
вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации
понимания пройденного.
Доказательством эффективности применения этого приема служат
следующие результаты:
Таблица №3.
Уровень сформированности навыков написания
сочинениярассуждения обучающихся 9а класса на итоговой аттестации в
20142015 учебном году
Обозначаемый
Проверяемые элементы
Справились
Справились
содержания
чел.
%
критерий
оценивания
сочинения
рассуждения
СК1
Наличие обоснованного
25
93
ответа на поставленный
вопрос
С целью повысить процент справившихся с проверяемым элементом
содержания СК2 (Наличие примероваргументов) на занятиях по подготовке к
экзамену я применяла прием «Кластер».
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать
наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении
в ту или иную тему.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю
воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по
заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей»,
следует конкретизировать направления развития темы.[ 6]
Доказательством эффективности применения этого приема служат
следующие результаты:
Таблица №4. Уровень сформированности навыков написания
сочинениярассуждения обучающихся 9а класса на итоговой аттестации в
20142015 учебном году
Обозначаемый
Проверяемые элементы
Справились
Справились
содержания
чел.
%
критерий
оценивания
сочинения
рассуждения
СК2
Наличие примеров
26
96
аргументов
Результаты апробирования приемов «тонких» и «толстых» вопросов и
«Кластер» выявили возможности повышения уровня сформированности
навыков написания сочинениярассуждения по критериям СК1 (Наличие
обоснованного ответа на поставленный вопрос) и СК2 (Наличие примеров
аргументов). Исследование проводилось на базе 9а класса МБОУ «Гимназия
№7 «Ступени» в течение 20142015 учебного года.
Сравнительный анализ уровня сформированности навыков написания
сочинениярассуждения обучающихся 9а класса в 20142015 учебном году: Таким образом, опыт использования данных приемов технологии
развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
считаю успешным и эффективным.
Я провела сравнительный анализ результатов нулевого среза в начале
года и итоговой аттестации по каждому ученику (всего 27 человек). На
основании полученных данных можно сделать следующие выводы. По
результатам ОГЭ все выпускники справились с экзаменационной работой.
Практически у всех учащихся увеличилось количество баллов по критериям
СК1 и СК2. Средний балл повысился: СК1 на 0,6, СК2 – на 1,1 по
сравнению с началом учебного года, что свидетельствует о результативности
применения приемов технологии развития критического мышления при
подготовке к экзамену.
Учебнометодический материал с применением данных приемов был
мною представлен в рамках школьного конкурса методических разработок
«Я иду на урок» в 20142015 учебном году (победитель), на методическом
семинаре кафедры филологии МБОУ «Гимназия №7 «Ступени», а также
опубликован на сайте infourok.ru (свидетельство № 116065052914 от
29.05.2014), на сайте vestnikpedagoga.ru (свидетельство Серия АА № 5762 от
15.04.2016).
Также мною был разработан комплекс тренировочных упражнений,
направленный на формирование навыков работы с текстом и написания
сочинениярассуждения в формате ОГЭ. Опытноэкспериментальная работа в рамках заявленной темы будет
мною продолжена.
Спасибо за внимание!
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные приемы технологии развития критического мышления при подготовке к итоговой аттестации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.