Конспект вводного урока русского языка в 9 классе. Цели:
- развитие речемыслительной деятельности учащихся через поиск новой информации, создание собственного высказывания на лингвистическую тему;
- подведение учащихся к пониманию принципов взаимоотношений между людьми разных национальностей, социальных групп;
- формирование вневременных общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений;
- воспитание любви к родному языку, порядочности, достойного поведения в сложной речевой ситуации.
ВВОДНЫЙ УРОК по РУ в 9 классе.docx
Вводный урок по русскому языку в 9 классе
(УМК Львовой С.И., Львова В.В.)
Тема урока: Русский литературный язык
Цели:
развитие речемыслительной деятельности учащихся через поиск новой информации,
создание собственного высказывания на лингвистическую тему;
подведение учащихся к пониманию принципов взаимоотношений между людьми разных
национальностей, социальных групп;
формирование вневременных общепринятых правил поведения,
взаимоотношений;
воспитание любви к родному языку, порядочности, достойного поведения в сложной
речевой ситуации.
культуры
Задачи для учащихся:
выявить основные черты русского литературного языка;
определить место и роль языка в жизни человека.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование нравственноэстетического оценивания красоты русского
литературного языка; развитие познавательной активности учащихся; формирование
собственного мнения, умения построения лингвистического высказывания.
Предметные:
в познавательной сфере: выявление изобразительновыразительных средств языка,
владение лингвистической лексикой, различными формами творческой работы (кластер,
синквейн);
в ценностноориентационной сфере: приобщение к духовнонравственным ценностям
русского народа, развитие умения выразить свои мысли;
в коммуникативной сфере: восприятие на слух лингвистических текстов, осмысление и
адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог;
в эстетического сфере: понимание образной природы слова, формирование эстетического
вкуса, понимание русского литературного языка в его эстетической функции.
Метапредметные:
познавательные: расширение представления о русском литературном языке, формирова
ние умения критически мыслить;
регулятивные: умение работать по плану, выполнение заданий в соответствии с
поставленной задачей;
коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении в
соответствии с коммуникативной речевой ситуацией,
строить монологическое
доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умений работать в
микрогруппе (паре); умения договариваться о последовательности действий и формах
презентации результата.
Учебный материал урока: учебник С.И. Львовой «Русский язык. 9 класс», высказывания
лингвистов о русском языке.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды деятельности: работа с эпиграфом, составление кластера, аналитическая беседа,
словарная работа, работа в группах, составление синквейна.
Тип урока по форме: диалогический. Тип урока по содержанию: поисковоисследовательский
Оборудование и наглядные пособия: лингвистические словари, ресурсы сети интернет.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить наглядность в обучении, повысить уровень
визуализации анализируемого результата.
Межпредметные связи: литература.
Ход урока.
Этап 1. Вхождение в тему урока.
Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут
пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об
основных видах деятельности учеников на уроке.
Этап 2. Подготовка школьников к восприятию нового материала:
Учитель: Понять тайны языка человек мечтал с незапамятных времен. Он размышлял над
тем, что же представляет собой язык, как он устроен и чем отличается от других языков.
Давайте вспомним основные функции русского языка. (Школьники вспоминают основные
функции языка. Ожидаемые размышления учащихся: Ожидаемые рассуждения
учащихся: Русский язык, кроме того, что считается одним из мировых языков,
является ещё и средством межнационального общения. Будучи посредником между
всеми языками народов нашей страны, он помогает решать задачи политического,
экономического и культурного развития Российской Федерации. Русский язык –
государственный язык России, так как его используют в своей работе федеральные
органы государственной власти, средства массовой информации. Кроме того, это
национальный язык русского народа.)
Этап 3. Изучение нового материала.
Учитель: А что означает термин «национальный язык»? Давайте обратимся к учебнику.
(Учащиеся читают текст учебника о национальном языке).
Текст прочитан. Что нового вы узнали о языке? (Ожидаемые размышления
учащихся: Национальный язык включает литературный язык, диалекты (говоры),
просторечие (речь недостаточно грамотных слоёв населения), жаргоны(речь отдельных
профессиональных и социальных групп). Высшей формой национального языка является
литературный язык).
Пользуясь интернетом или толковым словарем сформулируйте и выпишите в
тетрадь определение литературного языка.
(Ожидаемые ответы учащихся:
Литературный язык — исторически сложившаяся совокупность внутренне
организованных языковых элементов и способов их использования, обработанная
филологами, литераторами, общественными деятелями на базе национального языка и
принимаемая носителями языка как нормативная. Русский литературный язык такое
средство речевого общения, которое должно быть понятно всем, говорящим порусски,
а следовательно, и обязательно для всех носителей языка).
А теперь обратите внимание на эпиграф к разделу учебника (высказывание
известного учёноголингвиста Л.В.Щербы о литературном языке). Какое впечатление он
произвел на вас, какие чувства вызвал? Возникло ли желание обсудить? Чтобы понять,
имеют ли эти слова отношение к уроку, необходимо определить проблему, которую автор
предлагает глубоко осмыслить читателю; делая выводы, сформулировать авторскую и
собственную точку зрения. (Беседа по заданным вопросам завершается рассуждениями о том, что «литературный язык – подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами
от предшествующих поколений»).
наличие определенных норм (правил) словоупотребления,
Ученик: (Класс слушает сообщение ученика, выполнившего индивидуальное задание об
особых свойствах литературного языка) Литературному языку присущи особые свойства:
1) нормативность (довольно строго устанавливаемые отношения между знаками
языка),
ударения,
произношения и т.д., соблюдение которых имеет общеобразовательный характер и не
зависит от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности
носителей данного языка; 2) обладание богатым лексическим фондом; 3) стремление к
устойчивости, к сохранению общекультурного наследства и литературнокнижных
традиций; 4) приспособленность не только для обозначения всей суммы знаний,
накопленной человечеством, но и для осуществления отвлеченного, логического
мышления; 5) наличие функциональных стилей, т. е. разновидностей литературного
языка, возникающих в зависимости от той или иной социальной ситуации общения
(например, официальноделовой, научный, газетнопублицистический, разговорный,
художественный), стилистическое богатство, заключающееся в обилии функционально
оправданных вариантных и синонимичных средств, что позволяет достигать наиболее
эффективного выражения мысли в различных речевых ситуациях; 6) сосредоточение и
наилучшая организация в единую систему языковых элементов всех уровней языка:
лексики, фразеологических единиц, звуков, грамматических форм и конструкций
общенародного характера; все эти языковые элементы в течение многих десятилетий
усилиями многих поколений писателей, публицистов, лингвистов, выдающихся деятелей
науки, юриспруденции были отобраны из общенародного языка и обработанность.
Сущность обработки языка – отбор и усовершенствование всего лучшего, что в нем
есть: ясного, точного, красочного, звучного, выразительного; 7) наличие письменной и
устной форм (соответственно два типа норм); 8) литературный язык является
орудием духовной культуры и предназначается для разработки, развития и углубления
не только художественной литературы, но научной, философской, религиозной и
политической мысли.
Одним из главных признаков литературного языка является его
нормированность, т. е. наличие норм. Языковая норма — это образец, это то, как
принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху. Норма
определяет, что правильно и что — нет, она рекомендует одни языковые средства и
способы выражения и запрещает другие. Например, нельзя говорить коЛидор, следует
— коРидор, нельзя произносить звОнит — только звонИт. Языковые нормы объективно
складываются в процессе языковой практики членов общества. Нормы могут
изменяться с течением времени, но все же на протяжении длительного времени они
стабильны. Соблюдение норм облегчает использование литературного языка. Нормы
пронизывают все ярусы литературного языка.
Этап 4. Закрепление нового материала. Работа с учебником. Чтение лингвистического
текста учебника о литературных нормах:
Учитель: – Перечислите основные виды норм русского литературного языка; приведите
примеры.
Спишите 1е предложение последнего абзаца. В чем его смысл?
Сделайте синтаксический разбор предложения (работа в парах с последующей
самопроверкой).
Согласны ли вы с позицией известного современного лингвиста Льва Ивановича
Скворцова (Упр. 1)? Обоснуйте свою точку зрения. Вставьте пропущенные буквы в слова последнего абзаца, объясните орфограммы.
Познакомьтесь со словариком цитат (2 часть учебника). В каком случае он может вам
пригодиться?
Найдите в словарике изречение Андрея Матвеевича Пешковского, знаменитого учёного
филолога 20 века. (Упр.2). Какое отношение они имеют к теме урока? Спишите и объясните
постановку знаков препинания.
Прочитайте текст упр.3. и перескажите его. Дополните пересказ своим рассуждением о
том, почему толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова на протяжении 60 лет является
одним из самых известных и востребованных лингвистических словарей русского языка.
Можно обратиться за помощью к интернету.
с помощью словариков установите значение и происхождение слова ОНЛАЙН. Скажите, с
какими онлайнсловарями вы работали.
проведите синтаксический разбор 2х последних предложений текста.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие мудрые мысли вы возьмете с
собой? Попробуйте их сформулировать в идее синквейна. (Составление синквейна.
(Ожидаемые творческие пятистишия:
Язык.
Драгоценный, ранимый.
Учит, объединяет, помогает.
Русский язык нуждается в защите.
Драгоценнейшее наследие.
Норма.
Языковая, образцовая.
Показывает, отражает, участвует.
Соблюдение норм языка обязательно.
Закономерный процесс).
Рефлексия. Сопоставление задач урока с их выполнением. Общая оценка работы класса,
есть ли вопросы по теме урока, готовы ли к выполнению домашнего задания.
Этап 5. Домашнее задание. Упр.4. Создание устного высказывания. Объясните, как вы
понимаете смысл высказывания выдающегося русского лингвиста 20 века Льва
Владимировича Щербы. Обоснуйте свою точку зрения.
Конспект урока русского языка
Конспект урока русского языка
Конспект урока русского языка
Конспект урока русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.