Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС
Оценка 4.9

Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
9 кл
01.04.2017
Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС
В статье рассказывается о формах организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время. В творческой мастерской по определённому алгоритму школьник может раскрыть свои способности, исследуя стихотворения поэта. Познание начинается с удивления - так начинается исследовательская работа. Школьники преобразуют информацию в знания: сначала наблюдают над определённым материалом, сравнивают, выявляют проблему, обнаруживают общее и различия у языковых единиц, обобщают и делают вывод.Алгоритм написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Алгоритм состоит из четырёх кейсов, в каждом из которых даётся пошаговое описание работы с текстом. Предлагаются клише для оформления мыслей по каждому критерию.
Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС..docx
Организация исследовательской деятельности    в условиях ФГОС Капба Л.С. В   соответствии   с   Новыми   стандартами   обучения  ведущее   место   среди   методов работы в школе  принадлежит исследовательскому  методу и методу проектов. В их основу положена   идея   развития   учебно­познавательной   деятельности   учащихся   и   результат, который   получается   при   решении   проблемы,     благодаря   совместному   планированию деятельности учителя  и лицеиста. Идея исследования как метода обучения берёт своё начало в глубокой древности. Самое раннее классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа.   Знаменитое   сократовское   "Исследуем!",   сохранённое   преданием,   определяло позицию   философа   к   изучению   действительности.   Сократовский   метод   представляет собою   беседу­исследование:   с   помощью   остроумных   вопросов,   задаваемых   одним собеседником другому, обнаруживаются противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира. В   современном   понятии   учебное   исследование   –   это   всегда   исследование   уже познанного.   Учитель   предъявляет   ту   или   иную   проблему   для   самостоятельного исследования,   или   ученик   сам   обнаруживает   её   и   задаёт   вопрос   учителю:   в   ходе обсуждения рождается гипотеза и начинается исследование.  Учебное исследование вносит в процесс преподавания русского языка и литературы помощь   в   формировании   универсальных   учебных   действий,   которые   означают саморазвитие и самосовершенствование самосознания школьника. Анализ   мнений   учеников   об   уроках   и   внеурочной   деятельности     убеждает,   что особенно   привлекательно   для   них   все   то,   что   они   увидели,   услышали,   узнали   в самостоятельных поисках: в заранее составленных комментариях к тексту, сообщениях и докладах,   в   подготовке   презентации   и   индивидуальной   деятельности.   Учебное исследование способно "освежить" атмосферу уроков, воздействовать на все стороны и приемы преподавания. Поэтому исследовательскую работу на уроках русского языка и литературы  целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: метод и уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда лицеистов.  Важно при этом одно условие: не переоценивать возможности учащихся, остерегать их   от   скороспелых   суждений,   от   самоуверенности,   приучать   к   научной   строгости   и ответственности. Работа это нелегкая, требующая настойчивости, накопления знаний по крупицам, что может стать дорогой к творческому труду.  Исследование   может   применяться   на   всех   этапах   обучения   русскому   языку: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать уже в детском возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности. Школьники   преобразуют   информацию   в   знания:   сначала   наблюдают   над определённым   материалом,   сравнивают,   выявляют   проблему,   обнаруживают   общее   и различия у языковых единиц, обобщают и делают вывод. Самое трудное в исследовании – найти само исследование, обозначить его проблему. Например, школьники составляют   «Языковой портрет одного слова». В 5 классе дети с удовольствием работают со словом «мама», а в 8 ­на уроке литературы ученица, читая  балладу В.Жуковского  «Светлана», обратила внимание на строки «Тускло светится луна в сумраке тумана». Её заинтересовало слово   в сумраке. Она спросила: является ли оно  родственным  слову  мрак?  Работая  со  словарями,  узнала, что слова   родственные. Значит, СУ­ является приставкой?  Что же она означает? Так началось исследование, в результате которого выявила три значения морфемы, привела примеры из художественных произведений, доказала архаичность приставки. Ещё один пример. Читая «Слово о полку Игореве», ученица  обратила внимание на фразу «Игорева храброго полку не кресити»,  в которой последнее слово вызвало у неё вопрос. Что оно означает? Каков смысл предложения с  загадочным  словом? Исследование показало,   что   слова  крес   и   огонь  это   близкие   по   значению   слова­синонимы   (кресити­ кресло), обозначающие  физическое и химическое явление;  веру, надежду (у Пушкина: «и для меня  воскресли  вновь»); очистительную силу;   категорию вечную;   тепло и жизнь. Ученица стала победителем в очном туре конкурса «Шаг в будущее». Одним   из   элементов   урока­исследования     является   схематизация   этапов рассуждения. Графическое оформление по ходу шагов преобразования информации в знание:  наблюдение   над  языковым   материалом,     сравнение,   обнаружение   общего   и различий, выявление существенных признаков понятия, их обобщение, формулировка определения. Такая схема используется при повторении и закреплении. Совместная работа школьников   предполагает,   что   при   освоении   учебного   материала   каждый   вносит   свой посильный вклад в исследование. Практическая   деятельность   показала,   что   работа   в  творческой   мастерской наилучшим   способом   развивает   творческие   способности   и   воображение   лицеистов.   Без развитого   воображения   нет   не   только   открытий,   но   и   широкого   взгляда   на   вещи,   нет гармонически развитой личности. Каждое   занятие     выстраивается   таким   образом,   что   обучающиеся   не   получают готовых знаний, они их добывают с позиции «я ­ исследователь». На занятиях разрешаются противоречия  между   необходимостью   развивать   познавательные   и   творческие способности лицеистов и преобладанием исполнительских методов деятельности; между необходимостью   создания   целостной   картины   мира   и   узкими   рамками   предметного содержания. Девиз мастерской  «все способны», поэтому внимание обучающихся направлено на   такие   задания,   через   которые     учитель,   выстраивая   логическую   структуру, осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью школьников. На   занятиях   царит   атмосфера   доверия   и   взаимопонимания.     Работа   с   дидактическим материалом, связь с другими видами искусств дают толчок творческому процессу создания текста. Эта технология направлена на   «погружение» выпускников в процесс поиска и самопознания:   пробиваясь   через   свой   опыт,   они   находят   новое   в   тех   значениях   и определениях, которые им были давно известны. Поэтому здесь включаются в работу даже самые слабые школьники, создают тексты и высказывают своё мнение. Алгоритм работы творческой мастерской. Мотивационный   этап  заключается   в   предъявлении   школьникам     индуктора   ­ побудителя   направленной деятельности. Индуктор помогает     обучающимся пробиться через   опыт,   который   показывает     им   только   ту   реальность,   которая   соответствует   их знаниям,   а   всё   остальное   делает   невидимым.   Мотивацию   усиливает   афиширование: предъявление своих идей, планов, текстов. Используется афоризм Аристотеля  «Познание начинается с удивления».  Творческий   этап:  услышав   или   увидев   индуктор,   лицеисты   должны   прозреть, увидеть, озадачиться и затем организовать поиск слов, словосочетаний, предложений для создания интересных текстов.  Заключительный этап: работа в  мастерской всегда заканчивается  рефлексией на уровне мысли, анализа   ощущений и впечатлений лицеистов.   «Пережить» мастерскую и уйти с вопросом – важный  этап рефлексии. Творческая   мастерская   «Время   и   пространство   слова»   по   творчеству   Анны Ахматовой проводится в 11 классе. В начале урока речь идёт о многозначности слова «звезда».   Отправной   точкой   исследования   являются   слова   А.Блока   «ВСЯКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ   ­   ПОКРЫВАЛО,   РАСТЯНУТОЕ   НА   ОСТРИЯХ   НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ. ЭТИ СЛОВА СВЕТЯТСЯ, КАК ЗВЁЗДЫ». Вот эти «звёзды» выпускники и находят в стихотворениях «Мужество», «Эта встреча никем не воспета» и других. Оказывается, в них   есть   общие   слова   ­   «звёзды»:   любовь,   Родина,   мужество,   верность,   составляющие основу понятия «ментальность» русского человека. На основе данного вывода ученики составляют свой текст, в котором ключевым является одно слово – «звёзда», которое они выбрали Затем следует рефлексия школьников по работе в творческой мастерской. Кружок «Юный журналист»  имеет практическую направленность, его задача ­ познакомить   школьников   с   основами   журналистики,   выявить   талантливых,   одаренных учащихся и помочь им реализовать свои творческие способности. В последние десятилетия популярность   журналистики   возросла.   Высокий   конкурс   при   поступлении   на соответствующий   факультет,   существенный   уровень   требований,   предъявляемый абитуриентам,   предполагают     специальную   подготовку   школьников,   желающих   в дальнейшем связать свою жизнь с этой профессией.  Содержание программы строится с упором на новейшие концепции журналистики и современной практики СМИ. Курс дает представление об особенностях журналистского труда,   а   также   способствует   выработке   навыков   литературного   творчества,   работы   с источниками   информации,   фиксации   наблюдений,   общения,   оформления   собранных материалов   в   произведения   различных   жанров.   Кружок   «Юный   журналист»   работает  в лицее   14   лет.   Результатом   его   практической   деятельности   является   издание   печатной газеты «Лицеист», которая выходит один раз в четверть. В газете есть постоянные рубрики: «Банк интеллектуалов», «Блиц­ опрос на школьном дворе», «Проба пера», «Посвящается выпускникам».   Работа   клуба   «Юный   журналист»   носит   ярко   выраженный коммуникативный   характер.   Важное   место   в   процессе   обучения   отводится   психологии общения   и   социализации   школьников.   На   занятиях   юные   корреспонденты   не   только вырабатывают   умение   правильно   излагать   свои   мысли,   но   и   исследуют   журналистские жанры, разбираются в их тонкостях, стараются видеть самое  значимое и интересное.  Все это способствует целям формирования социально активной личности подростка.  Таким образом, не только на уроках русского языка и литературы, но и с помощью дополнительного образования лицеист, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учится оценивать себя, осмыслять мир и себя в этом мире.   Библиографический список: 1. Акимова, Э.Н. Написание, оформление и защита выпускной квалификационной работы  по русскому языку: учеб.­метод. пособие / Э. Н. Акимова. ­ Саранск : Тип. «Крас.  Октябрь», 2007. – 48 с. 2. Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие / Н.Ф.  Алефиренко. – М. : Флинта : Наука, 2005. – 416 с. 3.  Арискина, О.Л. Введение в социолингвистику : учеб. пособие / О. Л. Арискина. –  Саранск : Тип. «Крас. Октябрь», 2006. – 80 с. 4. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. – М. : Российск. гос.  гуманит. ун­т, 1999. – 382 с. 5. Кубрякова, Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века / Е. С.  Кубрякова // Язык и наука конца 20 в. – М. : Языки русской культуры, 1995. – С. 144­238. 6.Лепилкина О.И, Умнова Е.Ю. Азбука журналистики: Учебное пособие для       учащихся  10­11 классов общеобразовательных учреждений.­М.: Вентана – Граф,  2006. 7. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.  А. Маслова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.  8.Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник. ­СПб.:  «Питер», 2004. 9. Распопов, И. П. Методология и методика лингвистических исследований : (Материалы  синхронного изучения языка) : пособие по спецкурсу / И. П. Распопов. – Воронеж : Изд­во  Воронеж. ун­та, 1976. – 110 с. 10.     Журнал «Русский язык в школе».

Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС

Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС

Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС

Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС

Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС

Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС

Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС

Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017