СОЮЗЫ
Союзы сочинительные | ||
Соединительные | И, ДА (=И), НИ … НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ | Хлынули потоки дождя, и запрыгал град. |
Противительные | А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО,ЖЕ | Можно было ехать, однако началась гроза. |
Разделительные | ИЛИ, ЛИБО, ТО … ТО, НЕ ТО … НЕ ТО | То моросил дождь, то начинал идти снег. |
Пояснительные | ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО | Я вернусь через два дня, то есть |
Присоединительные | ДА И, А ТАКЖЕ, ПРИТОМ | Она умна, притом красива. |
Союзы могут быть двойными: КАК … ТАК И, ХОТЯ И … НО, НЕ ТОЛЬКО … НО И, НЕ СТОЛЬКО … СКОЛЬКО, ЕСЛИ НЕ … ТО и др.: День был хотя и пасмурный, но тёплый.
!! Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЖЕ находятся не между простыми предложениями, а внутри второго из них:
Луна взошла багровая и хмурая, звёзды тоже хмурились. Люди устали, лошади также нуждались в отдыхе. В июле было тепло и сухо, август же выдался прохладный и дождливый.
Союзы подчинительные | ||
| КОГДА, КАК ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ЕДВА, ПОКА, ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ТОГДА КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК … | Уже вечерело, когда |
Изъяснительные | ЧТО, ЧТОБЫ, КАК … | Хочу, чтобы ты вернулся. |
Причинные | ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, ИБО, ПОСКОЛЬКУ, ВЕДЬ, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО … | Стало светло, потому что |
Следствия | ТАК ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО … | Потеплело, так что снег начал таять. |
Сравнительные | КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, КАК БУДТО … | Послышался высокий звук, |
Уступительные | ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ПУСТЬ, ПУСКАЙ … | Хотя стемнело, никто |
Условные | ЕСЛИ, КОЛИ, КАБЫ, РАЗ … | Если дождь не прекратится, в город не поедем. |
Целевые | ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ … | Я пришёл, чтобы |
Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении
Непроизводные предлоги | Производные предлоги | |||
В | О | ОКОЛО | В ЦЕЛЯХ | БЛАГОДАРЯ |
НА | БЕЗ | МИМО | НАПРОТИВ | СОГЛАСНО |
ЗА | С | НАВСТРЕЧУ | ПОЗАДИ | ВОПРЕКИ |
ПО | ДО | ВОКРУГ | ПУТЁМ | ПОСЕРЕДИНЕ |
ПОД | ДЛЯ | ВДОЛЬ | В СВЯЗИ С | НАПЕРЕКОР |
НАД | ОТ | ПОПЕРЕК | ВСЛЕД ЗА | НЕСМОТРЯ НА |
У | ИЗ | ВВИДУ | В ТЕЧЕНИЕ | НЕВЗИРАЯ НА |
К | ЧЕРЕЗ | ВРОДЕ | В ПРОДОЛЖЕНИЕ | В ОТЛИЧИЕ ОТ |
ПЕРЕД | ПРО | НАПОДОБИЕ | ВСЛЕДСТВИЕ | ПОСРЕДСТВОМ |
ИЗ-ЗА | ИЗ-ПОД | ВМЕСТО | НАСЧЁТ ЗА СЧЁТ | ПРИ ПОМОЩИ С ПОМОЩЬЮ |
Частицы выражают дополнительные смысловые оттенки.
Указательные | ВОТ, ВОН, ЭТО |
Уточняющие | ИМЕННО, КАК РАЗ |
Ограничительные | ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ЕДИНСТВЕННО, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО |
Усилительные | ДАЖЕ, ЖЕ, ВЕДЬ, ВСЁ, ВСЁ-ТАКИ, УЖ |
Выражающие сомнение | ВРЯД ЛИ, ЕДВА ЛИ |
Разряды местоимений
Личные | Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ |
Возвратное | СЕБЯ |
Притяжательные | МОЙ, НАШ, ТВОЙ, ВАШ, ЕГО, ЕЕ, ИХ, СВОЙ |
Указательные | ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, ТА, ТЕ, ЭТИ… |
Вопросительные | КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? |
Относительные (с.сл.) | КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО, КОТОРЫЙ |
Неопределенные | НЕКТО, КАКОЙ-ТО, ЧЕЙ-ЛИБО, ЧТО-НИБУДЬ … |
Отрицательные | НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО, НИСКОЛЬКО… |
Определительные | ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, САМ, САМЫЙ, КАЖДЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ |
Вводные слова
Большая степень уверенности | БЕЗУСЛОВНО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, НЕСОМНЕННО, БЕССПОРНО, КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ |
Сомнение в достоверной информации | ВЕРОЯТНО, НАВЕРНОЕ, ВИДИМО, ВОЗМОЖНО, ДОЛЖНО БЫТЬ, КАЖЕТСЯ, МОЖЕТ БЫТЬ, ПО-ВИДИМОМУ, ОЧЕВИДНО |
Порядок развития мысли, действия: перечисление | ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАКОНЕЦ |
Противопоставление | НАПРОТИВ, НАОБОРОТ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ |
Следствие, вывод | ЗНАЧИТ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИНЫМИ СЛОВАМИ, ИНАЧЕ ГОВОРЯ, В ОБЩЕМ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, В КОНЦЕ КОНЦОВ |
Ссылка на примеры | НАПРИМЕР, В ЧАСТНОСТИ, К ПРИМЕРУ, ПОМИМО ЭТОГО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КРОМЕ ТОГО, СВЕРХ ТОГО |
Обобщение, подведение итогов, вывод | СЛОВОМ, ОДНИМ СЛОВОМ, ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ИНАЧЕ ГОВОРЯ |
Наречия
Порядок развития мысли, действия: перечисление | СНАЧАЛА, ДАЛЕЕ, ПОТОМ … |
Ссылка на примеры | НЕСЛУЧАЙНО |
Следствие, вывод | ПОЭТОМУ |
Степени | ПОЧТИ, ПРИМЕРНО, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, СТОЛЬ, НАСТОЛЬКО, ТАК |
Указательные | ТАМ, ТУТ, ЗДЕСЬ, ТАК |
Относительные (союзные слова) | ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, КАК |
Местоимённые наречия
Указательные | ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ, ТУДА, ТАК, ОТТУДА, ТОГДА, ЗАТЕМ, ОТТОГО, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ |
Вопросительные | ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? ОТЧЕГО? |
Относительные | ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, КАК, ОТЧЕГО |
Неопределенные | ГДЕ-ТО, КУДА-ТО, КАК-НИБУДЬ, КОЕ-ГДЕ, КУДА-ЛИБО, КОЕ-КАК … |
Отрицательные | НИГДЕ, НИКУДА, НИКОГДА, НЕГДЕ, НЕКУДА, НЕЗАЧЕМ, НИКАК … |
Определительные | ВЕЗДЕ, ВСЮДУ, ОТОВСЮДУ, ВСЕГДА, ВСЯЧЕСКИ, ИНОГДА … |
1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.
(1)В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» − плод фантазии, <...> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь – отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (3)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.
ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ
Внимательно перечитываем текст.
Пытаемся понять смысловые отношения между частями первого предложения, в которое и надо вставить слово. Очень похоже, что это причинно-следственные отношения:
…учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» − плод фантазии, (почему?) <потому что> камням неоткуда падать.
Вспоминаем подчинительные союзы со значением причины: потому что, поскольку,
так как, оттого что, ведь. Пробуем подставить на место пропуска любой из них:
…учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» − плод фантазии, ПОСКОЛЬКУ камням неоткуда падать.
Записываем ответ: ПОСКОЛЬКУ
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1.
Упражнение 2.
В 90-е годы XX столетия одним из наиболее активных и социально значимых языковых процессов оказался процесс заимствования иноязычных слов. Иноязычное слово, чаще всего английское, в современном русском контексте – это одна из примет «языкового вкуса эпохи». Русский язык всегда был открыт для заимствований, в <…> лексике большой процент составляют иноязычные слова разного происхождения. Многие из них настолько прижились в русском языке, ассимилировались им, подчинившись русской грамматике (приняли формы словоизменения и создали словообразовательные гнёзда), что воспринимаются как вполне русские (свёкла, кровать, деньги).
Задание 1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно
стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
Упражнение 3.
Начало XX века обозначило собой наступление эры телевидения. <…> поэтому нужна была телебашня. Первая башня была построена в 1922 году. В 50-е годы, когда в стране началось бурное развитие телевидения, эта башня уже не справлялась с передачей телесигнала. И в 1967 году была возведена новая телебашня в Останкино.
Задание 1. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.
Упражнение 4.
Само понятие синонимии получает у лингвистов разное истолкование. Лингвисты, стремящиеся дать исчерпывающее определение понятию «синоним», для выделения синонимов предлагают различные критерии. Одни считают обязательным критерием синонимичности слов обозначение ими одного и того же понятия. Другие исследователи берут за основу выделения синонимов их взаимозаменяемость. <…> точка зрения сводится к тому, что решающим условием синонимичности признаётся близость лексических значений слов. (По И.Б. Голуб)
Задание 1. Самостоятельно подберите порядковое числительное, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это числительное.
ЗАДАНИЕ 2 ЕГЭЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
ПОДСКАЗКА:
Для проверки значения слова в тексте можно использовать синонимы, которые, как правило, приводятся в толковании слова.
ПРИМЕР
В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» − плод фантазии, камням неоткуда падать. Это очень опасный путь – отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.
Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
ВЫНЕСТИ. Неся, удалить откуда-либо, доставить куда-либо. Вынести мебель.
РАБОТА. Вид деятельности, труда, круг занятий. Умственная работа.
ПЛОД. Сочная съедобная часть некоторых растений. Сладкие плоды.
ОПАСНЫЙ. Такой, который может отрицательно повлиять, оказать нежелательное воздействие на что-либо. Опасная теория.
ПУТЬ. Направление деятельности, развития кого-либо, чего-либо. По пути прогресса
ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ
ВЫНЕСЛА. Обращаем внимание: слово входит в словосочетание «вынесла постановление». Значение слова в данном контексте – «приняв в результате обсуждения какое-либо решение, объявить о нём». Пробуем подставить синоним «удалить», приведённый в толковании слова («академия удалила постановление…»); смысл предложения искажается. Таким образом, значение слова не совпадает с его значением в тексте.
РАБОТА. В тексте слово употребляется в сочетании слов «не рассматривать работы, содержащие описание камней». Значение слова в данном контексте – «продукт труда, записанные результаты исследования, произведение». Пробуем подставить синоним
«вид деятельности», приведённый в толковании слова («не рассматривать вид деятельности»); смысл предложения искажается. Т.о., значение слова не совпадает с его значением в тексте.
ПЛОД. Слово является частью выражения «плод фантазии». Его значение в этом выражении – «результат, итог, порождённый предшествующей деятельностью». Пробуем подставить синоним «съедобная часть», приведённый в толковании слова («съедобная часть фантазии»); смысл предложения искажается. Таким образом, значение слова не совпадает с его значением в тексте.
ОПАСНЫЙ. Слово входит в сочетание «очень опасный путь – отрицать всё…». В данном контексте опасный путь – это путь, который может привести к нежелательным последствиям. Значение слова в тексте совпадает с приведенным толкованием.
ПУТЬ. Слово также входит в сочетание «очень опасный путь – отрицать всё…». Слово
«путь» употребляется в значении «направление деятельности, развития». Значение слова в тексте совпадает с приведённым толкованием.
45
СТИЛИ РЕЧИ
публицистический стиль
научный стиль
официально-деловой стиль
язык художественной литературы
разговорный стиль
Научный стиль
Цель | Точная и полная передача научной информации. |
Сфера применения | Научная, научно-популярная и учебная литература. |
Жанры | Учебник, учебно-методическое пособие, энциклопедия, словарь, справочник, доклад, лекция, статья, реферат, диссертация, тезисы, монография, научная дискуссия, ответ на уроке. |
Научно-популярный подстиль научного стиля имеет те же цели, но адресован широкой аудитории, массовому читателю (слушателю).
Основные стилевые черты научного стиля | Языковые средства |
Обобщённость | Абстрактная лексика (развитие, движение, фактор, свойство...). |
Логичность | Конструкции связи (Обобщим сказанное. Рассмотрим рисунок). Специальные слова, подчёркивающие движение мысли: |
Точность | Термины (электрон, вакуум, синонимия). |
Официально-деловой стиль
Цель | Документальное оформление различных деловых отношений между государством и организациями, а также между гражданами в официальной сфере. |
Сфера применения | Сфера правовых, служебных, производственных отношений. |
Жанры | Устав, закон, приказ, распоряжение, договор, инструкция, жалоба, заявления различного рода, автобиография, анкета, объяснительная записка, отчёт, объявление ... |
Основные стилевые черты | Языковые средства |
Долженствующе- предписывающий характер | Слова и конструкции со значением долженствования (Гражданин обязан… Необходимо явиться… Документы направлять в деканат). Активное использование инфинитива (запретить, разрешить, постановить, назначить и др.). |
Однозначность (точность, | Особая терминология: истец, ответчик, поставка, сотрудник и др. |
Стандартизованность | Речевые клише, канцеляризмы (привлечь к уголовной ответственности, допустил столкновение, в случае неявки, транспортное средство (вместо автобус, машина), |
Официальность, строгость | Отсутствие эмоциональности, оценочности. |
Публицистический стиль
Цель | Убеждение, эмоциональное воздействие; побуждение к определённым поступкам, действиям; формирование общественного мнения. | ||
Сфера применения | Общественно-экономические, политические, культурные отношения (газеты, журналы, радио, телевидение, митинги, собрания, съезды и т.п.). | ||
Жанры | Ораторское выступление, судебная речь, выступление на собрании, митинге, съезде; дискуссия; статья в СМИ, интервью*, очерк*, путевые заметки*, репортаж*, рецензия*, эссе*, | ||
| *интервью | Беседа, записанная в форме вопросов и ответов. | Предназначено для распространения в СМИ. Имеет публичный характер и предполагает обсуждение вопросов, интересных для общественности. |
*очерк | Небольшой рассказ о действительном событии, реальном человеке или явлении. | Имеет социальную направленность; отличительные свойства – документальная основа | |
*путевые заметки | Заметки, сделанные во время путешествия | Автор рассказывает обо всем новом, необычном, интересном, |
| *репортаж | Рассказ очевидца, участника или свидетеля происходящего. | Автор создает эффект присутствия, описывая место событий, рассказывая о своих эмоциях, впечатлениях, давая характеристику действующим лицам, подробно описывая их действия, диалоги; возможны элементы интервью. |
*рецензия | Критический отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. | Содержит данные об авторе и его произведении; автор анализирует произведение, указывает на его общественную значимость; оценивает мастерство писателя (режиссера, актера и т.д.). | |
*эссе | Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. | Личные размышления автора, его свободное высказывание, посвященное литературным, |
| |
Социальная оценочность (выражение личного авторского отношения или мнения определённой | Оценочная лексика (полезный, важно, опасно). Общественно-политическая лексика (выборы, президент, оппозиция). |
Призывность | Побудительные предложения, предложения с обращением. |
Документально- фактологическая точность | Точное указание события, времени, места. |
Экспрессивность | Риторические обращения, вопросы и восклицания. Парцелляция (И настал новый день. Чтобы принести новые тревоги). |
Стиль художественной литературы
Цель | Эмоционально-эстетическое воздействие на читателя. Создание художественных образов. |
Сфера применения | Художественная литература. |
Жанры | Эпические жанры (роман, повесть, рассказ…) |
Основные стилевые черты | Языковые средства |
Образность | Использование слов в конкретном значении для создания образа. Широкое использование изобразительно-выразительных средств языка. |
Субъективность. Эмоциональность, экспрессивность, оценочность. | Активное использование всего лексического богатства русского языка. |
Разговорный стиль
Цель | Неофициальное общение. | |
Сфера применения | Общение в обиходно-бытовой, дружеской, семейной – в любой неофициальной обстановке. | |
Жанры | Беседа, частная неофициальная переписка. | |
Основные стилевые черты | Языковые средства | |
Непринуждённость | Упрощённый синтаксис. Простые предложения. Неполные предложения, эллиптические предложения, незавершённые конструкции. | |
Конкретность | Бытовая лексика, тематические группы слов, связанные с повседневной бытовой жизнью (чайник, куртка, шкаф). | |
Экспрессивность | Вопросительные и побудительные предложения. Восклицательные предложения. | |
Субъективная оценочность | Личные местоимения. |
Лексика с точки зрения стилистической окраскиСтилистическая окраска – добавление к основному значению слова некоторых эмоционально-экспрессивных и функциональных значений, которые ограничивают возможность употребления данного слова в различных ситуациях общения.
книжная (употребляется в книжнойречи) | нейтральная | разговорная |
аргумент | вода | бедняга |
аполитичный | городской | глазастый |
воспрепятствовать | делать | бездельничать |
некто … | быстро семь | вприпрыжку батюшки! |
Эмоционально-окрашенная лексика =эмоциональная, оценочная, экспрессивная, эмоционально-экспрессивная лексика (слово и называет предмет/признак/действие, и выражает отношение говорящего)
Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие положительное или | Многозначные слова, обычно нейтральные в основном значении, но получающие | Слова с ярким оценочным значением; заключённая |
Уменьшительно-ласкательные суффиксы: домик, снежок, варе́ньице, утречко, лисонька, матушка и т.п.
Увеличительные суффиксы: домище, голосище, ножища, детина и т.п.
Уничижительно-пренебрежительные суффиксы: людишки, мыслишка, ворюга, бумажонка, лавчонка и т.п.
МОРФОЛОГИЯ (см. также задания 2, 7, 8, 12–15, 25)ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Морфологические признаки | Примеры |
Собственные (индивидуальные названия предметов, имена людей, клички животных…) | Ваня, Москва, Кама, Лермонтов |
Нарицательные (название группы однородных предметов) | день, школа, синева, книга, доброта |
Одушевлённые (кто?) | малыш, лисёнок, дочка |
Неодушевлённые (что?) | шарф, стеллаж, озеро |
Отвлечённые (= абстрактные) | храбрость, нравственность, добро |
Конкретные | дом, студент, гроза |
Вещественные | кислород, вода, медь, песок, бетон |
Собирательные | аппаратура, студенчество, листва |
Существительные мужского-женского-среднего-общего рода | стол – скатерть – море – староста |
Отглагольные | хождение (от ходить), исследование (от исследовать), ходьба (от ходить). |
ГЛАГОЛ
Морфологические признаки | Примеры |
Совершенный вид (что сделать?) | прочитать |
Несовершенный вид (что делать) | читать |
Изъявительное наклонение | пел, поёт, споёт, будет петь |
Условное (= сослагательное) наклонение | сделал бы, рассказал бы |
Повелительное наклонение | работай, пойдёмте, пиши, пусть говорит |
Безличные глаголы (обозначают действия, которые совершаются без участия деятеля). | нездоровится рассветает, сквозит, подморозило, смеркается |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Морфологические признаки | Примеры |
Качественные (обозначают возраст, цвет, вкус, размер, форму, запах, внешний вид и т.д.) | белый, большой, тяжёлый. |
Относительные (обозначают материал, время, место, назначение предмета) | деревянный, вчерашний, городской, обеденный |
Притяжательные (чей?) | лисий, бабушкин |
СИНТАКСИС (см. задания 16–21).
Односоставные предложения | Примеры |
Определённо-личные | Выйду на улицу. (= Выйду я на улицу) |
Неопределённо-личные | На балконе дачи зажгли свет. |
Безличные | Уже вечерело. (подлежащего нет и быть не может) |
Назывные | Лес. Просека. Ночь. Весна. |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К ЗАДАНИЯМ 1–3ВАРИАНТ 1.
Для всякого убеждённого и желающего убеждать писателя (а именно только такого я имею в виду) вопрос о том, есть <…> у него читатель, где он и как к нему относится, есть вопрос далеко не праздный.
Читатель представляет собой тот устой, на котором всецело зиждется деятельность писателя; он – единственный объект, ради которого горит писательская мысль. Убеждённость писателя питается исключительно уверенностью в восприимчивости читателей, и там, где этого условия не существует, литературная деятельность представляет собой не что иное, как беспредельное поле, поросшее волчцом, на обнажённом пространстве которого бесцельно раздаётся голос, вопиющий в пустыне. Доказывать эту истину нет ни малейшей надобности; она стоит столь же твёрдо, как и та, которая гласит, что для человеческого питания потребен хлеб, а не камень…
Поэт, в справедливом сознании светозарности совершаемого им подвига мысли, имел полное право воскликнуть, что он глаголом жжёт сердца людей; но при определённых условиях слова эти были только отвлечённой истиной, близкой к самообольщению. Когда окрест царит глубокая ночь, – та ночь, которую никакой свет не в силах объять, тогда не может быть места для торжества живого слова. Сердца горят, но огонь их не проницает сквозь густоту мрака; сердца бьются, но биение их не слышно сквозь толщу желез. До тех пор, пока не установилось прямого общения между читателем и писателем, последний не может считать себя исполнившим своё призвание. Могучий – он бессилен; властитель дум – он раб бездумных бормотаний случайных добровольцев, успевших захватить в свои руки ярмо.
(По М. Е. Салтыкову-Щедрину)
1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
ПРАЗДНЫЙ. Бесцельный, бесполезный, пустой. Праздное любопытство.
ГОРЕТЬ. Поддаваться действию огня, уничтожаться огнем. В печи горят дрова.
ПРАВО. Основание, причина. С полным правом могу так сказать.
ЖИВОЙ. Такой, который живет. Остался в живых.
ПРЯМОЙ. Ровно вытянутый в каком-либо направлении, без изгибов. Прямая линия.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткие инструкции писателю.
Использование развёрнутой метафоры (Когда окрест царит глубокая ночь, – та ночь, которую никакой свет не в силах объять, тогда не может быть места для торжества живого слова. Сердца горят, но огонь их не проницает сквозь густоту мрака; сердца бьются, но биение их не слышно сквозь толщу желез); антонимов (могучий – бессилен; властитель – раб) способствует эмоциональной передаче мысли о том, что без «прямого общения между читателем и писателем последний не может считать себя исполнившим своё призвание».
Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (убеждённость, уверенность, восприимчивость, деятельность и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (в сознании светозарности совершаемого им подвига мысли, места для торжества живого слова и др.).
Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых вводные слова, простые односоставные предложения.
Тема, заявленная в первом предложении последнего абзаца (Поэт, в справедливом сознании светозарности совершаемого им подвига мысли, имел полное право воскликнуть, что он глаголом жжёт сердца людей; но при определённых условиях слова эти были только отвлечённой истиной, близкой к самообольщению), получает развитие в последующих предложениях этого абзаца.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.