Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210 минут).
1 |
Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
|
Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
3 |
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.
Желаем успеха!
vk.com/ege100ballov
Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Ответ: ___________________________.
Рассмотрите таблицу «Методы биологии» и заполните пустую ячейку, вписав название соответствующего биологического метода
Метод |
Пример применения метода |
Эксперимент |
Создание И.П. Павловым учения об условных рефлексах |
|
Снятие кардиограммы сердца человека в течение суток |
Ответ: ___________________________.
Полипептид состоит из 21 аминокислоты. Определите число молекул тРНК, участвующих в синтезе этого полипептида. В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ: ___________________________.
4 Все приведенные ниже процессы, кроме двух, проходят во время редукционного деления мейоза. Определите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) парные хромосомы диплоидной клетки конъюгируют 2) проходит взаимный обмен гомологичными участками гомологичных хромосом
3) расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки 4) образование двух сестринских хроматид, скрепленных общей центромерой
5) активный синтез белков и АТФ
|
|
Ответ:
5 |
Установите соответствие между этапом энергетического обмена и его характеристикой. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристика этапа Этап
7 Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, относятся к голозойному типу питания. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) питание разлагающимся органическим материалом
2) характерен для животных и насекомоядных растений
3) организм захватывает пищу внутрь тела, где происходит ее переваривание, всасывание и усвоение
4) обязательное наличие специального пищеварительного тракта 5) внеорганизменное переваривание
|
|
Ответ:
8 |
Установите соответствие между формой изменчивости признаков у организмов и ее характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристика Форма изменчивости изменчивости
А) образование глюкозы 1) первый В) источник – половой процесс |
Б) затрагивает генотип и наследуется 2) модификационная
Б) энергия рассеивается в виде теплоты 2) второй В) ферменты этапа находятся в цитоплазме и не связаны с мембранами
Г) единственный процесс получения энергии у анаэробов Д) образование двух молекул ПВК
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
|
Ответ:
6 |
Сколько генотипов можно ожидать при скрещивании дигетерозигот при условии независимого наследования признаков? Ответ запишите в виде числа.
Ответ: ________________________
Г) изменения носят постепенный характер Д) затрагивает только фенотип особи
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Ответ:
У кольчатых червей впервые в процессе эволюции животных появились следующие признаки:
1) Трехслойность
2) Выделительная система
3) Кровеносная система
4) Сквозной кишечник
5) Сегментарное тело
6) Вторичная полость тела
Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные признаки.
|
|
|
Ответ:
10 Установите соответствие между типом животных и их характерными особенностями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ТИП
А) Органы выделения – почки 1) Членистоногие
Б) В глотке есть тёрка 2) Моллюски
В) Являются источником перламутра и жемчуга
Г) Тело сегментировано
Д) Есть наружный скелет – хитиновая оболочка
Е) Развитие с неполным и полным превращением
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
11 |
Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Ланцетник европейский в классификации животных, начиная с наименьшей категории. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) головохордовые
2) животные
3) европейский ланцетник
4) бесчерепные
5) ланцетниковые
6) хордовые
|
|
|
|
|
|
Ответ:
12 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет ткань, изображенная на рисунке?
1) Опорная
2) Трофическая
3) Защитная: предохраняет органы от повреждений 4) Работа сердца
5) Регуляция деятельности всех систем организма
6) Образует покровы тела
|
|
|
Ответ:
13 |
Установите соответствие между названием кости и отделом черепа человека, к которому она относится. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАЗВАНИЕ КОСТИ ОТДЕЛ ЧЕРЕПА А) Височная 1) Лицевой отдел
Б) Клиновидная 2) Мозговой отдел
В) Затылочная
Г) Лобная Д) Решетчатая
Е) Слезная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
14 Установите правильную последовательность отделов головного мозга человека, начиная со ствола мозга.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) передний мозг
2) варолиев мост
3) четверохолмие и ножки мозга
4) таламус и гипоталамус
5) продолговатый мозг
|
|
|
|
|
Ответ:
15 |
Выберите из приведенного ниже списка три утверждения, характеризующие морфологический критерий описания вида волк обыкновенный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. У волка обыкновенного серо-бурый окрас, корни и кончики волоса темные, середина светлых тонов.
2. Внешне имеет сходство с собакой, но наблюдаются различия в более покатой лобной части, вытянутых лапах и прямом хвосте.
3. По хребту волка проходит темно-серая полоса, а на морде характерная «маска».
4. Отличается высокосоциальным развитием.
5. Издает различные звуки, способствующие общению между особями.
6. Волк относится к моногамным животным, живущим в паре от спаривания до взросления потомства.
Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
|
|
|
Ответ:
16 Установите соответствие между эволюционной теорией и ее смыслом. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Внутреннее стремление к прогрессу 1) теория Ж.Б. Ламарка Б) Выяснена сущность искусственного отбора 2) теория Ч. Дарвина В) Передача по наследству только благоприятных признаков
Г) Главные движущие силы эволюции – борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость
Д) Могут наследоваться как благоприятные, так и не благоприятные признаки
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Ответ:
17 |
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Формами симбиоза являются:
1) Комменсализм
2) Нейтрализм
3) Конкуренция
4) Хищничество
5) Мутуализм
6) Протокооперация
|
|
|
Ответ:
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя
ПРИМЕР АДАПТАЦИИ ФОРМА АДАПТАЦИИ
А) Белая куропатка на снегу 1) маскировка |
2) мимикрия
Б) Жук – усач на коре дерева 3) покровительственная окраска
В) Камбала, окрашенная в цвет грунта
Г) Окраска малого вальдшнепа, повторяющая тон лесной почвы
Д) Мухи – журчалки, похожие на пчел
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Ответ:
19 |
Установите правильную последовательность этапов географического видообразования. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Отбор в новых условиях среды
2) Расселение особей за пределы ареала
3) Изменение среды обитания
4) Географическая изоляция между популяциями 5) Возникновение новых видов
6) Изменение направления естественного отбора
|
|
|
|
|
Ответ:
Стадия антропогенеза |
Представители |
Признаки, характерные для людей |
_____________(А) |
Питекантроп, синантроп |
Поддержание огня и примитивная речь. Жизнь стадами в пещерах |
Древние люди |
Неандерталец |
______________ (Б) |
Современные люди |
________________ (В) |
Настоящая речь, мышление. Развитие искусства, сельского хозяйства, промышленности, науки и техники |
Список терминов:
1) Австралопитек
2) Человек умелый
3) Древнейшие люди
4) Кроманьонец
5) Прямохождение, жизнь в скалах, саваннах. Охота с использование камней 6) Использование орудий труда, сложные формы коллективной деятельности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ:
21 |
Проанализируйте график. Какие из данных утверждений анализа графика ошибочно характеризуют полученные закономерности?
22 |
23 |
1) Температура влияет и на процесс фотосинтеза, и на процесс дыхания 2) при температуре от + 5 до + 50 идет фотосинтез, при более высокой - дыхание
3) при температуре меньше – 10 все процессы фотосинтеза и дыхания прекращаются
4) при температуре выше +60 все процессы фотосинтеза и дыхания прекращаются
5) процесс фотосинтеза проходит только днем, а процесс дыхания только ночью.
24 |
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Ответ: ______________________.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Ферменты – это низкомолекулярные соединения белковой природы. 2. Они присутствуют во всех живых клетках и играют роль биологических катализаторов. 3. Синтезируются ферменты в ядре в соответствие с генетическим кодом. 4. Ферменты могут иметь в своем составе белковую часть и небелковый компонент. 5. Белковая часть называется коферментом, а небелковая – апоферментом. 6. Ферменты высокоспецифичны, то есть каждый фермент катализирует определенные типы реакций.
25 |
Раскройте роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов.
26 |
Перечислите не менее трех ароморфозов скелета, связанных с появлением рыб в эволюции животного мира.
27 |
Какой тип деления проходит на стадии созревания в процессе сперматогенеза млекопитающих? Какие клетки образуются на этой стадии, укажите их набор хромосом и число молекул ДНК? Являются ли образовавшиеся клетки специализированными для оплодотворения?
28 |
При скрещивании самки мухи дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями с самцом, имеющим черное тело и короткие крылья, все потомство оказалось с серым телом и нормальными крыльями. При анализирующем скрещивании гибридов первого поколения среди потомков оказалось два фенотипических класса в отношении 1:1.
Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы исходных особей, а также гибридов первого и второго поколений. Как называется такой характер наследования признаков?
О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»
Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта
«ЕГЭ 100 баллов» https://vk.com/ege100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей.
Нашли ошибку в варианте?
Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!
Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_39951777 (также доступны другие варианты для скачивания)
Ольга Ильина https://vk.com/id273958548
Лилия Квасникова https://vk.com/liliya572016 Ольга Лаптева https://vk.com/id156412888
Людмила Лескова https://vk.com/id145201100
Nastya Autumn https://vk.com/id279083015
Система оценивания экзаменационной работы по биологии
Выполнение каждого из заданий 1, 2, 3, 6 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
За полное правильное выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 выставляется 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; во всех остальных случаях – 0 баллов.
За выполнение каждого из заданий 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.
За выполнение каждого из заданий 11, 14, 19 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.
№ задания |
Правильный ответ |
№ задания |
Правильный ответ |
1 |
вибрионы |
12 |
123 |
2 |
наблюдение |
13 |
222221 |
3 |
21 |
14 |
52341 |
4 |
45 |
15 |
123 |
5 |
11222 |
16 |
12122 |
6 |
9 |
17 |
156 |
7 |
15 |
18 |
31332 |
8 |
11122 |
19 |
362415 |
9 |
356 |
20 |
364 |
10 |
222111 |
21 |
25 |
11 |
351462 |
|
|
22 |
В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приостанавливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено.
|
|
23 |
Рассмотрите предложенную схему. Какой процесс обозначен знаком вопроса? В чем его суть? К какому типу размножения живых организмов он относится?
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
||
|
Элементы ответа: 1) партеногенез; 2) это способ упрощенного полового размножения, при котором зародыш развивается из неоплодотворенной яйцеклетки 3) половое размножение; |
|
||
Ответ включает все названные выше элементов, не содержит биологических ошибок |
3 |
|
||
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки |
2 |
|
||
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки |
1 |
|
||
Ответ неправильный |
0 |
|
||
Максимальный балл |
3 |
|
||
Н айдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Ферменты – это низкомолекулярные соединения белковой природы. 2. Они присутствуют во всех живых клетках и играют роль биологических катализаторов. 3. Синтезируются ферменты в ядре в соответствие с генетическим кодом. 4. Ферменты могут иметь в своем составе белковую часть и небелковый компонент. 5. Белковая часть называется коферментом, а небелковая – апоферментом. 6. Ферменты высокоспецифичны, то есть каждый фермент катализирует определенные типы реакций. |
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Ошибки допущены в предложениях: 1) 1 – Ферменты – это высокомолекулярные соединения белковой природы; 2) 3 – Синтезируются ферменты на рибосомах в соответствие с генетическим кодом; 3) 5 – Белковая часть называется апоферментом, а небелковая – коферментом. |
|
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной информации |
3 |
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются |
2 |
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются |
1 |
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них |
0 |
Максимальный балл |
3 |
|
|
26
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Элементы ответа: 1) благодаря мутациям и размножению популяция становится неоднородной; 2)в популяции происходит борьба за существование, которая обостряет взаимоотношения особей; 3)на популяцию действует естественный отбор, который сохраняет особи с полезными наследственными изменениями к жизни в определенных условиях среды, обеспечивая их приспособленность к среде. |
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает любые два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические элементы |
2 |
Ответ включает только один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
27
Перечислите не менее трех ароморфозов скелета, связанных с появлением рыб в эволюции животного мира.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Элементы ответа: 1) замена хорды хрящевым, а затем костным позвоночником 2) образование черепа, защищающего мозг 3) появление челюстей
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки |
2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки |
1 |
Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Какой тип деления проходит на стадии созревания в процессе сперматогенеза млекопитающих? Какие клетки образуются на этой стадии, укажите их набор хромосом и число молекул ДНК? Являются ли образовавшиеся клетки специализированными для оплодотворения?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1) тип деления - мейоз 2) после первого деления мейоза образуются сперматоциты второго порядка с набором n2c; после второго деления – сперматиды с набором nc; |
|
3) сперматиды не являются специализированными клетками для оплодотворения, так как неподвижны и не содержат ферментов для растворения оболочки яйцеклетки.
|
|
|
Гаметы: АВ, ав ав F2: АаВв – серое тело, нормальные крылья аавв – черное тело, короткие крылья 3) такой характер наследования называется законом сцепления генов (закон Моргана) (Допускается иная генетическая символика.) |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок |
3 |
||||
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки |
2 |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
||
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но отсутствуют пояснения |
2 |
||||
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает дватри из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки |
1 |
||||
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но отсутствуют пояснения |
1 |
||||
Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный |
0 |
||||
Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный |
0 |
||||
Максимальный балл |
3 |
||||
Максимальный балл |
3 |
||||
|
28 |
При скрещивании самки мухи дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями с самцом, имеющим черное тело и короткие крылья, все потомство оказалось с серым телом и нормальными крыльями. При
анализирующем скрещивании гибридов первого поколения среди потомков оказалось два фенотипических класса в отношении 1:1.
Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы исходных особей, а также гибридов первого и второго поколений. Как называется такой характер наследования признаков?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Схема решения задачи включает: 1) ♀ААВВ (серое тело, норм крылья) x ♂аавв (черное тело, короткие крылья) Гаметы АВ и ав F1: АаВв – серое тело, нормальные крылья, 100% 2) ♀АаВв x ♂ аавв |
|
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.