Приложение №57
Сценарий проведения экологической игры «Разделяй и умножай»
Пояснительная записка
Доля городского населения во всем мире и в нашей стране постепенно увеличивается. В настоящее время в городах остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Завалены мусором придорожные леса. «Благо цивилизации» пополняет растущие свалки как грибы. Поэтому вопрос, что делать с этой массой отходов становится всё острее. Сжигать – недопустимо, так как в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются токсины. Производить захоронения – не выход, так как данный способ избавления от отходов требует больших площадей. При этом страдает атмосферный воздух, грунтовые воды. Значит нужно развивать технологии, позволяющие использовать промышленные отходы. Но, кроме этого, важно воспитать поколение, которое будет думать об охране окружающей среды, поэтому необходимо начинать эту работу уже сейчас, то есть включать учащихся в различные виды деятельности.
Экологическая игра «Разделяй и умножай» посвящена важной и злободневной теме настоящего времени – проблеме Твёрдых Бытовых Отходов.
Цель игры: формирование основ экологической грамотности и культуры учащихся, знакомство с принципами раздельного сбора мусора.
Задачи:
-Образовательные: Дать информацию о возможностях сдачи отходов в переработку.
Показать влияние мусора на окружающую природу и жизнь человека. Показать разнообразие бытового и промышленного мусора.
-Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления и творческих способностей сформировать представление о проблемах утилизации мусора и возможные пути их решения. Подвести учащихся к пониманию необходимости раздельного сбора и переработки отходов.
-Воспитательные: способствовать экологическому самосознанию, сформировать представления о необходимости участия в программе по раздельному сбору мусора, определить список доступных для школьника действий, направленных на внедрение и развитие раздельного сбора отходов; вдохновить учащихся на активную деятельность по решению проблемы отходов в своем городе.
Продолжительность игры: 1 час 30 минут.
Целевая аудитория–учащиеся 12 - 15 лет.
Участники игры
1.Команды игроков;
2.Ведущий игры;
3Жюри.
В команде пять - шесть игроков. Игра - проходит в 4 тура. По окончании каждого из 4 туров жюри подводит итоги.
Оборудование: ПК, презентация, проектор, экран. Высказывания знаменитых людей: (оформление зала)
1.Главной целью прогрессивной технологии является нахождение способа производства полезного из отбросов (Д. И. Менделеев).
2.«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». (Антуан де Сент-Экзюпери).
3. Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства (И.Соколов-Микитов).
4. Охрану природы я считаю делом святым. Это – сохранение и умножение красот Родины (Л.Леонов).
5. Вы ответственны за то, что вы можете изменить. Но изменить вы можете только свое отношение. Здесь лежит ваша ответственность (Н.Махарадж)
Ход игры
Ведущий: Проблема отходов важна для каждого из нас и для всего человечества. Многие из нас не задумываются, что мы выкидываем и куда это потом девается. А между тем, наш мусор – один из наших врагов. Он вреден уже хотя бы тем, что занимает площадь, которую можно было бы использовать для более полезных целей и портит пейзаж. Подсчитано, что каждый горожанин у нас выбрасывает за год более 300 кг мусора. Он образует буквально горы бытовых отходов. Страшно представить, что будет через несколько столетий… Ведь с каждым днем человечество производит все больше и больше мусора. Целые парки превращаются в свалки, а ведь 70% отходов могут быть переработаны! В любом случае, поскольку мусор – наш враг, его надо знать в «лицо».
Ведущий знакомит игроков с правилами игры. Приглашает команды к участию в первом туре игры.
I Тур
«Что мы знаем о ТБО»
Задание 1.
«Мусорный алфавит». За определённое время (3 минуты) команда должна вспомнить как можно больше наименований бытовых отходов, начинающихся на разные буквы алфавита (по одному на каждую букву). Побеждает команда, которая придумает больше названий.
Задание 2
«Определить, о каких бытовых отходах идёт речь»
А).
- Была изобретена в 105 году н.э.
- Волокнистое вещество, которое иногда изготавливают из ветоши
- Используется в технике папье-маше
- Мокнет в воде, но не растворяется в воде
- Время распада 2-3 года
- Ежегодно европеец потребляет 130 кг
- В 875 году нашей эры в Китае стала использоваться в гигиенических целях. До этого момента она была слишком дорогой.
- При повторной переработке 1тонны сохраняется 17 деревьев
Б).
- Первая была получена английским металлургом и изобретателем Александром Парксом в 1855 году
- Родственник жевательной резинки
- При сжигании выделяются токсичные вещества
- Разлагается за 100—200 лет.
- Нужно 9 литров нефти для изготовления 1000 шт. этого
- 4 из 5 сумок для продуктов сделаны из этого
- Супер лёгкий
- Многое состоит из нее.
В).
- Cуществовало в Египте уже 5 тысяч лет назад
- Природой создано естественная горная порода - Обсидиан
- Может при воздействии переходить из жидкого в твёрдое состояние и обратно
- Применяется в разных сферах человеческой деятельности: от строительства, изобразительного искусства, оптики, медицины
- При всех положительных качествах очень хрупкое
- Изготавливают из речного песка
- Перерабатывается в земле 1000 лет
- Некоторые из нас его едят за обедом
- В сказке Пушкина «Мёртвая царевна»
Г).
- Когда его высушат, то его называют кизяк
- Использует за место дров
- Из него вырабатывается газ метан, который применяют для отопления помещения
- Иногда из него изготавливают бумагу
- Из него в Японии делают бензин
- В Африке жук скарабей из этого катает комок, а детёныши скарабея это ест
- Эффективнее выносить и использовать его зимой
- Не требует переработки человеком
Д).
- В основном он твёрдый, но может быть жидким
- Его любят носить девчонки
- Человек узнал о нём уже 3000 лет назад
- Его вручают победителям
- Чтобы добыть 1 грамм этого нужно использовать 1000 литров морской воды
- Его любят гномы
- Некоторые люди строят дома без этого
- Разлагается в земле за 100 лет
- В произведении Бажова «Хозяйка медной горы»
II Тур
«Сортируем мусор – бережем природу»
Задание
«Это должен знать каждый».
Ведущий предлагает игрокам ответить на вопросы викторины:
1.Ячейки от яиц при сдаче в макулатуру — это бумага или картон?
-Бумага
-Картон
-Вообще не принимают
2.Какая маркировка стоит на пластиковых бутылках из-под минеральной воды?
-1
-2
-3
3.Можно ли сделать новую вещь полностью из вторичного пластика?
-Конечно!
-Нет, придется «разбавлять» с первичным пластиком.
-Повторно пластик не используют.
4.Можно ли выбросить батарейку в мусорное ведро?
-Ни в коем случае
-Она плотно запаяна и не принесет вреда
-Лучше сдать ее, как металл
5.Можно ли бросать в корзину для сбора пластиковых бутылок полиэтиленовые пакеты?
-Можно, это тоже пластик
-Можно, если сложить все пакеты в один пакет, то есть не смешивать с бутылками.
-Нет, это другой вид пластика.
6.Что из нижеперечисленного быстрее всего «разложится»?
-Стеклянная бутылка
-Полиэтиленовый пакет
-Железная консервная банка
7.Нужно ли отвинчивать пробку от ПЭТ-бутылки перед тем, как выбросить в контейнер для переработки?
-Да
-Нет
8.Какие отходы не вредят природе?
-Деревянные игрушки
-Книги и журналы
-Старая синтетическая одежда
9. Сколько деревьев нужно вырубить, чтобы получить одну тонну бумаги?
-20
-40
-60
10.Какие предметы из перечисленных не требуют особой утилизации?
-Батарейки
-Градусники
-Светодиодные лампочки
11.Что из перечисленного опасно для окружающей среды, а потому нуждается в специальной утилизации или может быть отправлено на переработку?
-Одежда из хлопка и льна
-Старый мобильный телефон
-Пищевые отходы
12.Что из перечисленного обязательно нужно сделать перед сдачей мусора на переработку?
-Разобрать пластик по цветам
-Помыть стеклянную тару и упаковки "Тетра Пак"
-Почистить пыльные книги
III Тур «Мусору — вторую жизнь»
Задание 1.
«Мусор - это не отходы, а вторичное сырье»
Ведущий предлагает игрокам предложить востребованную продукцию из мусора.
а) макулатура превращается в ____________________;
б) стекло дробят, плавят и делают ___________________;
в) пластмассу переплавляют и изготовляют __________________;
г) металлы плавят и перерабатывают в различные _____________;
д) пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают _________;
е) источник энергии (________________________).
Задание 2.
«Полезное из бесполезного»
Ведущий обращает внимание игроков команд на слайд, на котором перечислены четыре самых популярных вида перерабатываемых отходов:
· Пластиковая бутылка;
· Алюминиевая банка;
· Стеклянная банка;
· Макулатура.
Ведущий комментирует, что только из этих четырёх видов отходов можно изготовить огромное количество новых вещей. Порой не так уж просто догадаться, из чего было сделано вторсырьё для той или иной вещи. Ведущий объясняет, что сейчас он будет зачитывать названия вещей. Задача игроков – догадаться, из какого вида вторсырья может быть изготовлена данная вещь (из четырёх доступных вариантов). Отвечает команда, участники которой первыми поднимут руку.
-Войлочный чехол для планшета (____________).
-Спортивный самолёт (____________________).
-Спортивная форма для футбольной команды «Спартак» (_____________).
-Металлические каркасы для мебели (___________________).
-Ручки, маркеры, ножницы и степлеры (_________________).
-1 миллион экземпляров книги Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» (________________).
-Декоративная плитка для интерьера (_________________).
-Детский конструктор (________________).
-Одноразовые горшочки для рассады (________________).
-Добавка для производства асфальта (_________________).
-Зубная щётка (_________________)..
IV Тур
«Стоп, мусор!»
Задание 1.
«Пути решения экологических проблем».
Ведущий говорит о том, что «Ничего не исчезает бесследно», это означает, что мусор и другие загрязняющие бытовые отходы в действительности никуда не исчезают. Существует общепризнанная в мире система по борьбе с отходами, которая называется по-английски RRR:
-reduce (предотвращение появления отходов)
-Reuse (вторичное использование вещей)
-Recycling (переработка отходов)
Ведущий предлагает играющим привести примеры
путей решения проблем с бытовыми отходами.
Задание 2.
«Уменьшим количество отходов»
Ведущий предлагает играющим придумать экосумку. Изобразить эскиз эко-сумки и подсчитать, сколько можно сэкономить в денежном эквиваленте при использовании этой сумки семьёй.
(Расчётный период - 1 год. Среднестатистический россиянин в месяц использует до 15-20 полиэтиленовых пакетов. В год эта цифра увеличивается до 240 пакетов. Средняя стоимость полиэтиленового пакета равна 2-5 рублей, значит, в месяц сумма составит - ______ рублей, а в год ________ рублей. Эти деньги можно потратить на приобретение необходимых вещей, а не выкидывать на свалку.
Ведущий предлагает играющим составить листовку-обращение по уменьшению количества выбрасываемого бытового мусора в семьях нашего города (выразить свои мысли).
Жюри подводит итоги игры.
Ответы:
I Тур
«Что мы знаем о ТБО»
Задание 2
«Определить, о каких бытовых отходах идёт речь»
А). Бумага
Б). Пластмасса.
В). Стекло.
Г). Навоз.
Д). Металл.
II Тур
«Сортируем мусор – бережем природу»
Задание
«Это должен знать каждый».
1.Лотки от яиц — не макулатура, потому что это уже прессованные отходы целлюлозы, то есть последняя «жизнь» бумаги.
2.На пластиковых бутылках от минеральной воды и алкоголя стоит маркировка «1» в треугольнике, нередко добавлено «ПЭТ» или «PET».
3.Пластик можно перерабатывать вторично, но к нему нужно добавлять первичный, иначе изделие будет хрупким.
4.Батарейка содержит множество опасных составляющих, отравляющих кубометры земли и воды. Сдавать в специальные пункты приема, но точно не в качестве металлолома.
5.Полиэтиленовые пакеты и бутылки ПЭТ имеют разную маркировку и разные способы переработки. Их нельзя собирать вместе, так как для переработчика ПЭТ-бутылок пакеты будут мусором.
6.Стекло будет разлагаться 1000 лет, пакет — примерно 200 лет, а жестяную банку археологи уже через 90 лет не найдут.
7.Пробки от ПЭТ-бутылок отвинчивать не нужно. Для этого на заводах по переработке есть специальные аппараты. А вот смять бутылку перед выбросом в контейнер — это хороший тон.
8.Деревянные игрушки
Если деревянные игрушки покрыты экологичной краской, а именно так и должно быть в случае с детскими товарами, то они разлагаются на свалке без вреда для природы. Макулатура сама по себе не вредит экологии, но ее печатная краска может выделять ядовитые вещества. Ядовитой можно назвать и одежду из синтетических тканей: синтетика может стать причиной попадания в почву и атмосферу вредных веществ.
9. 20
Одна тонна бумаги равна примерно 20-25 деревьям. Однако экологи борются за переработку макулатуры не только ради деревьев, но и для сохранения других ресурсов: она позволяет почти в два раза уменьшить потребление воды и энергии в процессе производства. При этом значительно снижается загрязнение воды и воздуха
10.Светодиодные лампочки
Это светодиодные лампы, поскольку они не представляют опасности. Батарейки и градусники, в свою очередь, относятся к опасной группе отходов, потому что содержат вещества, представляющие угрозу для человека и природы. Например, одна пальчиковая батарейка может загрязнить тяжелыми металлами около 20 квадратных метров земли.
11.Старый мобильный телефон
Техника и электроника могут содержать опасные вещества, например, ртуть и свинец. На свалке им точно не место. Экологи призывают сдавать такой мусор в специализированные пункты приема. А еще старый телефон можно отдать тому, кто в нем нуждается.
12. Помыть стеклянную тару и упаковки «Тетра Пак»
Остатки пищи или напитков в стеклянной таре или упаковке «Тетра Пак» и дальнейшее гниение органики сделают этот мусор непригодным для переработки. Поэтому обязательно нужно промыть тару под водой.
III Тур «Мусору — вторую жизнь»
Задание 1.
«Мусор - это не отходы, а вторичное сырье»
а) макулатура превращается в бумажную массу (пульпа), из которой получают бумажную продукцию;
б) стекло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;
в) пластмассу переплавляют и изготовляют «синтетическую древесину»;
г) металлы плавят и перерабатывают в различные детали. Получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды;
д) пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение;
е) источник энергии (электростанции на мусоре, но обязательно наличие электрофильтров).
Задание 2.
«Полезное из бесполезного»
-Войлочный чехол для планшета (пластиковая бутылка).
-Спортивный самолёт (алюминиевая банка).
-Спортивная форма для футбольной команды «Спартак» (пластиковая бутылка).
-Металлические каркасы для мебели (алюминиевая банка).
-Ручки, маркеры, ножницы и степлеры (пластиковая бутылка).
-1 миллион экземпляров книги Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» (макулатура).
-Декоративная плитка для интерьера (стеклянная бутылка).
-Детский конструктор (пластиковая бутылка).
-Одноразовые горшочки для рассады (макулатура).
-Добавка для производства асфальта (стеклянная бутылка).
-Зубная щётка (пластиковая бутылка).
IV Тур «Стоп, мусор!»
Задание 1.
«Пути решения экологических проблем».
-предотвращение появления отходов (от одноразовой к многоразовой таре)
-повторное использование бытовых отходов (садить цветы, делать поделки и т.д.)
-переработка отходов в качестве вторсырья (строительный лом - строительство дорог).
Задание 2.
«Уменьшим количество отходов»
- в месяц сумма составит - 40-100 рублей, а в год 480-4200 рублей. Эти деньги можно потратить на приобретение необходимых вещей, а не выкидывать на свалку.
Список использованных источников:
1.Дайнега Дмитрий Валерьевич «Из отходов в доходы», Снежинск 2013
2. Вайсман Я.И., Миронов Д., Рудакова Л.В. и другие. «Что делать с отходами? Книга о том, что нам делать с нашим мусором» - Пермь; Конвэк, 1998г.
3.Занятие с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичное использование бытовых отходов»: http://kladraz.ru/blogs/blog19456/konspekt-zanjatija-razdelnyi-sbor-pererabotka-i-vtorichnoe-ispolzovanie-bytovyh-othodov.html
4.Сценарий экоурока по теме: «Раздельный сбор опасных отходов в Республике Башкортостан» https://irorb.ru/files/kafedri/TIMNO/ecourok.pdf
5.Сценарий классного часа «Раздельный сбор мусора» https://infourok.ru/klassniy-chas-razdelniy-sbor-musora-3532527.html
6.Видеоролик «Почему раздельный сбор мусора спасёт планету
« https://www.youtube.com/watch?v=VDfkdyDMNmk&feature=youtu.be
7. Видеоролик компании Татнефть «Стекло, бумага, пластик» https://youtu.be/Kqm0moCf9KI
8. Мусор Земле не к лицу. Методическое пособие для учителей по организации мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников в области обращения с отходами / Научный редактор д.б.н., проф. В.А Рассыпнов. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – 66 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.