Бирюлина Г.В. учитель начальных классов
МБОУ СШ№ 72 города Ульяновска
Экологическая игра
«Знатоки природы».
Цель: расширить знания учащихся о природе, воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать экологическую культуру; развивать память, мышление у школьников.
Задачи:
· мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
· формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, воспитывать чувство коллективизма, умения работать в команде;
· способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Метапредметные:
· Умение принимать и сохранять цель занятия.
· Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
· Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.
· Умение находить способы решения поставленной цели.
Предметные:
· Формирование целостных знаний о родном крае.
· Расширение знаний о раздельно сборе мусора с целью его последующей переработки.
· Расширение и углубление представления обучающихся о природных условиях и богатствах родного края.
Учебно – наглядный комплекс: мультимедийный проектор, задания по номинациям, фотографии, карточки.
Ход игры.
I. Организационный момент.
Вступительное слово педагога.
- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Помашите мне рукой, у кого хорошее настроение. У меня тоже настроение отличное. Давайте начинать игру!
А вот чему посвящена наша игра, вы догадаетесь сами. Послушайте стихотворение:
Есть на свете один дом,
Мы все вместе в нем живем.
Солнце, воздух и вода
Окружают нас всегда.
- Что это за дом?
- Конечно, природа. Природа – это все, что нас окружает.
- Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался бы красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше, особенно тех мест, где мы живем с вами. Для того, чтобы избежать угрожающих природе последствий, каждый житель должен знать окружающий мир и стремиться к гармонии во взаимоотношениях с живой природой. Я надеюсь, что экологическая игра «Знатоки природы» поможет нам вспомнить правила общения с природой.
- Перед началом игры вы получили листочки или солнышки и, таким образом, разделились на 2 команды. Сейчас вам нужно придумать название команды и вписать в маршрутный лист. А еще каждой команде необходимо выбрать капитана команды. Соревноваться у нас будут две команды. На столах перед вами лежат маршрутные листы (Приложение 1) с названиями этапов игры. Капитаны будут отмечать в маршрутных листах баллы, которые вы заработаете на каждом этапе игры.
- Отлично! Команды готовы?
- У каждой игры есть правила. Наша игра не исключение. Внимательно посмотрите на экран (слайд 3).
Правила:
1. Хочешь ответить – подними руку.
2. Один говорит, другие слушают.
3. Свое несогласие высказывай вежливо.
4. Не перебивай!
5. За каждый правильный ответ добавляйте 1 балл. В конце игры посчитайте общее количество баллов.
- Правила простые, правда?
Готовы? В игре вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать успех. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.
Чтобы игра прошла без заминки, начнем мы ее с разминки.
1 конкурс «Экоблиц» (слайды)
На каждый вопрос в этом конкурсе дается несколько ответов. Ваша задача – выбрать правильный ответ. Отвечать команды будут по очереди. Времени на раздумье дается не более 10 секунд. Если первая команда дает неправильный ответ, либо не дает его вообще, право ответа переходит к следующей команде. Капитаны, не забывайте за каждый правильный ответ прибавлять своей команде 1 балл.
1. Кто причиняет вред диким животным?
- лесники
- охотники
- рыбаки
- браконьеры
2. Что защищают во всем мире партии «Зеленых»?
- крокодилов
- курс доллара
- окружающую среду
- армию
3. Кто является автором картины «Утро в сосновом лесу»?
- А.К. Саврасов
- В.М. Васнецов
- И.И. Шишкин
- В.И. Суриков
4. Где животные чувствуют себя спокойно и имеют пищу?
- в зоопарке
- в заповеднике
- в лесу
- в доме у человека
5. На какое время можно брать детенышей животных домой?
- на один день
- на зиму, чтобы не замерзли
- пока не привыкнут
- нельзя брать
6. Что ты не должен делать в лесу?
- собирать грибы
- гулять
- оставлять мусор
- наблюдать за птицами
7. Как ты можешь помочь природе?
- лечить дома раненых животных
- не мусорить
- высаживать деревья
- ловить браконьеров
- подкармливать птиц зимой
8. Какие животные внесены в Красную книгу?
- восстановленные
- редкие
- находящиеся под угрозой исчезновения
- Молодцы! Вы отлично справились с первым конкурсом. Запишите общее количество баллов вашей команды в маршрутный лист.
2 конкурс «Найди спрятавшиеся растения».
- Сейчас вам необходимо найди в таблице названия растений. (Приложение 2). Все названия начинаются с буквы, обозначенной красным цветом. Таких букв 7, значит, нужно найти 7 названий. Команда, которая найдет все растения, получает 7 баллов. Проверяем: шиповник, чистотел, мать – и - мачеха, валериана, лопух, крапива, подорожник.
- Что общего у них? (Это лекарственные растения).
- Замечательно! Обе команды знают растения и отлично справились с заданием.
3 конкурс «Характер наш и братьев наших меньших».
Ребята, вы помните, что такое фразеологизм? (ответы детей).
- Сейчас вам необходимо закончить фразеологизмы, пришедшие из наблюдений за животными, основанные на сравнении с ними человека, пользуясь картинкой – подсказкой. (Слайд, картинки).
Трусливый, как …(заяц).
Упрямый, как….(осел).
Трудолюбивый, как …(муравей).
Голодный, как …(волк).
Хитрый, как …(лиса).
Тихий, как…(мышка).
Вольный, как …(птица).
Молодцы! А где нам может пригодиться знание этих фразеологизмов? (на уроках русского языка, литературного чтения).
Верно! Но иногда, ради злой, а может быть, и доброй шутки людей сравнивают с животными. Так человек выражает свои эмоции. Эти сравнения, как видите, добрыми, чаще всего, не назовешь, и вряд ли те, в чей адрес они прозвучат, будут рады. Вывод: не говорите так о других, иначе и к вам это вернется.
- Не забыли отметить очередное ваше достижение в маршрутном листе?
4 конкурс «Живая буква».
- Этот конкурс мы проведем по принципу эстафеты. По моему сигналу два первых участника с маркерами добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя на заданную букву ( 1 команда – буква О, команда – буква Т) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу. Команда – победитель получает за этот конкурс 6 баллов, вторая команда – столько баллов, сколько строчек в таблице она заполнила за это же время.
- Молодцы! Не забудьте заполнить маршрутный лист.
5 конкурс «Веселый музыкальный».
- Давайте немного
отдохнем.
Когда гости приходят к кому-либо на день рождения, они обязательно исполняют
для именинника песню. Например, «Песню Крокодила Гены», которая начинается
словами: «Пусть бегут неуклюже пешеходы...»
Представьте, что день рождения празднует не девочка и не мальчик, а
какое-нибудь животное. И к нему в гости пришли сородичи, чтобы поздравить.
Покажите, как они исполнили бы эту песню, если не умеют говорить словами. А
не умеют они говорить, потому что они... * лягушки; * гуси. (Приложение 3).
Итак, 1 команда исполняет песню так, как исполнили бы ее лягушки, а вторая, как гуси.
Замечательно у вас получилось!!! Вы –
веселые ребята!!! Обе команды получают за этот конкурс 5 баллов.
6 конкурс «Экологический десант».
- Да, ребята, праздники – это весело. Но, к сожалению, часто после них, особенно на природе, люди оставляют вот такую неприглядную картину (слайд).
- Что нужно делать с мусором? Правильно, забрать его с собой. Но ведь мусор бывает разный. Что можно не просто выкинуть на свалку, а пустить на переработку? (ответы детей).
- Правильно, мусор нужно сортировать. Во многих цивилизованных странах – существует раздельный способ сбора мусора. На улицах стоят мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор. Ваша задача – рассортировать мусор. Перед вами коробочки – контейнеры разного цвета, а внутри конвертов картинки с изображением разных видов отходов. Ваша задача правильно разложить их по контейнерам. За правильно выполненное задание команда получает 8 баллов.
- Молодцы! Отметьте в своем маршрутном листе ваши достижения. А теперь последний конкурс. Вы, конечно, знаете, как вести себя, чтобы не навредить природе. Давайте еще раз вспомним эти правила.
7 конкурс «Экологический светофор».
- Какой сигнал светофора предупреждает, что переходить дорогу нельзя? А можно? Вам сейчас нужно отметить красным кружочком действия, которые наносят природе вред, а зеленым, поступки детей, которые заботятся о ней. За все ваши правильные оценки команда получит 9 баллов.
Дети оставили в лесу горящий костер. Ребята наблюдают за муравьями. Маша нарвала маме букет цветов на лугу. Девочки сфотографировали красивый цветок. Кто – то ветку надломил, мы ее подвяжем. Весной мальчики пошли в лес и взяли с собой собаку. Ребята огородили муравейник. Ира поймала красивую бабочку, чтобы показать бабушке. Мусор дружно соберем и с собою унесем.
- Отлично! Молодцы!
III. Итог игры.
- Наша игра закончилась. Понравилась вам она? Посчитайте, пожалуйста, сколько баллов вы набрали. Кто у нас лучший знаток природы? (награждение команд грамотами).
А сейчас мне очень хотелось бы узнать, понравилась ли вам игра, была ли она полезной, интересной для вас. Заполните, пожалуйста, лист самооценки.
Получил удовольствие.
Удивился.
Ничего не понял.
Узнал что – то новое.
Научился.
Расстроился.
- Я рада, что многие из вас получили удовольствие от игры, узнали новое, а чему-то даже удивились.
- Закончите, пожалуйста, предложение:
Как друг природы, я ….. (посажу дерево, не буду рвать цветы, сделаю кормушку и буду кормить птиц зимой, не буду мусорить, не буду шуметь в лесу)
- Спасибо за игру! До новых встреч! Мы хорошо поработали. Думаю, все знания вам пригодятся в жизни, и вы будете делать всё, чтобы наша планета дышала чистым воздухом, чтобы природа имела свой первозданный вид, а не покрывалась горами мусора.
Будем беречь нашу Землю, не бросать мусор в лесу, в реки, пруды, а будем думать, какое найти ему применение. Вы согласны со мной?
Запомните заповеди юного эколога:
- не только смотри, а наблюдай,
- не шуми, а слушай и понимай,
- не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам, животным.
Давайте дружить с природой! – это главное правило поведения человека.
- На память о нашей игре я хочу подарить вам медальки «Друзья природы» и закладки, которые сделали для вас ученики 4Д класса школы №72.
Приложение 1. МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Название команды ____________________________
№ станции |
Название станции |
Количество баллов |
1 |
Экоблиц |
|
2 |
Найди спрятавшиеся растения |
|
3 |
Характер наш и братьев наших меньших |
|
4 |
Живая буква |
|
5 |
Веселая, музыкальная |
|
6 |
Экологический десант |
|
7 |
Экологический светофор |
|
Итого |
|
|
Приложение 2.
Приложение 3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.