Экологическая культура населения
Цымбалюк Наталья Сергееевна
заместитель директора по ВР
ГУ «Средняя школа №18
отдела образования акимата г. Костаная».
Журнал «Справочник классного руководителя»
Рубрика «Обмен опытом»
Экологией сегодня принято называть науку о собственном доме, то есть о биосфере, о взаимоотношениях человека, живых организмов и среды их обитания. Человек должен знать, что можно, а что нельзя делать в этом общем доме. Выучить правила поведения – еще полдела, главное, чтобы он следовал обученному и вел себя по-другому.
Задача воспитания нового человека, человека эпохи ноосферы совсем не безнадежна. Человек в гораздо болшей степени обучаем, чем это принято считать. Конечно, в каждом из нас заложено некое иррациональное начало. Но духовные миры не возникают сами по себе, и они вовсе не случайны. И если люди хотят сохранить себя, свой род, то, что накоплено тысячилетней культурой, им необходимо не только знать современные научные теории, но и научиться воспринимать те символы, которые есть в окружающем нас мире или созданны человеком.
Мир озабочен серьезными проблемами окружающей нас среды и занят способом скорейшего разрешения. Благодатную почву для таких поисков может предоставить образование в области окружающей среды.
Дефицит экологических знаний во всех слоях общества лежит в основе большой части нарушений природоохранного законодательства и является причиной бездействия властей и неадекватной реакцией населения.
Вопросы экологической безопасности человечества в связи с этим становятся важнейшей частью повесток международных форумов. Казахстан тоже включился в международное движение, направленное на формирование экологической культуры. Так, например, основы государственной политики в области охраны окружающей среды были заложены в «Концепции экологической безопасности», одобренной распоряжением Президентом Республики Казахстан 30 апреля 1996 года. В ней рассматривались экологические приоритеты переходного периода, в частности экологические проблемы приватизации, вопросы необходимости создания системы природоохранного законодательства, государственного контроля и экспертизы, экономических механизмов природопользования, мониторинга окружающей среды.
С момента принятия данной Концепции в Республике Казахстан произошли серьезные перемены в общественном развитии. Разработанны стратегические документы развития государства, созданна основа природоохранного законодательства, подписан ряд международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды, создана система природоохранной деятельностью.
Принятая в 1995 году Конституция Республики Казахстан стала гарантом осуществления конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; возмещении ущерба, наносимого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Реализация конституционной обязанности каждого гражданина по сохранению природы и окружающей среды и обеспечение экологической безопасности страны как важнейшей государственной задачи требует высокой экологической культуры казахстанского общества. В особенности это касается лиц, принимающих важнейшие хозяйственные решения, устанавливающих основы государственной политики во всех сферах, в том числе в области экологического образования и просвещения; права граждан на образование.
В Казахстане, напротив, экономические, политические, социальные проблемы сегодня оттеснили далеко на задний план экологические проблемы, хотя, как было заявлено на самом высоком уровне, экологическая безопасность является важнейшей составляющей государственной безопасности. Механизм обеспечения экологической безопасности включает экономические и гуманитарные правовые аспекты. Эффективность экономических рычагов обеспечения экологической безопасности, как бюджетных (плата за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение, средства экологических фондов, экологическое налогообложение, кредитование и льготы), так и не бюджетных (экологическое страхование) напрямую связана с повышением уровня общественного экологического сознания и экологической культуры населения страны. Речь идет, в первую очередь, о гуманитарном аспекте обеспечения экологической безопасности страны, об утверждении новой мировоззренческой доминанты в обществе – формирование экологической культуры.
Под экологической культурой понимается совокупность личностных, морально – политических установок, социально – нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Под экологической культурой поминают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Все большее число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса возможно лишь на основе экологической культуры, центральная идея которой: совместное гармоническое развитие природы и человека и отношение к природе не только как материальной, но и как духовной ценности.
Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей всех возрастов:
- экологического мировоззрения;
- бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых территорий;
- личной ответственностью перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;
- осознанного выполнения экологических правил и требований.
Основная цель формирования экологической культуры на настоящем этапе – объединение усилий и солидарной ответственности Правительства, всех структур, профессиональных и общественных объединений, граждан на формирование экологически ответственного мировоззрения населения всех возрастов. Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
- экологического просвещения;
- дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;
- профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- непрерывной и целеустремленной работы на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
- распространения экологических знаний;
- привлечение средств массовой информации к консолидации жителей вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.
Доступ к экологическим, жизненно важным знаниям должен быть широко открыт всем, ибо безопасность общества строится на обеспечении безопасности индивида. Экологическое образование – основа укрепления национальной безопасности страны, так как направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества.
Необходимость экологического образования воспринимается обществом как фактор коллективной безопасности. В экологическом образовании наметились качественные изменения: пришло понимание того, что сегодня мало дать определенный объем экологических знаний, необходимо воспитать этико–экологическую позицию. Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и главное – практика поведения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией. При решении задач экологического образования и воспитания необходимо особо выделить роль учителя, поскольку для детей младшего школьного возраста именно учитель является образцом для подражания. В настоящие время стало очевидно, что решение экологических проблем возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Поэтому общественные объединения экологической направленности, местные образовательные учреждения, взяв на себя инициативу по экологическому воспитанию, образованию и просвещению действуют зачастую без необходимых на то средств и исключительно на собственном энтузиазме. Они смогли развернуть во многих регионах страны деятельность по экологическому воспитанию, образованию и просвещению в различных формах: голубые и зеленые патрули, школьное лесничества, учебные экологические тропы, озеленение и благоустройства пришкольных территорий, а так же прилегающим к школам и университетам садов и парков, летние экологические лагеря и т.п.
Экологическое образование, является средством реализации государственной политики, должно быть направленно на переориентацию социума на экологическое мышление и грамотное решение экологических проблем на принципах устойчивого развития.
Полагаю, что приоритетным должно стать такое образование, которое готовит население к решению стоящих перед обществом социальных, экономических и экологических проблем на местном, национальном и глобальном уровнях. Такая позиция даст возможность преодолеть отчуждение системы образования от экологических проблем современного мира. При этом знания и умения должны подкрепляться действиями, что приведет к формированию навыков, личного опыта. В связи с вышесказанным крайне необходимо преподавание предмета «Экология » в общеобразовательной школе. Нужна экологизация не только общеобразовательного процесса, но и всех сфер жизни и деятельности человека, что и являет собой суть экологического образования граждан страны. Важно, чтобы эти процессы произошли как можно быстрее, для этого необходимо конкретная программа действия и координация деятельности всех участников системы непрерывного экологического образования. Об этом подчеркивается и в новой Концепции нашего государства на 2004 – 2015 годы, изданной 3 декабря 2003 г. Документ разработан исходя из приоритетов Стратегии «Казахстан – 2030», в соответствии со Стратегическом планом развития Республики Казахстан до 2010 года, с учетом основных положений повестки дня на XXI век и принципов Декларации по окружающей среде и развитию (Рио–де–Жанейро 1992), а также решений Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002).
Основными направлениями обеспечения экологической безопасности являются экологизация экономики, законодательства и общества. Экологизация общества – это процесс формирования системы взглядов общества, направленных на достижение гармонии человека с природой. Его осуществление производится путем развития экологического образования и воспитания, формирующей экологическую культуру, научного обеспечения, экологической пропаганды и участия общественности.
В процессе формирования экологической культуры населения важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими ценностями и идеалами руководствуются люди, во многом зависит характер их взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое значение приобретает непрерывная целеустремленная работа всех структур обучения, воспитания образования, прежде всего подростающего поколения, чтобы бережное, заботливое отношение к природным объектам, к эколого – санитарному состаянию мест проживания становилось органичной частью мировоззрения, установкой, привычкой граждан.
Формирование экологической культуры зависит от общего духовно – нравственного и социально – психологического климата общества, от ценностей и норм, которые преобладают среди представителей власти, крупного бизнеса, культуры и транслируются населению посредством массовых каналов телевидения и радио, газетно-журнальных изданий, сети «Интернет».
Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования – в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, в центрах профессионального обучения и повышения квалификации, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.
Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются средства массовой информации и реклама.
В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использование природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.
В рамках изучения был проведен социологический опрос среди учащихся, содержащий следующие вопросы:
1. Как Вы понимаете термин «экологическая культура»?
2. Считаете ли Вы себя экологически культурным человеком? (объясните)
3. Что значит понятие «охрана окружающей среды»?
4. Знаете ли Вы свои экологические права? (перечислите их)
5. Знаете ли Вы свои экологические обязанности? (перечислите их)
6. Знаете ли Вы экологические движения, которые есть у Вас в городе?
7. Хоте ли бы Вы вступить в какое-нибудь экологическое движение? (по каким причинам)
8. Какие Вы предпринимали действия для того, чтобы окружающая среда была лучше, чище?
В результате опроса мы получили следующие данные: 57% учащихся понимают смысл термина «экологическая культура»; 43% учащихся считают себя экологически культурными; 64% - понимают смысл слов «охрана окружающей среды»; 56% учащихся знают экологические права и 58% - знают свои экологические обязанности; 78% - знают экологические движения; многие учащиеся высказывали свое мнение по поводу улучшения и сохранения окружающей среды, опираясь на осознанность населения (начиная с семьи), на содействие правительства, руководства организаций.
Полагаем, что в целях повышения экологической сознательности граждан необходимо:
- привлекать внимание населения к экологическим проблемам;
- пропагандировать бережное отношение к использованию водных ресурсов, земельных насаждений и особо охраняемых природных территорий;
- проводить акции и мероприятия, побуждающие к консолидации жителей вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды;
- повышать квалификацию специалистов в области экологического образования;
- воспитывать экологическое мировоззрение у всех возрастных категорий населения;
- проводить специальные экологические информационные компании на основе социальных заказов;
- создавать информационные материалы и средства наглядной агитации для распространения среди населения;
- изготавливать видеоролики, радиопрограммы и размещать их в средствах массовой информации.
- создавать в образовательных учреждениях уголков природы, «живых уголков», ботанических садов;
- создавать условия для организации пришкольных территорий образовательных учреждений;
- проводить общегородские конкурсы на лучший двор, лучшею улицу, лучшее муниципальное образование;
- воспитывать у населения культуру обращения с отходами;
- проводить городские конкурсы экологического рисунка (среди детей, студентов, художников и др.), фотографий «В объективе окружающая среда», литературных произведений (сочинений школьников, публикаций на экологическую тематику «Экожурналистика»), видеофильмов, поделок из природных материалов, показы экологической моды и дизайна и др.;
- создание телевизионных программ на региональном канале, раскрывающих взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияния природы и человека;
- организовывать встречи с учеными – экологами, специалистами природоохранных служб, лидерами общественных организаций.
Именно с помощью повышения эффективности экологического образования, формирующей экологическую культуру, мы можем, в конечном счете, изменить взгляды общества на развитие природы. Единственным, кто способен сохранить от экологического краха общество является сам человек, а единственным выходом из экологической катастрофы – экологическое образование, формирующее экологическую культуру.
Литература:
1. Экологическое образование в Казахстане. Экологическая культура в интересах экологической безопасности страны // №1 , 2009 г.
2. Экологическое образование в Казахстане. Экологическое образование в развитии познавательной деятельности учащихся // №2, 2009 г.
3. Экологическое образование в Казахстане. Экологическое образование и воспитание учащихся для устойчивого развития общества // №1, 2008 г.
4. Лихачев Д.С. Экология культуры //Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., №2, 1990 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.