МУДО
Тагайский центр детского творчества.
Экологическая викторина
«Природа –наш дом»
Подготовила: Дедаева Т.И.
Тагай,2020г.
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
- продолжать расширять знания детей о растительном и животном мире родного края;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, чувство любви к родной природе;
- формировать у детей элементы экологической культур, закрепить правила поведения в природе;
- развивать творческие способности детей, смекалку, сообразительность, эрудицию, логическое мышление, коммуникативные навыки общения.
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада всех видеть. Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета? Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. Здесь живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред! Сегодня мы вместе собрались для того, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, надо ее хорошо знать. Этой теме мы и посвятим нашу викторину под названием «Природа твой друг». Я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы.
1 конкурс. «Разминка» (вопрос-ответ)
Я буду задавать вопросы, а вы быстро и правильно отвечайте на них.
Итак:
• В какое время года происходит листопад? (осенью)
• Какое животное называют степной антилопой? (сайгак)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• Когда в степи подснежник расцветает? (весной)
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
• Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка, черепаха)
• Как называется домик для птиц сделанный руками человека? (скворечник)
• Назовите детенышей лисы? (лисята)
• Когда вода в речке замерзает? (зимой)
• Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
• Что делает суслик зимой? (спит в норке)
• Какие птицы прилетают к нам первыми? (жаворонок, скворец)
• На каком дереве растут желуди? (дуб)
• Когда сосулька капает и тает? (весной)
• Сколько ног у жука? (6)
• Стрекоза ,муравей, комар, бабочка – кто это? (насекомые)
• Как назвать детенышей волка? (волчата)
2 конкурс «Четвертый лишний» (слайды на экране)
Перед вами 4 картинки. Выберите лишнюю и объясните свой выбор.
Перелетные и зимующие птицы: воробей, сорока, ворона, орел. (лишняя картинка- орел).
Домашние и дикие животные: суслик, волк, лиса, верблюд. (лишняя картинка – верблюд)
Ребята, степной орел – это крупный пернатый хищник, который обитает в Калмыкии. Орел находится на грани исчезновения и занесен в Красную книгу России. А что вы знаете о Красной книге? Что означает красный цвет?
ИГРА «По страницам сказок»
Какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточка)
Какое дерево растет у лукоморья? (дуб)
Как звали курочку, которая снесла золотое яичко? (Ряба)
Кого поймал старик неводом в море? (золотую рыбку)
Любимые грибы Бабы-Яги? (мухомор, поганка)
Птица, чьи перья светятся ярким светом. (жар-птица)
Какие цветы выращивали Кай и Герда? (розы)
Какую рыбу поймал Емеля? (щука)
Кем в итоге оказался гадкий утенок? (лебедь)
Кто одолел Тараканище? (воробей)
Под каким деревом спрятались дети, спасаясь от диких гусей? (яблоня)
3 конкурс. «Растения-наши друзья» (слайды на экране)
Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются практически везде. Многие из них полезны для человека и животных. Эти растения называются лекарственные. У нас в степи тоже растут такие растения.
Вам надо выбрать лекарственное растение. Назвать его и рассказать коротко о его полезных свойствах.
.
4. Конкурс капитанов. «Закончи пословицу»
Красна птица пером, а
человек ( умом).
Слово не воробей, вылетит- (не поймаешь).
За двумя зайцами погонишься- ни одного (не поймаешь).
Декабрь год кончает, а зиму (начинает).
Под лежачий камень вода (не бежит).
Без труда, не вытащишь и рыбку из ( пруда).
Без корня и полынь не ...(растёт)
Землю уважай, она дает (урожай).
Срубить дерево-5 минут, а вырастить –( 100 лет).
5. конкурс «Загадки- задачки»
- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)
- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)
- кто про себя может сказать такое : «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)
- про кого говорят так : «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)
6. конкурс
«Грибы - ягоды»
Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные)
Что значит - ядовитые? (Это¸ те которые нельзя употреблять в пищу)
Назови их.(Мухомор¸ бледная поганка)
Можно ли сбивать палками мухоморы ? Нет¸ нельзя потому что разбрызгивается яд)
Что значит - съедобные? (Это¸ те которые можно употреблять в пищу)
Назови их.(Опята¸ лисички¸ подберезовик)
«Деревья - наши друзья».
— Как вы понимаете, что такое
лес?
— Какие деревья растут в наших лесах?
— Назовите части дерева?
— Зачем люди ходят в лес?
— Как надо относиться к лесным обитателям?
— Почему нельзя в лесу шуметь?
— Сок, какого дерева очень полезен людям?
— Какую пользу приносит лес людям?
«В гостях у птиц».
— Какие бывают птицы? ( Перелётные и
зимующие).
— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)
— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)
— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)
«Звериное царство».
— Как заяц готовится к зиме?
— Где живёт белка?
— Чем питается белка зимой?
— У какого дикого животного есть рога и копыта?
— Что такое «Красная книга»?
Наша викторина подошла к концу. Какие вы молодцы, как много вы знаете о природе! А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (развесить кормушки, убрать свой двор, посадить дерево, цветы, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т.д.). Давайте будем беречь нашу прекрасную землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните ребята, вы -частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!
Спасибо за внимание. До новых встреч!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.