Экологический контроль состоит из двух этапов. Первый - сбор и обработка исходных данных. Второй - осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились две формы экологического контроля - предупредительная и карательная.
Экологическая олимпиада для учащихся 3—4 классов
Задания первого типа «Один из трех»
Вам предлагаются задания, где необходимо выбрать один правильный ответ из трех предложенных.
1. Заяцбеляк — это:
а) хищное животное;
б) животное, питающееся трупами;
в) травоядное животное.
2. Почему некоторые растения приспособились ловить насекомых, им не хватает:
а) органических веществ;
б) воздуха;
в) минеральных веществ.
3. Растения, поселяющиеся на других растениях и полностью питающиеся за их счет называют:
а) мхи;
б) паразит;
в) грибница.
4. Какое главное свойство отличает почву от горной породы:
а) нерастворимость в воде;
б) водопроницаемость;
в) плодородие.
5. Сколько времени требуется для образования слоя почвы толщиной 1 см?
а) 15 лет;
б) 1020 лет;
в) 50100 лет.
6. Какие погодные условия оказывают неблагоприятное влияние на живые организмы в условиях сильного
атмосферного загрязнения?
а) дождь;
б) снегопад;
в) туман.
7. Для чего растению яркие и сильно пахнущие цветки?
а) чтобы понравиться окружающим;
б) чтобы привлечь внимание насекомыхопылителей;
в) чтобы первыми попасть в букет.
1. Отметьте номера, под которыми значатся виды, характерные для степей:
а) 1 — козодой;
б) 2 — скворец;
в) 3 — дрофа;
г) 4 — фламинго;
д) 5 — ласточка;
е) 6 — тарантул;
ж) 7 — скорпион;
з) 8 — бурый медведь;
и) 9 — тушканчик;
к) 10 — еж.
2. Отметьте признаки, характерные для растений засушливых мест:
а) большие кожистые листья;
б) длинный корень, глубоко уходящий в землю;
в) корень разветвленный, располагается в верхнем слое почвы;
г) листья мелкие, покрытые восковым налетом;
д) есть иглы и колючки на стеблях;
е) стебли толстые и высокие;
ж) листья средней величины образуют густую крону, дающую тень.
4. Определите ветви каких деревьев и кустарников находятся под номерами:
а) 1 — ;
б) 2 —;
в) 3 —;
г) 4 —;
д) 5 —;5. Отметьте семена каких растений распространяются с помощью ветра?
6. Отметьте клювы каких птиц принадлежат зерноядным птицам.
7. Сформулируйте правила поведения.
8. Что такое глобус?
а) модель земли;
б) земной шар;
в) шар с рисунками.
9. Почему почтовые голуби так называются?
а) они живут на почте;
б) разносят корреспонденцию;
в) просто так.
10. Чем занимается кинолог?
а) снимает кино;
б) фотографирует животных;
в) собаками.
11. Почему куры глотают мелкие камешки и стеклышки?
а) от голода;
б) случайно попадают вместе с пищей;
в) специально для лучшего переваривая пищи.
12. Одевается ли кролик к зиме в белую шубку?
а) да;
б) не полностью;
в) нет.
13. Безобиден ли уж?
а) да, ведь он не ядовит;
б) не безобиден, а очень опасен;
в) иногда он может быть очень неприятным.
14. Зачем белке хвост?
а) для красоты;
б) помогает спасаться от врагов;
в) помогает при прыжках по ветвям и с дерева на дерево.
15. Зачем пчела летит к цветку?
а) полюбоваться красотой его;
б) отведать сладкого нектара и пыльцу собрать;
в) опылить его.
16. Почему перед дождем ласточки летают низко над землей?
а) высоко тучи мешают;
б) поближе к своим гнездам;
в) у земли больше насекомых.
17. Для чего дятел барабанит по дереву?
а) клюв чистит;
б) комуто чтото сообщает;
в) музыкой увлекается.
18. Зачем зайцу большие уши?
а) чтобы лучше слышать;
б) чтобы не перегреться;
в) для торможения на поворотах.
19. Линяют ли раки?
а) не могут линять;
б) линяют когда в панцире становится тесно;
в) линяют весной и осенью.
20. Зачем растениям иглы и колючки?
а) защищаться от врагов;
б) спасаться от непогоды;
в) для питания из воздуха.
Задания второго типа «Закончите следующие предложения»
1. Воздух — это смесь…
2. Главный источник света и тепла на Земле это…3. Растения, у которых листья напоминают иглы, называются…
4. Несколько одревесневших стеблей имеют…
5. Явление, когда организмы, принадлежащие к разным видам, вступают во взаимовыгодное сотрудничество, без
которого они не могут жить называется…
6. Животные, которые вскармливают своих детенышей молоком, называются…
7. Птицы, которые имеют острый загнутый клюв и острые большие когти относятся к группе … птиц.
8. Сложившаяся совокупность растений и животных различных видов, обитающих на определенном пространстве
называется…
9. Растения, по которым можно определить наличие в почве тех или иных микроэлементов, определить
кислотность почвы называются…
10. Вещества, выделяемые растениями и губительно действующие на окружающие микроорганизмы
называются…
Задания третьего типа
1. Отметьте номера, под которыми значатся виды, характерные для северной тайги:
а) 1 — длиннохвостый поморник;
б) 2 — росомаха;
в) 3 — куница;
г) 4 — лемминг;
д) 5 — пеликан;
е) 6 — соболь;
ж) 7 — рябчик;
з) 8 — оляпка;
и) 9 — стриж;
к) 10 — белый медведь.