Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)
Оценка 4.7

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
окружающий мир
3 кл
01.10.2017
Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)
В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий.В сказке детям даются представления о закономерностях в природе; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира родного края.
Экологическая сказка.doc
Ильенко Надежда Борисовна ТЕМА: «Экологическая тревога. Правила поведения в природе».                         (Мультимедийное сопровождение) УМК «Начальная школа ХХI века» Цели:   показать учащимся необходимость охраны природы; познакомить с      Красной   книгой, с экологическими правилами; учить бережно относиться ко всем компонентам  природы; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать гуманное отношение к  природе.        Оборудование:   мультимедийное сопровождение, рисунки учащихся с изображение  экологических знаков «Правила поведения в природе», костюмы героев.                                                                  План   мероприятия: 1. Старая сказка на новый лад.                                 2. Появление царя в современном мире. 3. Экологическая тревога. 4. Экологическое ассорти. 1) Рыбы: а)   игра «Анограммы»; б)   игра «Найди правильный ответ»; в)   экологический вопрос.                   2)   Птицы:                         а)   викторина «Узнай птицу»;                         б)   игра «Народные приметы»;                   3)   Звери:                         а)   конкурс «Фотоохота»;                         б)   конкурс «Зоошутки».                   4)   Растения:                         а)   игра «Узнай дерево»;                         б)   экологическая сценка «Ребёнок и Мотылёк»;                         в)   викторина «Почему их так назвали?»                   5)   Насекомые:                         а)  викторина «Назови насекомое»;           б)  экологический вопрос.                   6)   Красная книга:                         а)   карточки;                         б)  выставка рисунков «Лесные тайны».          5.   Правила разведчиков природы.          6.   Сохраним природу Земли. Ход занятия:             На планете год от года                            Весь в зелёных насажденьях! Человек вредит природе.                        Ах, какое наслажденье  И не понял он, чудак,                              В чудных тех лесах гулять, Что природа не пустяк.                           Чистым воздухом дышать, Он зверей и пташек                                 По лугам, полям бродить, Жестоко истребляет;                               Ключевой воды испить! Мусором, отходами                                 Море вкруг него бурлит, Речки засоряет.                                        Рыбой, крабами кишит. Ильенко Надежда Борисовна Он привык всё покорять,                        Все в том городе богаты, И не может не понять;                             Изоб нет – везде палаты. Сам себе ведь он вредит!                        Правил там – премудрый царь, Вот что сказка говорит:                          Справедливый государь. В море остров был крутой,                     В долгом времени аль вскоре Город был на нём большой                    Приключилося им горе. ( Кадр «Появление царя в современном мире» из фильма «Иван Васильевич меняет  профессию».)           Царь:       И как же именуются эти хоромы? Уч­ся:      Средняя школа №6. Царь:       А­а­а…А где же трон? Учитель: Так вот же он. Это теперь именуется стол учительский. Царь:       До чего же неудобен этот Ваш престол. Учитель: Да что Вы, что Вы, Ваше Величество. Здесь у нас журнал лежит,  пособия  всякие, а учитель на стуле сидит или у доски урок объясняет. Царь:      Что ж и я тут посижу, речь вам умную скажу:                 У меня нет интереса до учебного процесса,                 А вызывает интерес весь житейский ваш процесс.                 Отвечайте мне немедля, чтоб вас всех попутал бес! Учитель: не извольте гневаться, Ваша милость! Царь:      Как же так, как вам не стыдно!           Где цветущие газоны?                                            Мне порядку тут не видно.                 И дорожки не метёны.                 Кто бумажки разбросал?                     Али снова печенеги                 Кто скамейки поломал?                      Совершали к нам набеги? Царевна: Что твориться не пойму.                Сколько хлеба и воды                                                 Я на Марс сейчас сбегу.                 Здесь транжирят без нужды. Царь:      Ухожу я в монастырь! Всё!            Эдак можно всю природу                 Видеть больше не могу:                 Превратить в одни отходы. Учитель: Ваше Величество! Подождите, послушайте. Изучая экологию – науку о  нашем земном доме, планете Земля, мы учимся как надо вести себя в природе. Не  волнуйтесь, Ваша казна не опустеет, ведь все богатства у нас от природы, и мы её будем  любить и охранять.   Царь:      Что ж отрадно слышать это. Царевна: Батюшка любимый мой! Нам пора уже домой. Царь:      Погоди, царевна, дочь моя,                      Как природу охраняют                 Ведь хочу услышать я                Новые мои друзья.                       Учитель: ­ ­ Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Оно называется «Экологическое ассорти». Знаете ли «ассорти»? ­ Правильно. Я принесла вам целую коробку конфет. Но эти конфеты необычные. Они все разного цвета, но какого вы узнаете только когда развернёте их. Если  вам достанется конфета   зелёного   цвета,   то   вы   отвечает   на   вопросы   и   выполняете   задания   по   теме «Растения»,   синяя   –   «Рыбы»,   жёлтая   ­   «Птицы»,   фиолетовая   –   «Звери»,   оранжевая   – насекомые, а остальные конфеты с сюрпризом, о котором я сообщу после развёртывания конфеты.   Рыбы (синяя конфета). такое вы,   что     1. Игра «Анаграммы». Шрё (ёрш). Ёрш чем­то напоминает ежа – такой же колючий. Ёрш очень живуч: бросишь его на лёд – замёрзнет, а в тепле оттает и вновь поплывёт. Ильенко Надежда Борисовна           Автолп (плотва). Плотвички очень похожи на ласточек – резкие, ловкие и хвостик вилочкой,   раздвоен,   За   красивые   красные   плавнички   рыбаки   ещё   зовут   плотву краснопёркой.           Акущ (щука). Щуку рыбаки прозвали речным волком, Нападет она и на маленьких рыбёшек, и на крупных, если голодная, утащит на дно утёнка или гусёнка, Но ещё одно прозвище есть у щуки – речной санитар, Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространиться болезням.           Мос (сом). Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в России. У неё нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоёма, где её часто не отличишь от бревна. 2. Игра «Найди ответ». 1) Щука        1) Кто из них здесь лишний?                                          (Лягушка) 2) Сом           2) Он в самом омуте живёт, хозяин глубины.              (Сом) 3) Ёрш          3) Кого из них называют подводным санитаром?        (Щука) 4) судак        4) Колется как ёж.                                                            (Ёрш)       3.   Дополнительный вопрос. ­ Почему нельзя ловить мальков и рыбу во время нереста?  Птицы (жёлтая конфета). ­ Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч   и   осветит   запорошенные   снегом   верхушки   деревьев.   И   вот   среди   белоснежных хлопьев  на  ветвях мы  видим  необыкновенные  «цветы».  Это…  птицы  зимнего  леса.   Вы наверняка многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию. 1. Викторина «Узнай птицу». 1) Синица. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная   полоса   –   галстучек,   крылья   и   хвост   сине­серые,   спина   жёлто­зелёная,   а брюшко – жёлтое. 2) Снегирь.  У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато­ серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета.       3)   Дятел. У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. 4)    Клёст. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. 2. Игра «Народные приметы». ­ А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: «Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат»; «Синица к избе – зима на дворе»..; «Осенью птицы летят низко – к тёплой зиме». ­ А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?  Звери (фиолетовая конфета). 1. Конкурс «Фотоохота».                                                                            Задание: найдите и назовите зверей. (Белка, лось, медведь, заяц).  2.  Конкурс «Зоошутки».                                                                                                Задание:  Это   фантастические   животные.   Необходимо   определить,   части   тела,   каких зверей   здесь   изображены.   (Голова   волка,   голова   лося,   туловище   медведя,   хвост   лисы, Туловище зайца, голова оленя, голова ры Растения (зелёная конфета). 1. Игра «Узнай дерево». 1) Весной зеленела, летом загорела, Ильенко Надежда Борисовна Осенью надела кранные кораллы. (Рябина). 2) С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня всё ж обижают: Шкуру тонкую сдирают. (Липа).    ­ Чем полезна липа? 3)  Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель).   ­ В питомниках выращивают невысокие ели специально к Новогоднему       празднику, чтобы люди не губили лесную красавицу. 4) Будто снежный шар бела,  По весне она цвела, Нежный запах источала,  А когда пора настала, Разом сделалась она  Вся от ягоды черна. (Черёмуха). 2. Экологическая сценка «Ребёнок и Мотылёк».     Мальчик:   Мотылёк, как же так?                        Целый день ты летал и совсем не устал?                          Расскажи, как живёшь? Что ты ешь? Что ты пьёшь?                        Где твой мир? Где твой дом?                        Расскажи обо всём.    Мотылёк:   Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.                        Я летаю весь день в голубых небесах.                        Солнца ласковый свет озаряет мой кров,                         Мне еда и питьё – ароматы цветов.                        Но живу я недолго – не более дня.                        Будь же добрым со мной и не трогай меня!   ­ В чём же главная мысль этой сценки? ( Беречь всё живое на Земле! Мотылёк здесь   символ жизни). 3. Викторина «Почему их так назвали?»   ­ Дайте объяснение названий растений.     Копытень. Листья этого растения похожи на след лошадиного копыта.     Звездчатка. У этого растения цветки похожи на звёздочки.     Иван­да­марья. Старинная легенда рассказывает, что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки – брат, жёлтые цветки – сестра.     Медуница. В цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого  пчёлы делают мёд.        Недотрога.  Если   дотронуться   до   плода   этого   растения,   он   резко   скручивается   и «выстреливает» семенами.     Насекомые (оранжевая конфета). 1. Викторина «Назови насекомое». 1) Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (Муравей). 2) Самый прожорливый воздушный хищник. (Стрекоза). 3) Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Майские). Ильенко Надежда Борисовна 4) Кто трижды родится прежде, чем стать взрослым? (Бабочка: яйцо, гусеница,  куколка, бабочки).   ­ Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Бабочки не могут жить без цветов,  потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки  опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.)      Красная книга.                  1. Карточки.   ­ Что такое «Красная книга»? – выберите карточку с правильным ответом.                * Книга в красной обложке.                * Книга учёта животных.                * Книга боли. ­ Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных , пропали сотни видов растений.   И   все   они   стали   жертвами   деятельности   человека.   Учёные   всего   мира   бъют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется «Красной книгой. ­ Почему выбран красный цвет? (Красный цвет – это сигнал тревоги).                  Дерево, трава, цветок и птица                  Не всегда умеют защититься.                  Если будут уничтожены они,                  На планете мы останемся одни.            3.   Выставка рисунков «Лесные тайны». Домашнее задание: Придумайте экологические знаки.                                    Правила разведчиков природы.                 Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,                 Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,                 Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.                                                                      Ветки дуба не ломай, никогда не забывай,                 Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.                 Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.                 Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!                 Из рогатки не стрелять: ты пришёл не убивать!                 Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?                 Здесь ненужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.                 Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.                 Их покой побереги, ведь они нам – не враги!                 Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.                 И тогда любой зверёк – будь то ласка иль хорёк,                 Ёж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!».                                                Сохраним природу Земли. С утра и до позднего вечера,                             Порадуют снова пернатые Освоив полянки страниц,                                   Руладами сердце и слух, Хозяйствует в книжке доверчиво                     И крепче подружат с юннатами Раздольная музыка птиц.                                   Речушка, и роща, и луг. А может быть, с этого времени                         От неба до мира подводного                              Наступит иная ора ­                                           Давайте ж, как Родины речь, И станет для птичьего племени                        Умом и душой благородною      Милее ещё  детвора?!                                      Здоровье планеты беречь!                                      Единое многообразие Ильенко Надежда Борисовна                                      Мы будем ценить неспроста,                                      Любя и Европу, и Азию,                                                                И наши родные места! ­ Посмотрите на первые буквы строк этого стихотворения и прочитайте фразу, которая   получилась. Об этом мы должны помнить всегда! (Показ слайдов «Сохраним родную  природу».        Учитель: Ваше Величество, что Вы теперь нам можете сказать? Царь:       Возвращаюсь в своё царство,                                           В тридесято государство                                                  И, надеюсь, мой урок                  Будет вам, ребята, впрок. Царевна:  Чтобы вы дары природы                  Умножали год от года. Царь:        Чтобы было что опять                  Своим внукам передать. Все:          Мы свою природу­мать                   Будем любить и охранять.                                     Литература: 1. Окружающий мир 2 кл.      Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.      Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова       Москва, Изд. Центр «Вентана­Граф», 2007 год.  2. Окружающий мир 1­4 кл. Методическое пособие Н. Ф. Виноградова           Москва, Изд. Центр «Вентана­Граф», 2004 год. 3. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия  Изд. «Педагогика­Пресс» Москва 1992 год.   4. Почемучка Детская энциклопедия  Изд. «Педагогика­Пресс» Москва 1993 год.   5. Я познаю мир Растения      Детская энциклопедия       Москва 1991 год. 6. Я познаю мир Животный мир      Детская энциклопедия       Москва 1991 год. Ильенко Надежда Борисовна 7. Балбышев И.Н. Лесные встречи. – Л., 1981 8. Балбышев И.Н. Родная природа. – Л., 1975 9. Балбышев И.Н. Из жизни леса, ­ Л.. 1987 10. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. – М., 1975 11. Стрижев А.Н. Профиль года. – Человек и природа. М., 1978 12. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль. 1997

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)

Экологическая сказка "Правила поведения в природе" ( внеклассное занятие в начальной школе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017