Экологическая тропа
Оценка 5

Экологическая тропа

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология +2
Взрослым
21.03.2019
Экологическая тропа
Паспорт проекта Название проекта: Экологическая тропа «Зелёная линия» Руководитель проекта: Разумова Анжела Андреевна учитель географии Тип проекта: практико-ориентированный Цель проекта: разработать универсальный маршрут экологической тропы на территории МОКУ Амаранская СОШ Задачи проекта: - Изучить методические рекомендации по организации экологической тропы; - Определить этапы разработки проекта тропы; - Составить и оформить маршрут экотропы; - Составить текст обзорной экскурсии; - Открыть экологическую тропу и провести экскурсии. Актуальность проекта: В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды становится актуальной проблема повышения экологической грамотности населения. Экологическая тропа – одна из самых передовых и творческих форм экологического образования, своеобразный учебный «кабинет» в природных условиях, который поможет внести разнообразие и наглядность в учебный процесс. Продуктом данного проекта является учебная экологическая тропа - специально оборудованный на территории МОКУ Амаранская СОШ маршрут, предназначенный для наглядного ознакомления учащихся с природой родного края, с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучения живых объектов в их естественном природном окружении, получения навыков простейших эколого-биологических исследований. Необходимое оборудование: компьютер, принтер, стойки для выносных знаков, метеостанция.
ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ.docx
МОКУ АМАРАРАНСКАЯ СОШ         Разработка проекта экологической тропы  «Зелёная линия» Содержание  Паспорт проекта …………………………………………………………………......3 1 этап – Подготовительный этап ………………………………………………….4 2 этап   –   Составление маршрута экологической   тропы ………………….......... ..6  3 этап   –   Оформление экологической   тропы ……………………… ……............10  4 этап   –   Составление обзорной текста   экскурсии по экологической   тропе ….12      5 этап   –   Разработка   и брошюр, печать знакомящих с экологической тропой .13    6 этап   – Функционирование экологической   тропы ……………………… …….14  Заключение ………………………………………………………………………..15  Список используемых источников …………………………………………...….16  Приложение 1……………………………………………………………………...17  2 Приложение 2 ……………………………………………………………………..18  Приложение 3 ……………………………………………………………………..25  Приложение 4……………………………………………………………………...26  Приложение 5 ………………………………………………………………………... Паспорт проекта Название проекта: Экологическая тропа «Зелёная линия»  Руководитель проекта: Разумова Анжела Андреевна учитель географии Тип проекта: практико­ориентированный  Цель проекта: разработать универсальный маршрут экологической тропы на территории МОКУ Амаранская СОШ Задачи проекта:   ­ Изучить методические рекомендации   по организации экологической тропы;   этапы ­ Определить разработки   проекта тропы;  3 ­ Составить и оформить   маршрут экотропы;  текст ­ Составить обзорной экскурсии;  ­ Открыть экологическую   тропу и провести экскурсии. Актуальность   проекта:  В   настоящее   время   из­за   ухудшения   состояния окружающей среды становится актуальной проблема повышения    экологической грамотности населения. Экологическая тропа – одна из самых передовых   и   творческих   форм   экологического   образования,   своеобразный учебный   «кабинет»   в   природных   условиях,   который   поможет   внести разнообразие и наглядность в учебный процесс.  Продуктом данного проекта является учебная экологическая  тропа ­ специально оборудованный на территории МОКУ Амаранская СОШ маршрут,   предназначенный   для   наглядного   ознакомления   учащихся   с природой   родного   края,   с   разнообразными   процессами,   происходящими   в природе, изучения живых объектов в их естественном природном окружении, получения навыков простейших эколого­биологических исследований.   Необходимое   оборудование:  компьютер,   принтер,   стойки   для   выносных знаков, метеостанция.    1 этап Подготовительный этап  Цель: изучить литературу по выбранной теме.  План:  4 1. Подобрать необходимую литературу. 2. Составить план работы над проектом.    1.1.   Экологическая   тропа   –   это   маршрут   на   местности,   специально оборудованный для целей экологического воспитания и образования.  Мы изучили методические рекомендации по организации экологической тропы и ознакомились с готовыми проектами некоторых экологических троп, размещенными в интернете.  В   результате   проделанной   работы,   мы   пришли   к   выводу,   что   на территории   школы   находится   довольно   большое   разнообразие   объектов, благодаря чему можно организовать достаточно интересный маршрут. Так же, нами   было   принято   решение   о   том,   чтобы   тропа   была   универсальна,   т.е. используема   учениками   разных   возрастных   групп   и   могла   бы   быть использована как можно большим количеством учителей, не только биологии, но   и   других   предметов.   Дополнительно   тропа   может   быть   использована учителями   начальных   классов   –   для   уроков   природоведения,   первичного ознакомления   с   природой   родного   края;   учителями   географии   –   для наглядного усвоения основ картографии, и анализа результатов наблюдений; ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов. Остановки тропы могут быть использованы и отдельно от остальных, например, для проведения тематических занятий.  Помимо   всего   перечисленного,   универсальность   заключается   ещё   и   в многообразии используемых форм работы с учениками.              Одной   из   основных   форм   работы   на   экологической   тропе   является экскурсия.   Помимо   экскурсии   так   же   планируется   приминение, экологических   бесед,   наблюдений,   тематических   прогулок   и   трудового десанта.  1.2.Изучив   методическую   литературу   и   ознакомившись   с   проектами, подобными   нашему,  мы  выделили основные этапы  создания  экологической тропы:  5 ­ Составление маршрута экологической тропы.  ­Оформление экологической тропы.  ­Составление текста обзорной экскурсии по экологической тропе.  ­Разработка и печать брошюр, знакомящих с экологической тропой.  ­Подготовка экскурсоводов.  ­Открытие тропы и проведение экскурсий.  Вывод:   проанализировав   литературу,   мы   составили   план   работы   по реализации нашего проекта. Цель первого этапа достигнута.   2 этап Составление маршрута экологической тропы  Цель: проложить маршрут экологической тропы, выделив на территории лицея объекты, представляющие наибольший интерес для изучения.  План:  1.   С   помощью методических рекомендаций, изучить   требования, предъявляемые   к маршруту и объектам экологической тропы.  2. Детально   исследовать территорию   школы, выделить   объекты тропы   и   проложить маршрут.  схему тропы.  2.1. К маршруту тропы предъявляется несколько требований:  3. Составить   карту   – маршрута   6 ­ Тропа   не должна   быть монотонной.   Большое значение   при   выборе трассы   тропы   имеют контрастность ритмичность.     и В условиях   села контрастность проявляется   в   резкой смене   практически нетронутых   участков природы   и практически непреобразованных человеком территорий. Ритмичность характерна практически для всех ландшафтов, проявляется чередовании     она в повышений рельефа и понижений,   закрытых лесных пространств и открытых   луговых   и т.д.   7 ­Доступность для  посетителей – одно из главных требований  при проектировании  тропы. Трасса тропы  должна быть не очень  сложной для  прохождения  (длинные переходы  между точками­ остановками,  длительное  нахождение на  открытом солнце –  все это  нежелательно).  ­­­Информативность,  то есть способность  удовлетворять  познавательные  потребности людей в  области географии,  биологии, экологии и  других научных  дисциплин. Помимо рассказа экскурсовода, большую роль могут играть  информационные стенды, а также буклеты, содержащие тексты, фотографии, картографические материалы. 8 Объекты экотропы могут быть естественными или искусственными.  Естественные объекты – это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и др. элементы живой и неживой природы. Искусственные объекты – это элементы оформления, которые будут  специально изготовлены для создания экотропы – информационные щиты,  указатели, мостики, гнездовья для птиц и т.п.  2.2. Изучив требования к маршруту и объектам экотропы, мы приняли  решение о том, что наиболее удобным вариантом для нашей тропы будет  кольцевой маршрут, т.е. маршрут, который будет проходить вокруг школы и  будет начинаться и заканчиваться в одной точке – возле входа в школьный  двор. Объекты нашей экотропы мы выделяли, тщательно обследовав  территорию школы и учитывая все требования, предъявляемые к ним и к  маршруту. В результате нами было выделено 10 объектов остановок, а так же  было принято решение о введении 1 искусственного объекта – это птичья  столовая и дополнительной ­ исторической остановки, которая будет  являться стартовой точкой маршрута. Таким образом, наша экотропа будет  кольцевым маршрутом, на протяжении которого будет 10 остановок: 1. Историческая остановка  – начальная экскурсий.     точка Здесь происходит знакомство   с понятием «экологическая тропа»,   историей   её возникновения, 9 схемой   маршрута   и правилами   поведения во время экскурсии.  2. Родоначальни к   роз  –   под   этим красивым   названием скрывается   шиповник – родоначальник всех видов культурных роз. 3. Цветник  – украшение территории   лицея, используется   только   не в декоративных, но и в обучающих целях, т.к. на   данной   остановке ученики   обучаются работам   по   уходу   за цветником.    4. Уголок хвойного   леса  – небольшой   участок леса,   расположенный рядом   с   лицеем.   На данной   остановке экскурсанты знакомятся не только 10 с   хвойными растениями,   у   них есть   возможность понаблюдать   за живущими   здесь белками.  5. Мини­ –   метеостанция  площадка,   предназначенная  для наблюдений за изменениями погоды. Здесь ученики знакомятся с приборами, которыми оборудована станция, их принципом действия и назначением.   6. Наш   огород  ­ небольшой участок, на котором выращиваются овощи. Ученики   принимают активное   участие   в работах   по   уходу   за огородом, приобретают   новые знания,   навыки   и умения,   ведут наблюдения   за заложенными опытами.  7. Аллея памяти­  участок саженцев,   состоящий 11 из трех аллей: «Аллея учителей»,   «Аллея учеников»,   «Аллея родителей» 8. Кустарникова я – саженцы калины, жимолость 9. Птичья столовая  –   место, оборудованное кормушками   для птиц,   служит   для наблюдений   за птицами   и   для   их подкормки.  10. Русские красавицы  –   на данной   остановке экскурсанты   узнают много   нового   о берёзах.  Берёза – это не   только   символ России,   но   и настоящее   дерево­ целитель.   2.3.   Карта   –   схема   маршрута   должна   быть   понятна   всем   участникам экскурсии,   должна   быть   такой,   чтобы   ей   могли   воспользоваться   как 12 старшеклассники, так и первоклассники. Могут быть составлены различные карты – схемы, отличающиеся уровнем сложности.   Карты   ­   схемы   для   детей   должны   содержать   небольшое   количество информации   в   виде   понятных   для   всех   рисунков   объектов,   стрелок, указывающих   маршрут,   можно   сделать   яркие,   крупные   рисунки   наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.  Так же для учеников младших классов возможны сокращенные схемы маршрута, то есть с исключением части остановок.  Для учащихся старших классов возможно применение топографической карты местности. В нашем проекте представлена универсальная карта­схема   (приложение 1), которая понятна для учащихся всех возрастов, учителей, а так же всех желающих посетить нашу тропу.  Карта­схема   включает   все   10   остановок,   которые   пронумерованы   и обозначены рисунками.  Вывод:   в   результате   проделанной   работы,   на   территории   школы   мы выделили   объекты,   представляющие   наибольший   интерес   для   изучения   и проложили маршрут тропы. Таким образом, наша экологическая тропа будет представлять   собой   кольцевой   маршрут,   включающий   10   остановок.   Цель этапа достигнута.  13 этап   3 Оформление экологической тропы  Цель:   продумать   мероприятия   по   подготовке   экотропы   для   проведения экскурсий.  План:  1. Оформить стенды и выносные знаки, обозначающие экологические объекты. 2. Разработать   мероприятия   по   облагораживанию   маршрута   экотропы   и снабжению остановок всем необходимым.  3.1.   Для   оформления   тропы   нам   потребуются   знаки­указатели   и информационные   стенды.   Указатели   будут   стоять   на   каждой   остановке маршрута,   следовательно,   их   будет   10,   а   информационный   стенд   будет находиться на исторической остановке.   На стенде будет размещена следующая информация :  ­ карта­схема маршрута;  ­ перечень   остановок маршрута;  ­ краткое   описание маршрута, его протяжённость;  ­ правила   поведения во время экскурсий;  ­ информация истории пришкольного участка.  об       Помимо информационного стенда, нам понадобятся знаки­указатели остановок, которые должны соответствовать следующим требованиям:  14 ­ должны вписываться пейзаж;    ­ должны оформлены едином стиле;  ­ должны информативными.  быть в   в   быть С учетом всех этих требований, нами был разработан дизайн знаков указателей.  3.2.   Некоторые   остановки   тропы   требуют   снабжения   дополнительным оборудованием (помимо информационных стендов и указателей). К таким остановкам относятся: птичья столовая и мини­метеостанция.  Для   птичьей   столовой   нам   потребуется   соорудить   и   установить кормушки,  а   мини­метеостанцию   требуется   установить   на   высоте   2м   от земли.  Такие остановки, как «Цветник» и «Наш огород» требуется засадить цветами и овощными культурами соответственно. Работы в цветнике будут вести   воспитанники   кружка   «Лесной   Дозор»   во   главе   с   руководителем кружка, а овощные культуры на остановке «Наш огород» предполагается высадить во время проведений экскурсии с учениками начальной школы.  Вывод:   в   результате   проделанной   нами   работы   продуманы мероприятия по подготовке экотропы к проведению экскурсий. Цель этапа достигнута.    4   Составление текста обзорной экскурсии по экологической тропе  Цель: составить текст обзорной экскурсии.  План:  15 этап 4.1.  Требования к тексту экскурсии:  16 Пользуясь  1. методическими  рекомендациями  организации  по  экологической  тропы, изучить  требования,  предъявляемые к  тексту экскурсии.  2. Составить  текст экскурсии в  соответствии с  требованиями.  ­ Текст экскурсии   не должен   быть перегружен сложными терминами   и большим количеством чисел.  ­ Всю информацию   для экскурсии необходимо подобрать   таким образом, чтобы она легко воспринималась   в всей течение   не экскурсии, вызывая   утомления   на   первых   же этапах.  ­ Текст экскурсии   должен быть   рассчитан   на то   количество времени,   которое отводится   на экскурсию.  ­ Составляя текст   экскурсии, необходимо учитывать возраст и уровень подготовки экскурсантов.  4.2. Текст экскурсии мы составили в соответствие с требованиями.  Для  наибольшего  удобства  составления текста  экскурсии  и  удобства восприятия   слушателей,   мы   составили   план,   по   которому   описывается каждый объект нашей тропы.  План описания объектов тропы:  1. Название остановки (объекта).  2. Общая характеристика     17 этап объекта  (классификация,   биологические особенности и т.п.).   3. Применение в промышленности   и хозяйстве.  4. Упоминание творчестве художников писателей, легендах.        в и в Вывод: в результате проделанной нами работы составлен текст обзорной экскурсии по экологической тропе. Цель этапа достигнута.  18 этап   5 Разработка и печать брошюр, знакомящих с экологической тропой  Цель: создание брошюры – путеводителя по экологической тропе План:  1. 2. Выбор   информации для брошюры.  Разработка   дизайна и распечатка брошюры.    5.1. Разрабатываемая нами брошюра, должна содержать такую информацию, благодаря которой любой человек, ознакомившийся с её содержанием, мог бы получить всю необходимую информацию и представление о том, что такое экологическая тропа и мог бы самостоятельно сориентироваться на ней. То есть   брошюра   должна   являться   кратким   путеводителем   по   экологической тропе и содержать только самую основную информацию.  Учитывая это, мы решили включить в нашу брошюру следующий материал:  1. Название проекта  остановок и т.п.)  2. Описание  тропы     (предназначение,   протяжённость,   количество  3. Карта   –   схема тропы с обозначенными   на ней остановками.    4. Краткое   описание остановок.  5. Правила   поведения на тропе.  5.2.   Дизайн   брошюры   мы   планируем     разработать   при   помощи   программы Microsoft Office Word и распечатали готовую брошюру на цветном принтере.  19 Вывод:   в   результате   проделанной   нами   работы   создана   брошюра  этап путеводитель по экологической тропе. Цель этапа достигнута.              6   Функционирование экологической тропы  Цель: продумать организацию работы на экологической тропе.  План:  1. 2. 3. Подготовить экскурсоводов  Провести   открытие экологической тропы.  Организовать экскурсионную работу на тропе.  6.1. В   качестве   экскурсоводов   могут   выступать   учителя   школы,   а   также Воспитанники кружка «Лесной Дозор».  Для   успешного   проведения   экскурсий   по   экотропе,   экскурсоводы должны соответствовать следующим требованиям:  ­обладать чёткой дикцией и громким голосом;  ­быть уверенными в себе;  ­быть достаточно осведомленными в теме экскурсии, уметь отвечать на задаваемые вопросы.  20

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа

Экологическая тропа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2019