Экологическая тропа

  • Образовательные программы
  • docx
  • 21.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Паспорт проекта Название проекта: Экологическая тропа «Зелёная линия» Руководитель проекта: Разумова Анжела Андреевна учитель географии Тип проекта: практико-ориентированный Цель проекта: разработать универсальный маршрут экологической тропы на территории МОКУ Амаранская СОШ Задачи проекта: - Изучить методические рекомендации по организации экологической тропы; - Определить этапы разработки проекта тропы; - Составить и оформить маршрут экотропы; - Составить текст обзорной экскурсии; - Открыть экологическую тропу и провести экскурсии. Актуальность проекта: В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды становится актуальной проблема повышения экологической грамотности населения. Экологическая тропа – одна из самых передовых и творческих форм экологического образования, своеобразный учебный «кабинет» в природных условиях, который поможет внести разнообразие и наглядность в учебный процесс. Продуктом данного проекта является учебная экологическая тропа - специально оборудованный на территории МОКУ Амаранская СОШ маршрут, предназначенный для наглядного ознакомления учащихся с природой родного края, с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучения живых объектов в их естественном природном окружении, получения навыков простейших эколого-биологических исследований. Необходимое оборудование: компьютер, принтер, стойки для выносных знаков, метеостанция.
Иконка файла материала ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ.docx
МОКУ АМАРАРАНСКАЯ СОШ         Разработка проекта экологической тропы  «Зелёная линия»Содержание  Паспорт проекта …………………………………………………………………......3 1 этап – Подготовительный этап ………………………………………………….4 2 этап   –   Составление маршрута экологической   тропы ………………….......... ..6  3 этап   –   Оформление экологической   тропы ……………………… ……............10  4 этап   –   Составление обзорной текста   экскурсии по экологической   тропе ….12      5 этап   –   Разработка   и брошюр, печать знакомящих с экологической тропой .13    6 этап   – Функционирование экологической   тропы ……………………… …….14  Заключение ………………………………………………………………………..15  Список используемых источников …………………………………………...….16  Приложение 1……………………………………………………………………...17  2Приложение 2 ……………………………………………………………………..18  Приложение 3 ……………………………………………………………………..25  Приложение 4……………………………………………………………………...26  Приложение 5 ………………………………………………………………………... Паспорт проекта Название проекта: Экологическая тропа «Зелёная линия»  Руководитель проекта: Разумова Анжела Андреевна учитель географии Тип проекта: практико­ориентированный  Цель проекта: разработать универсальный маршрут экологической тропы на территории МОКУ Амаранская СОШ Задачи проекта:   ­ Изучить методические рекомендации   по организации экологической тропы;   этапы ­ Определить разработки   проекта тропы;  3­ Составить и оформить   маршрут экотропы;  текст ­ Составить обзорной экскурсии;  ­ Открыть экологическую   тропу и провести экскурсии. Актуальность   проекта:  В   настоящее   время   из­за   ухудшения   состояния окружающей среды становится актуальной проблема повышения    экологической грамотности населения. Экологическая тропа – одна из самых передовых   и   творческих   форм   экологического   образования,   своеобразный учебный   «кабинет»   в   природных   условиях,   который   поможет   внести разнообразие и наглядность в учебный процесс.  Продуктом данного проекта является учебная экологическая  тропа ­ специально оборудованный на территории МОКУ Амаранская СОШ маршрут,   предназначенный   для   наглядного   ознакомления   учащихся   с природой   родного   края,   с   разнообразными   процессами,   происходящими   в природе, изучения живых объектов в их естественном природном окружении, получения навыков простейших эколого­биологических исследований.   Необходимое   оборудование:  компьютер,   принтер,   стойки   для   выносных знаков, метеостанция.    1 этап Подготовительный этап  Цель: изучить литературу по выбранной теме.  План:  4 1. Подобрать необходимую литературу.2. Составить план работы над проектом.    1.1.   Экологическая   тропа   –   это   маршрут   на   местности,   специально оборудованный для целей экологического воспитания и образования.  Мы изучили методические рекомендации по организации экологической тропы и ознакомились с готовыми проектами некоторых экологических троп, размещенными в интернете.  В   результате   проделанной   работы,   мы   пришли   к   выводу,   что   на территории   школы   находится   довольно   большое   разнообразие   объектов, благодаря чему можно организовать достаточно интересный маршрут. Так же, нами   было   принято   решение   о   том,   чтобы   тропа   была   универсальна,   т.е. используема   учениками   разных   возрастных   групп   и   могла   бы   быть использована как можно большим количеством учителей, не только биологии, но   и   других   предметов.   Дополнительно   тропа   может   быть   использована учителями   начальных   классов   –   для   уроков   природоведения,   первичного ознакомления   с   природой   родного   края;   учителями   географии   –   для наглядного усвоения основ картографии, и анализа результатов наблюдений; ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов. Остановки тропы могут быть использованы и отдельно от остальных, например, для проведения тематических занятий.  Помимо   всего   перечисленного,   универсальность   заключается   ещё   и   в многообразии используемых форм работы с учениками.              Одной   из   основных   форм   работы   на   экологической   тропе   является экскурсия.   Помимо   экскурсии   так   же   планируется   приминение, экологических   бесед,   наблюдений,   тематических   прогулок   и   трудового десанта.  1.2.Изучив   методическую   литературу   и   ознакомившись   с   проектами, подобными   нашему,  мы  выделили основные этапы  создания  экологической тропы:  5­ Составление маршрута экологической тропы.  ­Оформление экологической тропы.  ­Составление текста обзорной экскурсии по экологической тропе.  ­Разработка и печать брошюр, знакомящих с экологической тропой.  ­Подготовка экскурсоводов.  ­Открытие тропы и проведение экскурсий.  Вывод:   проанализировав   литературу,   мы   составили   план   работы   по реализации нашего проекта. Цель первого этапа достигнута.   2 этап Составление маршрута экологической тропы  Цель: проложить маршрут экологической тропы, выделив на территории лицея объекты, представляющие наибольший интерес для изучения.  План:  1.   С   помощью методических рекомендаций, изучить   требования, предъявляемые   к маршруту и объектам экологической тропы.  2. Детально   исследовать территорию   школы, выделить   объекты тропы   и   проложить маршрут.  схему тропы.  2.1. К маршруту тропы предъявляется несколько требований:  3. Составить   карту   – маршрута   6­ Тропа   не должна   быть монотонной.   Большое значение   при   выборе трассы   тропы   имеют контрастность ритмичность.     и В условиях   села контрастность проявляется   в   резкой смене   практически нетронутых   участков природы   и практически непреобразованных человеком территорий. Ритмичность характерна практически для всех ландшафтов, проявляется чередовании     она в повышений рельефа и понижений,   закрытых лесных пространств и открытых   луговых   и т.д.   7­Доступность для  посетителей – одно из главных требований  при проектировании  тропы. Трасса тропы  должна быть не очень  сложной для  прохождения  (длинные переходы  между точками­ остановками,  длительное  нахождение на  открытом солнце –  все это  нежелательно).  ­­­Информативность,  то есть способность  удовлетворять  познавательные  потребности людей в  области географии,  биологии, экологии и  других научных  дисциплин. Помимо рассказа экскурсовода, большую роль могут играть  информационные стенды, а также буклеты, содержащие тексты, фотографии, картографические материалы. 8Объекты экотропы могут быть естественными или искусственными.  Естественные объекты – это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и др. элементы живой и неживой природы. Искусственные объекты – это элементы оформления, которые будут  специально изготовлены для создания экотропы – информационные щиты,  указатели, мостики, гнездовья для птиц и т.п.  2.2. Изучив требования к маршруту и объектам экотропы, мы приняли  решение о том, что наиболее удобным вариантом для нашей тропы будет  кольцевой маршрут, т.е. маршрут, который будет проходить вокруг школы и  будет начинаться и заканчиваться в одной точке – возле входа в школьный  двор. Объекты нашей экотропы мы выделяли, тщательно обследовав  территорию школы и учитывая все требования, предъявляемые к ним и к  маршруту. В результате нами было выделено 10 объектов остановок, а так же  было принято решение о введении 1 искусственного объекта – это птичья  столовая и дополнительной ­ исторической остановки, которая будет  являться стартовой точкой маршрута. Таким образом, наша экотропа будет  кольцевым маршрутом, на протяжении которого будет 10 остановок: 1. Историческая остановка  – начальная экскурсий.     точка Здесь происходит знакомство   с понятием «экологическая тропа»,   историей   её возникновения, 9схемой   маршрута   и правилами   поведения во время экскурсии.  2. Родоначальни к   роз  –   под   этим красивым   названием скрывается   шиповник – родоначальник всех видов культурных роз. 3. Цветник  – украшение территории   лицея, используется   только   не в декоративных, но и в обучающих целях, т.к. на   данной   остановке ученики   обучаются работам   по   уходу   за цветником.    4. Уголок хвойного   леса  – небольшой   участок леса,   расположенный рядом   с   лицеем.   На данной   остановке экскурсанты знакомятся не только 10с   хвойными растениями,   у   них есть   возможность понаблюдать   за живущими   здесь белками.  5. Мини­ –   метеостанция  площадка,   предназначенная  для наблюдений за изменениями погоды. Здесь ученики знакомятся с приборами, которыми оборудована станция, их принципом действия и назначением.   6. Наш   огород  ­ небольшой участок, на котором выращиваются овощи. Ученики   принимают активное   участие   в работах   по   уходу   за огородом, приобретают   новые знания,   навыки   и умения,   ведут наблюдения   за заложенными опытами.  7. Аллея памяти­  участок саженцев,   состоящий 11из трех аллей: «Аллея учителей»,   «Аллея учеников»,   «Аллея родителей» 8. Кустарникова я – саженцы калины, жимолость 9. Птичья столовая  –   место, оборудованное кормушками   для птиц,   служит   для наблюдений   за птицами   и   для   их подкормки.  10. Русские красавицы  –   на данной   остановке экскурсанты   узнают много   нового   о берёзах.  Берёза – это не   только   символ России,   но   и настоящее   дерево­ целитель.   2.3.   Карта   –   схема   маршрута   должна   быть   понятна   всем   участникам экскурсии,   должна   быть   такой,   чтобы   ей   могли   воспользоваться   как 12старшеклассники, так и первоклассники. Могут быть составлены различные карты – схемы, отличающиеся уровнем сложности.   Карты   ­   схемы   для   детей   должны   содержать   небольшое   количество информации   в   виде   понятных   для   всех   рисунков   объектов,   стрелок, указывающих   маршрут,   можно   сделать   яркие,   крупные   рисунки   наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.  Так же для учеников младших классов возможны сокращенные схемы маршрута, то есть с исключением части остановок.  Для учащихся старших классов возможно применение топографической карты местности. В нашем проекте представлена универсальная карта­схема   (приложение 1), которая понятна для учащихся всех возрастов, учителей, а так же всех желающих посетить нашу тропу.  Карта­схема   включает   все   10   остановок,   которые   пронумерованы   и обозначены рисунками.  Вывод:   в   результате   проделанной   работы,   на   территории   школы   мы выделили   объекты,   представляющие   наибольший   интерес   для   изучения   и проложили маршрут тропы. Таким образом, наша экологическая тропа будет представлять   собой   кольцевой   маршрут,   включающий   10   остановок.   Цель этапа достигнута.  13этап   3 Оформление экологической тропы  Цель:   продумать   мероприятия   по   подготовке   экотропы   для   проведения экскурсий.  План:  1. Оформить стенды и выносные знаки, обозначающие экологические объекты. 2. Разработать   мероприятия   по   облагораживанию   маршрута   экотропы   и снабжению остановок всем необходимым.  3.1.   Для   оформления   тропы   нам   потребуются   знаки­указатели   и информационные   стенды.   Указатели   будут   стоять   на   каждой   остановке маршрута,   следовательно,   их   будет   10,   а   информационный   стенд   будет находиться на исторической остановке.   На стенде будет размещена следующая информация :  ­ карта­схема маршрута;  ­ перечень   остановок маршрута;  ­ краткое   описание маршрута, его протяжённость;  ­ правила   поведения во время экскурсий;  ­ информация истории пришкольного участка.  об       Помимо информационного стенда, нам понадобятся знаки­указатели остановок, которые должны соответствовать следующим требованиям:  14­ должны вписываться пейзаж;    ­ должны оформлены едином стиле;  ­ должны информативными.  быть в   в   быть С учетом всех этих требований, нами был разработан дизайн знаков указателей.  3.2.   Некоторые   остановки   тропы   требуют   снабжения   дополнительным оборудованием (помимо информационных стендов и указателей). К таким остановкам относятся: птичья столовая и мини­метеостанция.  Для   птичьей   столовой   нам   потребуется   соорудить   и   установить кормушки,  а   мини­метеостанцию   требуется   установить   на   высоте   2м   от земли.  Такие остановки, как «Цветник» и «Наш огород» требуется засадить цветами и овощными культурами соответственно. Работы в цветнике будут вести   воспитанники   кружка   «Лесной   Дозор»   во   главе   с   руководителем кружка, а овощные культуры на остановке «Наш огород» предполагается высадить во время проведений экскурсии с учениками начальной школы.  Вывод:   в   результате   проделанной   нами   работы   продуманы мероприятия по подготовке экотропы к проведению экскурсий. Цель этапа достигнута.    4   Составление текста обзорной экскурсии по экологической тропе  Цель: составить текст обзорной экскурсии.  План:  15этап 4.1.  Требования к тексту экскурсии:  16 Пользуясь  1. методическими  рекомендациями  организации  по  экологической  тропы, изучить  требования,  предъявляемые к  тексту экскурсии.  2. Составить  текст экскурсии в  соответствии с  требованиями.  ­ Текст экскурсии   не должен   быть перегружен сложными терминами   и большим количеством чисел.  ­ Всю информацию   для экскурсии необходимо подобрать   таким образом, чтобы она легковоспринималась   в всей течение   не экскурсии, вызывая   утомления   на   первых   же этапах.  ­ Текст экскурсии   должен быть   рассчитан   на то   количество времени,   которое отводится   на экскурсию.  ­ Составляя текст   экскурсии, необходимо учитывать возраст и уровень подготовки экскурсантов.  4.2. Текст экскурсии мы составили в соответствие с требованиями.  Для  наибольшего  удобства  составления текста  экскурсии  и  удобства восприятия   слушателей,   мы   составили   план,   по   которому   описывается каждый объект нашей тропы.  План описания объектов тропы:  1. Название остановки (объекта).  2. Общая характеристика     17этап объекта  (классификация,   биологические особенности и т.п.).   3. Применение в промышленности   и хозяйстве.  4. Упоминание творчестве художников писателей, легендах.        в и в Вывод: в результате проделанной нами работы составлен текст обзорной экскурсии по экологической тропе. Цель этапа достигнута.  18этап   5 Разработка и печать брошюр, знакомящих с экологической тропой  Цель: создание брошюры – путеводителя по экологической тропе План:  1. 2. Выбор   информации для брошюры.  Разработка   дизайна и распечатка брошюры.    5.1. Разрабатываемая нами брошюра, должна содержать такую информацию, благодаря которой любой человек, ознакомившийся с её содержанием, мог бы получить всю необходимую информацию и представление о том, что такое экологическая тропа и мог бы самостоятельно сориентироваться на ней. То есть   брошюра   должна   являться   кратким   путеводителем   по   экологической тропе и содержать только самую основную информацию.  Учитывая это, мы решили включить в нашу брошюру следующий материал:  1. Название проекта  остановок и т.п.)  2. Описание  тропы     (предназначение,   протяжённость,   количество  3. Карта   –   схема тропы с обозначенными   на ней остановками.    4. Краткое   описание остановок.  5. Правила   поведения на тропе.  5.2.   Дизайн   брошюры   мы   планируем     разработать   при   помощи   программы Microsoft Office Word и распечатали готовую брошюру на цветном принтере.  19Вывод:   в   результате   проделанной   нами   работы   создана   брошюра  этап путеводитель по экологической тропе. Цель этапа достигнута.              6   Функционирование экологической тропы  Цель: продумать организацию работы на экологической тропе.  План:  1. 2. 3. Подготовить экскурсоводов  Провести   открытие экологической тропы.  Организовать экскурсионную работу на тропе.  6.1. В   качестве   экскурсоводов   могут   выступать   учителя   школы,   а   также Воспитанники кружка «Лесной Дозор».  Для   успешного   проведения   экскурсий   по   экотропе,   экскурсоводы должны соответствовать следующим требованиям:  ­обладать чёткой дикцией и громким голосом;  ­быть уверенными в себе;  ­быть достаточно осведомленными в теме экскурсии, уметь отвечать на задаваемые вопросы.  20