Паспорт проекта
Название проекта: Экологическая тропа «Зелёная линия»
Руководитель проекта: Разумова Анжела Андреевна учитель географии
Тип проекта: практико-ориентированный
Цель проекта: разработать универсальный маршрут экологической тропы на территории МОКУ Амаранская СОШ
Задачи проекта:
- Изучить методические рекомендации по организации экологической тропы;
- Определить этапы разработки проекта тропы;
- Составить и оформить маршрут экотропы;
- Составить текст обзорной экскурсии;
- Открыть экологическую тропу и провести экскурсии.
Актуальность проекта: В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды становится актуальной проблема повышения
экологической грамотности населения. Экологическая тропа – одна из самых передовых и творческих форм экологического образования, своеобразный учебный «кабинет» в природных условиях, который поможет внести разнообразие и наглядность в учебный процесс.
Продуктом данного проекта является учебная экологическая
тропа - специально оборудованный на территории МОКУ Амаранская СОШ маршрут, предназначенный для наглядного ознакомления учащихся с природой родного края, с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучения живых объектов в их естественном природном окружении, получения навыков простейших эколого-биологических исследований.
Необходимое оборудование: компьютер, принтер, стойки для выносных знаков, метеостанция.
МОКУ АМАРАРАНСКАЯ СОШ
Разработка проекта экологической тропы
«Зелёная линия»Содержание
Паспорт проекта …………………………………………………………………......3
1 этап – Подготовительный этап ………………………………………………….4
2 этап – Составление
маршрута
экологической тропы
…………………..........
..6
3 этап – Оформление
экологической тропы
………………………
……............10
4 этап – Составление
обзорной
текста
экскурсии
по
экологической тропе
….12
5 этап – Разработка и
брошюр,
печать
знакомящих
с
экологической тропой
.13
6 этап
–
Функционирование
экологической тропы
………………………
…….14
Заключение ………………………………………………………………………..15
Список используемых источников …………………………………………...….16
Приложение 1……………………………………………………………………...17
2Приложение 2 ……………………………………………………………………..18
Приложение 3 ……………………………………………………………………..25
Приложение 4……………………………………………………………………...26
Приложение 5 ………………………………………………………………………...
Паспорт проекта
Название проекта: Экологическая тропа «Зелёная линия»
Руководитель проекта: Разумова Анжела Андреевна учитель географии
Тип проекта: практикоориентированный
Цель проекта: разработать универсальный маршрут экологической тропы на
территории МОКУ Амаранская СОШ
Задачи проекта:
Изучить методические
рекомендации
по
организации
экологической тропы;
этапы
Определить
разработки проекта
тропы;
3 Составить
и
оформить маршрут
экотропы;
текст
Составить
обзорной экскурсии;
Открыть
экологическую тропу
и провести экскурсии.
Актуальность проекта: В настоящее время изза ухудшения состояния
окружающей среды становится актуальной проблема повышения
экологической грамотности населения. Экологическая тропа – одна из самых
передовых и творческих форм экологического образования, своеобразный
учебный «кабинет» в природных условиях, который поможет внести
разнообразие и наглядность в учебный процесс.
Продуктом данного проекта является учебная экологическая
тропа специально оборудованный на территории МОКУ Амаранская СОШ
маршрут, предназначенный для наглядного ознакомления учащихся с
природой родного края, с разнообразными процессами, происходящими в
природе, изучения живых объектов в их естественном природном окружении,
получения навыков простейших экологобиологических исследований.
Необходимое оборудование: компьютер, принтер, стойки для выносных
знаков, метеостанция.
1 этап Подготовительный этап
Цель: изучить литературу по выбранной теме.
План:
4
1.
Подобрать
необходимую
литературу.2.
Составить
план
работы над проектом.
1.1. Экологическая тропа – это маршрут на местности, специально
оборудованный для целей экологического воспитания и образования.
Мы изучили методические рекомендации по организации экологической
тропы и ознакомились с готовыми проектами некоторых экологических троп,
размещенными в интернете.
В результате проделанной работы, мы пришли к выводу, что на
территории школы находится довольно большое разнообразие объектов,
благодаря чему можно организовать достаточно интересный маршрут. Так же,
нами было принято решение о том, чтобы тропа была универсальна, т.е.
используема учениками разных возрастных групп и могла бы быть
использована как можно большим количеством учителей, не только биологии,
но и других предметов. Дополнительно тропа может быть использована
учителями начальных классов – для уроков природоведения, первичного
ознакомления с природой родного края; учителями географии – для
наглядного усвоения основ картографии, и анализа результатов наблюдений;
ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных
природных объектов. Остановки тропы могут быть использованы и отдельно
от остальных, например, для проведения тематических занятий.
Помимо всего перечисленного, универсальность заключается ещё и в
многообразии используемых форм работы с учениками.
Одной из основных форм работы на экологической тропе является
экскурсия.
Помимо экскурсии так же планируется приминение,
экологических бесед, наблюдений, тематических прогулок и трудового
десанта.
1.2.Изучив методическую литературу и ознакомившись с проектами,
подобными нашему, мы выделили основные этапы создания экологической
тропы:
5 Составление маршрута экологической тропы.
Оформление экологической тропы.
Составление текста обзорной экскурсии по экологической тропе.
Разработка и печать брошюр, знакомящих с экологической тропой.
Подготовка экскурсоводов.
Открытие тропы и проведение экскурсий.
Вывод: проанализировав литературу, мы составили план работы по
реализации нашего проекта. Цель первого этапа достигнута.
2 этап Составление маршрута экологической тропы
Цель: проложить маршрут экологической тропы, выделив на территории
лицея объекты, представляющие наибольший интерес для изучения.
План:
1.
С
помощью
методических
рекомендаций,
изучить требования,
предъявляемые
к
маршруту и объектам
экологической тропы.
2. Детально исследовать
территорию школы,
выделить
объекты
тропы и проложить
маршрут.
схему
тропы.
2.1. К маршруту тропы предъявляется несколько требований:
3. Составить карту –
маршрута
6 Тропа
не
должна
быть
монотонной. Большое
значение при выборе
трассы тропы имеют
контрастность
ритмичность.
и
В
условиях
села
контрастность
проявляется в резкой
смене практически
нетронутых участков
природы
и
практически
непреобразованных
человеком
территорий.
Ритмичность
характерна
практически для всех
ландшафтов,
проявляется
чередовании
она
в
повышений рельефа и
понижений, закрытых
лесных пространств и
открытых луговых и
т.д.
7Доступность для
посетителей – одно из
главных требований
при проектировании
тропы. Трасса тропы
должна быть не очень
сложной для
прохождения
(длинные переходы
между точками
остановками,
длительное
нахождение на
открытом солнце –
все это
нежелательно).
Информативность,
то есть способность
удовлетворять
познавательные
потребности людей в
области географии,
биологии, экологии и
других научных
дисциплин.
Помимо рассказа экскурсовода, большую роль могут играть информационные
стенды, а также буклеты, содержащие тексты, фотографии, картографические
материалы.
8Объекты экотропы могут быть естественными или искусственными.
Естественные объекты – это виды растений, животных, формы рельефа, почвы
и др. элементы живой и неживой природы.
Искусственные объекты – это элементы оформления, которые будут
специально изготовлены для создания экотропы – информационные щиты,
указатели, мостики, гнездовья для птиц и т.п.
2.2. Изучив требования к маршруту и объектам экотропы, мы приняли
решение о том, что наиболее удобным вариантом для нашей тропы будет
кольцевой маршрут, т.е. маршрут, который будет проходить вокруг школы и
будет начинаться и заканчиваться в одной точке – возле входа в школьный
двор.
Объекты нашей экотропы мы выделяли, тщательно обследовав
территорию школы и учитывая все требования, предъявляемые к ним и к
маршруту. В результате нами было выделено 10 объектов остановок, а так же
было принято решение о введении 1 искусственного объекта – это птичья
столовая и дополнительной исторической остановки, которая будет
являться стартовой точкой маршрута. Таким образом, наша экотропа будет
кольцевым маршрутом, на протяжении которого будет 10 остановок:
1. Историческая
остановка
–
начальная
экскурсий.
точка
Здесь
происходит
знакомство
с
понятием
«экологическая
тропа», историей её
возникновения,
9схемой маршрута и
правилами поведения
во время экскурсии.
2. Родоначальни
к роз – под этим
красивым названием
скрывается шиповник
– родоначальник всех
видов культурных роз.
3. Цветник
–
украшение
территории лицея,
используется
только
не
в
декоративных, но и в
обучающих целях, т.к.
на данной остановке
ученики обучаются
работам по уходу за
цветником.
4. Уголок
хвойного леса
–
небольшой участок
леса, расположенный
рядом с лицеем. На
данной
остановке
экскурсанты
знакомятся не только
10с
хвойными
растениями, у них
есть
возможность
понаблюдать
за
живущими
здесь
белками.
5. Мини
–
метеостанция
площадка,
предназначенная для
наблюдений за изменениями погоды. Здесь ученики знакомятся с приборами,
которыми оборудована станция, их принципом действия и назначением.
6. Наш огород
небольшой участок, на
котором
выращиваются овощи.
Ученики принимают
активное участие в
работах по уходу за
огородом,
приобретают новые
знания,
навыки и
умения,
ведут
наблюдения
за
заложенными
опытами.
7. Аллея
памяти
участок
саженцев, состоящий
11из трех аллей: «Аллея
учителей»,
«Аллея
учеников»,
«Аллея
родителей»
8. Кустарникова
я – саженцы калины,
жимолость
9. Птичья
столовая – место,
оборудованное
кормушками
для
птиц,
служит для
наблюдений
за
птицами и для их
подкормки.
10.
Русские
красавицы
– на
данной
остановке
экскурсанты узнают
много нового о
берёзах. Берёза – это
не только символ
России,
но
и
настоящее дерево
целитель.
2.3. Карта – схема маршрута должна быть понятна всем участникам
экскурсии, должна быть такой, чтобы ей могли воспользоваться как
12старшеклассники, так и первоклассники. Могут быть составлены различные
карты – схемы, отличающиеся уровнем сложности.
Карты схемы для детей должны содержать небольшое количество
информации в виде понятных для всех рисунков объектов, стрелок,
указывающих маршрут, можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее
привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку,
яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по
которой они идут от одного объекта к другому.
Так же для учеников младших классов возможны сокращенные схемы
маршрута, то есть с исключением части остановок.
Для учащихся старших классов возможно применение топографической
карты местности.
В нашем проекте представлена универсальная картасхема
(приложение 1), которая понятна для учащихся всех возрастов, учителей, а
так же всех желающих посетить нашу тропу.
Картасхема включает все 10 остановок, которые пронумерованы и
обозначены рисунками.
Вывод: в результате проделанной работы, на территории школы мы
выделили объекты, представляющие наибольший интерес для изучения и
проложили маршрут тропы. Таким образом, наша экологическая тропа будет
представлять собой кольцевой маршрут, включающий 10 остановок. Цель
этапа достигнута.
13этап
3
Оформление экологической тропы
Цель: продумать мероприятия по подготовке экотропы для проведения
экскурсий.
План:
1. Оформить стенды и выносные знаки, обозначающие экологические объекты.
2. Разработать мероприятия по облагораживанию маршрута экотропы и
снабжению остановок всем необходимым.
3.1. Для оформления тропы нам потребуются знакиуказатели и
информационные стенды. Указатели будут стоять на каждой остановке
маршрута, следовательно, их будет 10, а информационный стенд будет
находиться на исторической остановке.
На стенде будет размещена следующая информация :
картасхема
маршрута;
перечень остановок
маршрута;
краткое описание
маршрута,
его
протяжённость;
правила поведения
во
время
экскурсий;
информация
истории
пришкольного
участка.
об
Помимо информационного стенда, нам понадобятся знакиуказатели
остановок, которые должны соответствовать следующим требованиям:
14 должны
вписываться
пейзаж;
должны
оформлены
едином стиле;
должны
информативными.
быть
в
в
быть
С учетом всех этих требований, нами был разработан дизайн знаков
указателей.
3.2. Некоторые остановки тропы требуют снабжения дополнительным
оборудованием (помимо информационных стендов и указателей). К таким
остановкам относятся: птичья столовая и миниметеостанция.
Для птичьей столовой нам потребуется соорудить и установить
кормушки, а миниметеостанцию требуется установить на высоте 2м от
земли.
Такие остановки, как «Цветник» и «Наш огород» требуется засадить
цветами и овощными культурами соответственно. Работы в цветнике будут
вести воспитанники кружка «Лесной Дозор» во главе с руководителем
кружка, а овощные культуры на остановке «Наш огород» предполагается
высадить во время проведений экскурсии с учениками начальной школы.
Вывод: в результате проделанной нами работы продуманы
мероприятия по подготовке экотропы к проведению экскурсий. Цель этапа
достигнута.
4
Составление текста обзорной экскурсии по экологической тропе
Цель: составить текст обзорной экскурсии.
План:
15этап
4.1. Требования к тексту экскурсии:
16
Пользуясь
1.
методическими
рекомендациями
организации
по
экологической
тропы, изучить
требования,
предъявляемые к
тексту экскурсии.
2.
Составить
текст экскурсии в
соответствии с
требованиями.
Текст
экскурсии
не
должен
быть
перегружен
сложными
терминами
и
большим
количеством чисел.
Всю
информацию для
экскурсии
необходимо
подобрать таким
образом, чтобы она
легковоспринималась в
всей
течение
не
экскурсии,
вызывая утомления
на первых же
этапах.
Текст
экскурсии должен
быть рассчитан на
то
количество
времени,
которое
отводится
на
экскурсию.
Составляя
текст экскурсии,
необходимо
учитывать возраст и
уровень подготовки
экскурсантов.
4.2. Текст экскурсии мы составили в соответствие с требованиями.
Для наибольшего удобства составления текста экскурсии и удобства
восприятия слушателей, мы составили план, по которому описывается
каждый объект нашей тропы.
План описания объектов тропы:
1. Название остановки
(объекта).
2. Общая
характеристика
17этап
объекта
(классификация,
биологические
особенности и т.п.).
3. Применение
в
промышленности и
хозяйстве.
4. Упоминание
творчестве
художников
писателей,
легендах.
в
и
в
Вывод: в результате проделанной нами работы составлен текст обзорной
экскурсии по экологической тропе. Цель этапа достигнута.
18этап
5
Разработка и печать брошюр, знакомящих с экологической тропой
Цель: создание брошюры – путеводителя по экологической тропе План:
1.
2.
Выбор информации
для брошюры.
Разработка дизайна
и
распечатка
брошюры.
5.1. Разрабатываемая нами брошюра, должна содержать такую информацию,
благодаря которой любой человек, ознакомившийся с её содержанием, мог бы
получить всю необходимую информацию и представление о том, что такое
экологическая тропа и мог бы самостоятельно сориентироваться на ней. То
есть брошюра должна являться кратким путеводителем по экологической
тропе и содержать только самую основную информацию.
Учитывая это, мы решили включить в нашу брошюру следующий материал:
1. Название проекта
остановок и т.п.)
2. Описание
тропы
(предназначение,
протяжённость,
количество
3. Карта – схема
тропы
с
обозначенными на
ней остановками.
4. Краткое описание
остановок.
5. Правила поведения
на тропе.
5.2. Дизайн брошюры мы планируем разработать при помощи программы
Microsoft Office Word и распечатали готовую брошюру на цветном принтере.
19Вывод: в результате проделанной нами работы создана брошюра
этап
путеводитель по экологической тропе. Цель этапа достигнута.
6
Функционирование экологической тропы
Цель: продумать организацию работы на экологической тропе.
План:
1.
2.
3.
Подготовить
экскурсоводов
Провести открытие
экологической
тропы.
Организовать
экскурсионную
работу на тропе.
6.1.
В качестве экскурсоводов могут выступать учителя школы, а также
Воспитанники кружка «Лесной Дозор».
Для успешного проведения экскурсий по экотропе, экскурсоводы
должны соответствовать следующим требованиям:
обладать чёткой дикцией и громким голосом;
быть уверенными в себе;
быть достаточно осведомленными в теме экскурсии, уметь отвечать
на задаваемые вопросы.
20