Конспект по экологическому воспитанию «Путешествие в Волшебный Лес»
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность»
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Программные задачи:
· Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
· Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
· Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы,
загадывание загадок, наблюдения, беседы.
Материал: мешки для мусора, газеты, деревянные пазлы с
частями дерева.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам про Волшебный лес. Там,
как и в обычном лесу растут деревья, летают птицы, бегают зверушки. А
присматривает за этим лесом добрый Старичок - Лесовичок. Хотите туда попасть?
Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все
движения и сразу окажетесь в Волшебном лесу. Встали. Приготовились.
В Волшебный Лес попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок -
И вот уж виден нам мосток,
Сидит на пне старичок –
Старичок - Лесовичок.
Над ним синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Вот мы и попали в Волшебный Лес. Что-то
Старичок-Лесовичок грустит. Давайте спросим что случилось, может быть, наша
помощь нужна.
Старичок-Лесовичок:
Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли в
гости. Лес – большой друг не только зверям и птицам, но и человеку. Для
животных он родной дом и кормилец. Да только вот не все это понимают. Прибегали
сюда туристы, мусор накидали, а за собой не убрали. Вот сколько мусора кругом.
Мне одному не справиться. Вы мне поможете? (дети собирают мусор)
Старичок-Лесовичок: Вот спасибо, все убрали. А вы знаете правила
поведения в лесу? А я сейчас проверю, какие вы друзья природы. Ведь у меня в
лесу много зверей и птиц, деревьев и цветов.
Игра
«Можно - нельзя»
*Ломать деревья и ветки, обрывать листья?
(Нельзя)
*Сажать деревья в лесу? (Можно)
*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)
*Ходить по тропинкам? (Можно)
*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)
*Любоваться цветами? (Можно)
*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)
*Беречь лес от пожара? (Можно)
*Разорять птичьи гнезда (Нельзя)
Воспитатель: Очень хорошо, что вы такие прекрасные помощники.
Ребята, а вы знаете, благодаря чему в нашем Волшебном лесу, такой чудесный
воздух? (ответы детей). Правильно, это деревья насыщают воздух кислородом, а мы
им дышим. Давайте повторим название частей дерева.
Дидактическая
игра «Собери дерево из частей»
Цель: закрепление
названий частей дерева (корни, ствол, ветки, крона, листья).
Как замечательно вы справились с заданием. А
теперь давайте поиграем.
Игра
«День и ночь» А теперь выдержку свою покажите, с совой поиграйте!
Днем сова спит, а ночью на охоту вылетает, всех пугает.
По сигналу ведущего: «День наступает – все
оживает», дети должны спокойно бегать, прыгать по площадке, а «Совушка» в это
время спокойно спит в своем гнезде. Далее звучит следующая команда ведущего
«Ночь наступает – все замирает» и в этот момент все дети должны замереть, а
сова вылетает на охоту
Воспитатель: А теперь вам задание такое: подумайте и ответьте на вопросы
о том, как вы поступите в той или иной ситуации и почему.
– Нашёл Лёша гнездо с
яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел
взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И
в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики.
Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель
сказала…Что сказала воспитатель?
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо
мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку.
Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не
трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был
прав?
– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его
своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что!
Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят
конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут
жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?
Дети объясняют, как правильно надо поступить в
данной ситуации.
Воспитатель: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно
вести себя в лесу.
Дерево, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Старичок-Лесовичок: Вижу, что вы настоящие друзья природы и
умеете ее беречь.
Спасибо вам, ребята за помощь. Вот за это я
угощу вас грибами, да не простыми, а шоколадными. (даёт корзину).
Воспитатель:
Спасибо, Старичок -Лесовичок, за подарки. Нам
очень понравилось у тебя в гостях, но нам пора возвращаться. Мы никогда не
забудем правила, которые помогают сохранить лес.
Физкультурная пауза
(дети выполняют движения проговаривая скороговорку, каждый следующий раз ускоряя темп.) Повторяют два – три раза.
Белый снег, белый мел
Белый заяц, тоже бел.
Только белка не бела
Белой даже не была.
Сценка «Маша идёт в гости к мишке»
Действующие лица: Маша, заяц, волк, белка, поросята, бабочки, медведь.
Цель: формирование экологической культуры детей.
Маша: В гости к мишке я пойду, всех друзей с собой возьму.
Песню поёт: про следы из мультфильма «Маша и
медведь»
Навстречу заяц:
— Что поёшь? Куда идёшь?
Маша: К мишке в гости я иду и.
Заяц: Маша, подожди тебе здесь не пройти!
Вся завалина тропинка, разбросала мусор
свинка.
Маша: Что же делать? Как нам быть? Как же путь освободить
Как же жить возле помойки? Может нам помогут
волки?
Маша:
(достаёт телефон, звонит волкам) Эй, мальчишки помогайте, лес скорее наш
спасайте.
Волки: Друзья, мусор так бросать нельзя,
Вот они следы прогресса, мы как санитары леса,
вам поможем, уберём, чистоту здесь наведём (собирают мусор в мешки). Убрали мусор, уезжают.
Белочка
прыгает, кричит
- Ой, скорее помогите, дом с бельчатами спасите.
Маша:
Есть, не далеко река, воды скорее принесите, Белкин домик потушите!
Что же тут произошло, кто поджог твоё дупло?
Белка: У поросят, был здесь тур слёт, костёр оставили и
Вот(всхлипывает),
Маша: до
Мишки надо нам добраться, он то сможет разобраться
Бабочка: (кружатся вокруг Маши)
- На полянке, у реки потоптали все цветки
Маша: Кто такое сотворил, и цветочки погубил?
Бабочка: Папа-свин машину мыл
Медведь: рычииит р-р-р
Маша: Мишка, Мишка, почему ты такой злой?
Мишка: Как же мне не злится, ведь такое здесь творится,
всё в дыму, Ничего я не пойму,
Столько мусора в лесу.
Кто пришел в мой лес густой,
И нарушил в нем покой.
Банки, склянки и пакеты,
Ох, не справиться мне с этим!
(держится за голову) Кто малину поломал, пока я
в берлоге спал?
Маша: Миша сядь ка на пенёк скушай с мёдом пирожок,
Медведь: Маша, мне не до
еды,
поросят скорей зови. (Прибегают поросята)
Медведь: Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны вы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен
Поросята: МЫ всё исправим, уберём и лес в порядок приведём
Воспитатель:
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем,
И никто нам не поможет,
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку,
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня,
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
Автор
стихотворения «Не надо мусорить в лесу!» Михаил Крюков
Автор стихотворения «ЛЕС - НАШ ДРУГ!» Наталья Филимоненко
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали на занятии? Когда будете ходить в лес, на поляну вы будете соблюдать правила поведения на природе?
Рефлексия
Давайте украсим наше дерево. Всем кому было интересно и кому понравилось занятие, прикрепите к дереву желтые листочки. Кому было не интересно, прикрепите оранжевые листочки.
До свидания. Спасибо за работу.
Самоанализ открытого занятия «Путешествие в волшебный лес»
Провела воспитатель 1 категории: Городницкая Татьяна Николаевна
Класс: 2
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность»
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Программные задачи:
· Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
· Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
· Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы,
загадывание загадок, наблюдения, беседы.
Материал: мешки для мусора, газеты, пазлы с частями
дерева, маски героев сказки, кукла Маша.
Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе. Экологическое воспитание в детском возрасте включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую
Присутствие сказочного героя Старичка – Лесовичка помогает заинтересовать детей темой занятия.
Игра «Можно – нельзя» закрепляет знания детей о нормах и правилах поведения в природе.
Дидактическая игра «Собери дерево из частей», способствует умению различать и правильно называть части дерева.
Игра «День и ночь». Снятие мышечного тонуса, умение ориентироваться во времени (день-ночь), воспитание выдержки.
Разбор ситуаций позволил детям высказать свои мысли, показать, как бы они поступили в тои или иной ситуации.
Скороговорка с использованием движений, умение сопоставлять речь и движения, что для наших детей затруднительно.
Экологическая сказка «Маша идет в гости к мишке» в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения. Такие сказки служат источником формирования экологических понятий, в ненавязчивой форме обучают школьников правилам природоохранного поведения.
На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность, что позволило мне создать положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысить речевую активность и сохранить интерес детей на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы направленные на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование.
Считаю, что поставленных целей добилась.
Физминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (потягивания- руки в стороны)
Каждый стареется,
К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловещем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.