Эрудицион
«Мир пернатых»
ЭРУДИЦИОН «МИР ПЕРНАТЫХ».
Цель: В нетрадиционной форме обобщить и закрепить знания воспитанников о многообразии, поведения и жизнедеятельности, о роли в природе и значении в жизни человека, о редких и исчезающих видах птиц.
Задачи: 1. Развивать интерес воспитанников к познанию многообразия птичьего мира, желание больше узнать об их жизни, повадках.
2. Воспитать любовь к пернатым, чувства доброты, сопереживания и бережного отношения к ним.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, дорогие друзья!
Все мы живем в прекрасном мире – на планете, которая называется Земля. Посмотрите – сколько вокруг разнообразной и интересной жизни!
Порхают веселые бабочки, чирикают в цветущих кустах птицы, по тропинке ползет важный жук, прыгает куда-то по своим делам пучеглазая лягушка, шуршит в траве любознательный еж. Мы люди такие же живые существа, как многие другие вокруг нас и рядом с нами. Они летают, прыгают, свистят, квакают, пищат. Они умеют делать многое, чего не умеем делать мы (например, строить великолепные гнезда). Мир животных велик и разнообразен. В нем встречаются разные и совсем не похожие на нас гиганты или крохотные малютки. Но они тоже живые. И чем больше человек узнает о тех, кто обитает рядом с нами, тем бережнее и мудрее относится он к ним, не обижает сам и не дает другим в обиду.
Мир животных ученые называют еще царством. К этому царству принадлежим и мы с вами – люди. Но в царстве этом нет царя, в нем все равны. Человек не должен решать судьбу других обитателей царства. Их судьбами управляет мудрая природа. Человек это осознал не сразу к сожалению. Многие виды животных были истреблены и исчезли с лица Земли.
Так, например, еще 150 лет назад в Северной Америке обитал дикий голубь. Ученые называют его странствующим, так как птицы эти могли совершать дальние перелеты. Стаи голубей были многомиллионными, они закрывали собой солнце. Днем становилось темно как ночью, когда птицы перелетали с мест, где они кормились, к местам ночевок. Люди удивлялись бесчисленности этих стай и беспечно стреляли в голубей, собирали их яйца из гнезд. Люди даже не могли предположить, что столь многочисленная птица может исчезнуть. Однако именно так и случилось. В один печальный день странствующих голубей не стало. Оказалось, что человек полностью истребил их.
Еще один трагический пример связан с удивительной птицей дронт. Это нелетающая крупная птица, внешне похожая на индюка, но на самом деле – родственник голубей, жила на нескольких островах в Индийском океане. Когда туда приплыли европейцы, они были обрадованы возможностям без усилий запасать мясо, убивая беззащитных дронтов. Так дронт был истреблен в необычно короткое время, и от него остались одни воспоминания. С тех пор люди стали умнее. Человек задумался над последствиями своих действий в природе. Он стал внимательно изучать природу и населяющих ее живых существ, учиться жить мирно рядом с ними.
В Нижнем Новгороде есть общественный экологический центр «Дронт». Он был создан в 1989 году для осуществления различных природоохранных программ и проектов.
Сегодняшняя наша игра посвящена пернатым. Ведь без птичьего щебета скучен был бы мир. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Пусть наша сегодняшняя встреча откроет для каждого из нас что-то новое и интересное, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами.
Итак, мы начинаем!
1. Представление команд.
Команды по очереди представляют свое название, девиз, эмблему и капитана команды.
2. Разминка. Пословицы и поговорки о птицах.
Дано начало пословиц и поговорок о птицах, участникам команд нужно продолжить фразы.
Например, По воробьям из пушки не стреляют.
№1.1. Белый лебедь серому гусю не товарищ.
2. В осень и у вороны копна.
3. Видна птица по полету.
4. Видом сокол, а голосом ворона.
5. Всяк кулик свое болото хвалит.
№2. 1. Вороне соколом не быть.
2. Гусь да гагара – два сапога пара.
3. Драчливый петух жирен не бывает.
4. И журавль тепла ищет.
5. И сокол выше солнца не летает.
№3. 1. Гусь козлу не брат.
2. К воронам попал – по вороньи каркай.
3. как птица живет: не сеет, не жнет.
4. Красна птица пением, а человек умением.
5. Курица по зернышку клюет, досыта живет.
№4. 1. Гусь свинье не товарищ.
2. Красна птица пером, а человек умом.
3. Кто бы дятла знал кабы носом не стучал.
4. Кукушка своего гнезда не вьет.
5. Курицу яйца не учат.
№5. 1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
2. Мал соловей, да голос велик.
3. На словах орел, на деле мокрая курица.
4. Наш сокол мал, да удал.
5. Не пугай сокола вороной.
№6. 1. Петух скажет курице, а он всей улице.
2. Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
3. У всякой пташки свои замашки.
4. Цыплят по осени считают.
5. Эта ворона нам не оборона.
3. Конкурс «Да» или «Нет».
Сейчас всем командам нужно приготовиться и быстро отвечать на вопросы «Да» или «Нет». Если ваш ответ «Да», то капитану нужно поднять красный кружок, если «Нет», то – синий. Жюри фиксирует правильные ответы.
1. Королек – самая маленькая птичка в хвойных лесах (ДА).
2. Сову называют «летающей кошкой» (ДА).
3. Ласточки летают быстрее других птиц (НЕТ).
4. Соловей поет только вечером (НЕТ).
5. Дятел может передвигаться по стволу дерева вверх и вниз головой (НЕТ).
6. Бекас издает звуки с помощью хвоста (ДА).
7. Дрофа – самая крупная из птиц России (ДА).
8. Глухари выводят птенцов зимой (НЕТ).
9. Кукушка истребляет гусениц шелкопряда (ДА).
10. Пингвины могут летать (НЕТ).
4. Конкурс «Пойми меня».
Капитаны команд получают (вытягивают) карточки-задания с названиями птиц. Без слов, с помощью жестов, мимики, движений им нужно изобразить птицу так, чтобы команда догадалась кого изобразил капитан.
№1 – дятел, утка.
№2 – пингвин, ястреб.
№3 – петух, воробей.
5. Конкурс «Отгадай птицу».
Команда должна отгадать птицу по отрывку из художественного произведения (см. приложение).
6. Конкурс «Угадай кроссворд».
«Птицы герои сказок».
1.Взбунтовавшийся пограничник-высотник царя Додона (золотой петушок).
2. Сказочный источник света (жар-птица).
3. Птенец – поэт-песенник из сказки М. Горького (воробьишко).
4. Жена царя Гвидона (царевна-лебедь).
5. Пернатые преступники специализирующиеся на кинднептике (гуси-лебеди).
6. Зимующая водоплавающая мученица (серая шейка).
7. Муж Анны-Царевны из сказки «Марья-Моревна» (ворон).
8. Поющий хулиган с муромской дороги (соловей-разбойник).
9. …ясный…/заколдованный спящий красавец/ (финист ясный сокол).
10. гостеприимный хозяин жадной лисицы (журавль).
11. Повариха с огромным стажем варки каши (сорока-белобока).
12. Рябой источник золотого запаса бабки и дедки (курочка ряба).
7. Конкурс «Веселый портрет».
Нарисовать силуэт птицы.
1-ый рисует туловище и ноги;
2-ой клюв и глаза;
3-ий голову;
4-ый крылья;
5-ый хвост.
Побеждает та команда у кого выразительнее и быстрее получится портрет птицы.
8. Конкурс «Легендарные птицы».
О птицах в народе слагали пословицы, стихи, песни и легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Мы предлагаем несколько легенд. Вы должны отгадать, о какой птице идет речь.
Легенда №1. Как гласит одна легенда, именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил их к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Что это за птица? (КЛЕСТЫ)
Легенда №2. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что она женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в цветы, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя? (КУКУШКА)
Легенда №3. А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни. У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное – огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется над стадами. Шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании ее зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас? (КОЗОДОЙ)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Награждение команд победителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.