Методический час
ТЕМА: Педагогическая этика: роль, место и значение в деятельности преподавателя системы профессионального образования (профессионального обучения).
В этой работе рассматривается этика как одна из составляющих профессиональной культуры современного педагога, дается определение научного понятия педагогической этики, разъясняются основные категории и главные направления педагогической этики.
Подготовила: методист
Петриченко Ольга Васильевна
г. Торез, 2025 год
Содержание
1. |
Введение |
3 |
2. |
Основная часть Педагогическая этика: роль, место и значение в деятельности преподавателя системы профессионального образования (профессионального обучения) |
|
2.1. |
Профессиональная педагогическая этика современного учителя |
4-7 |
2.2. |
Педагогическая этика: роль, место и значение в деятельности преподавателя системы профессионального образования (профессионального обучения) |
8-12 |
2.3 |
Реализация педагогической этики во взаимоотношениях с обучающимися |
13-15 |
3. |
Заключение |
16-17 |
4. |
Список использованных источников |
18 |
Введение
Этические аспекты профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность является социальной и предъявляет к личности определенные требования, то в этом случае следует обратиться к понятию «профессиональная этика». Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу, тем самым регулируя нравственные отношения людей в трудовой сфере. Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок личности, и наоборот. Безответственное отношение специалиста к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий [1].
2. Основная часть
Педагогическая этика: роль, место и значение в деятельности преподавателя системы профессионального образования (профессионального обучения)
2.1 Профессиональная педагогическая этика современного учителя
«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – ни будь общественной группе)». (С.И. Ожегов).
Профессиональной этикой, в общем, называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Практическая деятельность преподавателя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентации, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Среди задач курса педагогической этики – поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.
Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.
Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.
В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребёнка», не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения педагога).
Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику педагога и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.).
Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.
В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др. [3].
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, педагог должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.
2.2 Педагогическая этика: роль, место и значение в деятельности преподавателя системы профессионального образования (профессионального обучения)
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей.
Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль: раскрыть обучающимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.
Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям «не как к средству, а только как к цели» (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
Учитель общается с обучающимися в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь.
Морально-педагогический облик педагогического коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на обучающихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.
Целями педагогической этики являются:
̶ изучение характера нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной образовательной среде;
̶ обоснование основ педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т. п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Задачи педагогической этики могут быть разделены на теоретические и прикладные, в частности:
а) исследование проблем методологического характера педагогической этики;
б) выяснение структуры и изучение процесса формирования нравственных потребностей учителя;
в) определение специфики нравственных аспектов педагогического труда;
г) выявление предъявляемых в обществе требований к нравственному облику педагога и т. д.
К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные из понятий отражают такие аспекты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые позволяют выделить педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определенные трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе обучающихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
Педагогическая мораль представляет собой систему нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к обучающимся и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения преподавателя в процессе его профессиональной деятельности. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед самим собой [1].
Обязательное для педагога качество – гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности обучающегося, из сочувствия обучающемуся, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Обучающиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
Педагог – это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни обучающихся. Пробуждать интересы, вести обучающихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, группа, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог – образец для подражания, побуждающий обучающихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец.
Профессионально необходимыми качествами педагога являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя учащиеся не должны чувствовать и видеть. Еще А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить Постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся, не нервничать по пустякам.
Душевная чуткость в характере педагога – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние обучающихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой педагог осознает свою личную ответственность за судьбы подрастающего поколения.
Неотъемлемое профессиональное качество педагога – справедливость. По роду своей деятельности он вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки обучающихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития обучающихся. По ним обучающиеся судят об объективности педагога. Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как его умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая обучающихся сквозь призму собственных оценок, необъективный педагог становится пленником схем и установок. До обострения отношений, конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы – рукой подать.
Педагог обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной.
Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка -все, что позволяет создать в аудитории положительный эмоциональный фон, заставляет учеников смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны [4].
2.3 Реализация педагогической этики во взаимоотношениях с обучающимися
В ходе своей преподавательской деятельности, педагог осуществляет взаимодействие с обучающимися. Он строит с ними взаимоотношения, ориентированные на всесторонне развитие личности обучающегося.
Педагог выступает примером для подражания ребенка. Конечно, родители остаются главными примерами, но педагог занимает не менее важное место в процессе познания ребенком окружающего мира, демонстрации его устройства и отношений с ним на собственном примере.
Чтобы установить с обучающимися положительные взаимоотношения, педагогу необходимо:
̶ проявлять такт в общении;
̶ недопустимо оскорблять обучающегося, принижать его достоинство;
̶ соблюдать правила культурного общения;
̶ основывать свое общение на этических нормах;
̶ не предъявлять повышенных требований;
̶ не повышать голос, исключать грубую лексику;
̶ проявлять уважение к личности обучающегося.
Все эти направления и составляют понятие педагогической этики. Их соблюдение необходимо для реализации своих педагогических навыков, применения педагогического мастерства в работе.
Педагогу необходимо выработать для себя конкретный стиль общения и построения взаимоотношений с обучающимися. Он позволит сформировать авторитет в глазах детей и создать благоприятную атмосферу для обучения, познания и развития обучающихся, а также выполнения педагогом своих профессиональных функций.
Педагог должен стать детям наставником и другом. Нельзя допускать взрыва эмоций и действовать, руководствуясь разумом, а не чувствами.
Все требования педагога должны быть реальными и выполнимыми для обучающихся. Выражать их необходимо тактично и сдержанно. Профессиональная этика учителя реализуется по следующим направлениям:
1. Проявление уважения к обучающимся.
2. Проявление любви к обучающимся. Она отражает способность педагога проявлять заинтересованность тревогами и потребностями обучающихся.
3. Предоставление обучающимся права на незнание. Педагог не должен выбирать любимчиков по уровню их успеваемости. Каждый обучающийся личность.
4. Самоконтроль педагога. Нельзя позволять гневу овладеть сознанием педагога. Необходимо проявлять терпимость к ошибкам детей, независимо от того, сделаны они сознательно или нет. Также, нельзя проявлять ненависть к обучающимся.
5. Этика делового общения педагога. Этика делового общения является важным составным компонентом профессиональной этики педагога. Она необходимо для построения продуктивных профессиональных взаимоотношений педагога с другими участниками образовательной деятельности.
Этика делового общения включает в себя ряд правил построения профессиональных взаимоотношений в образовательной сфере. К ним относятся:
̶ Мораль не имеет абсолютной истины, а среди людей не существует судей, способных порицать этическое поведение другого.
̶ Отношение других к нам, их общение и этическое взаимодействие полностью зависит от нас и нашего поведения.
̶Построение этических отношений необходимо начинать с себя.
̶ Отношение к подчиненным должно основываться на собственном желании отношения к себя руководства.
̶ Отношение к руководству должно быть таким, каким вы видите и желаете отношение к себе подчиненных.
̶ Не давать невыполнимых обещаний.
Соблюдение данных правил позволяет сформировать продуктивную систему взаимоотношений между педагогом и иными участниками образовательного пространства [2].
3. Заключение
Особые профессиональные и общественные функции педагога, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих учеников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности, организующей учебно-воспитательный процесс.
Педагогической деятельностью должны заниматься люди, имеющие к ней призвание, одаренные и способные. Однако педагогические способности (талант, призвание, задатки) принимаются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но не решающим профессиональным качеством.
И.П. Подласый важными профессиональными качествами педагога называет трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда [5].
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)
Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.
Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. Это суть педагогической этики.
Чтобы соблюдать профессиональную этику во взаимоотношениях с обучающимися и родителями, руководством и внешними институтами, педагогу необходимо непрерывно развиваться и совершенствоваться, повышать уровень своего профессионального мастерства, самообучаться и применять творческий подход к своей работе.
Список использованных источников
1. https://studwood.net/1752080/pedagogika/eticheskie_aspekty_professionalnoy_deyatelnosti_prepodavatelya
2. https://spravochnick.ru/pedagogika/professionalnaya_etika_uchitelya/
3. https://www.informio.ru/publications/id402/Pedagogicheskaja-yetika-v-srednih-professionalnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdenijah
4. https://spravochnick.ru/pedagogika/professionalnaya_etika_uchitelya/
5. И. П. Подласый. Педагогика. Новый курс. — М.: Владос, 2011 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.