Проект «Хлеб всему голова!»
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с
целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека;
приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в
организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для
людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе.
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни
обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с
самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к
страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому
богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С
помощью экологического проекта мы это узнаем!
Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими
усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать
бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе
выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного
отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его
изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и
умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к
людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель,
родители, коллеги.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный
центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски;
дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по
теме.
Предварительная
работа:
• Сбор информации:
о злаковых растениях,
о сельскохозяйственной
технике, о хлеборобах,
о народных традициях.
• Подбор
демонстрационного
материала: картинки,
иллюстрации,
видео-материал,
злаковые растения,
крупы, мука из разных
злаков, предметы быта.
• Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки,
чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Ожидаемый результат:
• формирование у детей
представления о ценности
хлеба;
• получение знаний детьми о том,
как выращивали хлеб в старину,
и как это происходит сейчас,
донести до сознания детей, что
хлеб – это итог большой работы
многих людей;
• воспитание интереса к
профессиям пекаря, кондитера,
комбайнера и к труду людей,
участвующих в производстве
хлеба;
• воспитание бережного
отношения к хлебу и хлебобулочным
изделиям.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• опытно – экспериментальная деятельность;
• анализ.
Взаимодействие с родителями:
• Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и
поговорки о хлебе.
Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»
Рассматривание
иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных
картинок на тему:
«Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по
иллюстрации «Как выращивают
хлеб»;
Рассматривание картин
И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь
московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса
Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями:
• Агроном;
• Комбайнер;
• Пекарь;
• Кондитер;
• Продавец.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен
при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью родителей).
Речевое развитие:
Чтение художественной
литературы о хлебе:
• Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый,
мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок»
(См. приложение 3)
• В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
• К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Я. Аким «Хлеб»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое хлеб»;
• Н. Самкова «О хлебе»;
• П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки,
стихи, приметы о хлебе (См. приложение 1, 2)
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».
Дидактические игры:
• «Назови профессию»;
• «Что, где растет»;
• «Что из какой муки испекли?»;
• «Четвертый лишний»;
• «От зерна до каравая»;
• «Что сначала, что потом»;
• «Превращения»;
• «Чудесный мешочек»;
• «А какой он, хлеб?»;
• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
• «Угадай на вкус»;
• «Угадай на ощупь»;
• «Из чего сварили кашу?»;
• «Как превратить муку в тесто?»;
• «Назови ласково».
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
• рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
• лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой
игры «Булочная»;
• составление картин из манной крупы;
• изображение хлебных полей; людей,
выращивающих хлеб.
НОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии
картин «Как люди выращивают
хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?»
(профессии хлебороба, пекаря…).
Рассказ
по картинкам:
Как в старину люди выращивали хлеб?!
Взаимодействие с
родителями
• Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и
поговорки о хлебе.
Этапы проекта:
1. Подготовительный
этап:
• определение объектов изучения;
• подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
• получение муки из зерна;
• изучение свойств муки, теста.
3. Заключительный этап:
• обобщение результатов работы;
• проведение НОД «Хлеб – всему голова!»
Формы работы:
• Дидактические игры.
• Музыкальные занятия.
• Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
• Организация тематических досугов и развлечений.
• Беседы-диалоги.
• Чтение детской литературы по теме.
• Показ представлений по теме.
Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это
происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой
работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей,
участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.
Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера,
2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие
– М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском
саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011
г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурс
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.