Экологический проект
«Покормите птиц зимой»
Среднесрочный проект:
«Пернатые друзья
моего Башкортостана»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки
на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть
зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима…
А.Яшин
Паспорт проекта
Название проекта: «Пернатые друзья моего Башкортостана»
Тип
проекта: познавательно
-творческий
Вид
проекта: среднесрочный,
групповой
Сроки
реализации: с 01.11.2018 по
30.03.2019 гг.
Актуальность
проекта:
В холодное время года перед зимующими
птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи
становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда
естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не
могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к
друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни,
заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти
птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц
зимой.
Цель проекта: Развитие у дошкольников нравственных чувств через
экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание
оптимальных условий для развития творческой активности и положительного
эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной
и продуктивной трудовой деятельности.
Проблемы:
Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее
время года.
Задачи
проекта:
Обучающие:
• Закрепить ранее полученные знания дошкольников
о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли
человека в жизни птиц
• Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями
• Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной и
творческой активности, любознательности
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас
детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам,
желание помогать в трудных зимних условиях
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное
отношение к ней.
• Укреплять детско-родительские отношения
Ожидаемые
результаты реализации проекта:
- Заинтересовать детей совместно с родителями в
заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек,
подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать
укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих
способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Участники
проекта: дети средней группы №7,
родители, воспитатели.
Этапы
проекта:
1.Подготовительный
этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих
птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и
механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации
проекта.
2.Основной
этап.
Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в
воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по
расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях
жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводится в трех
направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
3 этап - заключительный
- Оформление результатов проекта в виде презентации,
- представление отчёта по проведению акции «Помоги птицам!»
-участие в конкурсе «Зимующие птицы»
Работа с детьми по решению задач проекта:
1.Работа воспитателей с детьми
Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих
птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в
зимний период.
«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих
птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой
природе.
Рассматривание
зимующих птиц на иллюстрациях
в книгах и журналах
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах,
Активизировать словарный запас детей.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах.
Активизировать словарный запас детей.
Составление
рассказов по иллюстрациям
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас
детей. Формировать связную речь.
Разучивание стихов
Цель: Научить внимательно слушать литературный
текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковых игр
Цель: Развить моторику рук. Активизировать
словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)
Цель: Формирование интереса к потребности в
чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной
литературы.
В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима,
аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко»,
“Где обедал воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка”.
Оформление
уголка книги (подбор книг о птицах)
Цель: Расширить представления детей о зимующих
птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель: Учить внимательно слушать музыкальные
произведения, различать голоса птиц.
Дидактические игры
«Собери птицу», «Что за птица? », «Кто как
кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Угадай на
ощупь», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?»,
«Накорми птичек».
Цель: развитие полноты зрительного восприятия,
умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные
признаки, складывать из частей целостную картину.
Сюжетно-ролевые игры
«Пригласи синичку в гости », «Больница птиц»,
«Птичий двор» и «Путешествие в лес».
Театрализация:
«Ястреб и воробушки» и «Где обедал воробей».
Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.
Художественное творчество.
Рисование. «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах. Вызвать интерес к различным техникам рисования (пальцем, ладошками и пластилином). Учить рисовать птиц по памяти и с иллюстраций. Передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста. Развитие воображения и мелкой моторики. Воспитывать любовь к природе.
Лепка. «Снегири»
Цель: Обучать умению лепить птиц из целого куска пластилина. Закрепить названия основных частей тела птицы, окраска. Учить передавать части тела птицы, соблюдая пропорции.
Закрепить навыки работы с пластилином. Напомнить детям известные приёмы лепки. Развитие воображения и мелкой моторики. Воспитывать аккуратность и усидчивость в работе.
Аппликация. «Синички»
Цели: Повторить с детьми особенности строения тела и окраски синицы, где живёт и чем питается. Закрепить с детьми навыки работы с ножницами и бумагой. Напомнить детям различные способы вырезания, и соблюдение техники безопасности. Учить правильно составлять композицию из отдельных деталей. Учить работать с шаблоном. Развивать фантазию и творчество. Воспитывать аккуратность в работе, и интерес к живому.
Конструирование. «Зимующие птицы» (оригами и природный материал) .
Цели: Учить детей работать с бумагой и природным материалом.
Закрепить навыки работы с бумагой и природным материалом.
Развивать у детей воображение, мелкую моторику, творчество и глазомер. Расширить знания о технике оригами. Воспитывать интерес к использованию различной техники в конструировании.
Коллективная работа: Изготовление макета на тему «Зимующие птицы».
Цели: Учить выполнять работу коллективно, помогая друг другу.
Развивать воображение и творчество детей.
2.Самостоятельная
деятельность детей:
-Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в
книгах и журналах
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах.
Активизировать словарный запас детей.
-Настольно-печатные игры, игры-вкладыши,
разрезные картинки, трафареты
Цель: Привлечение детей к самостоятельной
деятельности.
-Прогулки
Наблюдение за птицами.
Птичьи следы.
-Беседы о зимующих птицах.
-Подвижные игры
• «Воронята»
• «Птички»
• «Воробышки и кот»
Экскурсия
по территории детского сада
-Посещение «Птичьей столовой»
Цель: Воспитание бережного отношения к птицам,
любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление
детско-родительских отношений.
-Подкормка
птиц
Цель: Вызвать желание заботиться о наших
пернатых друзьях.
- Сбор корма для птиц
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки
птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.
Работа с родителями:
-Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
-Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки ) по данной тематике в книжный уголок группы.
-Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего города».
-Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.
-Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
- Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»
-Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц»
-Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
Работа в кружке «Волшебный пластилин»
«Птицы на ветках»
Цель: Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.
Ожидаемый результат:
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.
Трансляция проекта:
После завершения проекта планируется выступление перед коллегами.
Дальнейшее развитие проекта: по окончании проекта детям будет предложено задание на весеннее время года пронаблюдать за перелетными птицами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.